Исследование эмоциональной сферы дошкольников в условиях инклюзии
https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-2-30-37
Аннотация
Представлены результаты проведенного эмпирического исследования, полученные на выборке 83 детей дошкольного возраста, воспитывающихся в группах с инклюзией и без. Исследование показало повышенный уровень тревоги, высокий уровень агрессии и большое количество страхов среди детей с задержкой психического развития. Выявлено, что уровни тревоги, агрессии и выраженности страхов у здоровых детей в инклюзивных группах и группах без инклюзии распределены в целом одинаково.
Качественный анализ данных, говорят о необходимости продолжение изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников, в том числе с инклюзией, а также необходимости повышенного внимания к коммуникативной среде дошкольников как источника возможных страхов.
Об авторах
Т. С. БузинаРоссия
Бузина Татьяна Сергеевна, Доктор психологических наук, доцент,
127006, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4.
Д. П. Панкова
Россия
Панкова Дарья Павловна, Клинический психолог,
127006, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4.
В. Д. Ан
Южная Корея
Ан Виктория Дмитриевна , Клинический психолог,
21919, Инчхон, Енсудон 568-1.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психологопедагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития. М.: Наука, 2020.
2. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учеб. пособие к вводной части курса “Психолого-педагогическая коррекция”. – Ярославль: Изд‑во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2003. – 77 с.
3. Добровольский Ю. А., Токарев А. А. Причины увеличения детей с ОВЗ // Теория и практика современной науки. 2018. №12 (42).
4. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.
5. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ; Владимир : Транзит - ИКС, 2009. – 48c.
6. Сигал Н.Г. Современные тенденции развития инклюзивного образования за рубежом // В мире научных открытий. – 2015. – No 5.3 (65). – C. 1039- 1051.
7. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1999. — No 1. — С. 19.
8. Карпушкина Н.В., Конева И.А., Калягина Ю.Е. К проблеме эмоционального развития старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – No 57-4. – С. 283-291.
9. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: Речь, 2001. — С. 31.
10. Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
11. Смолярчук И.В., Сафонова Е.Д., Ивкина А.С. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста // Гаудеамус. – 2021. – №1 (47).
12. Смолярчук И.В., Сафонова Е.Д., Ивкина А.С. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста // Гаудеамус. – 2021. – №1 (47).
13. Карпушкина Н.В., Орлова Т.А. Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. – № 60‑4.
14. Шипова Н.С. Самореализация в контексте типичного и атипичного развития. Кострома: Костромской государственный университет, 2022. – 176 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бузина Т.С., Панкова Д.П., Ан В.Д. Исследование эмоциональной сферы дошкольников в условиях инклюзии. Медицинская психология в России. 2025;17(2):32-39. https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-2-30-37
For citation:
Buzina T.S., Pankova D.P., An V.D. Emotional sphere of preschool children in inclusive conditions. Medical Psychology in Russia. 2025;17(2):32-39. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-2-30-37