Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Результаты воспринимаемого стресса у студентов и преподавателей медицинских вузов в эпоху пандемии COVID-19

Аннотация

Актуальным направлением психологии является изучение состояние стресса у лиц, обучающихся и преподающих в медицинских вузах в условиях пандемии COVID-19.
Цель исследования: анализ воспринимаемого стресса у студентов и сотрудников научных и образовательных учреждений высшего медицинского образования с оценкой влияния перенесенной COVID-19.
Материалы и методы: Исследование проведено при использовании интернета (анкета размещена на платформе ancetolog.ru) с января по март 2022 год (период продолжающейся пандемии COVID-19. Воспринимаемый стресс оценили при использовании шкалы Perceived Stress Scale (PSS)-10. Оценка результатов получена на основании анализа 1930 анкет (в том числе переболевших инфекцией, вызванной SARS-CoV-2 - 706 респондентов и 1224 неболевших).
Результаты исследования: Низкий уровень стресса был определен у 20,1% студента и 21,5% преподавателей, умеренный стресс у 68,2%и 72,2%, а высокий уровень стресса - 11,7 % и 6,3%, соответственно. Отмечено, высокий уровень стресса статистически значимо чаще (р≤0,05) был выявлен у учащихся. Среди перенесших новую коронавирусную инфекцию высокий уровень стресса (11,8%(n=84) был выше в сравнении с не болевшими 6,2%(n=78), р <0,001. Переболевшие COVID-19 имели более высокий шанс возникновения выраженного стресса OR 2,038 (95% ДИ 1,147-2,811, χ2=19,43; р <0,001)
Заключение: проведенный анализ подтвердил влияние перенесенной инфекции, вызванной SARS-CoV-2, на ухудшение психологического благополучия в рамках увеличения воспринимаемого стресса среди студентов и преподавателей медицинских ВУЗов в России. Важной задачей руководства медицинских образовательных учреждений высшего образования должна быть разработка мероприятий, направленных на коррекцию выявленных нарушений и поиска показателей, воздействие на которые обеспечит наибольшую эффективность позитивных изменений.

Об авторах

Е. А. Медведева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет медицины»
Россия

Медведева Евгения Александровна, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии, к.м.н.

125284, г. Москва, ул Долгоруковская д.4

AuthorID: 950179



М. В. Черногорова
ФГБУО ВО "Ярославский государственный медицинский университет" минздрава России
Россия

Черногорова Марина Викторовна, профессор кафедры общественного здоровья и
здравоохранения, д.м.н.

150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д.5

AuthorID: 1145422



К. Ю. Белова
ФГБУО ВО "Ярославский государственный медицинский университет" минздрава России
Россия

Белова Ксения Юрьевна, доктор медицинских наук, заведующая кафедры общественного здоровья и здравоохранения, д.м.н.

150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д.5



И. Р. Бахарева
Автономной некоммерческой организации высшего образования «Гуманитарно-технический институт «Знание»
Россия

Бахарева Ирина Ростиславовна, ректор, к.п.н.

142100, Московская область, г. Подольск, ул. Комсомольская, д.1, пом.1



Т. Э. Томенко
Государственное бюджетное учреждение Московской области «Подольская областная клиническая больница»
Россия

Томенко Татьяна Эдуардовна, врач гастроэнтеролог обособленного структурного подразделения №3

142105, Московская область, г. Подольск, ул. Литейная, д.40

AuthorID: 79727



Список литературы

1. Zhang T, Wang L, Zhang Y, Hu Y, Zhang W. Assessing the nonlinear impact of green space exposure on psychological stress perception using machine learning and street view images. Front Public Health. 2024 Sep 18;12:1402536. doi: 10.3389/fpubh.2024.1402536. PMID: 39360258; PMCID: PMC11445142.

2. Sun X, Li Q, Zhang X, Sun M, Yin J, He J, Zhong Y, Ning W. Physiological and psychological recovery in two pure forests: interaction between perception methods and perception durations. Front Public Health. 2024 Apr 23;12:1296714. doi: 10.3389/fpubh.2024.1296714. PMID: 38716251; PMCID: PMC11074455.

3. Yalcin-Siedentopf N, Pichler T, Welte AS, Hoertnagl CM, Klasen CC, Kemmler G, Siedentopf CM, Hofer A. Sex matters: stress perception and the relevance of resilience and perceived social support in emerging adults. Arch Womens Ment Health. 2021 Jun;24(3):403-411. doi: 10.1007/s00737-020-01076-2. Epub 2020 Oct 14. PMID: 33057788; PMCID: PMC8116239.

4. Courbet O, Daviot Q, Kalamarides V, Habib M, Castillo MC, Villemonteix T. Promoting psychological well-being in preschool children: study protocol for a randomized controlled trial of a mindfulness- and yoga-based socio-emotional learning intervention. Trials. 2022 Dec 27;23(1):1050. doi: 10.1186/s13063-022-06979-2. PMID: 36575507; PMCID: PMC9793351.

5. Collishaw S. Annual Research Review: secular trends in child and adolescent mental health. J Child Psychol Psychiatry. 2015;56(3):370–93.

6. Марьин Г.Г., Медведева Е.А., Усольцева Н.И., Горбешко Г.А., Свитич О.А., Зыков К.А., Плоскирева А.А., Назаров Д.А., Кинкулькина М.А., Романова К.Г., Черногорова М.В. Влияние пандемии COVID-19 на психологическое благополучие студентов и преподавателей медицинских высших учебных заведений. РМЖ. Медицинское обозрение. 2023;7(11):733-741. DOI: 10.32364/2587-6821-2023-7-11-6

7. McKerrow I, Carney PA, Caretta-Weyer H, Furnari M, Miller Juve A. Trends in medical students' stress, physical, and emotional health throughout training. Med Educ Online. 2020 Dec;25(1):1709278. doi: 10.1080/10872981.2019.1709278. PMID: 31902315; PMCID: PMC6968533.

8. Shnaider N, Warshawski S. The role of perceived stress and social support in nursing students' satisfaction with their initial clinical placement: A cross-sectional study. Nurse Educ Pract. 2024 Jul;78:104005. doi: 10.1016/j.nepr.2024.104005. Epub 2024 May 22. PMID: 38795471.

9. Lenka Mazalová, Elena Gurková, Lenka Štureková,Nursing students’ perceived stress and clinical learning experience,Nurse Education in Practice,Volume 64,2022,103457,ISSN 1471-5953,https://doi.org/10.1016/j.nepr.2022.103457.

10. Liaquat A, Sheikh WA, Yousaf I, Mumtaz H, Zafar M, Khan Sherwani AH. Frequency of migraine and its associated triggers and relievers among medical students of Lahore: a cross-sectional study. Ann Med Surg (Lond). 2023 Oct 5;86(1):103-108. doi: 10.1097/MS9.0000000000001377. PMID: 38222774; PMCID: PMC10783279.

11. Hoffman CM, Willemse J. Factors influencing nursing students' learning in a clinical skills laboratory. Health SA. 2024 Oct 10;29:2631. doi: 10.4102/hsag.v29i0.2631. PMID: 39507090; PMCID: PMC11538153.

12. Witkoski A, Dickson VV. Hospital staff nurses’ work hours, meal periods, and rest breaks. A review from an occupational health nurse perspective. AAOHN J. 2010;58(11):489–497. doi: 10.3928/08910162-20101027-02.

13. Jõgi AL, Pakarinen E, Lerkkanen MK. Teachers' physiological and self-reported stress, teaching practices and students' learning outcomes in Grade 1. Br J Educ Psychol. 2023 Apr;93 Suppl 1:211-226. doi: 10.1111/bjep.12529. Epub 2022 Jun 30. PMID: 35774026.

14. Зинченко Ю.П., Салагай О.О., Шайгерова Л.А., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Восприятие стресса различными категориями медицинского персонала во время первой волны пандемии COVID 19 в России // Общественное здоровье. 2021, 1 (1):65-89. DOI: 10.21045/2782-1676-2021-1-1-65-89.

15. Абабков В.А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О.В. и др. Валидизация русскоязычной версии опросника "Шкала воспринимаемого стресса-10". Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016 №2.

16. Gupta R, Singh N, Kumar R. Longitudinal predictive validity of emotional intelligence on first year medical students perceived stress. BMC Med Educ. 2017;17(1):139

17. Dyrbye LN, Thomas MR, Shanafelt TD. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical students. Acad Med. 2006;81(4):354–373.

18. Кукушкина, Е. А., Золотова И.А. Исследование эмоционального выгорания у школьников 11 класса и студентов младших курсов / Е. А. Кукушкина, И. А. Золотова // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XXII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 30-летнему юбилею факультета психологии ИГУ, Иркутск, 27–28 апреля 2023 года / Редколлегия: И.А. Конопак [и др.]. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2023. – С. 104-107.

19. Boni R, Paiva CE, de Oliveira MA, et al. Burnout among medical students during the first years of undergraduate school: prevalence and associated factors. PloS One. 2018;13(3):e0191746.

20. Almojali AI, Almalki SA, Alothman AS, Masuadi EM, Alaqeel MK. The prevalence and association of stress with sleep quality among medical students. J Epidemiol Glob Health. 2017 Sep;7(3):169-174. doi: 10.1016/j.jegh.2017.04.005. Epub 2017 May 5. PMID: 28756825; PMCID: PMC7320447.

21. Медведева, Е.А., и Марьин, Г.Г. и др. "Перенесенная новая коронавирусная инфекция и ее влияние на психологическое благополучие персонала медицинских учреждений и вузов" Медицинский вестник Башкортостана, т. 18, № 6, 2023, С. 24-30..

22. Luo M, Guo L, Yu M, Jiang W, Wang H. The psychological and mental impact of coronavirus disease 2019 (COVID-19) on medical staff and general public - A systematic review and meta-analysis. Psychiatry Res. 2020 Sep;291:113190. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113190. Epub 2020 Jun 7. PMID: 32563745; PMCID: PMC7276119.

23. Andreasen AJ, Johnson MK, Tranel D. Stability of Psychological Well-being Following a Neurological Event and in the Face of a Global Pandemic. Rehabil Couns Bull. 2022 Dec 21:00343552221139878. doi: 10.1177/00343552221139878. PMCID: PMC9780567.

24. Li X, Yang P, Jiang Y, Gao D. Influence of fear of COVID-19 on depression: The mediating effects of anxiety and the moderating effects of perceived social support and stress perception. Front Psychol. 2023 Jan 9;13:1005909. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1005909. PMID: 36698611; PMCID: PMC9869132.

25. Lertchaisataporn K, Boonsathorn W. Factors affecting the work passion of physicians during the COVID-19 pandemic: a qualitative study in Thailand. Int J Qual Stud Health Well-being. 2023 Dec;18(1):2235126. doi: 10.1080/17482631.2023.2235126. PMID: 37454347; PMCID: PMC10351460.

26. Scott HR, Stevelink SAM, Gafoor R, Lamb D, Carr E, Bakolis I, Bhundia R, Docherty MJ, Dorrington S, Gnanapragasam S, Hegarty S, Hotopf M, Madan I, McManus S, Moran P, Souliou E, Raine R, Razavi R, Weston D, Greenberg N, Wessely S. Prevalence of post-traumatic stress disorder and common mental disorders in health-care workers in England during the COVID-19 pandemic: a two-phase cross-sectional study. Lancet Psychiatry. 2023 Jan;10(1):40-49. doi: 10.1016/S2215-0366(22)00375-3. Epub 2022 Dec 8. PMID: 36502817; PMCID: PMC9731576.

27. Власова А.В., Ветлужская М.В., Лутохина Ю.А., Харитонова П.А. Поперечное онлайн-исследование условий труда и психологического статуса российских врачей во время пандемии COVID-19. Вестник РАМН. 2021;76(6):635–641. doi: https://d oi.org/10.15690/vr

28. Chew N.W.S., Lee G.K.H., Tan B.Y.Q. et al. A multinational, multicentre study on the psychological outcomes and associated physical symptoms amongst healthcare workers during COVID-19 outbreak // Brain Behav. Immun. 2020. Vol. 88. P. 559–565

29. Табеева Г.Р. Тревожные и депрессивные расстройства в период эпидемии COVID-19 // Поведенческая неврология. 2021. № 2. С. 24–32. DOI 10.46393/2712-9675_2021_2_24_32 Tabeeva G.R. Anxiety and depressive disorders during COVID-19 // Behavioral Neurology. 2021. № 2. P. 24–32. DOI 10.46393/2712-9675_2021_2_24_32

30. Hill C. Psychological health, wellbeing and COVID-19: Comparing previously infected and non-infected South African employees. Front Psychol. 2022 Nov 3; 13:1013377. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1013377. PMID: 36405203; PMCID: PMC9669586.


Рецензия

Для цитирования:


Медведева Е.А., Черногорова М.В., Белова К.Ю., Бахарева И.Р., Томенко Т.Э. Результаты воспринимаемого стресса у студентов и преподавателей медицинских вузов в эпоху пандемии COVID-19. Медицинская психология в России. 2024;16(3):2-13.

For citation:


Medvedeva E.A., Chernogorova M.V., Belova K.Yu., Bakhareva I.R., Tomenko T.E. Results of perceived stress in students and teachers of medical universities in the era of the covid-19 pandemic. Medical Psychology in Russia. 2024;16(3):2-13. (In Russ.)

Просмотров: 263


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)