Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Спецвыпуск-2011
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств
у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.

Вейц А.Э. (Сумгаит, Азербайджан)

 

 

Вейц Алина Эмильевна

–  детский врач-психоневролог, Сумгаитский городской психоневрологический диспансер.

E-mail: veyts@mail.ru

 

 

 

Аннотация. В статье представлена дифференциальная диагностика эмоциональных нарушений у детей с неврозами неорганической этиологии и детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10), разработанная по результатам исследования дошкольников и младших школьников. Выявлены клинико-психологические особенности эмоциональных расстройств у детей обеих групп. Отмечены особенности протекания эмоциональных реакций при церебрастеническом синдроме. Проведенное исследование позволило разработать дифференциально-диагностические критерии эмоциональных нарушений органического происхождения, что дает возможность более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.

Ключевые слова: эмоциональные нарушения у детей, нарушения волевой сферы у детей, неврозоподобный синдром у детей, церебрастенический синдром у детей, неврозы у детей, психология эмоций, резидуально-органическая патология ЦНС.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В общей структуре нервно-психических заболеваний детского возраста частота втречаемости неврозоподобных нарушений органического генеза очень высока [7, 13, 14, 18]. Нередко они имеют сходную симптоматику с невротическими нарушениями. Трудности дифдиагноза заключаются в элементарности проявлений, моносимптомности и незрелости личности детей [13, 17]. Но дифференцировать эти состояния необходимо, т.к. протекают они по-разному, соответственно, и тактика лечения и психокоррекции должна быть различной. За основу различий между неврозоподобным и невротическими синдромами мы взяли нарушения эмоций, в каждом случае выраженных по-разному. Еще Ю.А. Александровский утверждал, что «сквозными», осевыми симптомокомплексами, способствующими формированию невротических реакций и состояний являются эмоционально-аффективные расстройства, в первую очередь – тревога и страх. Отсюда следует, что своевременная коррекция эмоционально-аффективных расстройств у детей предупредит переход невротической реакции в невротическое состояние, будет препятствовать развитию невроза.»[2].

Эмоциональные нарушения в детском возрасте характеризуются рудиментарностью, атипичностью, проявлением в виде эквивалентов (поведенческих и соматовегетативных) [17, 8]. В связи с этими особенностями нет единой классификации эмоциональных нарушений у детей [10, 5, 9, 12], и, соответственно, трудно провести дифференциальный диагноз между эмоциональными расстройствами у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами.

Для определения клинико-психологических особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10) и проведения дифдиагностики с таковыми у детей с неврозами мы руководствовались следующими эмоциональными показателями [23]:

1.  Количественная характеристика

2.  Качественная характеристика

3.  Знак

4.  Интенсивность

5.  Длительность

6.  Динамика (темп протекания, быстрота возникновения или изменения эмоций)

7.  Степень осознанности, самооценка

8.  Саморегуляция, самоконтроль

9.  Отношение к родителям и остальным окружающим

В нашем исследовании изучалось 120 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разделенных на 2 группы по 60 человек каждая – дети с неврозоподобным синдромом (основная, первая группа) и дети с неврозами (2 группа).

Критерии включения в основную группу – возраст 5-10 лет, резидуально-органическое поражение ЦНС в анамнезе, наличие признаков неврозоподобного синдрома и (или) форм церебрастенического синдрома F 06.6 (одна или смешанный вариант), наличие эмоциональных расстройств с особенностями протекания, характерными для неврозоподобного синдрома.

Критерии исключения из основной группы – возраст младше 5 и старше 10 лет, неорганическая этиология, а также этиология, обусловленная не резидуально-органическими поражениями ЦНС в анте-, интра- или постнатальном периодах, а недавно перенесенными ЧМТ или инфекционными заболеваниями головного мозга (менингиты, энцефалиты), наличие неврозоподобного синдрома в рамках вялотекущей шизофрении, наличие умственной отсталости, инвалидизирующих соматических заболеваний и текущего органического заболевания ЦНС, наличие расстройств галлюцинаторно-бредового регистра.

Эмоционально-нравственная сфера исследуемых оценивалась по следующим методикам: клинического наблюдения, тесту изучения фрустрационных реакций Розенцвейга, детскому варианту методики Кеттелла (опросник CPQ) направленному на изучение личностных особенностей младших школьников, методике Рене-Жиля для исследования социальной приспособленности ребенка и особенностей его взаимоотношений с окружающими, методике ЦТО, направленной на изучение сознательных и частично неосознаваемых уровней личности к членам семьи и другим значимым сторонам действительности, тесту Люшера для оценки эмоционального состояния ребенка, рисуночному тесту «Моя семья» для определения эмоционального отношения ребенка к самому себе, окружающим, детскому садику, школе.

Рассмотрим каждый параметр отдельно.

1.  Результаты клинического наблюдения, опросника Кеттелла, ЦТО, тестов Люшера, Рене-Жиля и «Моя семья» показали, что из количественных изменений эмоциональной сферы для детей с неврозоподобным синдромом характерна патологическая гипотимия (снижение настроения, неадекватного ситуации), а именно – дисфория. Для таких детей характерна частая угрюмость, злобность, беспричинные вспышки гнева, не приносящие им облегчения после разрядки. В то же время результаты этих методов у детей с неврозами показали, что для них характерна тревожная гипотимия (снижение настроения, связанное с ожиданием опасности). Они находятся в состоянии тревожного ожидания, что обязательно произойдет что-то плохое – боятся, что что-то случится с ними или с их родителями и т.д.

Для детей обеих групп характерны фобии – страхи, которые приобрели признаки навязчивости. У детей 2 группы они проявляются в форме фобической гипотимии – снижения настроения, связанного с навязчивым страхом или страхами [14, 6, 11, 20]. Они осознают всю нелепость страхов и пытаются от них избавиться, стесняясь их и очень болезненно воспринимая реплики окружающих (p < 0.01). В то же время дети 1 группы не обращают внимания на свой недуг, совершенно безразличны к мнению окружающих (p < 0.02), не стремятся от них избавиться. Критика к своим страхам у них отсутствует.

Если при неврозоподобных состояниях такие симптомы, как дефицит внимания, ухудшение памяти, энурез, энкопрез, нарушение сна, эмоциональная лабильность, нарушение коммуникативных функций, патологические действия (сосание пальцев, кусание ногтей, трихотиломания, онанизм и т.д.), – носят непрерывный характер, то у детей с неврозами их проявления связаны с отношениями с окружающими и зависят от психосоциальных факторов [15, 19]. У последних это выражается в виде депрессивных состояний, сопровождающихся соматовегетативными и двигательными нарушениями. Настроение таких детей начинает снижаться, они становятся вялыми, заторможенными, капризными, плаксивыми. Появляется нарушение сна, энурез, энкопрез. Наблюдается ухудшение памяти, снижается концентрация внимания, в результате чего снижается школьная успеваемость, возникают проблемы в отношениях со сверстниками, родителями и учителями. Дети становятся конфликтными, резко снижается их самооценка, повышается тревожность. Как компенсация, возникают патологические действия.

При дифдиагностике необходимо учитывать, что депрессивные проявления у детей с неврозами сходны с неврозоподобной симптоматикой и имеют циклический характер, а у детей основной группы – непрерывный. Также при депрессиях обязательна личностная реакция, которая в более слабой степени, чем у старших детей и взрослых, но все же выражена у исследуемых детей с неврозами (p ≤ 0.01).Тогда как у детей с неврозоподобным синдромом личностная реакция отсутствует(p ≤ 0.01) – следовательно, у них не бывает депрессивных состояний.

2.  По результатам наших наблюдений, из качественных характеристик эмоциональных нарушений для детей основной группы характерны такие паратимии (извращение эмоций, несоответствие эмоционального реагирования вызвавшей его ситуации), как эмоциональная откликаемость и амбивалентность. В силу эмоционального инфантилизма, незрелости эмоционально-волевой сферы дети с неврозоподобным синдромом не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование. Поэтому они стремятся повторить эмоциональные реакции окружающих (эмоциональная откликаемость). Эти дети не способны четко дифференцировать эмоции, осознавать противоположность испытываемых ими чувств к одному и тому же объекту (амбивалентность).

Для детей второй группы характерны паратимии в виде т.н. симптома «стекла и дерева», при котором сниженная эмоциональность сочетается с повышенной ранимостью, чувствительностью, но при этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителях [3].

3.  По знаку – результаты тестирования по методикам Люшера, ЦТО, Рене-Жиля и рисунка «Моя семья» выявили, что дети с неврозами склонны больше испытывать отрицательные эмоции (p ≤ 0.01), а дети с неврозоподобным синдромом слабо дифференцируют положительные и отрицательные эмоции (p ≤ 0.05).

4.  По интенсивности – результаты наших клинических наблюдений дают основания утверждать, что интенсивность невротических реакций полностью зависит от психотравмирующей ситуации (p < 0.02). Протекают реакции бурно, ярко, »сочно» и очень интенсивно, в то время, как у детей с неврозоподобным синдромом эмоциональные реакции носят стертый, монотонный характер и не связаны с воздействием психосоциальных факторов (p < 0.01). Также им свойственна алекситимия (совокупность ослабленных эмоционально-дифференцировочных личностных признаков). При этом дети не могут определить свое эмоциональное состояние, у них не развиты воображение, интуиция и эмпатия, нарушены коммуникативные навыки. Такие дети инфантильны, привыкли перекладывать ответственность на других, они не чувствуют всей серьезности ситуаций, реагируют на жизненные изменения неадекватно.

5.  По длительности – детям второй группы свойственны эмоциональные реакции, для которых типична отчетливая связь возникших переживаний с внезапными обстоятельствами, их вызвавшими, а детям первой – эмоциональные состояния, характеризующиеся стойким изменением нервно-психического тонуса [14, 2, 21]. Из эмоциональных состояний у этих детей особенно часто встречается фрустрация, выражающаяся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемых непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели [23, 15].

По результатам нашего исследования по методу Розенцвейга, показатели фрустрации у детей с неврозоподобным синдромом отличаются от таковых у детей с неврозами. Так, преобладание в ответах реакций NP у детей основной группы (p ≤ 0.05) свидетельствует о том, что у них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями; низкий процент реакций OD (p ≤ 0.01) показывает, что они не могут правильно ориентироваться в сложившейся ситуации, не способны самостоятельно принимать решения; низкий процент интрапунитивных реакций I (p ≤ 0.01) свидетельствует об отсутствии у них способности к самокритике, умения адекватно оценивать свои поступки и потребности в необходимости их оценивать.

6.  Динамика эмоциональных нарушений у детей обеих групп также различна – для 1 группы характерны слабодушие или недержание аффекта, встречающееся в рамках церебрастенического синдрома, являющегося ведущим для резидуально-органической патологии ЦНС, а также эмоциональная ригидность. При слабодушии у детей с неврозоподобным синдромом наблюдаются быстрые переходы от благодушия к слезливости и наоборот, причем благодушие и слезливость – видимые, не соответствуют глубине эмоциональных переживаний. Очень характерна для таких детей эмоциональная ригидность – дети не могут быстро переключиться с одной эмоциональной реакции на другую, не могут быстро адаптироваться к смене ситуации. У 80 % этих детей невозможность переключения эмоций сопровождается агрессивностью (эксплозивность).

Для детей второй группы характерна эмоциональная неустойчивость, при которой, в отличие от детей основной группы, – эмоциональные реакции строго дифффернцированы, протекают очень бурно и всегда зависят от изменения ситуации.

7.  Степень осознанности своего состояния у детей с неврозоподобным синдромом низкая. Они и не пытаются понять свои недуги, не пытаются с ними бороться, не стыдятся их, им безразлично мнение окружающих, в связи с чем самооценка у них не занижена (p < 0.01). Она просто не выражена, у них отсутствует критика к своему состоянию. Эти дети не осознают себя как личность, у них отсутствует реакция личности на свой дефект.

У детей второй группы самооценка резко снижена (p < 0.02), они очень болезненно реагируют на отношение к ним окружающих, очень сильно переживают свое состояние и вячески пытаются от него избавиться или скрыть от чужих. Если невротические симптомы сохраняются длительно – гипотимия становится еще глубже, невротические симптомы еще более усиливаются, что в конечном итоге может привести к возникновению депрессии, суицидальным мыслям и действиям и(или) патологическому развитию личности.

8.  По результатам опросника Кеттелла, степень саморегуляции у детей первой группы низкая(p ≤ 0.05), они не могут организовать свое время, планировать свои дела, им трудно сосредоточиться на чем-то одном, они не могут направить свою энергию в конструктивное русло. Ответственность за поступки у них – минимальная (p ≤ 0.05), а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств, привыкли к сиюминутному исполнению желаний, а когда это не удается – становятся агрессивными и дисфоричными, не хотят ничего менять.

Дети второй группы обладают повышенной ответственностью (p ≤ 0.01), вечно боясь что-то сделать не так, недостаточно точно и хорошо, переживая, что в таком случае это рассердит (или расстроит) родителей, учителей, друзей, в результате чего последует наказание или отвержение. Постоянный страх «упасть» в глазах окружающих приводит к тому, что эти дети все время находятся в напряжении, не в состоянии расслабиться, что ведет к увеличению интенсивности невротических проявлений.

9. По результатам методики Рене-Жиля, тестов «Моя семья», ЦТО, – отношение к родителям у детей основной группы – неоднозначное. Они испытывают к своим матерям и отцам в равной степени положительные и отрицательные эмоции (р < 0.02), что объясняется низкой дифференцировкой эмоций у детей этой группы. Причем, эмоциональное реагирование на родителей проявляется неадекватно, наблюдается инверсия эмоций – проявление родителями ласки, тепла могут быть встречены агрессивностью или эмоциональной холодностью. У детей второй группы отношение к обоим родителям – негативное (р < 0.01), что обусловлено такими патологическими типами семейного воспитания, как потворствующая или доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, гипопротекция [24].

Отношение к окружающим у детей с неврозоподобным синдромом не выражено – им безразлично мнение окружающих, оценка другими своих поступков(p < 0.02). Они склонны к интроверсии, предпочитают обособленность, уединение, в то время, как дети с неврозами неорганической этиологии зависят от мнения окружающих, очень болезненно реагиуют на их замечания, что приводит к заострению невротической симптоматики.

Результаты исследований представлены в таблице:

 

Таблица. Показатели эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами

 

 

Отдельно надо отметить, что эмоциональные нарушения органического происхождения (в сочетании с неврозоподобным синдромом) встречаются в рамках органического эмоционально-лабильного (астенического) расстройства (F 06.6 по МКБ-10) или церебрастенического синдрома (по В.В. Ковалеву), являющегося «сквозным» для органической патологии ЦНС и выявляющимся у детей с резидуально-органическими нарушениями всех возрастных групп [8]. По данным М.И. Буянова и Б.З. Драпкина, ЦС является постоянным при неврозоподобных системных расстройствах в отличие от невротических [4].

По МКБ-10 – астеническое расстройство – это «расстройство, характеризующееся выраженной и постоянной эмоциональной несдержанностью или лабильностью, утомляемостью или разнообразными неприятными физическими ощущениями, болями, предположительно возникающими вследствие органического расстройства» [16]. По мнению Г.Е. Сухаревой, «церебрастенический синдром (ЦС) – это проявление синдромов «дефектного состояния «в эмоционально-волевой сфере» [22].

И.В. Крук выделил ЦС с преимущественными нарушениями в познавательной сфере и ЦС с преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, каждый из которых в свою очередь подразделяется на астеногиподинамический и астеногипердинамический варианты [14].

Мы наблюдали за детьми с ЦС с преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере (ЦС III и ЦС IV типа). Из эмоциональных нарушений при ЦС III типа (атеноадинамический вариант) наблюдается слабодушие, эмоциональная истощаемость, дисфории и характерная иррациональность между причиной эмоциональной реакции и ее проявлением. Эмоциональные реакции при этом развивались по типу замкнутого круга. При невыполнении желания дети плакали, а когда их пытались утешить или даже исполнить это желание – плач только усиливался.

Для эмоциональных нарушений при ЦС IV типа, по нашим наблюдениям, характерна повышенная возбудимость, эксплозивность, неустойчивость интересов, эмоциональная истощаемость, незрелость эмоций, агрессивность.

При дифдиагностике эмоциональных нарушений у детей с ЦС и с неврастенией мы обращали внимание на отсутствие связи проявления эмоциональных нарушений с психотравмирующей ситуацией, на отсутствие реакции личности на свой дефект, на более грубый и стойкий характер протекания эмоций у детей с неврозоподобным синдромом. Кроме того, эмоциональная истощаемость у детей с ЦС сопровождается двигательной и когнитивной истощаемостью, обильной вегетососудистой симптоматикой и негрубыми неврологическими изменениями, выявляемыми клиническим и параклиническим путем [1].

Таким образом, при диффференциальной диагностике эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами необходимо учитывать следующие особенности:

•  В силу незрелости эмоционально-волевой сферы, дети с неврозоподобным синдромом не способны четко дифференцировать эмоции, разделять их на положительные и отрицательные.

•  Им свойственен эмоциональный инфантилизм, в силу чего они не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование.

•  Для них характерно несоответствие эмоциональных проявлений возникшей ситуации – на обстоятельства, требующие острого, немедленного реагирования, они не обращают внимания, их эмоциональные реакции носят стертый, однообразный характер. В обычных же, бытовых ситуациях эти дети могут проявить беспричинную агрессивность и(или) эксплозивность (чрезмерную эмоциональную возбудимость с бурными аффективными вспышками, сопровождающуюся агрессией и дисфорией). Эксплозивность обусловлена органической природой неврозоподобного синдрома.

•  Для детей с неврозоподобным синдромом специфична алекситимия, при которой дети не могут определить свое эмоциональное состояние, в связи с чем они начинают копировать эмоциональные реакции окружающих (эмоциональная откликаемость).

•  Они не могут своевременно переключаться с одной эмоциональной реакции на другую. Им свойственна эмоциональная ригидность.

•  Им свойственна низкая фрустрационная толерантность. У них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями. При неудовлетворении желаний они становятся агрессивными, неуправляемыми.

•  Дети основной группы не осознают свои недуги, не стесняются их и не пытаются с ними бороться. Им безразлично мнение окружающих, самооценка их не выражена, т.к. эти дети не осознают себя как личность.

•  Они неустойчивы в интересах и редко доводят начатое до конца, ответственность за поступки у них – минимальная, а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств.

•  Отношение к родителям у них – неоднозначное, амбивалентное – они испытывают одновременно и положительные, и отрицательные эмоции к каждому родителю.

•  Они склонны к интроверсии.

•  Эмоциональные нарушения у них носят затяжной характер и выражаются в виде стойких эмоциональных состояний.

•  В силу вышеперечисленных особенностей эмоционального реагирования дети основной группы часто остаются непонятым окружающими, конфликтуют с ними, у них отсутствуют коммуникативные навыки, им трудно адаптироваться в семье, садике, школе.

•  Неврозоподобный синдром у детей с органической патологией ЦНС обязательно сопровождается церебрастеническим, в силу чего всем этим детям свойственна раздражительная слабость, повышенная утомляемость, эмоциональная, поведенческая и когнитивная истощаемость.

•  Эмоциональные нарушения у детей основной группы сопровождаются т.н. органической симптоматикой и особенностями личностного реагирования, характерного для органиков, а именно:

а)  Вегетативно-сосудистыми расстройствами (метеозависимость, неперносимость жары и холода, поездок в транспорте, колебания массы тела, нарушения аппетита, стула и т.д.),

б)  Неврологической рассеянной микросимптоматикой (повышение ВЧД, небольшие нарушения ликвородинамики, изменения ЭЭГ по резидуально-органическому типу).

в)  Отсутствием связи интенсивности проявления эмоциональных нарушений с психотравмирующей ситуацией.

г)  Отсутствием реакции личности на свой дефект.

Все вышеперечисленное служит дифдиагностическим критерием эмоциональных нарушений органического происхождения.

Учитывая выявленные в результате исследования клинико-психологические особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным органической патологией ЦНС, можно будет более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации.

 

    Литература

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2009. – 320 с.
  2. Александровский Ю.А. К вопросу о дифференциальной диагностике начальных проявлений невротических расстройств // Пограничные и психические расстройства – социальные и клинические аспекты – М.: Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени Научно-Исследовательский Институт общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского,1988 – 169 с.
  3. Бизюк А.П. Патопсихология:краткий курс в контексте общей и клинической психологии. Учебное пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010. – 416 с.
  4. Буянов М.И., Драпкин Б.З. Клиника, отграничение и принципы лечения невротического и неврозоподобного энуреза и заикания у детей и подростков. – В кн.: Неврозы и нарушения характера у детей и подростков – М.: ЦОЛИУВ, 1973. – С. 45-67.
  5. Вилюнас В. Психология эмоций – СПб.: Питер, 2008 – 496 с.
  6. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Ленинград: Медицина, Лен. отделение, 1977. – 272 с.
  7. Гурович И.Я. с соавт. Динамика неврозоподобных расстройств резидуально-органического генеза // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова – № 3, 1987, С. 400-404.
  8. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера – СПб.: Питер, 2005. – 1120 с.
  9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность – М.: Политиздат, 1978. – 122 с.
  10. Изард К.Е. Психология эмоций – СПб.: Питер, 1999.
  11. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.
  12. Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2010 – 864 с.
  13. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. Изд. 2-е, переработанное и дополненное – М.: Медицина, 1995 – 560 с.
  14. Крук И.В. Церебрастенические состояния у детей дошкольного возраста. – Киев: Здоровья, 1990 – 133 с.
  15. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
  16. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) – СПб.: «Аддис», 1994. – 300 с.
  17. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 176 с.
  18. Подкорытов В.С. с соавт. Варианты клинической динамики неврозов и неврозоподобных состояний резидуально-органического генеза у детей до- и препубертатного возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова № 11, 1989.
  19. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
  20. Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010. – 413 с.
  21. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 474 с.
  22. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.
  23. Хомская Е.Д. Нейропсихология:учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 496 с.
  24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 652 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы