Роль вестибулярной системы в развитии когнитивных функций младших школьников
https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-2-2-7
Аннотация
Обучение современных школьников одновременно является и одной из главных задач современного общества и важнейшей проблемой. Образовательная программа с каждым годом становится все сложнее, предъявляя будущему поколению все больше требований. В соответствии с этим родители отдают предпочтение интеллектуальному развитию ребенка, а не физическому. Ввиду этого, базовые физиологические системы, для полного созревания которых необходима спонтанная двигательная активность, не получают необходимой стимуляции и не развиваются в полной мере. В результате, к моменту начала школьного обучения в когнитивной сфере многих школьников обнаруживаются дефициты, так как базовый уровень, на который и должны надстраиваться высшие психические функции, не был достаточно сформирован. Вестибулярная система - одна из первых сенсорных систем человека, закладывающаяся во внутриутробном онтогенезе с 4-ой недели. Успешное развитие данной системы достигается за счет активных действий ребенка (бег, прыжки и т.д.). При нарушении или недоразвитии вестибулярной системы ребенок испытывает затруднения при удержании равновесия, ориентации в пространстве, концентрации взора на определенном объекте, что в дальнейшем может привести к недоразвитию высших психических функций, а соответственно к трудностям освоения школьной программы.
Об авторах
А. В. КатасоноваРоссия
Катасонова Анна Васильевна, Кандидат психологических наук, доцент,
690002, Приморский край, г. Владивосток, Проспект Острякова, дом 2.
Е. А. Фысина
Россия
Фысина Елизавета Андреевна, Студентка,
690002, Приморский край, г. Владивосток, Проспект Острякова, дом 2.
Список литературы
1. Руденко А.И. Трудности в обучении младших школьников // Вестник магистратуры. 2018. №4. С. 114-116.
2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. М.: Генезис, 2015. 349 с.
3. Порошина Е.А. Нейропсихология детей от рождения до 10 лет. Развитие мозга и полезные игры. М.: АСТ, 2024. 288 с.
4. Балашова Е. Ю. Когнитивное развитие детей младшего школьного возраста: семейные факторы риска // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Екатеринбург: без издательства, 2018. С. 218-222.
5. Николаева Е. И. Академическая неуспеваемость детей в начальной школе: анализ проблемы // Народное образование. 2018. №6-7. С. 79
6. Рязанцев А. А. Технология повышения обучаемости детей младшего школьного возраста // Педагогический журнал. 2022. №6. С. 580- 588.
7. Руденко А.И. Трудности в обучении младших школьников // Вестник магистратуры. 2018. №4. С. 114-116.
8. Brandt T., Zwergal A., Glasauer S. Spatial memory and navigation: functions and disorders // Curr Opin Neurol. 2017. №30. P. 90-97.
9. Van H.R A cross-sectional study on the neurocognitive outcomes in vestibular impaired school-aged children: are they at higher risk for cognitive deficits // J Neurol. 2023 №9. Р. 43264341.
10. Casale J., Browne T. Physiology, Vestibular System // StatPearls. Treasure Island . 2023. №3. P. 73-86
11. De Cicco V., Tramonti Fantozzi M.P. Trigeminal, visceral and vestibular inputs may improve cognitive functions by acting through the locus coeruleus and the ascending reticular activating system: a new hypothesis. // Front neuroanat . 2018. №12. P. 8-11.
12. Слободян Д.А., Яблочкина О.А., Поповодов И.В. Развитие функций вестибулярного аппарата у дошкольников // Наука-2020. 2021. №8. С. 27-39.
13. Зеленин Л. А. Социальная и педагогическая значимость вестибулярной функциональной системы в жизнедеятельности человека // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №12. С. 85-89.
14. Wiener-Vacher S.R., Wiener S.I., Ajrezo L., Obeid R. Dizziness and convergence insufficiency in children: screening and management // Front integr neurosci. 2019. №5. P. 33-41.
15. Ефимова В.Л., Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Влияние вестибулярного тренинга на динамическую остроту зрения у младших школьников с трудностями в обучении" // Психология и психотехника. 2023. №3. С. 28-35.
16. Ефимова В. Л., Николаева Е. И. Роль вестибулярной системы в формировании специфических речевых расстройств у детей // Комплексные исследования детства. 2020. №3. С. 83-89.
17. Дерябина Г. И. Особенности нарушения различных видов координационных способностей младших школьников со слуховой депривацией // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №178. С. 35-42.
18. Wiener-Vacher S.R., Hamilton D.A., Wiener S.I. Vestibular activity and cognitive development in children: perspectives // Front Integr Neurosci. 2013. №7. P. 92-10
19. Ефимова В. Л., Ефимов О. И., Николаева Е. И. Специфика вестибулярных нарушений и уровень когнитивного развития у детей с нарушениями речи // Центральные механизмы речи: Сборник материалов IX Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт. СПб.: Издательство ВВМ, 2019. С. 38-44.
20. Дубровина Т.И., Дружиловская О.В., Крижановская Е.Б. Влияние вестибулярной сенсорной системы на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. М.: Весть, 2020. С. 296-304.
21. Lacroix E., Edwards M.G., De Volder A., Noël M.P., Rombaux P. Neuropsychological profiles of children with vestibular loss // Vestib Restar. 2020. №1. P. 25-33.
22. Ломтатидзе О. В. Физиология сенсорных систем: учебно- методическое пособие. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина: Уральский университет, 2022. 116118 с.
23. Зеленин Л.А. Технология формирования равновесия в сопряжённом освоении техники гребли у начинающих гребцов с помощью тренажёров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. №1. С. 42-51.
24. Ефимова В. Л., Николаева Е. И. Роль вестибулярной системы в формировании специфических речевых расстройств у детей // Комплексные исследования детства. 2020. №3. С. 83-89.
25. Антоненко Л.Н. Связь когнитивной дисфункции и нарушения равновесия. Эффективная фармакотерапия // Неврология. 2019. №5. С. 38-46.
26. Катасонова А.В. Двигательный праксис у современных детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции. Владивосток: Эксперт-Наук, 2023. С. 52-69.
27. Medendorp W.P., Selen L.P. Vestibular contributions to high-level sensorimotor functions // Neuropsychologia. 2017. №105. P. 144-152.
Рецензия
Для цитирования:
Катасонова А.В., Фысина Е.А. Роль вестибулярной системы в развитии когнитивных функций младших школьников. Медицинская психология в России. 2025;17(2):2-9. https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-2-2-7
For citation:
Katasonova A.V., Fysina E.A. The role of the vestibular system in the development of cognitive functions of primary school children. Medical Psychology in Russia. 2025;17(2):2-9. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-2-2-7