Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Обзор современных исследований по применению подростками оружия в образовательной среде

Аннотация

В статье показано влияние острых и хронических психотравмирующих факторов в детстве на возникновение буллинга, виктимизации, девиантного поведения у подростков. Проанализирован обзор научных работ о причинах вооруженных нападений в образовательных учреждениях и о том, какие меры и методы безопасности применяются на уровне школы. Дан анализ причин и особенностей случаев нападения на учащихся и преподавателей в образовательных учреждениях США и России. Указаны основные факторы, играющие роль в подготовке нападений и реализации самих актов агрессии. С точки зрения психологии и педагогики описаны особенности личности нападавших и роль психических отклонений в формировании агрессивного поведения и планируемых актов агрессии. Предлагается объединить усилия специалистов разных областей с целью отслеживания информации и принятия превентивных мер по предотвращению вооруженных нападений в учебных заведениях.

Об авторе

В. М. Ганузин
Ярославский государственный медицинский университет
Россия

Ганузин Валерий Михайлович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии ИПДО

ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000, Тел.: (84852) 30-56-41



Список литературы

1. Бостанова Л.Ш., Бостанова С.Н. Теоретический анализ проблемы посттравматического расстройства личности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10. – С. 363–369.

2. Борисова Н.Ф. Скулшутинг – новая криминальная угроза обществу // Российский правовой журнал. – 2021. – № 1 (6). – С. 125–129.

3. Мосечкин И.Н. Виктимологические аспекты противодействия вооруженным нападениям на учебные заведения (school shooting) // Виктимология. – 2019. – № 1 (19). – С. 46–53.

4. Портнова А.А. Психические нарушения у детей и подростков при чрезвычайных ситуациях: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 2007. – 40 с.

5. Curran F.C., Fisher B.W., Viano S.L. Mass school shootings and the short-run impacts on use of school security measures and practices: National evidence from the Columbine tragedy // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 1. – P. 6–19. doi: 10.1080/15388220.2019.1703713

6. 32 Shocking bullying statistics that will capture public attention in 2023. – URL: https://whattobecome.com/blog/bullying-statistics/ (accessed 20 April 2024).

7. Кекелидзе З.И., Портнова А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2002. – Т. 102, № 12. – С. 56–62.

8. Протопопова Е.Г., Казенная Е.В. Нападения на учебные заведения: феномен «скулшутинг» и психологические аспекты безопасности образовательной среды // Образование личности. – 2019. – № 1. – С. 12–19.

9. Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. – 2021. – Т. 29, № 1. – С. 93–108. doi: 10.31171/vlast.v29i1.7920

10. Лежнина Л.В. Смертельные уроки: что мы знаем о школьных стрелках // Общение в эпоху конвергенции технологий: сб. науч. тр. – М.: Психологический институт Российской академии образования, 2022. – Т. 1. – С. 469–471. doi: 10.24412/cl-36917-2022-469-471

11. Собчик Л.Н., Спасенников Б.А., Кулакова С.В. Криминологические аспекты агрессивности // Психология и право. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 209–225. doi: 10.17759/psylaw.2022120116

12. Ferguson C.J., Coulson M., Barnett J. Psychological profiles of school shooters: positive directions and one big wrong turn // Journal of Police Crisis Negotiations. – 2011. – Vol. 11, no. 2. – P. 141–158. doi: 10.1080/15332586.2011.581523

13. Pies R.W. Mass Shooters and the Psychopathology Spectrum. – 2020. – URL: https://www.psychiatrictimes.com/view/mass-shooters-and-psychopathology-spectrum (accessed 20 April 2024).

14. Глебов В.В., Шевцов В.В., Ефремова Д.Н. Вооруженные нападения на образовательные учреждения: социально-психологические и информационные проблемы безопасности образовательной среды в России и за рубежом // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2023. – № 1. – С. 87–99. doi: 10.25016/2541-7487-2023-0-1-87-99

15. United States Secret Service and United States Department of Education. The final report and findings of the Safe School Initiative: Implications for the prevention of school attacks in the United States. – 2002. – URL: http://www.secretservice.gov/ntac/ssifinalreport.pdf (accessed 20 April 2024).

16. Hassett M.R., Kim B., Seo C. Attitudes toward concealed carry of firearms on campus: A systematic review of the literature // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 1. – P. 48–61. doi: 10.1080/15388220.2019.1703717

17. Hong J.S., Espelage D.L. An Introduction to the Special Issue: Firearms Homicide and Perceptions of Safety in American Schools Post-Columbine // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 1. – P. 1–5. doi: 10.1080/15388220.2019.1703721

18. Weapons in school: exploring the meaning of place / A.A., Peguero L. Yost, M. Ripepi [et al.] // Journal of School Violence. – 2019. – Vol. 19, no. 1. – P. 77–92. doi: 10.1080/15388220.2019.1703719

19. Stewart I., Wertz J., Jen H. Violent school deaths in the United States: A comprehensive review of the literature // Journal of School Violence. – 2022. – Vol. 21, no. 4. – P. 355–380. doi: 10.1080/15388220.2022.2105855

20. Prevalence and risk factors associated with carrying a gun to school during adolescence: A statewide study of middle and high school students / M. Docherty, G. Sweeten, T. Craig [et al.] // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 1. – P. 35–47. doi: 10.1080/15388220.2019.1703718

21. Using Open-source data to better understand and respond to american school shootings: Introducing and exploring the american school shooting study (TASSS) / J.D. Freilich, S.M. Chermak, N.M. Connell [et al.] // Journal of School Violence. – 2022. – Vol. 21, no. 2. – P. 93–118. doi: 10.1080/15388220.2021.1991804

22. A longitudinal study of gun violence attitudes: Role of childhood aggression and exposure to violence, and early adolescent bullying perpetration and victimization / A.B. Nickerson, S. Shisler, R.D. Eiden [et al.] // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 1. – P. 62–76. doi: 10.1080/15388220.2019.1703716

23. Juvonen J., Graham S. Bullying in schools: the power of bullies and the plight of victims // The Annual Review of Psychology. – 2014. – Vol. 65. – P. 159–185. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115030

24. Semprevivo L.K., Agnich L.E., Peguero A.A. Is victimization related to carrying a weapon? Study of the intersection of gender and race/ethnicity // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 1. – P. 20–34. doi: 10.1080/15388220.2019.1703714

25. Who should carry guns on campus? Assessing variations in support for campus carry across campus community membership status / N.E. Kruis, K. McLean, B. Rakhmatullaev [et al.] // Journal of School Violence. – 2022. – Vol. 21, no. 3. – P. 266–280. doi: 10.1080/15388220.2022.2081854

26. Schildkraut J., Nickerson A.B., Ristoff T. Locks, lights, out of sight: Assessing students’ perceptions of emergency preparedness across multiple lockdown drills // Journal of School Violence. – 2020. – Vol. 19, no. 1. – P. 93–106. doi: 10.1080/15388220.2019.1703720

27. Tanner J.G., Kelemen W.L. College Students’ Perceptions of Campus Safety Before and After Concealed Carry // Journal of School Violence. – 2023. – Vol. 22, no. 2. – P. 246–259. doi: 10.1080/15388220.2023.2175362

28. McCuddy T., Shamserad F., Esbensen F.A. Arming teachers as a response to school violence: using a risk assessment model to understand student perceptions // Journal of School Violence. – 2023. – Vol. 22, no. 1. – P. 61–74. doi: 10.1080/15388220.2022.2132505

29. Verrecchia P.J., Hendrix N. College and university faculty perceptions towards carrying concealed firearms on campus // International Journal of Criminology and Sociology. – 2017. – Vol. 6. – P. 205–214. doi: 10.6000/1929-4409.2017.06.22

30. Menting A.T.A., Orobio de Castro B., Matthys W. Effectiveness of the Incredible Years parent training to modify disruptive and prosocial child behavior: a meta-analytic review // Clinical Psychology Review. – 2013. – Vol. 33, no. 8. – P. 901–913. doi: 10.1016/j.cpr.2013.07.006

31. Кий Н.М. Как избежать вооруженных нападений в учебных заведениях? [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 21 сентября 2021. – URL: https://psy.su/feed/9329/ (дата обращения: 22.12.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Ганузин В.М. Обзор современных исследований по применению подростками оружия в образовательной среде. Медицинская психология в России. 2023;15(3):63-71.

For citation:


Ganuzin V.M. A review of modern research on the use of weapons by adolescents in the educational environment. Medical Psychology in Russia. 2023;15(3):63-71. (In Russ.)

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)