Значение физической культуры в развитии когнитивных функций у студентов медицинского вуза
Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования когнитивных функций студентов на разных этапах обучения в медицинском университете и влияние на IQ обучающихся начальных курсов и выпускников медицинского университета систематических занятий физической культурой и спортом.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты (n=215) Ярославского государственного медицинского университета лечебного и педиатрического факультетов. Были использованы следующие методики: тест Ганса Айзенка и тест Гуго Мюнстерберга.
Результаты. По результатам проведённого исследования выявлено, что у выпускников средний уровень IQ (113±2,8) достоверно выше (р <0,05), по сравнению с первокурсниками (108±3,9). При сравнении среднего уровня IQ студентов, регулярно занимающихся спортом и игнорирующих занятия физкультурой также, выявлены достоверные различия (р <0,05). Полученные данные могут быть использованы при составлении индивидуальных спортивно оздоровительных программ для студентов университета.
Ключевые слова
Об авторах
Р. Ю. НиколаевРоссия
Николаев Роман Юрьевич, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта
150000, г. Ярославль, Революционная, дом 5
AuthorID: 884321
Т. Н. Плещёва
Россия
Плещёва Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры общей гигиены с экологией
150000, г. Ярославль, Революционная, дом 5
AuthorID: 1173779
А. А. Хахалина
Россия
Хахалина Анастасия Алексеевна, студентка 4 курса Института психологии, социологии и биоэтики
Ярославль
Список литературы
1. Костромина С.Н., Дворникова Т.А. Психологические факторы формирования когнитивных учебных стратегий у студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 4. С. 110–119.
2. Кукушкина, Е. А. Исследование эмоционального выгорания у школьников 11 класса и студентов младших курсов / Е. А. Кукушкина, И. А. Золотова // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XXII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 30-летнему юбилею факультета психологии ИГУ, Иркутск, 27–28 апреля 2023 года / Редколлегия: И.А. Конопак [и др.]. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2023. С. 104-107.
3. Холодная, М. А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения / М. А. Холодная, С. А. Хазова // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 5. С. 5-17. – DOI 10.7868/S0205959217050014.
4. Айзенк, Ю. Природа интеллекта - битва за разум / Ю. Айзенк, Л. Кэмин. М., 2002.
5. Абкович, А. Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в России и за рубежом / А. Я. Абкович // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2015. № 1. С. 99-104.
6. Фаликман, М. В. Внимание и структурирование в зрительном поиске среди буквенных стимулов / М. В. Фаликман // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 150-159.
7. Плещёв И.Е. Влияние физической подготовленности на уровень остаточных знаний студентов медицинского вуза / И. Е. Плещев, К. Н. Ефремов, С. В. Гудимов, Р. Ю. Николаев // Глобальный научный потенциал. 2024. № 9(162). С. 95-99.
8. Филатова Ю. С. Формирование профессиональных коммуникативных умений врача на разных этапах профессионализации / Ю. С. Филатова, И. А. Золотова // Актуальные вопросы медицинской науки. 2024. № 1(2). С. 32-37.
Рецензия
Для цитирования:
Николаев Р.Ю., Плещёва Т.Н., Хахалина А.А. Значение физической культуры в развитии когнитивных функций у студентов медицинского вуза. Медицинская психология в России. 2025;17(1):38-42.
For citation:
Nikolaev R.Yu., Pleshcheva T.N., Khakhalina A.A. The Importance of Physical Culture in the Development of Cognitive Functions in Medical Students. Medical Psychology in Russia. 2025;17(1):38-42. (In Russ.)