Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Нейропсихологическая характеристика детей с сахарным диабетом 1 типа

https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-38-46

Аннотация

Целью исследования выступило изучение влияния биохимических и процессуальных характеристик заболевания на нейропсихологический статус детей с сахарным диабетом 1 типа.

Материалы и методы: был проведен сбор данных анамнеза пациентов (уровень HbA1c на момент диагностики, продолжительность и возраст манифестации заболевания), далее использовалось комплексное нейропсихологическое обследование высших психических функций, затем количественная от 0 до 3 баллов и качественная оценка данных (по Ж.М. Глозман) нейропсихологического обследования (по А.Р. Лурия). Для изучения взаимосвязи между различными параметрами применялся коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена.

Результаты: Процессуальные характеристики в виде продолжительности течения заболевания и раннего возраста манифестации сахарного диабета 1 типа оказывали влияние в виде снижения памяти, внимания, нарушение праксиса, дефицит интеллектуальных и пространственных функций. Биохимическая характеристика заболевания в виде уровня гликированного гемоглобина (HbA1c) на момент исследования оказывала существенное влияние на скорость выполнения психологических методик, а также на функции памяти и внимания.

Выводы: было обнаружено отрицательное влияние процессуальных и биохимических характеристик заболевания на когнитивную деятельность у детей с сахарным диабетом 1 типа.

Об авторах

А. Д. Янина
ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» Федерального медико-биологического агентства
Россия

Янина Анастасия Дмитриевна - медицинский психолог, нейропсихолог

Москва



Т. Г. Горячева
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Россия

Горячева Татьяна Германовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Москва



Список литературы

1. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К., Железнякова А.В., Исаков М.А. Эпидемиологические характеристики сахарного диабета в российской федерации: клиникостатистический анализ по данным регистра сахарного диабета на 01.01.2021 // Cyberleninka.ru: научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/epidemiologicheskie-harakteristiki-saharnogo-diabeta-vrossiyskoy-federatsii-kliniko-statisticheskiy-analiz-po-dannym-registra

2. Корягин А.С., Грачева Е.А Основы эндокринологии. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016. 109с.

3. Дедов И.И. Сахарный диабет: диагностика, лечение, профилактика. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011. 808 с.

4. Nevo-Shenker M., Shalitin S. The Impact of Hypo- and Hyperglycemia on Cognition and Brain Development in Young Children with Type 1 Diabetes. Horm Res Paediatr. 2021;94(3-4):115-123. doi: 10.1159/000517352

5. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2023. 281 с.

6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: Издательство Московского университета, 1985. 148 с.

7. Лубовский В. И. Специальная психология: учебник для вузов, 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2025. 598 с.

8. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2021. 288 с.

9. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 416 с.

10. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Издательство Московского университета, 1985. 188 с.

11. Mauras N., Buckingham B., White N.H., Tsalikian E., Weinzimer S.A., Jo B., Cato A., Fox L.A., Aye T., Arbelaez A.M., Hershey T., Tansey M., Tamborlane W., Foland-Ross L.C., Shen H., Englert K., Mazaika P., Marzelli M., Reiss A.L. Diabetes Research in Children Network (DirecNet). Impact of Type 1 Diabetes in the Developing Brain in Children: A Longitudinal Study. Diabetes Care. 2021;44(4):983-992. 10.2337/dc20-2125.

12. Kodl C.T., Seaquist E.R. Cognitive Dysfunction and Diabetes Mellitus. Endocrine Reviews. 2008;29(4):494–511. doi: 10.1210/er.2007-0034.

13. Wessels A.M., Rombouts S.A., Remijnse P.L., Boom Y., Scheltens P., Barkhof F., Heine R.J., Snoek F.J. Cognitive performance in type 1 diabetes patients is associated with cerebral white matter volume. Diabetologia. 2007;50(8):1763-9. doi: 10.1007/s00125-007-0714-0.

14. Weinger K., Jacobson A.M., Musen G., Lyoo I.K., Ryan C.M., Jimerson D.C., Renshaw P.F.. The effects of type 1 diabetes on cerebral white matter. Diabetologia. 2008;51(3):417-25. doi: 10.1007/s00125-007-0904-9.

15. Northam E.A., Anderson P.J., Jacobs R., Hughes M., Warne G.L., Werther G.A. Neuropsychological profiles of children with type 1 diabetes 6 years after disease onset. Diabetes Care. 2001;24(9):1541-6. doi: 10.2337/diacare.24.9.1541.

16. Быков Ю.В., Батурин. В.А. Церебральная дисфункция у детей с сахарным диабетом 1-го типа при декомпенсации заболевания. Вестник психофизиологии. 2022;(4):144-146. doi: 10.34985/t3185-5601-6919-u.

17. Хныченко, Л. К., Окуневич, И. В., & Сапронов, Н. С. Стрессорные воздействия в патогенезе сахарного диабета, инсулинорезистентность. Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2008;6(4):18-25.

18. Al-Shehaili S.M., Al-Johani S.S., Al-Sarhan N.T., Al-Anazi A.A., Al-Mijmaj F.F., Al-Qhatani W.N., Al-Nasser L.M., Al-Yami D.R., Al-Razooq A.S. The effect of poor glycemic control on cognitive function in children and adolescents with type 1 diabetes mellitus: A single-center crosssectional study (2019-2020). Saudi Med J. 2023;44(10):1006-1012. doi: 10.15537/smj.2023.44.20230327.

19. Kirchhoff B.A., Jundt D.K., Doty T., Hershey T. A longitudinal investigation of cognitive function in children and adolescents with type 1 diabetes mellitus. Pediatr Diabetes. 2017;18(6):443-449. doi: 10.1111/pedi.12414.

20. Zein-Elabedein A., Abo El-Fotoh W.M.M., Al Shourah W.M., Moaty A.S. Assessment of cognitive function in young children with type 1 diabetes mellitus using electrophysiological tests. Pediatr Diabetes. 2022;23(7):1080-1087. 10.1111/pedi.13383.

21. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 384 с.

22. Балашова Е.Ю. Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М.: Генезис, 2016. 240 с.

23. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2019. 264 с.

24. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 386 с.

25. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.

26. Крюкова Ю.С., Золотова И.А. Отношение к болезни и уровень развития субъектности у подростков при сахарном диабете и неврологических заболеваниях. Медицинская психология в России. 2025;17(1):11-19. doi: 10.24884/2219-8245-2025-17-1-11-19


Рецензия

Для цитирования:


Янина А.Д., Горячева Т.Г. Нейропсихологическая характеристика детей с сахарным диабетом 1 типа. Медицинская психология в России. 2025;17(4):38-46. https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-38-46

For citation:


Yanina A.D., Goryacheva T.G. Neuropsychological characteristics of children with type 1 diabetes mellitus. Medical Psychology in Russia. 2025;17(4):38-46. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-38-46

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)