Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Исследование акцентуаций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

https://doi.org/10.24884/2219-8245-202517-2-38-44

Аннотация

Семья является первым институтом социализации для любого ребенка. Роль семьи и особенно матери для ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидность еще выше. Исследователи, рассматривая роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, делают акцент на наличие стресса у родителей и необходимость совладания со стрессом, тогда как личностные особенности самих родителей оказываются вне фокуса изучения. Акцентуация характера у родителей действительно может оказывать значительное влияние на развитие ребёнка-инвалида. Акцентуации характера – это выраженность определённых черт личности, которая находится на границе между нормой и патологией. В зависимости от типа акцентуаций родители могут проявлять те или иные поведенческие особенности, которые влияют на их взаимодействие с ребёнком и восприятие его особенностей.

В статье нашли отражение результаты исследования доминирующих акцентуаций у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. В исследовании не учитывалась нозологическая группа ребенка, но все дети имели подтвержденный статус ребенка с ОВЗ. В исследовании приняли участие 144 мамы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Доминирующими акцентуациями оказались гипертимный, истероидно-демонстративный, эмотивный и застревающий типы акцентуаций матерей. 

Об авторе

Т. Г. Киселева
ФГБОУ ВО Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского
Россия

Киселева Татьяна Геннадьевна, Кандидат педагогических наук, декан дефектологического факультета,

Ярославль, Республиканская, 108/1.



Список литературы

1. Арзикулов А.Ш., Абдумухтарова М.К., Арзибеков А.Г., Арзикулова Д.А. Эпидемиология акцентуации характера у подростков узбекской популяции// Российский педиатрический журнал. 2022. Т.3. №1. С. 48-49.

2. Балакирева Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с акцентуацией характера в условиях общеобразовательной школы //Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56. С. 244-267.

3. Севостьянов Р.А. Криминологические особенности преступного поведения гипертимических личностей//Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. №31. С. 53-59.

4. Carrère A. Residential or In-Home Care for Disabled Older Adults: The Role of Geographical Context. Population (English Edition), 2021, №76(2), Р. 311–340. https://www.jstor.org/stable/27093194 (дата обращения 23.11.2024)

5. Marsiglio W., Oechsle M. & Müller U. Fathering trajectories, gender, and physical/social place: a research agenda. In S. Hess (Ed.), Fatherhood in Late Modernity: Cultural Images, Social Practices, Structural Frames. 2012, Р. 165–192. https://doi.org/10.2307/j.ctvddzvgg.11 (дата обращения 23.11.2024)

6. Smith A. L., Romski M., Sevcik R. A., Adamson L.B., & Barker R.M. Parent Stress and Perceptions of Language Development: Comparing Down Syndrome and Other Developmental Disabilities. Family Relations, 2014, №63(1), Р. 71–84. http://www.jstor.org/stable/43695332 (дата обращения 23.11.2024)

7. Mancil G.R., Boyd B.A. & Bedesem P. Parental Stress and Autism: Are There Useful Coping Strategies? Education and Training in Developmental Disabilities, 2009, № 44(4), Р. 523–537. http://www.jstor.org/stable/24234260 (дата обращения 23.11.2024)

8. Levinger M. & Alhuzail N.A. Bedouin Hearing Parents of Children With Hearing Loss: Stress, Coping, and Quality of Life. American Annals of the Deaf, 2018, №163(3), 328–355. https://www.jstor.org/stable/26484301 (дата обращения 23.11.2024)

9. Woodman A. C. Trajectories of Stress among Parents of Children with Disabilities: A Dyadic Analysis. Family Relations, 2014, № 63(1), Р. 39–54. http://www.jstor.org/stable/43695330 (дата обращения 23.11.2024)

10. Al-Yagon, M. Fathers and Mothers of Children With Learning Disabilities: Links Between Emotional and Coping Resources. Learning Disability Quarterly, 2015, № 38(2), Р. 112–128. http://www.jstor.org/stable/24570082 (дата обращения 23.11.2024)

11. Smith A. L., Romski M., Sevcik R. A., Adamson L.B., & Barker R.M. Parent Stress and Perceptions of Language Development: Comparing Down Syndrome and Other Developmental Disabilities. Family Relations, 2014, №63(1), Р. 71–84. http://www.jstor.org/stable/43695332 (дата обращения 23.11.2024)

12. Баскакова Д.С. Связь стиля детско-родительских отношений и агрессии у подростков// Наука, общество, образование в условиях цифровизации и глобальных изменений. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 210-214.

13. Канева А.Ю., Булыгина Т.Б. Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания// Психология и современный мир, 2020. С. 108-114.

14. Федорова Е.А., Корнеенкова М.В. Влияние стиля семейного воспитания на характерологические особенности подростка//Психическое здоровье. 2022. Т. 17. №7. С. 8588.

15. MacInnes M.D. One’s Enough for Now: Children, Disability, and the Subsequent Childbearing of Mothers. Journal of Marriage and Family, 2008, №70(3), Р.758–771. http://www.jstor.org/stable/40056365 (дата обращения 23.11.2024)

16. Sousa A.C. From Refrigerator Mothers to Warrior-Heroes: The Cultural Identity Transformation of Mothers Raising Children with Intellectual Disabilities. Symbolic Interaction, 2011, №34(2), 220–243. https://doi.org/10.1525/si.2011.34.2.220 (дата обращения 23.11.2024)


Рецензия

Для цитирования:


Киселева Т.Г. Исследование акцентуаций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Медицинская психология в России. 2025;17(2):40-46. https://doi.org/10.24884/2219-8245-202517-2-38-44

For citation:


Kiseleva T.G. Research on accentuations of parents raising children with disabilities. Medical Psychology in Russia. 2025;17(2):40-46. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-202517-2-38-44

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)