Перинатальная психология — новый раздел клинической (медицинской) психологии
Добряков И.В. (Санкт-Петербург)
|
Добряков Игорь Валерьевич
– кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры
детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного
государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.
E-mail: dobriakov2008@yandex.ru
|
Аннотация. В статье приводится определение нового раздела клинической
(медицинской) психологии — перинатальной психологии, описаны её основные
особенности и задачи, показана актуальность развития перинатальной психологии
и внедрения её достижений в практику.
Ключевые слова: клиническая (медицинская) психология, перинатальный,
диада, биопсихосоциальный подход.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В начале ХХ века В.М. Бехтеревым, сочетавшим талант выдающегося
клинициста-психиатра, психотерапевта, невролога с глубокими знаниями
в области морфологии, психологии, физиологии, было разработано и
внедрено в практику новое научное направление: психоневрология. Оно
отвечает современным требованиям всестороннего междисциплинарного
изучения нервной системы и психики здорового и больного человека. В
созданном В.М. Бехтеревым научно-исследовательском институте помимо
отделений, занимающихся медицинскими исследованиями в области
неврологии, психиатрии, психологии, в 1932 году был сформирован
сектор социальной психоневрологии. Таким образом, концепция
психоневрологии В.М. Бехтерева включала биопсихосоциальную триаду.
В институте, носящем после гибели создателя его имя, были разработаны
и продолжают совершенствоваться методы лечения, сочетающие как
биологическое, так и социопсихологические воздействия с
дифференцированной системой наблюдения. Они рассматриваются как сложная
динамическая система взаимосвязанных компонентов (медицинских,
психологических, социальных), направленных на восстановление личного
и социального статуса больного [17]. Идеи В.М. Бехтерева, несмотря
на меняющиеся, нередко очень сложные политические ситуации, успешно
развивали его ученики и последователи (Е.С. Авербух, Л.И. Вассерман,
Р.Я. Голант, М.М. Кабанов, Б.Д. Карвасарский, А.Ф. Лазурский,
А.Е. Личко, С.С. Мнухин, В.Н. Мясищев, Ю.В. Попов, Т.Я. Хвиливицкий
и др.).
Руководствуясь его представлениями, М.М. Кабанов сформулировал
принципы реабилитации в психоневрологии:
• принцип единства биологических и психосоциальных
воздействий;
• принцип разносторонности усилий и воздействий
при реализации реабилитационной программы;
• принцип партнерства;
• принцип ступенчатости (переходности) прилагаемых
усилий, проводимых воздействий и мероприятий [12; 13].
Пионерские работы В.М. Бехтерева и его учеников позволили повысить
эффективность работы с пациентами, страдающими нервными и психическими
заболеваниями. Очевидной была необходимость внедрение подобного подхода
во все области медицины. Большую роль в этом сыграл Дж. Энжел (G. Engel),
разработавший подход, получивший название «биопсихосоциальный»
[24; 26]. Он утверждал, что клиницисту необходимо учитывать не только
биологические, но и психологические, и социальные аспекты болезни.
Только тогда он сумеет правильно понять причину страданий больного,
предложить адекватное лечение и завоевать доверие пациента [25]. Его
холистическая модель стала альтернативой общепринятому биомедицинскому
подходу, безраздельно господствовавшему в индустриальных обществах с
середины XX столетия. Быстрота распространения идей Энжела в различных
областях медицины была различной, что связано со спецификой осмысления
взаимовлияний психологических, биологических и социальных факторов,
выявления закономерностей, теоретического обоснования и проверки практикой.
Внедрение биопсихосоциального подхода в акушерство встречало и
продолжает встречать сопротивление у ряда врачей. Между тем,
пренебрежение психологическими и социальными факторами приводило и
приводит к признанным ныне неконструктивными особенностям оказания
помощи беременным и роженицам. К наиболее известным из них и широко
ранее практикуемым относятся категорический запрет посещений
родственниками женщин в родильных домах, разлучение матери и ребенка
сразу же после родов и пр. Назревшая необходимость внедрения
биопсихосоциального подхода в акушерскую практику явилась причиной
появления нового раздела клинической (медицинской) психологии
— перинатальной психологии, отличающегося от других ее
разделов особенностями своего предмета, спецификой круга изучаемых
явлений [11].
Медицинская психология — одна из основных прикладных
отраслей психологической науки, целью которой является применение
разнообразных психологических знаний в сфере медицинской деятельности
(охране здоровья, профилактике заболеваний, диагностике, лечении,
реабилитации), в медицинских исследованиях. Кроме того, в область
интересов медицинской психологии включены отношения, возникающие между
всеми участниками процесса оказания медицинской помощи [14]. В Российской
Федерации в 2000 году Министерством образования приказом № 686
утверждена специальность «клиническая психология» (022700).
Принято определение, согласно которому клиническая психология представляет
собой специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и
участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения,
народного образования и социальной помощи населению. Особенно тесные
связи медицинская психология имеет с психотерапией и психиатрией.
Разделом медицинской (клинической) психологии является перинатальная
психология, так как на всех этапах реализации репродуктивной функции
(зачатие, беременность, роды, уход за младенцем) человек нуждается в
медицинском обследовании, наблюдении, порою в лечении. Прежде всего,
она тесно связана с акушерством, но не менее важны её взаимосвязи
с психиатрией и психотерапией. В процессе зачатия, во время
беременности, в осуществлении вскармливания и ухода за ребенком человек
испытывает сильнейшие как положительные, так и отрицательные эмоции.
Беременность, независимо от того желанная она или нет, как и рождение
ребенка, сопровождаются большими нагрузками на все системы организма
женщины, что может повлиять на состояние её здоровья, на развитие
ребенка, привести к астенизации, к повышению тревожности, к появлению
страхов, депрессивных переживаний. Беременность и роды непременно влекут
за собой перемены в отношении женщины к себе, к окружающим, в отношении
к отношению окружающих к ней, то есть изменения её личности. Происходит
изменение и социального статуса супругов, становящихся матерью и отцом.
Таким образом, появление в семье нового члена неизбежно приводит к
перестройке семейной системы и меняет супружеские отношения. Все
перечисленное объясняет, почему во время беременности и рождения
ребенка резко повышается степень риска появления или обострения
семейных проблем, соматических и нервно-психических расстройств у обоих
супругов, но особенно у женщины. При зачатии два организма матери и
ребенка начинают жить общей жизнью, образуя диаду. Весь организм
женщины кардинально перестраивается, чтобы оптимально обеспечить
жизнедеятельность вдвоем. Для этого формируется дополнительный общий
орган — плацента. Последовательно возникающие в связи с
репродуктивной функцией и сменяющие друг друга доминантные состояния в
организме женщины, детерминированные биологическими (прежде всего,
гормональными) изменениями, психологическими и социальными факторами
получили название материнской доминанты [1; 2; 18]. Материнская
доминанта включает физиологический компонент и психологический
компонент. Они соответственно определяются биологическими или
психическими изменениями, происходящими с женщиной, направленными на
вынашивание, а затем на рождение и выхаживание ребёнка [1; 3; 4].
Гестационная доминанта (лат.: gestatio — беременность,
dominans — господствующий) обеспечивает направленность всех
реакций организма на создание оптимальных условий для развития
пренейта. Психологический компонент гестационной доминанты представляет
собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся
при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины
поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестации и на
создание условий для развития пренейта. Особенности психологического
компонента гестационной доминанты проявляются в связанных с
беременностью изменениях системы отношений женщины. Нами было выделено
пять вариантов его формирования: оптимальный, гипогестогнозический,
эйфорический, тревожный, депрессивный. Оптимальный вариант является
благоприятным как для течения беременности и родов, так и для
формирования бондинга после родов, для развития младенца. Женщины,
обнаруживающие признаки эйфорического, гипогестогнозического,
тревожного, эйфорического вариантов психологического компонента
гестационной доминанты, нуждаются в наблюдении, так как у них могут
отмечаться нервно-психические и соматические расстройства, либо повышен
риск их возникновения. Варианты психологического компонента
гестационной доминанты могут изменяться в течение беременности в
зависимости от срока гестации, соматического состояния женщины,
ситуации в семье, отношений, складывающихся с врачом и т.п. Это
обусловливает возможность корректировать психологический компонент
гестационной доминанты, ставит перед специалистами задачу проведения
скринингового психологического обследования беременных для раннего
выявления нуждающихся в медицинской и психологической помощи,
ориентирует специалиста, в чем она должна выражаться [8].
Таким образом, беременность и роды являются для обоих родителей
критической ситуацией, имеющей все её характерные признаки. Ведь для
родителей вынашивание и рождение ребенка — события, которые
можно датировать и локализовать во времени, сопровождающиеся сильными
стойкими эмоциональными реакциями, требующие больших затрат и
продолжительного времени на адаптацию [23; 28]. В связи с этим с
семьей, ожидающей рождения ребенка, должна проводиться профессиональная
психопрофилактическая работа. Будущим родителям должна быть доступна
психологическая, психотерапевтическая, а иногда и психиатрическая
помощь. Целесообразно, чтобы такую работу проводили специалисты в
учреждениях здравоохранения (в перинатальных центрах, женских
консультациях, родительных домах, детских поликлиниках), а не акушерки
и психологи или просто энтузиасты без специальной клинической
подготовки на дому или «в кружках по интересам».
Это позволит обеспечить профессионализм оказываемой помощи и
взаимосвязь специалистов.
Перинатальную психологию можно определить как раздел клинической
психологии, участвующий в решении психологических задач оказания
акушерско-гинекологической, перинатальной помощи населению. Само
название «перинатальная психология», отражающее его
суть, входит в противоречие с общепринятой акушерской терминологией.
Слово «перинатальный» имеет смешанное греческо-латинское
происхождение: peri- — вокруг (греч.); natus — рождение
(лат.). В 1973 году на YII Всемирном Конгрессе FIGO (Международной
Федерации акушеров-гинекологов) было принято и включено в международную
классификацию 10-го пересмотра (МКБ-10) определение «перинатального
периода», согласно которому он начинается с 22 полных недель
(154 дня) беременности и заканчиваются спустя 7 полных суток после
рождения. В акушерстве также нередко перинатальным считается период
продолжительностью с 28-й недели внутриутробной жизни человека по 7-е
сутки его жизни после рождения [20; 22 и др.]. С точки зрения
перинатальных психологов перинатальный период включает в себя весь
пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения. Это,
в отличие от понимания термина акушерами, больше соответствует
этимологическому значению понятия, позволяет рассматривать рождение
ребёнка не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени,
а как длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь
пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения [7; 15].
Признаками перинатального периода являются:
• наличие симбиотической связи матери и ребёнка;
• отсутствие у ребёнка самосознания, то есть,
неспособность его выделять себя из окружающего мира, строить чёткие
телесные границы и границы психики;
• несамостоятельность психики ребёнка,
зависимость её от особенностей материнских психических функций.
Деятельность перинатального психолога направлена на повышение
психических ресурсов и адаптационных возможностей женщины, мужчины в
процессе реализации репродуктивной функции, на гармонизацию семейных
отношений, создание оптимальных условий для развития пренейта и
младенца, на охрану здоровья женщины и ребенка.
Объектом исследования и психологического воздействия в
перинатальной психологии являются динамично развивающиеся диадные
системы: супружеский холон, «беременная–пренейт»,
«мать–дитя». То есть, перинатальный психолог работает
с диадами. Суть диадного подхода заключается в том, что муж и жена
рассматриваются как диада — супружеский холон, а беременная
женщина и пренейт, мать и младенец, как составляющие одной системы
«мать–дитя» [8; 19; 21; 30 и др.]. В рамках этих
систем их элементы взаимодействуют, развиваются и приобретают новый
социальный статус матери, отца, или ребёнка. Диада «мать–дитя»
является подсистемой семьи, и на неё влияет всё, что в семье происходит
[5; 6; 8; 16; 29 и др.].
Перинатальная диада — саморазвивающаяся открытая структура со
сложной динамикой, регулируемой предположительно простыми, но пока еще
неизвестными алгоритмами взаимодействий как внутри самой диады, так и
диады в целом с окружающей средой. Результат этих процессов трудно
предсказуем: во время перинатального периода пренейт, а затем младенец
живет с матерью практически одной жизнью и динамическая структура
«окружающий мир–мать–пренейт» является особенно
чувствительной по отношению к любым колебаниям [27]. То, что женщина в
перинатальный период становится частью двух диад одновременно (в одной
— женой, в другой — матерью), может приводить к
конфликтным ситуациям. Своевременно обнаружить возможность этого и
предупредить конфликт, помочь его конструктивному разрешению
— задачи перинатального психолога [10].
Предметом профессиональной деятельности перинатального
психолога могут быть:
• развитие психических процессов на ранних
этапах онтогенеза;
• социально-психологические феномены,
появляющиеся у женщин и мужчин в связи с их репродуктивной функцией;
• психологические особенности отношений в семье,
ожидающей рождения ребёнка, имеющей маленького
ребёнка;
• психосоматические расстройства, связанные
с репродуктивными процессами.
Перинатальный психолог выполняет разнообразные виды деятельности:
профилактическую, дидактическую, консультативную, диагностическую,
коррекционную, экспертную, реабилитационную, научно-исследовательскую и
другие.
Помимо диадического характера объекта исследования к особенностям
перинатальной психологии относятся семейный характер проблем, которые
она изучает; последовательная смена задач, связанных со стадиями
жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции;
психопрофилактическая направленность.
Можно выделить следующие разделы перинатальной психологии:
• психология зачатия ребёнка;
• психология периода
беременности (диады мать–пренейт);
• психология раннего постнатального периода
(диада мать–ребенок);
• психология влияния течения перинатального
периода на психическое развитие в целом и на развитие личности в
частности;
• кризисная перинатальная психологи (при угрозе
здоровья, жизни матери и/или ребенка, смерть).
Основные задачи перинатальной психологии можно сформулировать
следующим образом.
1. Определение роли психологических (в том числе,
семейных) факторов в процессах зачатия, беременности и родов;
формировании диады «мать–дитя»; развитии ребенка
младенческого и раннего возраста.
2. Исследование влияния различных болезней женщины
на ее отношение к зачатию, беременности, родам; формирование диады
«мать–дитя»; психическое развитие пренейта /ребенка.
3. Разработка методов психологического исследования,
адекватных для решения задач перинатальной психологии.
4. Создание методов раннего психологического
вмешательства, направленного на оптимизацию течения перинатального
периода и семейного функционирования на этапах зачатия, ожидания
ребенка и в послеродовом периоде.
5. Разработка методов психологической и
психотерапевтической помощи в ситуациях перинатальной утраты и рождения
больного ребенка.
6. Решение психологических проблем, возникающих в
связи с применением современных технологий борьбы с бесплодием
(экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и пр.).
Перинатальная психология развивается, поэтому имеет как постоянные
специфические признаки, так и признаки преходящие являющиеся приметой
настоящего времени:
• диадический характер объекта (системы
«беременная–плод» или «мать–дитя»);
• семейный характер проблем, которые она
предназначена решать;
• низкий уровень осведомлённости пациентов,
нуждающихся в перинатальной психологической и психотерапевтической
помощи, о возможности её получения;
• необходимость активного выявления нуждающихся
в перинатальной психологической и психотерапевтической помощи,
формирования у них мотивации на её получение;
• ятрогенный, психологогенный и дидактогенный
характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению перинатальной
психокоррекции и психотерапии;
• недостаточная разработанность правовых основ
по оказанию психологической и психотерапевтической помощи в случае
перинатальных потерь;
• последовательная смена задач перинатальной
психокоррекции и психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности
семьи, этапами реализации репродуктивной функции;
• необходимость тесного сотрудничества
перинатального психолога, психотерапевта с другими специалистами
(акушерами-гинекологами, неонатологами, неврологами и др.);
• предпочтение краткосрочных психокоррекционных
и психотерапевтических методик;
• дефицит специфического психологического
инструментария и методических разработок в области перинатальной
психологии и психотерапии;
• недостаточное количество грамотных
перинатальных психологов и психотерапевтов;
• профилактическая направленность ПП и
психотерапии.
Специалист в области перинатальной психологии нуждается в получении
особых знаний, в овладении специальными методиками. Это диктует
необходимость подготовки таких специалистов на факультетах психологии
ВУЗзов, в системе последипломного психологического и медицинского
образования. Государственным учреждением, в котором впервые в нашей
стране были разработаны учебные программы и планы циклов тематического
усовершенствования в области перинатальной психологии, психопатологии и
психотерапии психологов, психиатров, психотерапевтов, неонатологов была
Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования
(ныне — Северо-Западный государственный медицинский
университет им. И.И. Мечникова). Работа осуществлялась и продолжается
на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии
(зав. кафедрой — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер).
Развитие и внедрение перинатального психологического консультирования
и психотерапии, направленных на улучшение психического состояния
беременных женщин и рожениц, гармонизацию отношений в семьях, ожидающих
рождения ребёнка и воспитывающих младенца, является одной из
актуальных, приоритетных государственных задач. Их решение позволит
снизить количество осложнений во время беременности и родов, количество
новорождённых с нервно-психическими расстройствами (в том числе, за
счёт уменьшения применения медикаментозных средств).
Литература
1. Аршавский И.А. Роль гестационной доминанты
в качестве фактора, определяющего нормальное или уклоняющееся от
нормы развитие зародыша // сб. Актуальные вопросы акушерства и
гинекологии. – М.: 1957. – С. 320-333.
2. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте
как теоретическая основа формирования системы «мать–дитя»
// Вестник Ленинградского университета, с. 3, 1994б. в. 2 (№ 10).
– С. 85-102.
3. Батуев А.С. Психофизиологическая природа
доминанты материнства // «Детский стресс – мозг и
поведение»: тезисы докладов научно-практ. конф. – СПб.:
Междунар. Фонд «Культурная инициатива», СПбГУ, РАО, 1996.
– С. 3-4.
4. Батуев А.С., Соколова Л.В. Биологическое и
социальное в природе человека // «Биосоциальная природа
материнства и раннего детства» под ред. А.С. Батуева.
– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – С. 8-40.
5. Винникотт Д.В. (Winnicott D.W.) Маленькие дети
и их матери / пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс»,
1998. – 80 с.
6. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия
// «Ребёнок в современном мире. Детство и творчество»: тезисы
докл. 7-й Международной конференции. – СПб: ЮНЕСКО, МО РФ, изд. СПбГТУ,
2000. – С. 4-8.
7. Добряков И.В. Биопсихосоциальный подход в
перинатальной психологии // Вестник Кыргызско-Российского университета:
научный журнал. – КРСУ, том 7, № 5, 2007. –
С. 36-38.
8. Добряков И.В. Перинатальная психология. –
СПб.: Питер, 2010. – 272 с.
9. Добряков И.В., Молчанова Е.С. Перинатальная
психология и фрактальная геометрия: поиск аналогий. – Вестник
КРСУ. – 2008. – Т. 8. – № 4. –
С. 143-147.
10. Добряков И.В., Малашонкова Е.А. Стадии
формирования супружеского холона и комплекс Лайя // Материалы
симпозиума «Мужское здоровье как проблема психоаналитического,
психотерапевтического, социологического исследования»
(17.02.2011). – М., 2011. – С. 33-34.
11. Добряков И.В., Никольская И.М. Клиническая
психология семьи и перинатальная психология как разделы медицинской
(клинической) психологии // Социальная и клиническая психиатрия, 2011.
– Т. 21, № 2. – С. 104-108.
12. Кабанов М.М. Концепция реабилитации –
ведущее направление деятельности психоневрологического института им.
В.М. Бехтерева // Восстановительная терапия и реабилитация больных
с нервными и психическими заболеваниями: Материалы конференции
23-24 ноября 1982 г. – Л., 1982. – С. 5-15.
13. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и
социальная психиатрия. – СПб., 1998. – 256 с.
14. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник
/ под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. –
960 с.
15. Крайг Г. (Craig G.) Психология развития:
7-е международное издание. – СПб.: Изд. «Питер»,
2000. – 992 с.
16. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец:
психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд. СПбГУ, 1999.
– 288 с.
17. Незнанов М.А., Акименко А.А., Коцюбинский А.П.
Школа В.М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной
парадигме. – СПб.: ВВМ, 2007. – 248 с.
18. Ухтомский А.А. Доминанта. – СПб.: Питер,
2002. – 448 с.
19. Филиппова Г.Г. Психология материнства
и ранний онтогенез. – М.: Жизнь и мысль,. 1999. –
192 с.
20. Шабалов Н.П. Неонатология, Т. 1. –
СПб: Специальная литература, 1995. – 495 с.
21. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М.
Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003.
– 337 c.
22. Энциклопедический словарь медицинских
терминов: в 3-х томах / гл. ред. Б.В. Петровский / Т. 2.
– М.: Советская энциклопедия, 1983. – 448 с.
23. Baumann U., Laireiter A.-R.
Individualdiagnostik interpersonaler Beziehungen. // In K. Pavlik
& M. Amelang (Hrsg.) Ensyklopadie der Psychologie: Grundlagen
und Methoden der Differentiellen Psychologie. –
Göttingen: Hogrefe, 1995. – Band. 1. – S. 609-643.
24. Dowrick C., May C., Bundred P. The
Biopsychosocial Model of General Practice: Rhetoric or Reality //
British Journal of General Practice. 1996. Vol. 46. –
P. 105-107.
25. Engel G. The need for a new medical model:
A challenge for biomedicine // Science. 1977. № 196. –
P. 129-136.
26. Engel G.L. The clinical application of the
biopsychosocial model // The American Journal of Psychiatry. May
1980. Vol. 137. P. – 535-544.
27. Field T.М. (1984) Early interactions
between infants and their postpartum depressed mothers. Infant Behavior
and Development 7. – pp. 517-522.
28. Filipp S.H. (Hrsg.) Kritische
Lebensereignisse. – Weinheim: Belts Psychologie Verlags
Union, 1990, (2. Aufl.). – S. 92-103.
29. Lebovici S. La theorie de
l’attachment et la psychanalyse contemporaine // Psychiatrie
de l’enfant, XXXIY, 2, 1991. – pp. 387-412.
30. Stern D.N. (1977) The first
relationship: Mother and infant. Cambridge: Harvard Univ. Press. //
Affect attunement // Frontiers of infant psychiatry. – Vol.
2, New York, Basic Books, 1984. – pp. 74-85.
Ссылка для цитирования
УДК 159.922.7-053.31
Добряков И.В. Перинатальная психология — новый раздел клинической
(медицинской) психологии [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16).
– URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|