Драма отношений «ученик — учитель» в образовательном процессе или поиск равновесия: NOTA BENE!
Аннотация
В статье проанализирована зарубежная и отечественная литература по оказанию психотравмирующих действий на участников образовательного процесса. Анализируются причины буллинга и виктимизации школьников со стороны сверстников и учителей.
Данные литературы свидетельствует о том, что учителя все чаще подвергаются насилию со стороны учащихся, их родителей, коллег и администрации школы. Воспринимаемые педагогами угрозы и переживание насилия в школе являются важными компонентами проблемы, которой в настоящее время уделяется очень мало внимания.
Авторами приводятся методы коррекции, применяемые для реабилитации участников образовательного процесса, подвергнувшихся психологическому насилию.
Об авторах
В. М. ГанузинРоссия
Ганузин Валерий Михайлович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии ИПДО
ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000
Е. А. Ковалева
Молдова
Ковалева Елена Антоновна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии;
ул. Галацана, 17, Комрат, Республика Молдова
Список литературы
1. Ганузин В.М. Буллинг, дидактогения и синдром педагогического насилия в отечественных и зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2020. – Т. 20, № 4. – С. 106–114. – URL: https://www.psychildhealth.ru/2020-04.pdf (дата обращения: 03.11.2023).
2. Подростковая агрессия в отношении учителя: опыт столкновения и связь с личностными факторами / А.А. Реан, А.В. Егорова, И.А. Коновалов [и др.] // Сибирский психологический журнал. – 2022. – № 85. – C. 118–143. doi: 10.17223/17267080/85/6
3. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / под ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2012. – С. 137–147.
4. Educator Experiences as Victims of School Violence: Emerging Perspectives and Research / K. Bare, S.D. McMahon, E. Gonzalez Molina [et al.] // Invisible Victims and the Pursuit of Justice: Analyzing Frequently Victimized Yet Rarely Discussed Populations / ed. by R. Blasdell, L. Krieger-Sample, M. Kilburn. – Hershey, PA: IGI Global, 2021. – P. 1–25. doi: 10.4018/978-1-7998-7348-8.ch005
5. Bounds C., Jenkins L.N. Teacher-Directed Violence in Relation to Social Support and Work Stress // Contemp School Psychol. – 2016. – Vol. 20, no. 4. – P. 336–344. doi: 10.1007/s40688-016-0091-0
6. Ünlü M., Avci R. Examination of Aggression and School Attitudes of High School Students Exposed to Teacher Violence and Peer Bullying // Journal of School Violence. – 2023. – Vol. 22, no. 4. – P. 474–489. doi: 10.1080/15388220.2023.2214737
7. Kloo M., Thornberg R., Wänström L. Classroom-Level Authoritative Teaching and Its Associations with Bullying Perpetration and Victimization // Journal of School Violence. – 2023. – Vol. 22, no. 2. – P. 276–289. doi: 10.1080/15388220.2023.2180746
8. Северный А.А., Иовчук Н.М. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – Т. 4, № 1. – URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50833 (дата обращения: 03.11.2023).
9. Ганузин В.М., Борохов Б.Д. Постдидактическое стрессовое расстройство у детей и подростков: размышления над проблемой // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2022. – Т. 22, № 3. – С. 85–89.
10. The Ecology of Teachers’ Experiences with Violence and Lack of Administrative Support / S.D. McMahon, S. Reaves, E.A. McConnell [et al.] // American Journal of Community Psychology. – 2017. – Vol. 60, no. 3-4. – P. 502–515. doi: 10.1002/ajcp.12202
11. Teacher Turnover in the Context of Teacher-Directed Violence: An Empowerment Lens / E. Peist, S.D. McMahon, J.O. Davis [et al.] // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 4. – P. 553–565. doi: 10.1080/15388220.2020.1779081
12. Ганузин В.М. Анализ психотравмирующих факторов, направленных против учителей: жертвы школьного насилия [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 16.12.2022. – URL: https://psy.su/feed/10614/ (дата обращения: 03.11.2023).
13. Психологические, нейробиологические и нейроэндокринологические особенности синдрома посттравматических стрессовых расстройств / В.Э. Цейликман, О.Б. Цейликман, И.В. Фекличева [и др.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2018. – Т. 11, № 4. – С. 73–86. doi: 10.14529/psy180408
14. Alhussaini N.W., Riaz M. Effectiveness of pharmacological and psychological interventions for treating post-traumatic stress disorder in adults with childhood abuse: protocol for a systematic review and network meta-analysis // BMJ Open. – 2021. – Vol. 11, no. 12. – P. e048790. doi: 10.1136/bmjopen-2021-048790
15. Psychological therapies for the treatment of post-traumatic stress disorder in children and adolescents / D. Gillies, F. Taylor, C. Gray [et al.] // Cochrane Database Syst Rev. – 2012. – No. 12. – P. CD006726. doi: 10.1002/14651858.CD006726.pub2
16. Yin H., Huang S., Lv L. A Multilevel Analysis of Job Characteristics, Emotion Regulation, and Teacher Well-Being: A Job Demands-Resources Model // Front Psychol. – 2018. – Vol. 9. – P. 2395. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02395
17. Using Time-out for Child Conduct Problems in the Context of Trauma and Adversity: A Nonrandomized Controlled Trial / A.C. Roach, M. Lechowicz, Y. Yiu [et al. // JAMA Netw Open. – 2022. – Vol. 5, no. 9. – P. e2229726. doi: 10.1001/jamanet workopen.2022.29726
18. A Group Randomized Trial of School-Based Teen Courts to Address the School to Prison Pipeline, Reduce Aggression and Violence, and Enhance School Safety in Middle and High School Students / P.R. Smokowski, C.B.R. Evans, R. Rose [et al.] // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 4. – P. 566–578. doi: 10.1080/15388220.2020.1780133
19. Ганузин В.М., Борохов Б.Д. Психотравмирующие факторы в школьном возрасте и их влияние на здоровье: постдидактическое стрессовое расстройство (обзор) // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 1. – С. 8. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 03.11.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Ганузин В.М., Ковалева Е.А. Драма отношений «ученик — учитель» в образовательном процессе или поиск равновесия: NOTA BENE! Медицинская психология в России. 2023;15(1):36-45.
For citation:
Ganuzin V.M., Kovaleva E.A. Drama of the "student — teacher" relationship in the educational space or the search for balance: NOTA BENE! Medical Psychology in Russia. 2023;15(1):36-45. (In Russ.)