Ways to support parents of children with disabilities through various models of correctional assistance
https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-2-4554
Abstract
The article is devoted to a theoretical analysis of ways to support parents used in some modern models of early care for children with ASD, such as ABA therapy, DIRFloortime, ESDM, traditional types of correctional care, a developed version of early care based on a cultural and historical approach, and a classification of support methods. The role of a parent at an early age is extremely important, it is the relationship with the parent that is the driving factor of his mental development, and the development of a child becomes difficult for the whole family of such a child, which necessitates the need for parental support. The forms of support for parents of children with ASD are diverse, through theoretical analysis, five groups of such forms can be distinguished: directly aimed at the child, directly aimed at the parent, aimed at teaching the parent child development techniques along several main lines (motor skills, speech, perception, etc.), aimed at teaching parents communication development techniques, aimed at teaching the parent's techniques for developing various forms of communication and leadership activities. Each of the described forms has its own advantages and a number of limitations. It is concluded that in modern Russian correctional practice there is a shortage of forms of parental support aimed at teaching a parent both communication skills with a child and child development skills along several lines, and it is suggested that early intervention specialists should be trained in ways to support parents of children with ASD.
About the Author
N. V. RomanovskyRussian Federation
Romanovsky N.V.,
Moscow.
References
1. Разенкова Ю.А. Трудности развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: выявление, предупреждение, коррекция: монография. М. 2017. 200 с.
2. Разенкова, Ю. А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: специальность 13.00.03 "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)": диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Разенкова Юлия Анатольевна, 2017. 207 с. EDN AAFMQB.
3. Боулби Дж. Привязанность. /Пер с англ. НГ Григорьева, ГВ Бурменская. М.: Гардарики, 2003г. 477 с.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 143 с.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
6. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М. 2003. 439 с.
7. Айвазян, Е. Б. Культурно-исторический подход к исследованию психического развития слепых детей раннего возраста: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Айвазян Екатерина Борисовна, 2023. 284 с. EDN PNGYCQ.
8. Кудрина, Т.П. Предупреждение трудностей в общении матери и слепого младенца: методическое пособие / Т.П. Кудрина. М. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», 2017. 58 с. ISBN 978-5-9909542-0-5
9. Разенкова, Ю. А. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья в научных исследованиях ИКП РАО / Ю. А. Разенкова // Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Ярославль, 27– 29 апреля 2022 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. С. 136-144. – DOI 10.20323/978-5-00089-577-1-2022-2-18. – EDN UQJCUN.
10. Баенская, Е. Р. Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма. Альманах Института коррекционной педагогики РАО, 2014; 20(3): 1-4.
11. Баенская Е.Р. Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2016; 24. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/affektivnoe-razvitie-rebenka-v-norme-pervyij-god-zhizni.
12. Кудрина Т. П. Уникальный феномен младенчества в фокусе внимания науки. Аналитический обзор истории изучения "комплекса оживления" Сообщение I / Т. П. Кудрина, Е. Б. Айвазян, Ю. А. Разенкова // Дефектология. 2024; 5: 15-23. DOI 10.47639/01303074_2024_5_15. – EDN QXTJWR.
13. Гринспен С.; Уидер С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления М.: Теревинф. 2021 г. 512 с.
14. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов / отв. ред. О.С. Никольская. Москва: Юрайт, 2022. 295 с. ISBN 978-5-534-15647-8.
15. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. М.: Теревинф, 2007
16. Кузнецова М.С. Сравнительный анализ разных форм оказания помощи семьям детей раннего возраста с ОВЗ // Семья особого ребенка. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Семья особого ребенка» (28 ноября 2022г., г. Москва) [Электронный ресурс] /Сост. Г.Ю.Одинокова, И.А.Мещерякова. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022: 41-49
17. Кузнецова М.С. Медико-психолого-педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов. Сообщение 1 // Дефектология. 2023; 1: 4454.
18. Одинокова, Г. Ю. Изучение ориентированности специалистов ранней помощи на работу с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. 2024; 4: 43-54. DOI 10.47639/0130-30742024-4-43. – EDN NMEMAP.
19. Разенкова, Ю. А. Базовые модели ранней помощи в региональном образовательном пространстве / Ю. А. Разенкова, С. С. Славин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016; 2: 3-12. EDN VQZLMT.
20. Eldevik S, Hastings RP, Hughes JC, Jahr E, Eikeseth S, Cross S. Using participant data to extend the evidence base for intensive behavioral intervention for children with autism. Am J Intellect Dev Disabil. 2010 Sep;115(5):381-405. doi: 10.1352/1944-7558-115.5.381. Erratum in: Am J Intellect Dev Disabil. 2011 Jul;116(4):ii. PMID: 20687823.
21. Comparative study: ABA versus TEACCH in autism interventions outcomes // International Journal of Progressive Research in Engineering Management and Science. – 2024. – DOI 10.58257/ijprems32963. EDN XWAGAF.
22. Разенкова, Ю. А. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса / Ю. А. Разенкова, А. В. Павлова, Н. В. Романовский // Дефектология. 2022; 2: 53-65. EDN QOZDWW.
23. Кудрина Т.П., Айвазян Е.Б. Структура потребностей семей с детьми первых трех лет жизни в различных регионах Российской Федерации. // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018; 33. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-33/the-structure-of-the-needsof-families-with-children-the-first-three-years-of-life-in-various-regions-of-the-russian-federation (Дата обращения: 25.07.2025)
24. Клинические рекомендации: Расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] / Министерство здравоохранения РФ. [Москва], 2024. 98с. URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/view-cr/594_3 (дата обращения: 28.07.2025).
25. Зюмалла Р. Обучение и сопровождение людей с аутизмом по программе ТЕАССН. Минск. ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», 2005. 154 с.
26. Klinger, L. G. TEACCH autism program: supporting the unique learning differences of autism / L. G. Klinger // The Biomedical & Life Sciences Collection. – 2021. – Vol. 2021, No. 5. – P. e1005187. – DOI: 10.69645/iebu5868. – EDN QCFRLH.
27. Callahan, K., Shukla-Mehta, S., Magee, S. et al. ABA Versus TEACCH: The Case for Defining and Validating Comprehensive Treatment Models in Autism. J Autism Dev Disord 40, 74–88 (2010). https://doi.org/10.1007/s10803-009-0834-0
28. Романовский, Н.В. Анализ доказательной базы эффективности моделей ранней помощи DIRFloortime и ESDM. Часть 2. Модель ESDM. Аутизм и нарушения развития. 2024; 22(1): 9-16. doi: 10.17759/autdd.2024220102
29. Rogers S.J., Estes A., Lord C. et al. A multisite randomized controlled two-phase trial of the early start Denver model compared to treatment as usual // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2019. Vol. 58. № 9. Pp. 853—865. DOI: 10.1016/j.jaac.2019.01.004
30. Романовский, Н.В. Анализ доказательной базы эффективности моделей ранней помощи: DIRFloortime и ESDM. Часть 1. Модель DIRFloortime. Аутизм и нарушения развития. 2023; 21(4): 26–33. doi: 10.17759/autdd.2023210403
31. Solomon R., Van Egeren L.A., Mahoney G. et al. PLAY Project Home Consultation intervention program for young children with autism spectrum disorders: a randomized controlled trial. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 2014, vol. 35, no. 8, pp. 475—485. DOI: 10.1097/DBP.0000000000000096
32. Айвазян, Е. Б. Механизмы формирования и возможности предупреждения отклонений в развитии слепого ребенка младенческого возраста в перспективе культурноисторического подхода / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Дефектология. 2019; 4: 3-13. EDN YOKTCV.
33. Одинокова, Г. Ю. Вовлечение матери в общение с младенцем с синдромом Дауна: анализ педагогической практики / Г. Ю. Одинокова // Семья особого ребенка: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 октября 2023 года. Москва: Институт коррекционной педагогики РАО. 2023: 97-104. EDN LQDMEY.
Review
For citations:
Romanovsky N.V. Ways to support parents of children with disabilities through various models of correctional assistance. Medical Psychology in Russia. 2025;17(2):47-56. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-2-4554