Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Новый путь к наркотизации: использование студентами психоактивных веществ для улучшения когнитивных функций

Аннотация

По данным зарубежных исследований последних лет практики потребления психоактивных веществ (ПАВ) изменяются во всем мире, особенно заметны изменения таких практик в развитых странах. В числе активно формирующихся в студенческой популяции практик — применение стимулирующих препаратов, в том числе медикаментозных, для целей повышения продуктивности и академической результативности. В исследовании, проведенном в России, с использованием on-line опроса на условиях анонимности (анализировались ответы 606 студентов российских вузов), получено подтверждение высокого уровня переживаемого респондентами стресса, зафиксированы симптомы эмоционального неблагополучия у части респондентов. Исследование показало, что значительная часть лиц из обследованной выборки прибегает к использованию ПАВ, в том числе лекарственных средств, призванных повысить работоспособность, улучшить запоминание материала и достичь желаемой академической успешности. Нашли подтверждение факты обращения студентов российских вузов к широкому кругу препаратов, используемых для улучшения когнитивных функций. Была продемонстрирована роль переживаемого стресса как фактора, значимо повышающего обращение к ПАВ. Удалось установить связь отдельных установок студентов, особен-ностей восприятия ими учебного процесса с частотой обращения к ПАВ. Полученные в настоящем пилотажном исследовании результаты важны для планирования дальнейшего изучения проблемы использования ПАВ студентами вузов, выявления социальных и личностных факторов такого потребления, указывают перспективные направления профилактической работы.

Об авторе

О. В. Рычкова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Рычкова Ольга Валентиновна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии

ул. Сретенка, д. 29, Москва, 127051, Тел. 8 (495) 632-92-02



Список литературы

1. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2023 год (E/INCB/2023/1) [Электронный ресурс]. – URL: https://unis.unvienna.org/unis/uploads/documents/2024-INCB/2325540R_INCB_Annual_Report.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

2. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2019 год (E/INCB/2019/1) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2019/Annual_Report/Russian_ebook_AR2019.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

3. Рыбакова Л.Н. Контролируемое потребление наркотиков: феномен и конструкт // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 12. – С. 40–48. doi: 10.24158/tipor.2018.12.6

4. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Т.В. Волкова [и др.]. – М.: Социальный проект, 2003. – 319 с.

5. Цветкова Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 2011. – 41 с.

6. Макарова Д.А., Тараканова А.В. Ноотропные препараты как средство достижения социального успеха: к проблеме постчеловечества // Бюллетень медицинских Интернетконференций. – 2016. – Т. 6, № 5. – C. 967–969.

7. Позднякова М.Е., Брюно В.В. Новые тенденции наркотизации как риски социетального характера // Вестник института социологии. – 2018. – Т. 9, № 1. – C. 115– 139. doi: 10.19181/vis.2018.24.1.500

8. Позднякова М.Е., Брюно В.В. Распространённость употребления наркотических средств среди работающего населения как форма дезадаптационного процесса. Часть 1 // Социологическая наука и социальная практика. – 2019. – Т. 7, № 3. – С. 120–135. doi: 10.19181/snsp.2019.7.3.6693

9. Позднякова М.Е., Брюно В.В. Распространённость употребления наркотических средств среди работающего населения как форма дезадаптационного процесса. Часть 2 // Социологическая наука и социальная практика. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 180–192. doi: 10.19181/snsp.2019.7.4.6810

10. Рычкова О.В. "Умные" лекарства – опасная модель потребления психо-активных веществ // Современная зарубежная психология. – 2021. – Т. 10, № 2. – С. 44–54. doi:10.17759/jmfp.2021100205

11. Анализ тенденций наркопотребления в юношеском возрасте / И.В. Пономаренко, И.А. Курусь, И.В. Лазюк [и др.] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 1(30). – С. 367–370.

12. Сейтакова Б.М. "Аптечная" наркомания: причины и меры противодействия // Научный компонент. – 2020. – № 3(7). – С. 16–23.

13. Non-medical use of prescription stimulants among US college students: prevalence and correlates from a national survey / S.E. McCabe, J.R. Knight, C.J. Teter [et al.] // Addiction. – 2005. – Vol. 100, no. 1. – P. 96–106. doi: 10.1111/j.1360-0443.2005.00944.x

14. Bagot K.S., Kaminer Y. Efficacy of stimulants for cognitive enhancement in non-attention deficit hyperactivity disorder youth: a systematic review // Addiction. – 2014. – Vol. 109, no. 4. – P. 547–557. doi: 10.1111/add.12460

15. Measham F., Shiner M. The legacy of 'Normalisation': the role of classical and contemporary criminological theory in understanding young people's drug use // The International Journal on Drug Policy. – 2009. – Vol. 20, no. 6. – P. 502–508. doi: 10.1016/j.drugpo.2009.02.001

16. Verdi G., Weyandt L.L., Zavras B.M. Non-medical prescription stimulant use in graduate students: relationship with academic self-efficacy and psychological variables // Journal of Attention Disorders. – 2016. – Vol. 20, no. 9. – P. 741–753. doi: 10.1177/1087054714529816

17. Ilieva I.P., Hook C.J., Farah M.J. Prescription stimulants' effects on healthy inhibitory control, working memory, and episodic memory: A meta-analysis // Journal of Cognitive Neuroscience. – 2015. – Vol. 27, no. 6. – P. 1069–1089. doi: 10.1162/jocn_a_00776

18. Maier L.J., Ferris J.A., Winstock A.R. Pharmacological cognitive enhancement among non-ADHD individuals – A cross-sectional study in 15 countries // The International Journal on Drug Policy. – 2018. – Vol. 58. – P. 104–112. doi: 10.1016/j.drugpo.2018.05.009

19. Hupli A., Didžiokaite G., Ydema M. Toward the Smarter Use of Smart Drugs: Perceptions and Experiences of University Students in the Netherlands and Lithuania // Contemporary Drug Problems. – 2016. – Vol. 43, no. 3. – P. 242–257. doi: 10.1177/0091450916660143

20. Farah M. The unknowns of cognitive enhancement // Science. – 2015. – Vol. 350, no. 6259. – P. 379–380. doi: 10.1126/science.aad5893

21. Smith M.F., Farah M.J. Are prescription stimulants "smart pills"? The epidemiology and cognitive neuroscience of prescription stimulant use by normal healthy individuals // Psychological Bulletin. – 2011. – Vol. 137, no. 5. – P. 717–741. doi: 10.1037/a0023825

22. Mixed-amphetamine salts expectancies among college students: Is stimulant induced cognitive enhancement a placebo effect? / K.L. Cropsey, S. Schiavon, P.S. Hendricks [et al.] // Drug and Alcohol Dependence. – 2017. – Vol. 178. – P. 302–309. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2017.05.024

23. Vo K., Neafsey P.J., Lin C.A. Concurrent use of amphetamine stimulants and antidepressants by undergraduate students // Patient preference and Adherence. – 2015. – Vol. 9. – P. 161–172. doi: 10.2147/PPA.S74602

24. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Цацулин Т.О. Динамика показателей перфекционизма и симптомов эмоционального неблагополучия в российской студенческой популяции за последние десять лет: когортное исследование // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 41–50. doi: 10.17759/chp.2019150305

25. Руженкова В.В., Руженков В.А., Хамская И.С. Русскоязычная адаптация теста DASS-21 для скрининг-диагностики депрессии, тревоги и стресса // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2019. – № 10. – С. 39–46.

26. Справочник лекарственных препаратов Видаль [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vidal.ru/ (дата обращения: 24.05.2024)


Рецензия

Для цитирования:


Рычкова О.В. Новый путь к наркотизации: использование студентами психоактивных веществ для улучшения когнитивных функций. Медицинская психология в России. 2023;15(4):49-65.

For citation:


Rychkova O.V. A new path to drug addiction: students' use of psychoactive substances to enhance cognitive functions. Medical Psychology in Russia. 2023;15(4):49-65. (In Russ.)

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)