Комплексная программа формирования коммуникативной компетентности врача
Аннотация
В статье излагаются основные положения и структура комплексной программы формирования коммуникативной компетентности врача, как интегрального многоуровневого качества личности, имеющего трехкомпонентную структуру: базовый (ценностный) уровень, содержательный уровень и инструментальный (операционный, технический) уровень, включающий два подуровня: общих и профессиональных коммуникативных навыков и умений. В соответствии с этим утверждением, программа построена по модульному принципу. В статье подробно изложены цели, задачи, содержание программы и каждого ее занятия.
Об авторе
Л. Н. ВасильеваРоссия
Васильева Любовь Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики
Ярославль
Список литературы
1. Бугаева И.О., Клоктунова Н.А., Ремпель Е.А., Федюков С.В., Слесарев С.В. Способы формирования коммуникативных навыков у студентов медицинских вузов: педагогический опыт. – Казанский педагогический журнал, 2021. № 3. С. 109-116.
2. Золотова И. А., Васильева Л.Н., Крюкова Ю.С. Взаимосвязь типов отношения к болезни с уровнем субъектности у подростков при сахарном диабете и неврологических заболеваниях. Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика: сборник тезисов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ярославль, 06–07 декабря 2024 года. – Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью «Аверс Плюс», 2025.
3. Васильева Л.Н. О программе формировании коммуникативной компетентности врача. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. № 2 (24). С.203-205.
4. Васильева Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности у будущих врачей. // Материалы YII международной конференции «Динамика научных исследований» 07-15 июля 2011 года. – Przemysl: Nauka i studia, 2011. № 15. С.20-24.
5. Васильева Л.Н. Исследование эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2010. Т. 16. № 1. С.165-169.
6. Васильева Л.Н., Андрианова Е.С. Об эмпатии врачей разных специальностей // Педагогические и психологические науки: материалы международной заочной научно-практической конференции. (31 октября 2012 г.). Часть II. Новосибирск, 2012. – С.48-55.
7. Винокур В.А., Чечик А.А. Балинтовская группа: технология работы // Психологическая газета. – 2000. – № 10, 11.
8. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С.147-158.
9. Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача. – Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 3. – С. 71-78.
10. Золотова И.А. Выраженность невротических состояний женщин в ситуации «отягощенного» материнства» // Аутизм и нарушения развития, 2024. Т. 22. № 1. C. 45-51.
11. Hay M.C. Suffering in a productive world // American Ethnologist. – 2010. – № 37 (2). Pр. 259 - 274.
12. Withers M., Moran R., Nicassio P., Weisman M.H., Karpouzas G.A. Perspectives of vulnerable US hispanics with rheumatoid arthritis on depression: Awareness, barriers to disclosure and treatment options // Arthritis Care & Research. 2014. № 67 (4). Pр. 484 - 492.
13. Современная перинатальная психология в научно-практических клинических исследованиях. Научное издание. Коллективная монография / под ред. И.А. Золотовой, Ярославль: Аверс Плюс, 2025. 296 с.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева Л.Н. Комплексная программа формирования коммуникативной компетентности врача. Медицинская психология в России. 2025;17(1):50-68.
For citation:
Vasilyeva L.N. Integrated program for developing the communicative competence of a doctor. Medical Psychology in Russia. 2025;17(1):50-68. (In Russ.)