НЕЙРО - И ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Обучение современных школьников одновременно является и одной из главных задач современного общества и важнейшей проблемой. Образовательная программа с каждым годом становится все сложнее, предъявляя будущему поколению все больше требований. В соответствии с этим родители отдают предпочтение интеллектуальному развитию ребенка, а не физическому. Ввиду этого, базовые физиологические системы, для полного созревания которых необходима спонтанная двигательная активность, не получают необходимой стимуляции и не развиваются в полной мере. В результате, к моменту начала школьного обучения в когнитивной сфере многих школьников обнаруживаются дефициты, так как базовый уровень, на который и должны надстраиваться высшие психические функции, не был достаточно сформирован. Вестибулярная система - одна из первых сенсорных систем человека, закладывающаяся во внутриутробном онтогенезе с 4-ой недели. Успешное развитие данной системы достигается за счет активных действий ребенка (бег, прыжки и т.д.). При нарушении или недоразвитии вестибулярной системы ребенок испытывает затруднения при удержании равновесия, ориентации в пространстве, концентрации взора на определенном объекте, что в дальнейшем может привести к недоразвитию высших психических функций, а соответственно к трудностям освоения школьной программы.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Целью исследования является изучение психологических особенностей женщин с нарушениями менструального цикла, проявляющихся в виде выраженного предменструальным синдромом (ПМС). В результате исследования описаны отличия между группами женщин с ПМС и без ПМС по шкале описания чувств. Выявлена взаимосвязь между степенью тяжести предменструального синдрома и внешне-ориентированным типом мышления, негативным отношением к мужчинам (товарищам и знакомым), истерическим типом реагирования и вегетативными нарушениями.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Спортивная психология как академическое направление существует почти два столетия. Неизменной целью с момента ее создания было понимание того, как психологические методы могут улучшить спортивные результаты. В статье мы стремились синтезировать существующую литературу, чтобы получить представление об общем влиянии спортивной психологии на спортивные результаты.
В этой статье рассматривается, насколько важна психология для спортивной медицины и чем занимаются спортивные психологи. Также, представлен обзор того, как принципы и рекомендации спортивных психологов являются ключевыми активами в оптимальной поддержке здоровья, производительности и благополучия спортсменов.
Материалы и методы. Был проведен систематический поиск в 3 базах данных: Scopus, Google Scholar и PubMed. Стратегия поиска была разработана без конкретных временных и языковых ограничений.
Результаты. Долгосрочные наблюдения показывают, что интеграция спортивной психологии в медицинскую практику способствует формированию устойчивых навыков саморегуляции и стрессоустойчивости у спортсменов. Результаты подтверждают, что междисциплинарный подход, создает основу для развития персонализированной медицины, где психологические техники становятся неотъемлемой частью лечебного процесса профессиональных спортсменов. Это открывает новые возможности для профилактики заболеваний и улучшения качества жизни пациентов.
Данный обзор укрепляет доказательную базу для методов спортивной психологии и может иметь большую практическую ценность для практикующих специалистов.
Целью исследования было установление взаимосвязи между религиозной активностью и выраженностью симптомов ПТСР и депрессии у комбатантов, находящихся в зоне боевых действий. Мы предположили, что высокий уровень религиозной активности связан с менее выраженными симптомами ПТСР, тревогой и депрессией. Воцерковлённые участники демонстрировали лучшие адаптивные способности. Умеренно религиозные участники показали средние уровни тревожности и депрессии. Нерелигиозные испытуемые демонстрировали более тяжёлые формы ПТСР. Каждый комбатант прошел тестирование (Методика измерения религиозной активности (МИРА) Д. О. Смирнова; Шкала депрессии А. Бека; Шкала для клинической диагностики ПТСР в адаптации Н.Б. Тарабриной. Как показывает анализ исследований религия является мощной протективной силой при различных мощных стрессовых ситуациях.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представлены результаты проведенного эмпирического исследования, полученные на выборке 83 детей дошкольного возраста, воспитывающихся в группах с инклюзией и без. Исследование показало повышенный уровень тревоги, высокий уровень агрессии и большое количество страхов среди детей с задержкой психического развития. Выявлено, что уровни тревоги, агрессии и выраженности страхов у здоровых детей в инклюзивных группах и группах без инклюзии распределены в целом одинаково.
Качественный анализ данных, говорят о необходимости продолжение изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников, в том числе с инклюзией, а также необходимости повышенного внимания к коммуникативной среде дошкольников как источника возможных страхов.
Семья является первым институтом социализации для любого ребенка. Роль семьи и особенно матери для ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидность еще выше. Исследователи, рассматривая роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, делают акцент на наличие стресса у родителей и необходимость совладания со стрессом, тогда как личностные особенности самих родителей оказываются вне фокуса изучения. Акцентуация характера у родителей действительно может оказывать значительное влияние на развитие ребёнка-инвалида. Акцентуации характера – это выраженность определённых черт личности, которая находится на границе между нормой и патологией. В зависимости от типа акцентуаций родители могут проявлять те или иные поведенческие особенности, которые влияют на их взаимодействие с ребёнком и восприятие его особенностей.
В статье нашли отражение результаты исследования доминирующих акцентуаций у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. В исследовании не учитывалась нозологическая группа ребенка, но все дети имели подтвержденный статус ребенка с ОВЗ. В исследовании приняли участие 144 мамы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Доминирующими акцентуациями оказались гипертимный, истероидно-демонстративный, эмотивный и застревающий типы акцентуаций матерей.
Статья посвящена теоретическому анализу способов поддержки родителей, применяющийся в некоторых современных моделях ранней помощи детям с РАС, таких как ABA терапия, DIRFloortime, ESDM, традиционные виды коррекционной помощи, разрабатываемый вариант ранней помощи на основе культурно-исторического подхода, приводится классификация способов поддержки. Роль родителя в раннем возрасте крайне важна, именно отношения с родителем являются движущим фактором его психического развития, нарушение развитие у ребенка становится трудной жизненной для всей семьи такого ребенка, что обуславливает необходимость поддержки родителей. Формы поддержки родителей детей с РАС разнообразны, путем теоретического анализа можно выделить пять групп таких форм: непосредственно направленные на ребенка, непосредственно направленные на родителя, направленные на обучение родителя техникам развития ребенка по нескольким основным линиям (моторика, речь, восприятие и т.д.), направленные на обучение родителей техникам развития общения, направленные на обучения родителя техникам развития различных форм общения и ведущей деятельности. Каждая из описываемых форм имеет как свои достоинства, так и ряд ограничений. Делается вывод о том, что в современной российской коррекционной практике наблюдается дефицит форм поддержки родителей, направленных на обучение родителя как навыкам общения с ребенком, так и навыкам развития ребенка по нескольким линиям, высказывается предложение о необходимости обучения специалистов ранней помощи способам поддержки родителей детей с РАС.