Психологическая коррекция дезадаптационных нарушений детей-инвалидов в реабилитационном процессе: из опыта работы
https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-28-37
Аннотация
На основе современных нормативных правовых актов, определяющих содержание комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, представлен анализ проведения реабилитационных мероприятий, ориентированных на подростков, имеющих психические нарушения и расстройства. Целью работы является демонстрация практических возможностей экспериментально разработанной технологии А.Р. Лурия для психологической коррекции различных поведенческих и эмоциональных нарушений детей-инвалидов, имеющих ментальные нарушения и относящихся к целевой реабилитационной группе (ЦРГ) №1, в реабилитационном процессе. В статье использовались методы теоретического анализа научных источников по проблеме комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, а также российские нормативные правовые документы, регламентирующие проведение реабилитационных мероприятий. Ведущим методом, опирающимся на имеющийся у автора опыт проведения комплексной реабилитации инвалидов в ГАУ «Областной центр реабилитации инвалидов», выступает включенное наблюдение за функционированием медицинских психологов, членов междисциплинарной реабилитационной команды, оказывающих социально-психологические услуги подросткам с ЦРГ 1. Представлено описание трех типичных случаев психологической коррекции различных поведенческих и эмоциональных нарушений детей-инвалидов с применением технологии, экспериментально разработанной А.Р. Лурия. На основе описанной коррекционной работы делается вывод о том, что обучение ребенка умению справляться с дезадаптивными моделями поведения, снижение зависимости от влияния негативных факторов окружающей среды на основе методологии, заложенной в культурно-исторической психологии, демонстрирует эффективность и результативность данной школы.
Об авторе
Т. В. РогачеваРоссия
Рогачева Татьяна Владимировна - доктор психологических наук, профессор
Тел.: +7 9097015295
Екатеринбург
Список литературы
1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Вопросы теории и истории психологии. Собр. Соч. в 6-и т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. С. 291 – 437.
2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. Соч. в 6-и т. Т.5. М.: Педагогика, 1983. С. 257 – 321.
3. Головина А.Г., Кравченко Н.Е. Депрессивные расстройства у подростков в амбулаторной психиатрической практике. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;(123): 58 – 63. doi: 10.17116/jnevro202312309258
4. Гузанова Д.Ю., Рычкова Л.С., Супрун С.А. Влияние депривационного дизонтогенеза на проявления дезадаптационных расстройств детей с умственной отсталостью. Вестник УЮУрГУ. Серия Психология. 2011;(5):58 – 61.
5. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль,1994. 399 с.
6. Задорожнюк И.Е., Мазилов В.А., Базиков М.В. Технологии регулирования конфликтов и запрос на их социально-антропологическое моделирование: история и современность. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014;(3):35 – 42.
7. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа Л.С. Выготского-А.Р. Лурия. Национальный психологический журнал. 2012;(2):32 – 46.
8. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Чередниченко Д.В., Дидур М.Д., Чекалова С.А. Когнитивные нарушения у детей с органическим астеническим расстройством. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2023;123(9): 92 – 99. doi: 10.17116/jnevro202312309292
9. Мирошник И. М., Гаврилин Е.В., Каладзе Н.Н., Шинкарчук Е.Е. Комплементарная психология: к 10-летию воссоединения Крыма с Россией. Вестник физиотерапии и курортологии. 2024;30(1): 82 – 83.
10. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Издательство Московского университета, 1998. 325 с.
11. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. М.: Когито-Центр, 2002. 527 с.
12. Лурия А.Р. Принципы реальной психологии. О некоторых тенденциях современной психологии (1922). Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии. Под ред. Ж.М. Глозман, Д.А. Леонтьева, Е.Г. Радковской. М.: Смысл, 2003. С. 295–384.
13. Мертон Р. Социальная структура и аномия. Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Издательство «Прогресс», 1966. C. 299 –313.
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2022 г. № 176 «Об утверждении методики определения целевых реабилитационных групп детей-инвалидов в зависимости от преимущественного вида стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 мая 2025 г. № 322н «Об утверждении Стандарта оказания услуги по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.05.2025 N 347Н «Об утверждении Стандарта оказания услуги по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
17. Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Шипова Л.В. Динамика психических состояний лиц с ментальными нарушениями в процессе психологической реабилитации. Коррекционная психология. 2024;18(4):589 – 602. doi: 10.32343/2409-5052-2024-18-4-589-602
18. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 N 3711-р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
19. Сорокин М.Ю., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Стратегии выбора антипсихотической терапии: необходимость комплексного подхода. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022;(122):73 – 79. doi: 10.17116/jnevro202212201273
20. Стебляк Е.А. Представления о последствиях плохого характера и неправильного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Клиническая и специальная психология.2022;11(3):205 – 241. doi: 10.17759/cpse.2022110309
21. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rosstat.gov.ru.folder/13721
22. Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Эмоциональные состояния учащихся подросткового и юношеского возраста с сохранным и нарушенным интеллектом при восприятии опасных ситуаций. Клиническая и специальная психология. 2021;10(2): 145–164. doi: 10.17759/cpse.2021100209
23. Шевченко Ю.С., Левковская О.Б. Терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно) в психотерапии подростков. Журнал неврологии и психиатрии. 2016;(4):57 – 61.
24. Silván-Ferrero P., Recio P., Molero F. et al. Psychological quality of life in people with physical disability: The effect of internalized stigma, collective action and resilience. International Journal Environmental Research and Public Health. 2020;17(5):1802. doi: 10.3390/ijerph17051802.
25. West S., Kamis С. The Long-Term Impact of Childhood Disability on Mental Health Trajectories in Mid- to Late-Life. J. Aging Health. 2022;34 (6-8):818-830. doi: 10.1177/08982643211066184
Рецензия
Для цитирования:
Рогачева Т.В. Психологическая коррекция дезадаптационных нарушений детей-инвалидов в реабилитационном процессе: из опыта работы. Медицинская психология в России. 2025;17(4):28-37. https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-28-37
For citation:
Rogacheva T.V. Psychological correction of maladaptive disorders of disabled children in the rehabilitation process: from work experience. Medical Psychology in Russia. 2025;17(4):28-37. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-28-37











