Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Этические аспекты профессиональной самопрезентации психологов в социальных сетях в контексте проблемы нарциссизма

Аннотация

Актуальность. Широкая распространенность нарциссизма в современном обществе тесно связана с повышенной частотой нарциссической мотивации при запросе на психологическую помощь. Такая мотивация, согласно гипотезе данного исследования, может поддерживаться и эксплуатироваться некоторыми психологами в их самопрезентациях вопреки этическим нормам и принципам заботы о благополучии клиента. При этом исследований, посвященных данной проблеме, до сих пор не проводилось.
Организация исследования. Исследование включало два этапа. На первом этапе, направленном на создание типологии самопрезентаций психологов в социальных сетях, методом случайных выборов были отобраны 30 профилей психологов. Затем авторами статьи был проделан феноменологический анализ их содержания на основе которого была предложена типология, включающая 5 различных типов («Профессионал», «Звезда», «Совершенство», «Маг», «Лгун»). Затем, методом случайных выборов было отобрано еще 30 профилей для верификации созданной типологии методом независимых экспертных оценок.
Согласованность экспертных оценок была достигнута для 28 профилей, а первоначальная авторская типология сведена к двум типам с условными названиями «Профессионал» и «Искуситель». На втором этапе оценивалась мотивация потенциальных клиентов, которым адресовано содержание профиля, а также соответствие этого содержания профессиональным этическим нормам. Для этого отобранные на первом этапе 28 профилей было предложено оценить еще двум независимым экспертам.
Результаты исследования. Согласно оценкам экспертов подавляющее большинство (85,71%) из отобранных 28 самопрезентаций относятся к типу «Искуситель», для которого характерна ориентация на нарциссическую мотивацию клиентов, а также несоответствие следующей этической норме: «самопрезентация не преувеличивает эффективность услуг, оказываемых психологом, не содержит заявлений о превосходстве профессиональных навыков и применяемых методик».
Выводы. Значительная часть (более чем три четверти) случайно отобранных самопрезентаций психологов в социальных сетях адресована нарциссической мотивации потенциальных клиентов и связана с нарушением этической нормы, касающейся адекватности представления эффективности услуг и применяемых методов.

Об авторах

М. С. Иванова

Россия

Иванова Мария Сергеевна

Москва



А. Б. Холмогорова
МГППУ; ГБУЗ «НИИ скорой помощиим. Н.В. Склифосовского ДЗМ»
Россия

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета «Консультативная и клиническая психология», заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии; ведущий научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Гаранян Н.Г. Апробация методики диагностики нарциссических черт личности на выборке студентов российских вузов // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 8—32. doi: 10.17759/cpp20162404002

2. Twenge J. M. et al. Egos deflating with the Great Recession: A cross-temporal meta-analysis and within-campus analysis of the Narcissistic Personality Inventory, 1982–2016 //Personality and Individual Differences. – 2021. – Т. 179. – С. 110947.

3. Twenge J., Konrath S., Foster J. Campbell, Bushman B. Egos Inflating over time: meta-analysis of the narcissistic personality inventory // Journal of Personality. 2008. Vol. 76. № 4.

4. Vater A., Moritz St., Roepke St. Does a narcissism epidemic exist in modern western societies? Comparing narcissism and self-esteem in East and West Germany //PLoS One. 2018. Vol. 13, № 1. Art. e0188287. P. 1-16. DOI: 10.1371/journal.pone.0188287.

5. Yakeley J. Current understanding of narcissism and narcissistic personality disorder //BJPsych advances. – 2018. – Т. 24. – №. 5. – С. 305-315.

6. Соколова Е. Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен //Вопросы психологии. – 2009. – №. 1. – С. 67-80.

7. Лепешева С. О., Холмогорова А. Б. Участие в фитнес-блогах как новая социальная практика и ее последствия для психического здоровья молодых женщин //Культурно-историческая психология. – 2021. – Т. 17. – №. 2. – С. 144-154.

8. Корниенко Д. С., Руднова Н. А., Горбушина Е. А. ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В СВЯЗИ С ЧЕРТАМИ БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ И ТЕМНОЙ ТРИАДЫ //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2021. – Т. 31. – №. 1. – С. 45-53.

9. Гаранян Н. Г., Захарова Ю. В., Сорокова М. Г. Этические установки российских психологов-консультантов: область разногласий и потенциальных конфликтов //Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – №. 1. – С. 87-112.

10. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Пуговкина О.Д. Исследования эффективности психотерапии психических расстройств: история и современное состояние проблемы / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, О. Д. Пуговкина. М.: Неолит, 2022. 240 с.

11. Воробьёва А. Е. Использование социальных сетей практикующими психологами во время пандемии COVID-19 // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №. 5. С. 109-114.

12. Воробьева А. Е., Скипор С. И. Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость // Экопсихологические исследования–6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. №. 6. С. 443-447.

13. Карась И. С., Лукина А. А., Пушкарева В. И. Особенности психологической помощи в социальной сети InstagramОшибка! Закладка не определена. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2020. №. 4. С. 103-114.

14. Агадуллина Е. Р. Пользователи социальных сетей: современные исследования //Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. – №. 3. – С. 36-46.

15. Mehdizadeh S. Self-presentation 2.0: Narcissism and self-esteem on Facebook //Cyberpsychology, behavior, and social networking. – 2010. – Т. 13. – №. 4. – С. 357-364.

16. Ермолова Е. О., Тютюникова Н. В. Особенности нарциссических проявлений личности в условиях сетевой коммуникации. – 2019.

17. Biolcati R., Passini S. Narcissism and self-esteem: Different motivations for selfie posting behaviors //Cogent Psychology. – 2018. – Т. 5. – №. 1. – С. 1437012.

18. Brailovskaia J., Bierhoff H. W. Cross-cultural narcissism on Facebook: Relationship between self-presentation, social interaction and the open and covert narcissism on a social networking site in Germany and Russia //Computers in Human Behavior. – 2016. – Т. 55. – С. 251-257.

19. Buffardi L. E., Campbell W. K. Narcissism and social networking web sites //Personality and social psychology bulletin. – 2008. – Т. 34. – №. 10. – С. 1303-1314.

20. Gnambs T., Appel M. Narcissism and social networking behavior: A meta‐analysis //Journal of Personality. – 2018. – Т. 86. – №. 2. – С. 200-212.

21. Kapidzic S. Narcissism as a predictor of motivations behind Facebook profile picture selection //Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 2013. – Т. 16. – №. 1. – С. 14-19.

22. Leung L. Generational differences in content generation in social media: The roles of the gratifications sought and of narcissism //Computers in Human Behavior. – 2013. – Т. 29. – №. 3. – С. 997-1006.

23. Sheldon P., Bryant K. InstagramОшибка! Закладка не определена.: Motives for its use and relationship to narcissism and contextual age //Computers in human Behavior. – 2016. – Т. 58. – С. 89-97.

24. Brailovskaia J. et al. Vulnerable narcissism, fear of missing out (FoMO) and addictive social media use: A gender comparison from Germany // Computers in Human Behavior. 2023. Vol. 144. P. 107725.

25. Casale S., Fioravanti G., Rugai L. Grandiose and vulnerable narcissists: Who is at higher risk for social networking addiction? //Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 2016. – Т. 19. – №. 8. – С. 510-515.

26. Клюева Н. В., Павлова А. И. Психологические аспекты позиционирования себя как психолога-консультанта в социальных сетях // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 350-359. doi: 10.32744/pse.2020.4.24

27. Этический кодекс психолога Российского психологического общества [Электронный ресурс]. URL: https://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php.

28. Этический кодекс Российской психотерапевтической ассоциации (РПА) от 27.05.2019 [Электронный ресурс]. URL:https://rpa-russia.ru/ethical-codex/.

29. American Counseling Association. 2014 ACA Code of Ethics [Электронный ресурс]. URL: https://www.counseling.org/docs/default-source/ethics/2014-aca-code-of-ethics.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Иванова М.С., Холмогорова А.Б. Этические аспекты профессиональной самопрезентации психологов в социальных сетях в контексте проблемы нарциссизма. Медицинская психология в России. 2024;16(3):45-56.

For citation:


Ivanova M.S., Kholmogorova A.B. Ethical Aspects of Psychologists’ Professional Self-Presentation in Social Networks in the Context of Narcissism. Medical Psychology in Russia. 2024;16(3):45-56. (In Russ.)

Просмотров: 589


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)