ИСТОРИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Цель – анализ представлений о психическом развитии ребёнка в младенческом и раннем возрасте согласно традициям отечественной науки в 20 веке.
Материал и методы – статьи, тезисы, методические пособия, учебники и другая психологическая, педиатрическая и педагогическая литература, касающаяся младенческого и раннего возраста.
Результаты: обсуждаются основные теории, варианты возрастной периодизации, ключевые параметры оценки развития, средства диагностики, персоналии, задачи научно-практической работы специалистов
Выводы: представлено обобщенное видение авторами проблем, имеющих истоки в научно-практической линии развития 20 века и перешедшие в 21 век (теории, диагностика).
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье рассматривается структура и содержание внутренней картины бесплодия у пациентов с нарушениями репродуктивного здоровья с позиции отечественной концепции внутренней картины болезни, теории функциональных систем и современной репродуктивной психологии. Обсуждаются различия внутренней картины бесплодия по сравнению с внутренней картиной болезни при соматических заболеваниях, а также особенности внутренней картины лечения и модели результата лечения бесплодия: бесплодие не влияет на общее здоровье и не угрожает жизни пациента; не ограничивает жизнедеятельность и удовлетворение индивидных потребностей человека; является проблемой пары, а не отдельного индивида; при лечении бесплодия лечебная нагрузка для женщины значительно выше, чем для мужчины вне зависимости от сочетаний нарушений репродуктивного здоровья в паре. Описаны особенности чувственного, эмоционального, когнитивного и мотивационно-поведенческого компонентов внутренней картины бесплодия пациента и отличие их содержания от имеющийся у врача внешней картины бесплодия, картины лечения и модели результата лечения. Обсуждается сложная структура мотивации лечения бесплодия, включающая две составляющих: преодоление бесплодия как своей репродуктивной несостоятельности и преодоление бездетности как появление ребенка и переход к родительству. Обосновывается необходимость исследований вариантов внутренней картины бесплодия, внутренней картины лечения и модели результата лечения у разных групп пациентов, а также при использовании вспомогательных репродуктивных технологий.
В современном обществе отчетливо прослеживается тенденция к откладыванию рождения детей на более поздний возраст, в связи с чем возникает необходимость углубленного изучения психологических особенностей беременности у женщин старшего репродуктивного возраста (35 лет и старше), в частности их отношения к беременности и формирования привязанности к будущему ребенку. Цель исследования: изучить особенности отношения к беременности и формирования привязанности к будущему ребенку у женщин старшего репродуктивного возраста. Материалы и методы исследования: в исследовании приняли участие 91 беременная женщина в возрасте от 18 до 42 лет, находящиеся на сроке беременности от 20 до 36 недель. Применялись методики: тест отношений беременной (ТОБ) (И.В. Добряков), скрининговая шкала перинатальной тревоги (PASS-R) (Somerville et al., адаптация Коргожа М.А., Евмененко А.О.), шкала материнской привязанности (MAAS) (Condon J., адаптация М.Е. Блох). Для статистической обработки полученных эмпирических данных использовались методы описательной статистики, непараметрический критерий Манна-Уитни (U), коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r). Результаты исследования: у женщин старшего репродуктивного возраста наблюдается тенденция к более реалистичному, менее эйфорическому отношению к беременности, а также к меньшему уровню пренатальной тревожности по всем ее компонентам, кроме того, женщины старшего репродуктивного возраста демонстрируют более высокое качество привязанности к будущему ребенку, у них обнаружена более тесная взаимосвязь между отношением к беременности и формированием привязанности к будущему ребенку, что может свидетельствовать о большей интеграции этих психологических аспектов материнства. Выводы: проведенное исследование демонстрирует, что возраст зрелой матери является не столько фактором риска, сколько ресурсом для формирования качественной материнской привязанности и ответственного отношения к материнству.
Клинико-психологические особенности и репродуктивная мотивация несовершеннолетних беременных девушек остается актуальным и значимым исследовательским вопросом специалистов в области акушерства и гинекологии, клинической психологии и педагогики. Изучение мотивов сохранения беременности позволит выделить конструктивные и деструктивные аспекты в ценностно-мотивационной сфере юных матерей, что позволит качественно расширить содержание психопрофилактических мероприятий, направленных на предотвращение прерывания беременности и отказов молодых родителей от своих новорожденных детей. В исследовании мотивов сохранения беременности приняли участие 42 респондента: 17 первородящих беременных девушек в возрасте 15-17 лет со сроком беременности от 13 до 40 гестационной недели, а также 25 первородящих беременных женщин в возрасте 19-31 года.
Результаты исследования. У беременных девушек и женщин вне зависимости от возраста было выявлено преобладание конструктивной мотивации сохранения беременности. Для юных первородящих девушек характерны положительные показатели качества и поведение пренатальной привязанности к ребенку, а также оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты. У юных беременных существует риск формирования нереалистичных представлений о материнстве, о потребностях новорожденного и особенностях ухода за ним, неадекватное преставление о затратах и нуждах семьи в связи с рождением ребенка, а также характерны тенденции к укреплению деструктивных мотивов таких, как «рождение ребенка с целью обретения самостоятельности от родителей» или «рождение ребенка «назло» партнеру».
В статье рассматриваются репродуктивные ориентации как система субъективных приоритетов личности в сфере деторождения, проявляющаяся в определенных социальных условиях и являющаяся формой внутреннего контроля (самоконтроля) за репродуктивным поведением. Целью эмпирического исследования выступило выявление содержания репродуктивных ориентаций девушек в контексте состава их родительской семьи. В исследовании приняли участие 120 девушек в возрасте 18-21 год, из них 66 девушек из полных семей и 54 девушки из неполных семей, воспитанных матерями без участия отца или отчима. Выявлены общие проявления репродуктивных ориентаций девушек, воспитанных в условиях полных и неполных семей: доминирует стремление проявлять любовь и уважение к новой жизни, значимым для рождения ребенка представляется семейное единство с партнером, основанное на ощущении безопасности, деторождение рассматривается как свидетельство полноценности собственной жизни. При этом для девушек из полных семей менее характерны проявления генофилии как безусловного стремления к потомству и репродуктивной активности как включенности в действия, направленные на рождение ребенка и установление контакта с ним, что отражает их высокие требования к семейным условиям воспитания ребенка.
В статье представлены результаты исследования взаимосвязей психологических характеристик родителей и их вовлеченности в реализацию программы раннего вмешательства. Было обследовано 37 родителей из семей, получающих раннюю помощь. Изучались особенности эмоционального состояния (Шкалы депрессии и тревоги А. Бека), отношение родителя к ребенку (Опросник родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина), уровень стресса (Шкала воспринимаемого стресса S. Cohen, G. Williamson), удовлетворенность социальной поддержкой (Многомерная шкала восприятия социальной поддержки G. Zimet), приверженность родителя рекомендациям (адаптированный опросник комплаентности Д. Мориски, Л. Грин), родительская вовлеченность (опросник, составленный на основе исследования Hackworth N. J. et al.), социально-демографические показатели. Результаты исследования: уровень родительской вовлеченности значимо взаимосвязан с депрессивным (r=-0,420, p≤0,05) и тревожным (r=0,334, p≤0,05) состоянием родителей, при этом, чем выше уровень депрессии, тем менее родители участвуют в практике на занятиях (r=-0,381, p≤0,05). Уровень воспринимаемого стресса отрицательно коррелирует с внедрением рекомендаций в ежедневные рутины (r=-0,642, p≤0,05); а поддержка со стороны значимых других отрицательно коррелирует с посещаемостью занятий (r=-0,432, p≤0,05). Таким образом, необходимо учитывать эмоциональное состояние родителей, уровень их стресса и особенности социальной поддержки при реализации программ ранней помощи в семейно-центрированном подходе для вовлечения в работу с детьми.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В статье представлены результаты исследования психоэмоциональных особенностей матерей детей с диагнозом spina bifida в зависимости от времени постановки диагноза. Обосновывается актуальность изучения взаимосвязи между сроками диагностики врожденных пороков развития и выраженностью материнского дистресса. Описываются современные данные о влиянии рождения ребенка с врожденными аномалиями на психоэмоциональное состояние родителей. Использовались стандартизированные психодиагностические методики: шкала тревожности Спилбергера-Ханина (STAI), опросник депрессии Бека (BDI-II) и шкала воспринимаемого стресса (PSS-10). Установлено, что матери детей с spina bifida демонстрируют статистически значимо более высокие показатели ситуативной и личностной тревожности, симптомов депрессии и воспринимаемого стресса по сравнению с контрольной группой. Выявлены значимые обратные корреляции между временем постановки диагноза и всеми психоэмоциональными показателями. Регрессионный анализ подтвердил, что время диагностики объясняет от 20% до 28% вариативности материнского дистресса.
В статье обсуждаются психологические и социальные факторы, влияющие на репродуктивные планы женщин, проходящих лечение от рака молочной железы (РМЖ). Анализ литературы по данной теме и проведенное исследование показали, что репродуктивные планы женщин претерпевают изменение при обнаружении онкологического заболевания (РМЖ) и в процессе его лечения. Изучение организации процессов медицинского информирования и направления женщин в программы по сохранению репродуктивного здоровья в РФ свидетельствует о недостаточности информирования пациентов о возможностях использования вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) до начала противоопухолевого лечения. Представлены результаты исследования репродуктивных планов женщин с РМЖ с помощью специально разработанного опросника. Выявлены социально-психологические факторы, влияющие на изменение репродуктивных планов у женщин с РМЖ, связанные с недостаточностью информированности женщин о влиянии заболевания и его лечения на возможность деторождения, на свое здоровье и здоровье будущего ребенка, а также практически полное отсутствие информированности о возможностях использования ВРТ для планирования деторождения и сохранения своего репродуктивного здоровья после окончания лечения. Полученные в исследовании данные показывают, что своевременное информирование, корректная и быстрая маршрутизация, а также психологическая помощь на каждом из этапов лечения помогут женщине принять решение в пользу использования программ ВРТ для сохранения фертильности (СФ), а также реализации в материнстве в будущем.
НОВЫЕ КНИГИ
Статья представляет собой рецензию на монографию, посвященную вопросам, затрагивающим особенности формирования и реализации материнской сферы на современном этапе исторического развития, в эпоху постмодернизма и информационно-коммуникационной революции. В монографии освещаются актуальные проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем молодежи, описаны нормативные модели материнства у женщин, имеющих детей раннего возраста. Акцентировано внимание на особенностях консультативной работы с женщинами в раннем послеродовом периоде при рождении ребенка с заболеванием.










