Проблема диагностики психического развития детей младенческого и раннего возрастов
https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-2-15
Аннотация
Цель исследования: сравнить используемые российскими специалистами методики диагностики психического развития детей младенческого и раннего возрастов.
Материалы: отечественные и зарубежные методики, доступные российскому пользователю из литературных источников и в сети интернет.
Метод исследования: сравнительный анализ.
Результаты: рассмотренные методики различаются по времени публикации и странам происхождения, наличию пересмотров, возрастной направленности, глубине оценки развития. Формы подачи стимульного материала: тестовые задания для ребенка, опросники для родителей, таблицы развития, стандартизированные экспериментальные ситуации. Среднее число оцениваемых одной методикой областей развития составляет пять, при этом чаще всего оценивается развитие речи, моторики и бытовых навыков, реже всего - социальное и эмоциональное развитие. В большинстве случаев информация о проверке на российских выборках психометрических свойств как отечественных, так и переводных методик отсутствует. Для используемых разработчиками показателей развития характерны излишняя многочисленность и рассогласованность; возрастные нормы, приводимые в разных методиках, могут существенно отличаться друг от друга.
Выводы: диагностика психического развития детей младенческого и раннего возраста в России как научная и практическая дисциплина находится в кризисе; используемые в клинической и исследовательской практике методы оценки детского развития не дают надежных результатов. Необходимы радикальные изменения в подходах к разработке и валидации современных российских диагностических инструментов для оценки развития детей младенческого и раннего возрастов.
Ключевые слова
Об авторе
С. В. ТрушкинаРоссия
Трушкина Светлана Валерьевна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии
Москва
Список литературы
1. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Советские учебники, 2025. 331 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
3. Чернего Д.И., Васильева М.Ю., Мухамедрахимов Р.Ж. Влияние раннего опыта институционализации на развитие ребенка: биологические показатели, физиологические механизмы, поведенческие характеристики. Социальная психология и общество. 2023; 14(2):9-27. doi: 10.17759/sps.2023140202
4. Андрущенко Н.В., Пальчик А.Б., Осипова М.В. Современные возможности оценки двигательного развития у детей младенческого и раннего возраста в клинической практике. Российский семейный врач. 2024; 28(4):24-38. doi: 10.17816/RFD636111
5. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни. В кн.: Психолого-педагогические исследования дошкольного детства. М.: Издательство Московского университета, 2022. С. 70-79.
6. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни: Учеб. пособие. Москва: ЦОЛИУВ, 1983. 84 с.
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Стребелевой Е.А. М.: Просвещение, 2004. 164 с.
8. Казьмин А.Л., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: «Когито Центр», 2006. 74 с.
9. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 128 с.
10. Козловская Г.В., Калинина М.А., Горюнова А.В. Определение отклонений в психическом развитии детей раннего возраста: психодиагностический тест «Гном». М.: МГИУ, 2012. 108 с.
11. Griffiths III // Association for Research in Infant & Child Development. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.aricd.ac.uk/about-the-griffiths-scales/griffiths-iii/ Дата обращения 10.11.2025
12. Frankenburg W.K. The Denver Developmental Screening Test. The Journal of Pediatrics. 1967; 71:181-191.
13. Bayley N. Bayley Scales of Infant and Toddler Development (3rd ed.). San Antonio, TX: Harcourt Assessment, 2006. 240 с.
14. Использование диагностических методик KID-RCDI 2000 для составления программ ранней помощи // Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eii.ru/ispolzovanie-diagnosticheskih-metodik-kid-rcdi-2000-dlya-sostavleniya-programm-rannej-pomoshhi/ Дата обращения 10.11.2025
15. Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет. СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2022. 456 с.
16. Павлова П.А., Максимов Д. М., Чегодаев Д. А., Киселев С. Ю. Сравнение показателей нервно-психического развития российских детей с оригинальными нормами методики «Шкалы развития Бэйли-III». Психологический журнал. 2022;43(6):85-95. doi:10.31857/S020595920023647-7
17. Новикова В.П., Пальчик А.Б., Юрьева Д.С., Трапезникова А.Ю., Евдокимова Н.В., Трухманов М.С., Грицинская В.Л., Магамедова Д.М., Сейц А.В. Психомоторное развитие детей. Учебно-методическое пособие для подготовки к занятиям студентов 3 курса педиатрического факультета. СПб.: Библиотека педиатрического университета, 2024. 64 с.
18. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
19. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста: методическое пособие / ред. Н.В. Серебряковой. СПб.: Каро, 2005. 64 с.
20. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста: основные показатели. М: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. 70 с.
21. Непосредственное обследование ребенка / Под ред. В.В. Юрьева. СПб.: Питер, 2008. 384 с.
22. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Защиринская О.В. Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста. Монография. М.: Мир науки, 2019. [Электронный ресурс] https://izdmn.com/PDF/43MNNPM19.pdf. Дата обращения 10.11.2025. doi: 10.15862/43MNNPM19
23. Мирошников С.А., Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Е.Л. Михайлова, Наследов А.Д., Плахотина О.Д., Ткачева Л.О., Филиппова М.Г., Чернови Р.В. Методические материалы к программному комплексу для психологических исследований Лонгитюд / Под ред. С. А. Мирошникова. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2018. 176 с.
24. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О. Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития 4-летних детей. Психологические исследования. 2018; 11(59):12. [Электронный ресурс] URL http://http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1571-nasledov59.html Дата обращения 10.11.2025.
25. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О. Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития 5-летних детей. Психологические исследования. 2018; 11(62):5. [Электронный ресурс] URL: http://http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1647-nasledov62.html. Дата обращения 10.11.2025.
26. Ануфриев А.Ф. Разработка диагностических методик как предмет психодиагностики. Педагогика и психология образования. 2023; 4:184–200. doi: 10.31862/2500-297X-2023-4-184-200
27. Кустова Т.В., Таранушенко Т.Е., Демьянова И.М. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр. Медицинский совет. 2018; 11:104-109. doi: 10.21518/2079-701X-2018-11-104-109
28. Кешишян Е.С., Сахарова Е.С., Алямовская Г.А. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста в практике педиатра. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2020. 103 с.
29. Трушкина С.В. Психологическая диагностика детей раннего возраста: направления, цели, методы / Современные направления диагностики в клинической (медицинской) психологии. Научное издание. Коллективная монография под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М.: ООО «Сам полиграфист», 2021. С.221-241.
30. Психологическое консультирование детей и родителей / под ред. В.О. Аникиной. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2020. 336 с.
31. Ivanov M.V., Boksha I.S., Balakireva E.E., Klyushnik T.P. Epidemiological study on the early detection of mental disorders in young children in Russia. Consortium Psychiatricum. 2022; 3(4): 18–26. doi: 10.17816/CP208
32. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка / Психолого-педагогические исследования дошкольного детства. М.: Издательство Московского университета, 2022. С. 126-136.
33. Золотова И.А., Хазова С.А. Особенности диадических отношений в системе «мать– дитя» на этапе принятия роли матери как фактор риска дизонтогенеза детей раннего возраста. Клиническая и специальная психология. 2025; 14(2):39–54. doi: 10.17759/cpse.2025140203
34. Авдеева Н.Н., Берсенева И.В. Ценностные установки матерей в современных моделях родительства. Социальная психология и общество. 2022; 13(2):163-176. doi: 10.17759/sps.2022130211
35. Трушкина С.В. Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста: современные представления в историческом контексте / Клиническая психология 21 века: методология, теория, практика. Научное издание. Коллективная монография. М.: Издательство ФГБНУ НЦПЗ, 2023. С.137-151.
36. Золотова И.А. Особенности клинико-психологического консультирования женщин при рождении ребенка с заболеванием в периоде новорожденности / Современная перинатальная психология в научно-практических клинических исследованиях: коллективная монография. Ярославль: ООО "Аверс Плюс", 2025. С. 138-156.
37. World Health Organization, & WHO Multicentre Growth Reference Study Group. WHO motor development study: Windows of achievement for six gross motor development milestones. Acta Paediatrica Supplemen. 2006; 450: 86–95
38. Трушкина С.В. Российские и зарубежные подходы к диагностике психического развития в раннем возрасте. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021; 4:111-120.
Рецензия
Для цитирования:
Трушкина С.В. Проблема диагностики психического развития детей младенческого и раннего возрастов. Медицинская психология в России. 2025;17(4):2-15. https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-2-15
For citation:
Trushkina S.V. Problem in diagnosing the mental development of infants and young children. Medical Psychology in Russia. 2025;17(4):2-15. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-4-2-15











