Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Особенности самосознания матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития

Аннотация

В статье представлен обзор психологических исследований самосознания матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития. Описана актуальность затронутой темы, в частности, недостаточность исследовательского внимания к психологическим изменениям у матерей, которые воспитывают детей с нарушениями психического развития: изменения восприятия себя, новообразованиям структуры самосознания, специфическим эмоциональным реакциям, возникающих в ответ на травматическую ситуацию — рождение ребенка с особенностями психического развития. Представляются исследования семей, связанные с изучением структуры семьи психически больного родственника. Раскрывается понятие «референтного родственника». Анализируются подходы к определению самосознания. Приводится описание понятия самосознания матери: особенности и структура. Описываются специфические психологические образования, возникшие вследствие рождения ребенка, а также отличные от них формы, вызванные рождением «особенного» ребенка, т. е. ребенка с нарушениями психического развития. Приводится описание особенностей эмоциональной сферы матерей, воспитывающих детей с отклонениями в психическом развитии (самообвинение, стыд, феномен «эмоционального выгорания матери»). Рассмотрены различные установки родителей детей с нарушениями развития. Раскрывается феномен самостигматизации матери — усвоенная матерью социальная стигма ребенка и ее последствия. Освещаются отечественные и зарубежные исследования самостигмати-зации. Описываются формы самостигматизации, выделенные на основе литературного анализа. Выделены дескриптивный, дифференциально-психологический и клинико-психологический подходы к исследованию матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития.

Об авторах

Н. B. Яковлева
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Россия

Яковлева Наталья Валентиновна– кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и специальной психологии с курсом педагогики

Высоковольтная ул., д. 9, Рязань, 390026



М. В. Архипова
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Россия

Архипова Мария Владимировна – студентка факультета клинической психологии

Высоковольтная ул., д. 9, Рязань, 390026



Список литературы

1. Медведев С.Э. Особенности аналитико-системной семейной психотерапии и динамика психопатологических адаптационных и семейных показателей у больных параноидной шизофренией: автореф. дис. … канд. мед. наук. – СПб., 2009.

2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Ленинград: Медицина, 1990. – 192 с.

5. Щукина Е.Г., Федорова Е.Б. Особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // Современная семья: проблемы, пути становления и развития: сб. статей. – Архангельск, 2003. – С. 18–20.

6. Киричик Е.С., Валитова И.Е. Особенности самосознания матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальная психология и педагогика в социуме: проблемы и решения: сборник научных трудов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (28 февраля 2023 года, г. Воронеж). – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. – С. 201–205.

7. Валитова И.Е. Особенности самосознания матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Развитие личности. – 2018. – № 4. – С. 57–85. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-samosoznaniya-materi-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostya mi-zdorovya (дата обращения: 25.05.2023).

8. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: новое явление в современном материнстве // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / под ред. О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. – Екатеринбург, 2018. – С. 62–68.

9. Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): автореф. дис. … докт. психол. наук. – М., 2000.

10. Устинова Н.А. Детерминанты развития самосознания матери [Электронный ресурс] // Дискуссия. – 2012. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ determinanty-razvitiya-samosoznaniya-materi (дата обращения: 20.09.2023).

11. Васягина Н.Н. Теоретико-методологические основания субъектного становления матери в социокультурном пространстве [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 4-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-subektnogo-stanovleniya-materi-v-sotsiokulturn om-prostranstve (дата обращения: 20.09.2023).

12. Тихомирова В.С. Психологические особенности матерей детей дошкольного возраста с церебральным параличом: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2013.

13. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1999. – № 3. – С. 30–36.

14. Антонова Н.В. Некоторые особенности Я-концепции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2010. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-ya-kontseptsii-roditeley-vospityv ayuschih-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 11.07.2023).

15. Белопольская Н.Л., Улькина Н.А. Исследование возрастной идентификации у матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 23–30.

16. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 81–86.

17. Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7, № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-semi-vospity vayuschey-rebenka-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 04.06.2023).

18. Карпушкина Н.В., Самсонова Н.Л. Коррекция эмоционально-личностных особенностей матерей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Психолого-педагогический поиск. – 2023. – № 1 (65). – С. 136–141.

19. Нестерова А.А., Хитрюк В.В. Стигматизация и предрассудки в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2018. – № 4. – С.50–61. doi: 10.18384/2310-7235-2018-4-50-61

20. Shilubane H., Mazibuko N. Understanding autism spectrum disorder and coping mechanism by parents: an explorative study // International Journal of Nursing Sciences. – 2020. – Vol. 7, no. 4. – P. 413–418. doi: 10.1016/j.ijnss.2020.08.003

21. Chan K.K.S., Lam C.B. Self-stigma among parents of children with autism spectrum disorder // Res Autism Spectr Disord. – 2018. – Vol. 48. – P. 44–52. doi: 10.1016/j.rasd.2018.01.001

22. Kamei A. Perceptions and Experiences of Mothers who have Children with Autism Spectrum Disorders: Cross-Cultural Studies from the US and Japan. Doctor of Philosophy Diss. Greensboro: The University of North Carolina, 2013.

23. Pathways to Self-Stigma in Parents of Children with a Mental Health Disorder / K. Eaton, W.G.K. Stritzke, P.W. Corrigan [et al.] // Journal of Child and Family Studies. – 2020. – Vol. 29, no. 6. – P. 1732–1744. doi: 10.1007/s10826-019-01579-2

24. Internalization of stigma among parents of children with autism spectrum disorder in Nigeria: a mixed method study / A.Y. Oduyemi, I.P. Okafor, U.T. Eze [et al.] // BMC Psychol. – 2021. – Vol. 9. – P. 182. doi: 10.1186/s40359-021-00687-3

25. Vicarious Stigma and Self-Stigma Experienced by Parents of Children with Mental Health and/or Neurodevelopmental Disorders / M.D. Serchuk, P.W. Corrigan, S. Reed [et al.] // Community Mental Health Journal. – 2021. – Vol. 57, no. 8. – P. 1537–1546. doi: 10.1007/s10597-021-00774-0

26. Stukan L., Pshuk N., Kaminska A. Predictors of parental attitude formation in mothers of children with autistic disorders [Электронный ресурс] // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2021. – No. 59-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predictors-of-parental-attitude-formation-in-mothers-of-children-with-autistic-disorders (дата обращения: 13.10.2023).

27. Куканов А.А. Личностные ценности у матерей детей с РДА // Прорывные научные исследования. Сборник статей V Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза, 2016. – С. 128–130.

28. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2004. – С. 34–45.


Рецензия

Для цитирования:


Яковлева Н.B., Архипова М.В. Особенности самосознания матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития. Медицинская психология в России. 2023;15(1):2-13.

For citation:


Yakovleva N.V., Arkhipova M.V. Features of self-awareness of mothers raising children with mental development disorders. Medical Psychology in Russia. 2023;15(1):2-13. (In Russ.)

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)