Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Синдром педагогического насилия, дадактогения, буллинг, виктимизация, постдидактическое стрессовое расстройство: дети, школа и негативные последствия воздействия образовательной среды(обзор)

Аннотация

В статье показано влияние острых и хронических психотравмирующих факторов в образовательной среде на возникновение синдрома педагогического насилия, дидактогении, буллинга, виктимизации, постдидактического стрессового расстройства.

Дан анализ причин и особенностей отклонений в состоянии психического и физического здоровья у детей и подростков, в зависимости от школьного климата и взаимоотношений «учитель-ученик». Указаны основные факторы, играющие роль в реализации актов агрессии со стороны участников образовательного процесса. Предлагается объединить усилия специалистов разных областей с целью отслеживания информации и принятия превентивных мер по предотвращению данных негативных явлений в учебных заведениях.

Об авторе

В. М. Ганузин
Ярославский государственный медицинский университет
Россия

Ганузин Валерий Михайлович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии ИНПО

ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000

Тел.: 8 (4852) 30-56-41



Список литературы

1. Fatma Sadik. Children and Discipline: Investigating Secondary School Students’ Perception of Discipline through Metaphors. 2018. Volume 7 Issue 1 (January 2018), Pages: 31-44. https://doi.org/10.12973/eu-jer.7.1.31.

2. Ahi Evran. Sınıfta İstenmeyen Öğrenci Davranışlarıyla İlgili Sınıf

3. Öğretmenlerinin Karşılaştıkları Sorunlar ve Çözüm Önerileri. Üniversitesi Kırşehir Eğitim Fakültesi Dergisi (KEFAD). Cilt 14, Sayı 1, Nisan 2013, Sayfa 255-269.

4. Matusov E., Sullivan P. Рedagogical violence. Integrative Psychological and Behavioral Science. 2020. Т. 54. № 2. С. 438-464. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09512-4

5. Барбина В.Д., Слепухина Г.В. Проблемы буллинга в образовательной среде // Современная наука. 2019. Том 12. №2. С. 236-330.

6. Ганузин В.М. Анализ психотравмирующих факторов, негативно влияющих в школьном возрасте: рядовые школьных войн (обзор литературы) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021. Т.21. №4. С.99-110.

7. Ганузин В.М. Влияние психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте на их жизненную парадигму (обзор) // Практическая медицина. 2021. Т. 19, № 6, С. 26-31. DOI: 10.32000/2072-1757-2021-6-26-31.

8. Lee J.M., Hong J.S., Resko S.M., Gonzalez-Prendes A.A., Voisin D.R. Pathways from bullying victimization to suicidal thoughts among urban african american adolescents: implications for nurse practitioners. Journal of child and adolescent psychiatric nursing: official publication of the Association of Child and Adolescent Psychiatric Nurses, Inc. 2021. https://doi.org/10.1111/jcap.12321

9. Campbell-Sills L., Stein M.B., Kessler R.C., Rosellini A.J., Sampson N.A., Ursano R.J., Afifi T.O., Colpe L.J., Schoenbaum M., Heeringa S.G., Nock M.K., Sareen J., Sun X., Jain S. Ssociations of childhood bullying victimization with lifetime suicidal behaviors among new U.S. Army soldiers. Depression and Anxiety. 2017. Т. 34. № 8. С. 701-710. https://doi.org/10.1002/da.22621.

10. Vergara G.A., Stewart J.G., Cosby E.A., Lincoln S.H., Auerbach R.P. Non-suicidal self-injury and suicide in depressed adolescents: impact of peer victimization and bullying. Journal of Affective Disorders. 2019. Т. 245. С. 744-749. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.11.084

11. Geremy G. Stewart, Linda Valeri, Erika C., Esposito & Randy P. Auerbach. Peer Victimization and Suicidal Thoughts and Behaviors in Depressed Adolescents. Journal of Abnormal Child Psychology. 2018. volume 46, pages581–596.

12. Hong, J. S., Davis, J. P., Sterzing, P. R., Yoon, J., Choi, S., & Smith, D. C. (2014). A conceptual framework for understanding the association between school bullying victimization and substance misuse. American Journal of Orthopsychiatry, 84(6), 696–710. https://doi.org/10.1037/ort0000036

13. Natasha Pushch. Protective Factors Against Violent Victimization in Schools: A Gender Analysis // Journal of School Violence. 2020. Vol. 19. № 4. P. 597-612. https://doi.org/10.1080/15388220.2019.1640706

14. Ганузин В.М., Борохов Б.Д. Психотравмирующие факторы в школьном возрасте и их влияние на здоровье: постдидактическое стрессовое расстройство (обзор) // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 1. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 07.10.2024)

15. Реан А.А., Егорова А.В., Коновалов И.А., Кузьмин Р.Г. Подростковая агрессия в отношении учителя: опыт столкновения и связь с личностными факторами // СПЖ. 2022. № 85. C. 118–143. DOI: 10.17223/17267080/85/6

16. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу. М.: "Институт социологии образования" РАО, 2012. – С. 137-147.

17. Ганузин, В.М., Борохов Б.Д. Постдидактическое стрессовое расстройство у детей и подростков: размышления над проблемой //Вопросы психического здоровья детей и подростков.2022.Т.22. № 3.С. 85-89.),

18. Фокина М.В., Чумаков С.А. Феноменология педагогического насилия [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 3. С. 47-52. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11964 (дата обращения: 07.10.2024).

19. Ганузин В.М., Ковалева Е.А. Насилие, направленное против учителей, в современных условиях социальных вызовов // Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов : материалы VII Международной научно-практической конференции (15–16 июня 2023 г.) – Ставрополь:Изд-во СКФУ, 2023. С. 75-84.

20. Ганузин В.М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении // Медицинская психология в России. – 2013. – T. 5, № 5. – С. 15. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15150

21. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Внутренняя картина дефекта и дидактогении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 198. С. 115-122.

22. Ганузин В., Ковалева Е.А., Борохов Б.Д. Драма отношений «ученик-учитель» или поиск равновесия / Актуальные проблемы современной психологии образования: материалы международной научнопрактической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.Ф. Мягкова (18–19 сентября 2023 г.) – Воронеж, 2023. С.74-77.

23. Бердышев И.С. Дидактогенические ситуации в практике детского психиатра. Социальная работа: теория, методы, практика. Материалы интернет-конференций и семинаров Выпуск 1. Проблемы здорового развития ребенка и детская психотравма. Санкт-Петербург. 2012: 4–9. http://homekid.ru/family/v12012psyhotravma. (дата обращения: 07.10.2024).

24. Бердышев И.С. Проблема развития кризисного состояния у подростков и его профилактики [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 2. С. 57–59. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n2/Berdyshev

25. (дата обращения: 07.10.2024)

26. Мирошниченко А.А. Комплексная оценка деятельности учителя как условие профилактики дидактогении // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17 (2) С. 162–163. (приложение). http://www.acpp.ru/sbornik.pdf (дата обращения: 07.10.2024)

27. Северный А.А., Иовчук Н.М. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50833.shtml (дата обращения: 07.10.2024

28. Милушкина О.Ю., Дубровина Е.А., Григорьева З.А., Козырева Ф.У., Пивоваров Ю.П. Влияние современной образовательной среды на нервно-психическое здоровье детей школьного возраста // Российский вестник гигиены. 2023. №4. С. 47–56. DOI: 10.24075/rbh.2023.085

29. Brendgen M., Poulin F .Сontinued bullying victimization from childhood to young adulthood: a longitudinal study of mediating and protective factors. Journal of Abnormal Child Psychology. 2018. Т. 46. № 1. С. 27-39.

30. Mara Brendgen & François Poulin. Continued Bullying Victimization from Childhood to Young Adulthood: a Longitudinal Study of Mediating and Protective Factors. Journal of Abnormal Child Psychology.2018. volume 46, pages27–39. https://doi.org/10.1007/s10802-017-0314-5

31. Катан Е.А. Использование международного опросника неблагоприятного детского опыта для выявления психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2020. – T. 20, № 1. – C. 112–120.

32. Cava MJ, Tomás I, Buelga S, Carrascosa L. Loneliness, Depressive Mood and Cyberbullying Victimization in Adolescent Victims of Cyber Dating Violence. Int J Environ Res Public Health. 2020. 15; 17 (12): 4269. https://doi.org/10.3390/ijerph17124269

33. Michelle F. Wright, Sebastian Wachs. Adolescents’ Psychological Consequences and Cyber Victimization: The Moderation of School-Belongingness and Ethnicity. J. Environ. Res. Public Health 2019, 16(14), 2493; https://doi.org/10.3390/ijerph16142493

34. Guadalupe Espinoza. The Protective Role of Friends in the Link between Daily Cyber Victimization and Adjustment Problems among Predominately Latino Adolescents. Journal of Child & Adolescent Trauma. 2018. volume 11, pages61–70. https://doi.org/10.1007/s40653-017-0164-х

35. Oldenburg, B., Van Duijn, M., Sentse, M., Huitsing, G., Van Der Ploeg, R., Salmivalli, C., & Veenstra, R. (2015). Teacher characteristics and peer victimization in elementary schools: A classroom-level perspective. Journal of Abnormal Child Psychology, 43, 33-44. doi:10.1007/s10802-013-9847-4

36. Menrath I., Prüssmann M., Müller-Godeffroy E., Prüssmann C., Ravens-Sieberer U., Ottova-Jordan V., Thyen U. Subjective health, school victimization, and protective factors in a high-risk school sample // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics: JDBP. — Jun, 2015. — Vol. 36 (5). — P. 305–312. DOI: 10.1097/DBP.0000000000000168

37. Худик В.А., Фесенко Ю.А. Дидактогения как ошибки воспитания и обучения детей и подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 7. – С. 147–151.

38. Рябинина, М.В. Влияние школьного постдидактического стресса на успешность высшего образования / М.В. Рябинина // Обзор педагогических исследований. – 2023. – Т. 5, № 7. – С. 18-23. – EDN CBAPXG.

39. Astitene K., Barkat A. and Lahlou L. (2018) Post Traumatic Stress Disorder among Adolescents Schooled in Public Schools. Open Access Library Journal, 5: e5019. https://doi.org/10.4236/oalib.1105019

40. Jabborova O.M., Cruz-Manrique Y., Olaizola J.H., Cortés-Ayala L., Malvaceda-Espinoza E. Effect of violence and school victimization on suicidal ideation in mexican adolescents // International Journal of Psychological Research. 2021. Т. 14. № 2. Р. 30-36. DOI: 10.21500/20112084.5109

41. Ганузин В.М., Борохов Б.Д. Психотравмирующие факторы в школьном возрасте и их влияние на здоровье: постдидактическое стрессовое расстройство (обзор) // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 1. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 07.10.2024)

42. Ганузин В. М. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков: NOTA bene! / В. М. Ганузин // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2023. – Т. 23, № 2. – С. 96-105. – EDN ALIRPW

43. Avanesian G., Dikaya L., Bermous A., Kirik V., Egorova V., Kochkin S., Abkadyrova I. Bullying in the russian secondary school: predictive analysis of victimization // Frontiers in Psychology. 2021. Т. 12. № MAR. С. 644-653. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.644653

44. Longobardi C., Prino L.E., Fabris M.A., Settanni M. Violence in school: an investigation of physical, psychological, and sexual victimization reported by italian adolescents // Journal of School Violence. 2019. Т. 18. № 1. С. 49-61. DOI: 10.1080/15388220.2017.1387128

45. Ганузин, В.М., Борохов Б.Д. Постдидактическое стрессовое расстройство у детей и подростков: размышления над проблемой //Вопросы психического здоровья детей и подростков.2022.Т.22. № 3.С. 85-89.),

46. Ковалева Е.А., Ганузин В.М. Didactogeny as a result of insufficiency of awareness // Universitatea Pedagogică de Stat "Ion Creangă" din Chișinău. http://dir.upsc.md:8080/xmlui/bitstream/handle/123456789/6552/Conf-01-02-12-2023-p.168-174.pdf?sequence=1&isAllowed=y

47. Matusov E., Sullivan P. Рedagogical violence. Integrative Psychological and Behavioral Science. 2020. Т. 54. № 2. С. 438-464. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09512-4

48. Ганузин В. М. Постдидактическое стрессовое расстройство в современных условиях: использование в детской психиатрии / XXI Мнухинские чтения. Научная конференция с международным участием «Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и другие актуальные психические расстройства: вызовы современной реальности», 28 марта 2024 года. Сборник материалов конференции (статьи и тезисы): под общ. ред. М. В. Романовской, Ю. А. Фесенко. – СПб: Прима Локо, 2024. – С.75-79.

49. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 177–191.

50. Şişmanlar, Ş.G., Demirbaş-Çakir, E., Karakaya, I. et al. Post-traumatic stress symptoms in children diagnosed with type 1 diabetes. Ital J Pediatr 38, 13 (2012). https://doi.org/10.1186/1824-7288-38-13 стрессового расстройства у детей и // Прикладная юридическая психология. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article


Рецензия

Для цитирования:


Ганузин В.М. Синдром педагогического насилия, дадактогения, буллинг, виктимизация, постдидактическое стрессовое расстройство: дети, школа и негативные последствия воздействия образовательной среды(обзор). Медицинская психология в России. 2024;16(2):59-69.

For citation:


Ganuzin V.M. Pedagogical violence syndrome, didactogeny, bullying, victimization, post-didactic stress disorder: children, school and negative consequences of educational environment exposure (review). Medical Psychology in Russia. 2024;16(2):59-69. (In Russ.)

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)