Владимир Иванович Лубовский и его значение для медицинской (клинической) и специальной психологии. К 100-летию со дня рождения
Аннотация
Статья посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога, ученого с мировым именем, Владимира Ивановича Лубовского (1923—2017). Представлена краткая биография ученого, большая часть жизни которого прошла в бурные времена 20-го века. Проанализирована научная биография Владимира Ивановича, названы его учителя, коллеги, ученики, основные темы исследований, научные и практические достижения, вклад в создание отечественной специальной психологии и в развитие клинической психологии, обсуждены основные учебные и монографические работы. Владимир Иванович всю свою профессиональную жизнь работал в Москве — в Институте дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики), ведущих психологических и педагогических вузах Москвы на психологических и психологопедагогических факультетах. Отдельно указан его вклад в развитие диагностических средств специальной и клинической психологии нашей страны, развитие общепсихологической теории аномального развития (дизонтогенеза).
Об авторе
Н. В. ЗвереваРоссия
Зверева Наталья Владимировна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии, Научный центр психического здоровья; профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет
Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Тел.: 8 (495) 109-03-94
ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Тел.: 8 (495) 632-91-99
Список литературы
1. Басилова Т.А. Владимир Иванович Лубовский (1923–2017) // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Т. 6, № 4. – С. 187–193. doi: 10.17759/cpse.2017060412
2. Худик В.А. Владимир Иванович Лубовский и становление отечественной специальной психологии // Коррекционно-педагогическое образование. – 2018. – № 3. – С. 66–71.
3. Коробейников И.А. К 100-летию со дня рождения В.И. Лубовского // Консультативная психология и психотерапия. – 2023. – Т. 31, № 4. – С. 179–182.
4. Лубовский Д.В. О Владимире Ивановиче Лубовском // Синдром Дауна. XXI век: междисциплинарный научно-практический журнал. – 2018. – № 1. – С. 7–9.
5. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 223 с.
6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1978. – 224 с.
7. Terminology of Special Education. UNESCO, 1977.
8. Lubovsky V.I. Basic principles of special education in the USSR // Prospects. – 1981. – Vol. 11, no. 4. – P. 444–447.
9. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISC. – М., 1973. – 79 c.
10. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 кн. / пер. с англ.; под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – Кн. 1. – 320 с.; Кн. 2. – 336 с.
11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
12. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
13. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
14. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1. – С. 3–5.
15. Лубовский В.И. Что такое «структура дефекта»? // Специальное образование. – 2018. – № 4. – С. 145–157.
16. Специальная психология: учеб. пособие / Т.А. Басилова, С.М. Валявко, Л.В. Кузнецова [и др.] / под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
17. Сайфутдинова Л.Р. Изучение особенностей адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития с помощью шкалы Вайнленд // Психологическая наука и образование. – 2007. – Т. 12, № 5. – С. 48–55.
18. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. – 1971. – № 6. – С. 15–20.
19. Лубовский В.И., Басилова Т.А. О перспективах специальной психологии // Культурно-историческая психология. – 2008. – Т. 4, № 3. – С. 51–54.
20. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 4. – С. 50–60. doi: 10.17759/pse.2016210405
21. Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 118–124.
22. Лубовский В.И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития // Культурно-историческая психология. – 2006. – Т. 2, № 3. – С. 3–7.
Рецензия
Для цитирования:
Зверева Н.В. Владимир Иванович Лубовский и его значение для медицинской (клинической) и специальной психологии. К 100-летию со дня рождения. Медицинская психология в России. 2023;15(4):2-9.
For citation:
Zvereva N.V. Vladimir Ivanovich Lubovsky and his significance for medical (clinical) and Special Education. To the 100th anniversary of his birth. Medical Psychology in Russia. 2023;15(4):2-9. (In Russ.)