Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Медицинские аспекты психолого-педагогического сопровождения обучающихся с психическими нарушениями и ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

Cтатья посвящена организации психолого-педагогического сопровожденич детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, имеющих психические нарушения, с учетом медицинских аспектов проблемы. Освещена проблема школьной дезадаптации учеников с клинической и психолого-педагогической точек зрения.
В представленной научной работе авторы описывают основные проблемы обучающихся: нарушения формирования школьных навыков, ГРДВ (гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания или СДВГ – в медицинской практике), аутизм, нарушения поведения, вызывающее оппозиционное расстройство. Подробно освещены виды коррекционной и консультационной, лечебной помощи при этих видах психопатологии.
Авторы настаивают на том, что оптимальное обучение данной категории детей возможно только при условии комплексного подхода в диагностике и медико-психологопедагогическом сопровождении, оказании своевременных лечебных и коррекционных воздействий.

Об авторах

Ю. А. Фесенко
СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина»; ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (ФГБОУ ВО СПбГПМУ)
Россия

Фесенко Юрий Анатольевич Доктор медицинских наук, зам. главного врача;

профессор кафедры клинической психологии

г. Санкт-Петербург



М. В. Романовская
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (СПб ГКУЗ ЦВЛ)
Россия

Романовская Марина Владимировна Кандидат психологических наук, главный врач

г. Санкт-Петербург



Д. А. Бычковский
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (СПб ГКУЗ ЦВЛ)
Россия

Бычковский Дмитрий Александрович Клинический психолог

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Шац И.К. Школьная дезадаптация детей с психическими нарушениями: системный подход и возможности психотерапевтической помощи // Сборник статей междун. конференции «XIV Мнухинские чтения» 24 марта 2016 г. Под общ. ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова, СПб: Альта-Астра. – 2016. – С.271-279.

2. Бражник Е.И., Федорова Г.Г. Признаки школьной дезадаптации детей и возможности психолого-социальной помощи. Комплексная психологическая помощь в образовании // Материалы международной научно-практической конференции, 17 декабря 2012 г., СПб.: Изд-во РРГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – С. 91-95.

3. Миллер Н.А. Подростковый стресс – одна из причин возникновения школьной дезадаптации в условиях кадетского корпуса. Вопросы психического здоровья детей и подростков // Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. – 2014 (14). – № 2. – С. 76-78.

4. Казикова Е.П. Психологическая зависимость учащихся подростково-юношеского возраста от педагога // Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20-22 октября 2015 г. Отв. ред. В.М. Аллахвердов. СПб.: СПбГУ, Скифия принт. – 2015. – 127 с.

5. Данькова А.А., Седегова В.В. Дезадаптация – фактор неуспешности ребенка: проблемы в поведении как показатель школьной дезадаптации. Комплексная психологическая помощь в образовании // Материалы международной научно-практической конференции, 17 декабря 2012 г., СПб.: Изд-во РРГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – С.54-58.

6. Шигашов Д.Ю., Яковенко В.В., Горьковая И.А. Проблема школьной дезадаптации у пациентов кризисного отделения Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина // Матер. междун. конфер. «XIV Мнухинские чтения» 24 марта 2016 г. Под общ. ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова, СПб: Альта-Астра. – 2016. – С.304-311.

7. Шигашов Д.Ю., Худик В.А. Понятия «Учебная, школьная и социальная дезадаптация»: тождественность или генезис явления? // Матер. конфер. «Наследие профессора С.С. Мнухина: из века 20-го в век 21-й», СПб: Нева-Трейд. – 2009. – С. 247-251.

8. Фесенко Е.В, Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. СПб: Наука и техника, 2010. 384 с.

9. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity: A handbook for diagnosis and treatment. N.Y., 1990. 256 p.

10. Фесенко Ю.А. Аутизм: мифы, реальность, возможности педагогической коррекции // Вестник ЛГУ. – 2019. – №2. – С.211-219.

11. Lochman J.E., Matthys W. Oppositional Defiant Disorder and Conduct Disorder in Children, 2009. 344 р.

12. Lainhart J.E., Folstein S.E. Affective disorders in people with autism: a review of published cases. Journal of Autism and Developmental Disorders, 1994. 24(5). Pp.587-601.

13. Kim J. et al. The prevalence of anxiety and mood problems amongst children with autism and Asperger syndrome. Autism, 2000. 4(2). Pp.117-132.

14. Steiner H., Remsing L. Practice Parameter for the Assessment and Treatment of Children and Adolescents With Oppositional Defiant Disorder (англ.) // J. Elsevier BV, 2007. Vol. 46, n. 1. Pp. 126-141.

15. Christenson J.D. et al. The cost of oppositional defiant disorder and disruptive behavior: A review of the literature // Journal of Child and Family Studies. 2016. Vol. 25. №9. P. 2649-2658.

16. Green J., Sciberras E., Enticott P. G. Conduct disorder and oppositional defiant disorder // Developmental Disorders of the Brain. 2016. P. 139-155.

17. Психологическая и педагогическая коррекция заикания: коллект. моногр. / Ю.А. Фесенко, Л.Я. Миссуловин, М.И. Лохов, Р.И. Лалаева. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. 164 с.

18. Сетко Н.П. Психическое здоровье детей и подростков: монография // Н.П. Сетко, А.Г. Сетко, Е.В. Булычева. Оренбург. Изд.-во ОрГМУ, 2019. 335 с.

19. (Remschmidt H.) Ремшмидт Х. Психотерапия детей и подростков. М.: Мир, 2000. 656 с.

20. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2010. 160 с.

21. Бердышев И.С., Яковенко В.В. Возможности проактивной педагогики и мультисистемной терапии для успешной адаптации в школе детей с СДВГ // Материалы конфер. «Мнухинские чтения» 19 мая 2006, СПб. – 2006. – С.10-11.

22. Воронков В.Б. Детская и подростковая психиатрия, СПб.: Наука и техника, 2009. 232 с.

23. Пашковский В.Э. Ранний детский аутизм: дорожная карта // XII Мнухинские чтения. АУТИЗМ: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема. Под общ. ред. Ю. А. Фесенко, Д. Ю. Шигашова. CПб.: Виктория Плюс. – 2014. – С. 171-178.

24. Bölte S., Poustka F., Holtmann M. Trends in autism spectrum disorder referrals // Epidemiology, 2008. №19(3). Р. 519-20.

25. Frith U. A new look at language and communication in autism. British Journal of Disorders of Communication, 1989. Vol. 24. Рр. 123-150.

26. Lord C., Rutter M., DiLavore P.C., Risi S. Autism Diagnostic Observation Schedule. Generic. Los Angeles, 1999.

27. Riggs P.G., Whitmore E.A. Расстройство поведения // Джекобсон Дж.Л., Джекобсон А.М. Секреты психиатрии. Пер. с англ. М.: МЕДпресс-информ, 2005. С.374-379.

28. Нельсон III У.М., Финч-мл. А. Дж. Управление гневом в детском возрасте: когнитивно-поведенческий подход / Психотерапия детей и подростков. 2-е изд. / Под ред. Ф. Кендалла. СПб.: Питер, 2002. С.137-176.


Рецензия

Для цитирования:


Фесенко Ю.А., Романовская М.В., Бычковский Д.А. Медицинские аспекты психолого-педагогического сопровождения обучающихся с психическими нарушениями и ограниченными возможностями здоровья. Медицинская психология в России. 2024;16(4):22-34.

For citation:


Fesenko Yu.A., Romanovskaya M.V., Bychkovsky D.A. Medical aspects of psychological and pedagogical support of students with mental disorders and disabilities. Medical Psychology in Russia. 2024;16(4):22-34. (In Russ.)

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)