Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Вовлеченность родителей в реализацию программы раннего вмешательства

https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-3-56-63

Аннотация

В статье представлены результаты исследования взаимосвязей психологических характеристик родителей и их вовлеченности в реализацию программы раннего вмешательства. Было обследовано 37 родителей из семей, получающих раннюю помощь. Изучались особенности эмоционального состояния (Шкалы депрессии и тревоги А. Бека), отношение родителя к ребенку (Опросник родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина), уровень стресса (Шкала воспринимаемого стресса S. Cohen, G. Williamson), удовлетворенность социальной поддержкой (Многомерная шкала восприятия социальной поддержки G. Zimet), приверженность родителя рекомендациям (адаптированный опросник комплаентности Д. Мориски, Л. Грин), родительская вовлеченность (опросник, составленный на основе исследования Hackworth N. J. et al.), социально-демографические показатели. Результаты исследования: уровень родительской вовлеченности значимо взаимосвязан с депрессивным (r=-0,420, p≤0,05) и тревожным (r=0,334, p≤0,05) состоянием родителей, при этом, чем выше уровень депрессии, тем менее родители участвуют в практике на занятиях (r=-0,381, p≤0,05). Уровень воспринимаемого стресса отрицательно коррелирует с внедрением рекомендаций в ежедневные рутины (r=-0,642, p≤0,05); а поддержка со стороны значимых других отрицательно коррелирует с посещаемостью занятий (r=-0,432, p≤0,05). Таким образом, необходимо учитывать эмоциональное состояние родителей, уровень их стресса и особенности социальной поддержки при реализации программ ранней помощи в семейно-центрированном подходе для вовлечения в работу с детьми.

Об авторах

С. С. Бронштейн

Россия

Бронштейн Софья Станиславовна, клинический психолог

Санкт-Петербург



М. Е. Блох
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Блох Мария Евгеньевна, кандидат медицинских наук, психотерапевт, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Dunst C. J., Trivette C. M., & Hamby D. W. Meta-analysis of family-centered helpgiving practices research. Mental retardation and developmental disabilities research reviews. 2007;13(4):370–378. doi:10.1002/mrdd.20176

2. Рекомендованные практики в раннем вмешательстве: пособие для специалистов, 2021. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.eurlyaid.eu/eciguidebook-russianversion/

3. McWilliam R. A. Routines-based early intervention. Supporting Young Children and Their Families. Baltimore: Brookes, 2010.

4. Sewell T. Are we Adequately Preparing Teachers to Partner with Families? Early Childhood Educ J. 2012;(40):259–263. doi:10.1007/s10643-011-0503-8.

5. Williams K.T., Kin-Ting S., Tik-Sze C.S. A Randomized Controlled Trial of the Effects of Parental Involvement in Supported Playgroup on Parenting Stress and Toddler Social-Communicative Behavior. Children and Youth Services Review. 2020;(118):105364. doi:10.1016/j.childyouth.2020.105364

6. Morawska A., Sanders M. A review of parental engagement in parenting interventions and strategies to promote it. Journal of Children's Services. 2006;1(1):29–40. doi:10.1108/17466660200600004

7. Kellar-Guenther Y., Rosenberg S. A., Block S. R., Robinson, C. C. Parent involvement in early intervention: what role does setting play? Early Years. 2013;34(1):81–93. doi:10.1080/09575146.2013.823382

8. Zill N., Resnick G. Head Start FACES: Longitudinal Findings on Program Performance. Third Progress Report (2001). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.academia.edu/30032912/Head-Start-FACES-Longitudinal-Findings-on-Program-Performance-Third-Progress-Report

9. Hackworth N. J., Matthews J., Westrupp E. M., Nguyen C., Phan T., Scicluna A., Cann W., Bethelsen D., Bennetts S. K., Nicholson J. M. What Influences Parental Engagement in Early Intervention? Parent, Program and Community Predictors of Enrolment, Retention and Involvement. Prevention science : the official journal of the Society for Prevention Research. 2018;19(7):880–893. doi:10.1007/s11121-018-0897-2

10. Cejas I., Mitchell C. M., Barker D. H., Sarangoulis C., Eisenberg L. S., Quittner A. L. Parenting Stress, Self-Efficacy, and Involvement: Effects on Spoken Language Ability Three Years After Cochlear Implantation. Otology & neurotology: official publication of the American Otological Society, American Neurotology Society and European Academy of Otology and Neurotology. 2021;42(10):11–18. doi:10.1097/MAO.0000000000003374

11. Золотарева А.А. Психометрические свойства русскоязычной версии Шкалы воспринимаемого стресса (версии PSS-4, 10, 14). Клиническая и специальная психология. 2023;12(1):18–42. doi:10.17759/cpse.2023120102

12. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Мысина Г.А., Дровосеков С.Э. Обновленная версия шкалы MSPSS как инструмент исследования субъективной оценки личностью воспринимаемой социальной поддержки // Высшее образование в условиях глобализации: тренды и перспективы развития: материалы XII Междунар. учеб.-метод. онлайн-конф., Чебоксары, 29 октября 2020 года, издательство Чувашского ун-та, 2020, 344 с.

13. Morisky D. E., Green, L W., Levine D. M. Concurrent and predictive validity of a self-reported measure of medication adherence. Medical Care. 1986;24(1):67–74. doi:10.1097/00005650-198601000-00007

14. Giallo R., Treyvaud K., Cooklin A., Wade C. Mothers’ and fathers’ involvement in home activities with their children: Psychosocial factors and the role of parental self-efficacy. Early Child Development and Care. 2013;183(3-4):343–359. doi:10.1080/03004430.2012.711587

15. Hastings R. P., Brown T. Behavior problems of children with autism, parental self-efficacy, and mental health. American journal of mental retardation: AJMR. 2002;107(3):222–232. doi:10.1352/0895-8017(2002)107

16. Boyce G. C., Behl D., Mortensen, L., Akers J. Child characteristics, family demographics and family processes: Their effects on the stress experienced by families of children with disabilities. Counselling Psychology Quarterly. 1991;4(4):273–288. doi:10.1080/09515079108254436

17. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети: Практическое пособие. М.: Теревинф, 2009. 368 с.

18. Hornby G., & Lafaele R. Barriers to parental involvement in education: An explanatory model. Educational Review. 2011;63(1):37–52. doi:10.1080/00131911.2010.488049

19. Guralnick M. J. (2004). Family investments in response to the developmental challenges of young children with disabilities. In Kalil A., DeLeire, T. Family Investments in Children's Potential: Resources and Parenting Behaviors That Promote Success (1st ed.). New York? Psychology Press, 2004. P. 119–137.

20. Rogers S. J., Estes A., Vismara L., Munson J., Zierhut C., Greenson J., Dawson G., Rocha M., Sugar C., Senturk D., Whelan F., Talbott, M. Enhancing Low-Intensity Coaching in Parent Implemented Early Start Denver Model Intervention for Early Autism: A Randomized Comparison Treatment Trial. Journal of autism and developmental disorders, 2019;49(2):632–646. doi:10.1007/s10803-018-3740-5


Рецензия

Для цитирования:


Бронштейн С.С., Блох М.Е. Вовлеченность родителей в реализацию программы раннего вмешательства. Медицинская психология в России. 2025;17(3):56-63. https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-3-56-63

For citation:


Bronstein S.S., Blokh M.E. Involvement of parents in the implementation of the early intervention program. Medical Psychology in Russia. 2025;17(3):56-63. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-3-56-63

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)