Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

История становления научно-психологических взглядов на развитие детей младенческого и раннего возраста в России

https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-3-2-14

Аннотация

Цель – анализ представлений о психическом развитии ребёнка в младенческом и раннем возрасте согласно традициям отечественной науки в 20 веке.

Материал и методы – статьи, тезисы, методические пособия, учебники и другая психологическая, педиатрическая и педагогическая литература, касающаяся младенческого и раннего возраста.

Результаты: обсуждаются основные теории, варианты возрастной периодизации, ключевые параметры оценки развития, средства диагностики, персоналии, задачи научно-практической работы специалистов

Выводы: представлено обобщенное видение авторами проблем, имеющих истоки в научно-практической линии развития 20 века и перешедшие в 21 век (теории, диагностика).

Об авторах

Н. В. Зверева
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»
Россия

Зверева Наталья Владимировна, Кандидат психологических наук, Ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии

Москва



С. В. Трушкина
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»
Россия

Трушкина Светлана Валерьевна, Кандидат психологических наук, заведующий отделом междисциплинарных исследований здоровья и развития детей

Москва

 



С. Е. Строгова
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»
Россия

Строгова Светлана Евгеньевна, Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии и отдела междисциплинарных

Москва

 



Д. С. Клак
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»
Россия

Клак Дарья Сергеевна, Младший научный сотрудник отдела медицинской психологии и отдела междисциплинарных исследований здоровья и развития детей

Москва



Список литературы

1. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Детская клиническая психология: история и современное состояние. Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015; 2(31):2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mprj.ru

2. Трошин Г.Я. Классификация детской ненормальности с выделением практических важных форм. М., 1914.

3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.

4. Трушкина С.В. Мультидисциплинарный подход к диагностике, терапии и профилактике нарушений развития у детей в первые годы жизни. Аутизм и нарушения развития. 2024; 22(1):3–8. doi:10.17759/autdd.2024220101

5. Мухамедрахимов Р.Ж., Плешкова Н.Л. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка. Дефектология. 2008; 2:37–44.

6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. 512 с.

7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.

8. Трошин Г.Я. Детская ненормальность за последние 100 лет. М., 1912.

9. Касымов Н.О., Погорелова Е.И., Панина О.А. Особенности становления педиатрии в России. Молодежный инновационный вестник. 2023; 12:410-412.

10. Бехтерев В.М. О воспитании в младенческом возрасте. Вестник психологии. 1913; 10(3):1–29.

11. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.

12. Вересов Н.Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип. Культурно-историческая психология. 2005; 1(2):76–86.

13. Басов М.Я. Общие основы педологии. СПб.: Алетейя, 2007. 776 с.

14. Ценюга С. Н. Методическое обеспечение педологических обследований в учебных заведениях России (1918-середина 30-х годов). Вестник КрасГАУ. 2007; (5):251-262. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-obespechenie-pedologicheskih-obsledovaniy-v-uchebnyh-zavedeniyah-rossii-1918-seredina-30-h-godov

15. Овчинникова Е.О., Мухин К.Ю. Россолимо Григорий Иванович и формирование педологии в России. Русский журнал детской неврологии. 2012; (1):47-54. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossolimo-grigoriy-ivanovich-i- formirovanie-pedologii-v-rossii

16. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы). М.: Медицина, 1974. 320 с.

17. Симсон Т.П., Модель М.М., Гальперин Л.Н. Психоневрология детского возраста. М.: Биомедгиз, 1935. 372 с.

18. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1994. 256 с.

19. Басов М.Я. Опыт методики психологических наблюдений и ее применения к детям дошкольного возраста: С 9 рис. в тексте. М.: Гос. изд-во, 1923. 245 с.

20. Блонский П.П. Педология. М.: Владос, 2000. 283 с.

21. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте до 1 года. М.: Медицина, 1949. 160 с.

22. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. 1926; (2).

23. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2019. 960 с.

24. Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М.: б. и., 1969. 26 с.

25. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 358 с.

26. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования 6-е изд. М.: Академия, 2011. 383 с.

27. Щелованов Н.М. Развитие высшей нервной деятельности и воспитание детей раннего возраста. Советская медицина. 1951; (4).

28. Щелованов Н.М. Физиологическое обоснование воспитания детей раннего возраста // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции по воспитанию детей в яслях и домах ребенка. Москва, 1958 год, издательство «Медгиз», 1958, 77 с.

29. Касаткин Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. М.: Изд-во АПН, 1951. 210 с.

30. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М.: Медицина, 1970. 198 с.

31. Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.: Педагогика, 1977. 140 с.

32. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977. 232 с.

33. Бибанова Е.Г. Педагогика дошкольного возраста. М.; 1930. 180 с.

34. Кричевская Е.К. Лекции по педагогике раннего возраста для сестер-воспитательниц. М.: 1928. 144 с.

35. Файвусиович А.А. Методы и содержание работы с детьми ясельного возраста. М.: Просвещение, 1929. 98 с.

36. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М.: АПН РСФСР, 1963. 96 с.

37. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Педагогика, 1986. 220 с.

38. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Под ред. Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной. М.: Просвещение, 1960. 312 с.

39. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

40. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. М.: Педагогика, 1981. 276 с.

41. Гальперин Л.И., Сеганевич М., Лакерман Т. Воспитание ребенка раннего возраста: Конспект лекции к серии диапозитивов. М.: 1932. 21 с.

42. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: ВУНМЦ, 1996. 84 с.

43. Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Закрепина А.В. Диагностика познавательного развития: комплект материалов для обследования детей от 6 месяцев до 10 лет. М.: Просвещение, 2021. 172 с.

44. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с.

45. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка: Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии. М.; Институт практической психологии, 1983. 354 с.

46. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» 3-е изд. М.: Русское слово – учебник, 2019. 168 с.

47. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет: методическое пособие для практических психологов, 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 144 с.

48. Бардышевская М.К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 153 с.

49. Психология само-стояния детей: проблемы, ресурсы, развитие, самоопределение: коллективная монография / под ред. Т.В. Шининой, Е.И. Захаровой. М.: ИНФРА-М, 2024. 412 с.

50. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М.: Изд-во МГУ, 1986. 92 с.

51. Баз Л. Л. Особенности развития общения со взрослым у детей первых двух лет жизни в семьях с наличием и отсутствием коммуникационных девиации у супругов. Автореф. кан. дисс. Москва, 1996. С. 1-24.

52. Козловская Г.В., Калинина М.А., Горюнова А.В. Психодиагностический тест «Гном» для определения уровня психического развития детей раннего возраста. М.: МГИУ, 2017. 118 с.

53. Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В. Диагностика нарушений психического развития в раннем детском возрасте (скрининговая методика) // Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии»: коллективная монография / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. M.: OOO «Сам Полиграфист», 2018. 212–221 с.

54. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2003. 216 с.

55. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003. 152 с.

56. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития. Вестник Московского университета. 2009; (4):17–32.

57. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М.: Владос, 1998. 272 с.

58. Трушкина С.В. Психологическая диагностика детей раннего возраста: направления, цели, методы // Современные направления диагностики в клинической (медицинской) психологии: коллективная монография / под ред. Н.В. Зверева. М.: Сам полиграфист, 2021. С. 221–240.

59. Золотова И.А., Хазова С.А. Особенности диадических отношений в системе «мать–дитя» на этапе принятия роли матери как фактор риска дизонтогенеза детей раннего возраста. Клиническая и специальная психология. 2025; 14(2): 39—54. doi:10.17759/cpse.2025140203

60. Казьмин А.М., Перминова Г.А., Чугунова А.И. (2014). Прикладное значение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (краткий обзор литературы). Клиническая и специальная психология. 2014; 3(2):7.

61. Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В. О ранней помощи детям и их семьям. Аутизм и нарушения развития. 2017; 15(2):4–18. doi:10.17759/autdd.2017150201


Рецензия

Для цитирования:


Зверева Н.В., Трушкина С.В., Строгова С.Е., Клак Д.С. История становления научно-психологических взглядов на развитие детей младенческого и раннего возраста в России. Медицинская психология в России. 2025;17(3):2-14. https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-3-2-14

For citation:


Zvereva N.V., Trushkina S.V., Strogova S.E., Klak D.S. The history of the formation of scientific and psychological views on the development of infants and young children in Russia. Medical Psychology in Russia. 2025;17(3):2-14. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2219-8245-2025-17-3-2-14

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8245 (Online)