Анализ исследований агрессии, насилия и виктимизации в отношении учителей общеобразовательных школ(обзор)
https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-83-92
Аннотация
В статье приведен обзор современных исследований по буллингу и виктимизации школьных учителей. Целью работы является анализ научной литературы по оказанию психотравмирующих действий на учителей со стороны учеников и других участников образовательного процесса. Авторами представлены данные отечественной и зарубежной литературы, свидетельствующие о том, что не только школьники подвергаются буллингу и виктимизации со стороны учителей, а и учителя все чаще подвергаются насилию со стороны учащихся, их родителей, коллег и администрации школы. В обзоре были использованы базы данных РИНЦ, PubMed, Google Scholar.
В заключение статьи автором предлагается Ассоциации исследователей образования РФ, совместно с Российским психологическим обществом, разработать методику по выявлению буллинга, виктимизации, направленного против учащихся и педагогов, с целью выявления статистических достоверных данных по распространенности этих негативных явлений и их профилактики.
Об авторе
В. М. ГанузинРоссия
Ганузин Валерий Михайлович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии
ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000
Тел.: (84852) 30-56-41
Список литературы
1. Реан А.А., Егорова А.В. Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика. Национальный психологический журнал. 2021;(2):98–108. doi: 10.11621/npj.2021.020
2. Хохлов Л.К., Хохлов А.Л., Шипов А.А. Школьные дидактогенные неврозы и другие психические реакции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/uchenue_praktikam/6_2/
3. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу. Социология образования. Труды по социологии образования. 2012;16(28):137–147.
4. Ганузин, В. М. Влияние психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте на их жизненную парадигму (обзор). Практическая медицина. 2021;19(6):26-31. doi: 10.32000/2072-1757-2021-6-26-31
5. Berg J., Cornell D. Authoritative school climate, aggression toward teachers, and teacher distress in middle school. School Psychology Quarterly. 2016; 31:122–127. doi: 10.1037/spq0000132
6. Berlanda S., Fraizzoli M., de Cordova F., Pedrazza M. Psychosocial risks and violence against teachers. Is it possible to promote well-being at work? International journal of environmental research and public health. 2019:16(22):4439. doi: 10.3390/ijerph16224439
7. Malik F., Hassan Shah A., Ali N., Shah M.I. Impact of workplace bullying on job performance in faculty members of Pakistani universities: Psychological capital as mediator. Journal of Positive School Psychology. 2023;7(4):1507-1517.
8. Jannat S., Farooq A. Bullying as victimization: Coping strategies as a survival mechanism among female school teachers. Remittances Review. 2024;9(1):619-630, doi: 10.33182/rr.vx9il.58
9. Dirzyte A., Indrašienė V., Jegelevičienė V. Merfeldaite O., Prakapas R., Railienė A., Gusauskiene M. Teacher Victimization by Students, Their Parents, and School Staff: Prevalence and Links with Teachers’ Life Satisfaction in a Lithuanian Sample. Education Sciences. 2024;14(2):163. doi:10.3390/educsci14020163.
10. Martinez А., McMahon S.D., Espelage D., Anderman E.M., Reddy L.A., Sanchez B. Teachers' experiences with multiple victimization: Identifying demographic, cognitive, and contextual correlates. Journal of School Violence. 2016;15(4):387-405. doi: 10.1080/15388220.2015.1056879
11. Rigby K. Theoretical Perspectives and Two Explanatory Models of School Bullying. Int Journal of Bullying Prevention. 2024; 6:101–109. doi: 10.1007/s42380-022-00141-x
12. Dolev-Cohen M., Levkovich, I. (2020). Teachers’ responses to face-to-face and cyberbullying of colleagues by others in Israeli schools. International Journal of School & Educational Psychology. 2020; 9:153-165. doi: 10.1080/21683603.2020.1772159.
13. Siddiqui S., Schultze-Krumbholz A., Kamran M. Bullying and victimization of teachers in Pakistan: A cross sectional survey. Social Sciences & Humanities Open. 2025; 11:1-10. doi: 10.1016/j.ssaho.2025.101343.
14. Santor D. A., Bruckert C., McBride K. Prevalence and Impact of Harassment and Violence against Educators in Canada. Journal of School Violence. 2021;20(3):261–273. doi: 10.1080/15388220.2021.1879097
15. Bare K., Mcmahon S., Molina E., Tergesen C., Zinter K. Educator Experiences as Victims of School Violence: Emerging Perspectives and Research. 2021;1-25. doi: 10.4018/978-1-7998-7348-8.ch005.
16. Rigby K. Theoretical perspectives and two explanatory models of school bullying. International Journal of Bullying Prevention. 2022;6(2):1-9. doi:10.1007/s42380-022-00141-x
17. Huang F.L., Eddy C.L., Camp E. The role of the perceptions of school climate and teacher victimization by students. Journal of Interpersonal Violence. 2020;35(23–24):5526-5551. doi: 10.1177/0886260517721898
18. Yang C., Chan M.K., Nickerson A.B., Jenkins L., Xie J.S., Fredrick S.S. Teacher victimization and teachers' subjective well‐being: Does school climate matter? Aggressive Behavior. 2022; 48 (4):379-392, doi:10.1002/ab.22030
19. Ганузин В.М. Психотравмирующие факторы образовательной среды: профилактика «школьных землетрясений» с помощью антибуллингпвых программ (обзор). Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2025; 25(2): 98-108.
20. Андронникова О.О. Школа как территория виктимизации: теоретический абрис проблемы (по материалам научных публикаций). Социальная и экономическая психология. 2025;10(2): 115-137. doi: 10.38098/ipran.sep_2025_38_2_05
21. Мoon B., McCluskey J. An Exploratory Study of Violence and Aggression Against Teachers in Middle and High Schools: Prevalence, Predictors, and Negative Consequences. Journal of School Violence. 2018; 19(2): 122–137. doi:10.1080/15388220.2018.1540010
22. Benbenishti R., Astor R. A., Lopez V., Bilbao M., Ascorra, P. Victimization of teachers by students in Israel and Chile and its relationship with victimization of students by teachers. Aggressive Behavior. 2018; 45(2): 107–119. doi: 10.1002/ab.21791
23. Tarablus T., Yablon Y.B. Teachers’ Willingness to Seek Help for Violence: The Mediating Effect of School Climate. School Mental Health. 2023; 15:1090–1101. doi:10.1007/s12310-023-09604-y
24. Tarablus T., Yablon Y. Novice and Veteran Teachers’ Willingness to Seek Help for Dealing with Students’ Violence Against Them. International Journal of Bullying Prevention. 2022; 6:1-12. doi:10.1007/s42380-022-00143-9.
25. Ferrer-Cascales R., Albaladejo-Blázquez N., Sánchez-SanSegundo M., Portilla-Tamarit I., Lordan O., Ruiz-Robledillo N. Effectiveness of the TEI Program for Bullying and Cyberbullying Reduction and School Climate Improvement. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019; 16(4):580. doi:10.3390/ijerph16040580
26. Anderman E.M., Eseplage D.L., Reddy L.A., McMahon S.D., Martinez A., Lane K.L., Reynold C., Paul N. Teachers' reactions to experiences of violence: An attributional analysis. Social Psychology of Education. 2018; 21(3):621-653. doi:10.1007/s11218-018-9438-x
27. Smith, K., Ulwick, M. Leaving the teaching profession: a lack of resilience or a sign of autonomy? Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2017;23(8):928–945. doi:10.1080/13540602.2017.1358706
28. Yinon H., Orland-Barak L. Career stories of Israeli teachers who left teaching: A salutogenic view of teacher attrition. Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2017;23(8): 914–927. doi:10.1080/13540602.2017.1361398
29. Calderon-Orellana M., Bórquez D., Calderón P. Client Violence Against Educational Workers: A Systematic Review. Education Sciences. 2025; 15:1-12. doi: 10.3390/educsci15040415.
30. Dirzyte A., Indrašienė V., Jegelevičienė V., Merfeldaite O., Prakapas R., Railienė A., Gusauskiene M. Teacher Victimization by Students, Their Parents, and School Staff: Prevalence and Links with Teachers’ Life Satisfaction in a Lithuanian Sample. Education Sciences. 2024; 14(2): 163. doi: 10.3390/educsci14020163.
31. Ганузин В.М. Анализ психотравмирующих факторов, направленных против учителей: жертвы школьного насилия. Психологическая газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.su/feed/10614
32. Ганузин, В. М. Насилие, направленное против учителей: анализ современных исследований. Проблемы современного образования. 2022;(6): 80-88. doi: 10.31862/2218-8711-2022-6-80-88.
33. Ганузин, В. М. Драма отношений «ученик - учитель» в образовательном процессе или поиск равновесия: NOTA BENE! Медицинская психология в России. 2023;15(1):36-45.
34. Espelage D., Anderman E. M., Brown V. E., Jones A., Lane K. L., McMahon S. D., Reddy L. A., Reynolds C. R. Understanding and preventing violence directed against teachers: Recommendations for a national research, practice, and policy agenda. American Psychologist. 2013;68(2):75–87. doi:10.1037/a0031307
35. Ганузин В.М. Синдром педагогического насилия, дадактогения, буллинг, виктимизация, постдидактическое стрессовое расстройство: дети, школа и негативные последствия воздействия образовательной среды (обзор). Медицинская психология в России. 2024;16(2):59-69.
36. Ганузин В.М. Влияние психотравмирующих факторов образовательной среды на детей. Российский педиатрический журнал. 2025;28(2):155-159. doi: 10.46563/1560-9561-2025-28-2-155-159
Рецензия
Для цитирования:
Ганузин В.М. Анализ исследований агрессии, насилия и виктимизации в отношении учителей общеобразовательных школ(обзор). Медицинская психология в России. 2025;17(4):83-92. https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-83-92
For citation:
Ganuzin V.M. An Analysis of Research on Aggression, Violence, and Victimization of General Education Teachers (Review). Medical Psychology in Russia. 2025;17(4):83-92. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-83-92











