Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Диагностика в детской клинической психологии: диалог психолога и врача

Аннотация

Статья написана на основе доклада, сделанного на конференции в декабре 2020 года, в него внесены дополнения, добавлена литература. Авторы рассматривают задачи и средства клинико-психологической диагностики в разных областях медицины (психиатрия, неврология, соматическая клиника и др.). Приведены основные задачи и средства диагностики в детской патопсихологии, детской нейропсихологии, детской психосоматике. Статья иллюстрирована примерами клинической диагностики случаев. Проанализированы значение и специфика взаимодействия специалистов врачей и клинических психологов в разных областях медицины.

Об авторах

Н. B. Зверева
Научный центр психического здоровья; Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Зверева Наталья Владимировна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии, Научный центр психического здоровья; профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; Московский государственный психолого-педагогический университет

Каширское шоссе, 34, Москва, 115522;
ул. Сретенка, 29, Москва, 127051



Т. Г. Горячева
Московский государственный психолого-педагогический университет; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Горячева Татьяна Германовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет; доцент института клинической психологии и социальной работы, РНИМУ имени Н.И. Пирогова

ул. Сретенка, 29, Москва, 127051; 
ул. Островитянова, 1, Москва, 117997



А. А. Коваль-Зайцев
Научный центр психического здоровья; Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Коваль-Зайцев Алексей Анатольевич

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела детской психиатрии, Научный центр психического здоровья; доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии; Московский государственный психолого-педагогический университет

Каширское шоссе, 34, Москва, 115522;
ул. Сретенка, 29, Москва, 127051



Список литературы

1. Трошин Г.Я. Детская ненормальность за последние сто лет // Вопросы педагогической патологии в семье и школе: сб. ст. газеты «Школа и Жизнь» / под ред. А. Владимирского, Л. Оршанского, Ф. Фальборка. – СПб., 1912. – Вып. 2. – С. 3–68.

2. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: в 2 т. – Петроград: Школа-лечебница д-ра мед. Г.Я. Трошина, 1915.

3. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента (традиция московской школы патопсихологии). – М.: Изд-во Московского университета, 2020. – 272 с.

4. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными / пер. с венг. – Будапешт, 1988. – 340 с.

5. Опыт совместной работы клинических психологов и психиатров в детской психиатрии / Н.В. Зверева, Е.Е. Балакирева, Н.В. Симашкова [и др.] // Психиатрическая наука в истории и перспективе. Материалы Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Научного центра психического здоровья. – М.: ФГБНУ НЦПЗ, 2019. – С. 88–90.

6. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков: учебник. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2015. – 272 с.

7. Бебчук М.А. Командная работа с семьей – необходимое условие организации качественной помощи душевнобольному ребенку // Вестник психотерапии. – 2017. – № 61 (66). – С. 22–31.

8. Иовчук Н.М., Северный А.А. Междисциплинарный консилиум в службе психического здоровья детей и подростков. – М.: Педагогическая литература, 2015. – 400 с.

9. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление): методические рекомендации. – М.: Изд-во МБА, 2014. – 40 с.

10. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание) / Н.В. Зверева, А.И. Хромов, А.А. Сергиенко [и др.]. – М.: Сам полиграфист, 2017. – 48 с.

11. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: монография. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. – 168 с.

12. Патопсихология детского и подросткового возраста: сборник статей (1960–90 гг.) / Э.С. Мандрусова, сост. и автор вводных оч. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 348 с.

13. Микадзе Ю.В. Методологические тенденции в современном развитии нейропсихологической диагностики // Современные направления диагностики в клинической (медицинской) психологии: коллективная монография / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – M.: Сам Полиграфист, 2021. – С. 44–54.

14. Анохин К.В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2021. – Т. 71, № 1. – С. 39–71.

15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.

16. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». – М.: Знание, 1991. – 46 с.

17. Добряков И.В., Никольская И.М. Клиническая психология семьи и перинатальная психология как разделы медицинской (клинической) психологии // Социальная и клиническая психиатрия. – 2011. – Т. 21, № 2. – С. 104–108.

18. Добряков И.В., Фесенко Ю.А. Влечения детей и подростков: становление, проявления, отклонения. – СПб.: Проспект науки, 2022. – 344 с.

19. Шац И.К. Больной ребенок и его семья: формы и возможности психологической помощи: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 303 с.

20. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 175 с.

21. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 188 с.

22. Результаты оценки качества лечения и жизни детей с эпилепсией / О.В. Гузева, В.И. Гузева, В.В. Гузева [и др.] // Педиатр. – 2017. – Т. 8, № 2. – C. 32–43. doi: 10.17816/PED8232-43

23. Троицкая Л.А. Эпилепсия и нарушения развития речи у детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2007. – Т. 7, № 1. – С. 37–44.

24. Лассан Л.П. Нейрокогнитивный дизонтогенез при органических поражениях головного мозга [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 5. – URL: http://medpsy.ru

25. Арина Г.А., Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практи-ческой конференции / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. – С. 117–128.

26. Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. – 480 с.

27. Куртанова Ю.Е. Исследование осознания болезни у детей с хроническими соматическими заболеваниями // Детская и подростковая реабилитация. – 2009. – № 1. – С. 38–50.

28. Социальная адаптация детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения / Ю.Е. Куртанова, Ю.А. Бурдукова, А.М. Щербакова [и др.] // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 127–138. doi: 10.17759/jmfp.2020090312

29. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 1. – С. 119–126.

30. Стукалова О.Ю. Онкопсихология в хирургии // Вестник Гуманитарного института. – 2015. – Т. 15, № 2. – С. 84–88.

31. Горячева Т.Г., Комолов Д.А. Методы клинико-психологической диагностики аномалий развития. – М.: Ridero, 2019. – 190 с.

32. Клинический психолог в системе комплексной реабилитации / Н.В. Козлова, Т.В. Рогачева, Т.Е. Левицкая [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – Т. 22, № 1. – С. 131–138.

33. Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции. – М.: Генезис, 2018. – 168 с.

34. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Клиническая психология развития. – М.: Юрайт, 2017. – 312 с.

35. Горячева Т.Г. Роль детско-родительских отношений в психическом развитии подростков, оперированных по поводу врожденного порока сердца в раннем возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1995. – 20 с.

36. Психические нарушения в детском возрасте. Психическая депривация: коллективная монография / Г.В. Козловская, И.А. Марголина, М.В. Иванов [и др.]; под ред. проф. Г.В. Козловской. – М. Тверь: Триада, 2020. – 205 с.


Рецензия

Для цитирования:


Зверева Н.B., Горячева Т.Г., Коваль-Зайцев А.А. Диагностика в детской клинической психологии: диалог психолога и врача. Медицинская психология в России. 2023;15(1):24-35.

For citation:


Zvereva N.V., Goryacheva T.G., Koval-Zaitsev A.A. Diagnostics in children's clinical psychology: a dialogue between a psychologist and a doctor. Medical Psychology in Russia. 2023;15(1):24-35. (In Russ.)

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)