Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Драма отношений «ученик — учитель» в образовательном процессе или поиск равновесия: NOTA BENE!

Аннотация

В статье проанализирована зарубежная и отечественная литература по оказанию психотравмирующих действий на участников образовательного процесса. Анализируются причины буллинга и виктимизации школьников со стороны сверстников и учителей.

Данные литературы свидетельствует о том, что учителя все чаще подвергаются насилию со стороны учащихся, их родителей, коллег и администрации школы. Воспринимаемые педагогами угрозы и переживание насилия в школе являются важными компонентами проблемы, которой в настоящее время уделяется очень мало внимания.

Авторами приводятся методы коррекции, применяемые для реабилитации участников образовательного процесса, подвергнувшихся психологическому насилию.

Об авторах

В. М. Ганузин
Ярославский государственный медицинский университет
Россия

Ганузин Валерий Михайлович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии ИПДО

ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000

 



Е. А. Ковалева
Комратский государственный университет
Молдова

Ковалева Елена Антоновна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии;

ул. Галацана, 17, Комрат, Республика Молдова



Список литературы

1. Ганузин В.М. Буллинг, дидактогения и синдром педагогического насилия в отечественных и зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2020. – Т. 20, № 4. – С. 106–114. – URL: https://www.psychildhealth.ru/2020-04.pdf (дата обращения: 03.11.2023).

2. Подростковая агрессия в отношении учителя: опыт столкновения и связь с личностными факторами / А.А. Реан, А.В. Егорова, И.А. Коновалов [и др.] // Сибирский психологический журнал. – 2022. – № 85. – C. 118–143. doi: 10.17223/17267080/85/6

3. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / под ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2012. – С. 137–147.

4. Educator Experiences as Victims of School Violence: Emerging Perspectives and Research / K. Bare, S.D. McMahon, E. Gonzalez Molina [et al.] // Invisible Victims and the Pursuit of Justice: Analyzing Frequently Victimized Yet Rarely Discussed Populations / ed. by R. Blasdell, L. Krieger-Sample, M. Kilburn. – Hershey, PA: IGI Global, 2021. – P. 1–25. doi: 10.4018/978-1-7998-7348-8.ch005

5. Bounds C., Jenkins L.N. Teacher-Directed Violence in Relation to Social Support and Work Stress // Contemp School Psychol. – 2016. – Vol. 20, no. 4. – P. 336–344. doi: 10.1007/s40688-016-0091-0

6. Ünlü M., Avci R. Examination of Aggression and School Attitudes of High School Students Exposed to Teacher Violence and Peer Bullying // Journal of School Violence. – 2023. – Vol. 22, no. 4. – P. 474–489. doi: 10.1080/15388220.2023.2214737

7. Kloo M., Thornberg R., Wänström L. Classroom-Level Authoritative Teaching and Its Associations with Bullying Perpetration and Victimization // Journal of School Violence. – 2023. – Vol. 22, no. 2. – P. 276–289. doi: 10.1080/15388220.2023.2180746

8. Северный А.А., Иовчук Н.М. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – Т. 4, № 1. – URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50833 (дата обращения: 03.11.2023).

9. Ганузин В.М., Борохов Б.Д. Постдидактическое стрессовое расстройство у детей и подростков: размышления над проблемой // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2022. – Т. 22, № 3. – С. 85–89.

10. The Ecology of Teachers’ Experiences with Violence and Lack of Administrative Support / S.D. McMahon, S. Reaves, E.A. McConnell [et al.] // American Journal of Community Psychology. – 2017. – Vol. 60, no. 3-4. – P. 502–515. doi: 10.1002/ajcp.12202

11. Teacher Turnover in the Context of Teacher-Directed Violence: An Empowerment Lens / E. Peist, S.D. McMahon, J.O. Davis [et al.] // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 4. – P. 553–565. doi: 10.1080/15388220.2020.1779081

12. Ганузин В.М. Анализ психотравмирующих факторов, направленных против учителей: жертвы школьного насилия [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 16.12.2022. – URL: https://psy.su/feed/10614/ (дата обращения: 03.11.2023).

13. Психологические, нейробиологические и нейроэндокринологические особенности синдрома посттравматических стрессовых расстройств / В.Э. Цейликман, О.Б. Цейликман, И.В. Фекличева [и др.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2018. – Т. 11, № 4. – С. 73–86. doi: 10.14529/psy180408

14. Alhussaini N.W., Riaz M. Effectiveness of pharmacological and psychological interventions for treating post-traumatic stress disorder in adults with childhood abuse: protocol for a systematic review and network meta-analysis // BMJ Open. – 2021. – Vol. 11, no. 12. – P. e048790. doi: 10.1136/bmjopen-2021-048790

15. Psychological therapies for the treatment of post-traumatic stress disorder in children and adolescents / D. Gillies, F. Taylor, C. Gray [et al.] // Cochrane Database Syst Rev. – 2012. – No. 12. – P. CD006726. doi: 10.1002/14651858.CD006726.pub2

16. Yin H., Huang S., Lv L. A Multilevel Analysis of Job Characteristics, Emotion Regulation, and Teacher Well-Being: A Job Demands-Resources Model // Front Psychol. – 2018. – Vol. 9. – P. 2395. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02395

17. Using Time-out for Child Conduct Problems in the Context of Trauma and Adversity: A Nonrandomized Controlled Trial / A.C. Roach, M. Lechowicz, Y. Yiu [et al. // JAMA Netw Open. – 2022. – Vol. 5, no. 9. – P. e2229726. doi: 10.1001/jamanet workopen.2022.29726

18. A Group Randomized Trial of School-Based Teen Courts to Address the School to Prison Pipeline, Reduce Aggression and Violence, and Enhance School Safety in Middle and High School Students / P.R. Smokowski, C.B.R. Evans, R. Rose [et al.] // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 4. – P. 566–578. doi: 10.1080/15388220.2020.1780133

19. Ганузин В.М., Борохов Б.Д. Психотравмирующие факторы в школьном возрасте и их влияние на здоровье: постдидактическое стрессовое расстройство (обзор) // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 1. – С. 8. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 03.11.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Ганузин В.М., Ковалева Е.А. Драма отношений «ученик — учитель» в образовательном процессе или поиск равновесия: NOTA BENE! Медицинская психология в России. 2023;15(1):36-45.

For citation:


Ganuzin V.M., Kovaleva E.A. Drama of the "student — teacher" relationship in the educational space or the search for balance: NOTA BENE! Medical Psychology in Russia. 2023;15(1):36-45. (In Russ.)

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)