Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Рецензия на книгу Альфрида Лэнгле
«Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии»

Русина Н.А. (Ярославль)

 

 

Русина Наталья Алексеевна

–  кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России.

E-mail: psyholog@yma.ac.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Работа с депрессией имеет величайшее значение, поскольку, по прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире среди всех заболеваний, обогнав сегодняшних лидеров – инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, депрессия является феноменом, сопровождающим развитие психосоматических заболеваний, число которых в общесоматической практике достигает от 30 до 60%.

По мнению D. Luban-Plozza, W. Poldinger, последовательность развития психосоматических заболеваний проходит следующие стадии: конфликт, неспособность найти решение, увеличение внутреннего напряжения, тревога и …депрессия. Далее идут конверсия, репрессия на орган, стадия функциональных отклонений, переход в органическое нарушение органа или системы органов.

Ассоциация депрессии с тяжестью и прогнозом многих соматических заболеваний, а также с последующим летальным исходом показана в большом числе исследований с оценкой независимого вклада психических факторов.  В лечении психосоматических заболеваний, с сопутствующей депрессией, широко применяются антидепресанты. Но многие пациенты отказываются их принимать, осознавая, что причину их состояния лекарства не устраняют.

При этом большинство врачей уже понимает необходимость сочетанного применения фармакотерапии и психотерапии, ориентируя последнюю на уменьшение зоны негативных эмоций и блокирование их соматизации, снижение уровня тревоги, гнева, пессимизма, враждебности и недоверия к миру.

Экзистенциальная психотерапия рассматривает депрессию как длительное нарушение соотнесенности с жизнью.

В книге Альфрида Лэнгле «Дотянуться до жизни» (см. также раздел НОВЫЕ КНИГИ информационного портала medpsy.ru) депрессия рассматривается как «сложные отношения с жизнью». Данная работа является логическим продолжением великолепной серии книг Альфрида Лэнгле, изданных издательством «Генезис» и примером практического применения школы психотерапии В. Франкла и А. Лэнгле в лечении депрессии. Понимание психотерапевтической работы с клиентом в русле экзистенциального анализа А. Лэнгле невозможно без предварительного изучения его теории фундаментальных мотиваций Person (Person в терминологии экзистенциального анализа – свободное в человеке, центр духовного измерения).

Лэнгле предлагает работать с фундаментальными мотивациями. Работа с первой мотивацией – «я есть, но каким образом мне справиться со своим бытием?» – заключается в поиске внутренней опоры и развитии фундаментального доверия, чтобы научиться выдержать увиденное и принять как факт. Работа со второй фундаментальной мотивацией – «я есть, но как сделать, чтобы мне хорошо было здесь жить?» – осуществляется через наполнение чувствами пространства собственного бытия пациента. Поиск третьей фундаментальной мотивации – «я есть я, но имею ли я право быть собой?» – должен привести пациента к аутентичности, нахождению себя. Определение четвертой фундаментальной мотивации – «я есть, но каков смысл моей жизни в этом мире?» – заключается в работе с ценностями, конструировании новых смыслов [1 – 6].

В первой части рецензируемой работы дается анализ депрессии, доказывается необходимость феноменологического подхода к лечению.

Экзистенциализм описывает три направления психопатогенеза, поэтому А. Лэнгле выделяет три направления лечения депрессии.

В антропологическом смысле вопрос о жизни для клиента должен звучать в форме: «Как я есть здесь?», «Как на меня воздействует моя соотнесенность с Бытием»? Если человек жив, происходит обмен с миром. Тот, кто психологически мертв, не участвует в обмене со своим миром и мирами других. Вторая особенность – перемены и изменения. Третья черта – витальная сила, которая психологически проявляется в жажде жизни. Сакральный вопрос к пациенту: нравится ли ему жить? Работа с депрессивным пациентом показывает, что он утрачивает отношения с Бытием здесь, теряет опору, склонность к изменениям и жизненную силу.

В этой ситуации важны такие категории, как контакт, время, близость, ценности. Если у человека нет положительного опыта построения любящих отношений с людьми, то ему очень трудно установить опыт обмена с Бытием-здесь. Он ощущает собственную ненужность, бесполезность, ему не за что зацепиться в жизни. Жизнь наполнена страхом, отношения сохраняются, когда мы нужны и ценятся только достижения. Такие отношения складываются в ситуации условной любви и формируются в детстве близкими и значимыми для Person людьми. Задача терапевта помочь клиенту ощутить жизнь через боль и радость. Для того, чтобы научиться любить, надо научиться ненавидеть. Эти два полярных чувства не должны пугать пациента, но он должен дать им свободу. И здесь особенно велика роль матери, «Евы», что на древнееврейском языке означает «мать живого». Если мать не дает настоящую, полноценную жизнь ребенку, он не научается любить и быть любимым. Поэтому значительная часть работы должна строиться в парадигме отношений «мать – ребенок», которые создают фундаментальную основу бытия. Категория «Время» показывает, как относится к себе человек: живет ли он свою жизнь, или полностью растворяется в других, или боится стать обузой для окружающих. За отсутствием «Близости» может скрываться тоска по смерти.

А. Лэнгле пишет, что депрессия начинается с недостаточного переживания собственной ценности. Переживание ценности, смысла (веление духа) соединяет воедино тело и душу, что дает основу психосоматического здоровья. Депрессивный человек подавлен в своих чувствах. В практике работы с психосоматическими больными мы сталкиваемся, прежде всего, с эмоциональной депривацией, «мышечным панцирем». Пациент не имеет «слов для чувств», он не понимает чувств другого человека и скрывает собственные. Его никто не научил выражать свои чувства или ему запретили выражать их в детстве. В итоге эмоции начинают соматизироваться. Поэтому задача терапевта научить клиента выражать свои чувства не словами, а через действия, телесно.

Вторая задача – убедить клиента отказываться от прежних притязаний, не соответствующих его возможностям, остановиться в погоне за достижениями. А это возможно только в условиях работы со смыслами и мотивациями. Person должна научиться «Обратиться» к простым ценностям, которые она не замечала прежде: природа, прогулка, встреча с человеком, еда, сон.

Наиболее интересной для читателя и практика является глубокий анализ психологических механизмов депрессии и ее видов именно с психологической точки зрения, поскольку чисто медицинское понимание депрессии не позволяет проникнуть в ее глубинную суть, а значит, затрудняет психотерапевтическую, немедикаментозную работу с клиентами.

Этиопатогенез депрессии кроется в проявлении и формировании психологических механизмов возникновения депрессии – защитного поведения Person. Жесткое следование нормам, стремлениям служит заменой ценностям, приводит к ригидности, что также является базовым психологическим свойством психосоматического больного. Сравнение себя с другими только ухудшает самочувствие клиента. К сожалению, депрессивные установки основаны не на диалоге с реальностью, поэтому непродуктивны и непродолжительны. Жизнь становится бессмысленной, формируется «выученная беспомощность», круг замыкается.

Психопатогенез депрессии проявляется в трех формах: депрессия как защитная реакция на дефицитную жизнь, депрессия как психогенное развитие блокады чувств, депрессия как эндогенный дефицит витальности. Первая возникает как результат дефицита ценностей или ранних потерь в детстве. Во втором случае развивается душевный защитный панцирь после перенесенных обид и боли. В третьем варианте может быть и эндогенная причина, и генетическая предрасположенность, и телесная депрессия, которые сопровождаются слабостью, экономией энергии. В итоге в каждом из вариантов возникает ощущение, что либо жизнь хороша, но не для меня, либо жизнь не хороша, потому что люди недостаточно хороши, либо жизнь хороша, но я недостаточно хорош. Поэтому как реактивная, так и психогенная и эндогенная формы депрессии приводят к нарушениям фундаментальной ценности жизни: жизнь никогда не будет хорошей для меня, жизнь ранит и убивает меня, я не достоин жизни. А. Лэнгле выделяет основные направления терапии в этих трех случаях: артикуляция гнева, переработка негативных переживаний, запрет на истощение. Это принципиально важно, поскольку после определения формы депрессии становится очевидной психотерапевтическая мишень.

Для практика чрезвычайно важна точка зрения автора, что депрессия имеет определенную ценность, смысл которой в том, чтобы не дать Person жить дальше так, как она жила до их пор. В этом смысле болезнь может быть очищением, сигналом, кризисом, призывающим изменить установки, найти в себе силы для любви к жизни. Грусть и депрессия представлены в работе как универсальные формы переживания, являющиеся естественными реакциями на сложные обстоятельства жизни. Переживание депрессии с помощью грусти может рассматриваться как признак развития Person.

Вторая статья книги посвящена психотерапии депрессивных расстройств в современном экзистенциальном анализе. Выделяются этапы работы: выстраивание терапевтических отношений, обращение к настоящему и разделение задач, работа с когнитивными структурами, мобилизация персональных ресурсов (самодистанцирование, самопринятие, персональное нахождение позиции), переработка чувства клиентом, что он потерпел неудачу, переработка чувства вины и конкретизация ответственности, принятие установки по отношению к ценностям, восстановление способности переживать фундаментальную ценность и процесс переживания грусти. Отдельно проработана терапия суицидальности.

Третья статья посвящена распространенному в условиях нарастающего психосоциального стресса в обществе феномену эмоционального выгорания, столь значимого для специалистов помогающих профессий, и понимаемого автором как неэкзистенциальная установка по отношению к жизни. Сформулированы рекомендации по его предупреждению, которые являются также превентивными по отношению к зависимостям. Автор подчеркивает, что человеку с эмоциональным выгоранием не хватает истинного (экзистенциального) смысла его действий, переживания персональной исполненности. Данный синдром рассматривается с точки зрения четырех базовых фундаментальных мотиваций.

 

    Литература

  1. А. Лэнгле. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. – М.: Генезис, 2004. – 128 с.
  2. А. Лэнгле. Эмоции и экзистенция. – Харьков. – Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 332 с.
  3. Лэнгле. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. – М.: Генезис, 2009. – 235 с.
  4. А. Лэнгле. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. Сборник статей. – М.: Генезис, 2009. – 159 с.
  5. А. Лэнгле. С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии. Сборник статей. М.: Генезис, 2009. – 279 с.
  6. Экзистенциальный анализ. № 1. Бюллетень, 2009. – М., 2000. – 212 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Русина Н.А. Рецензия на книгу Альфрида Лэнгле «Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения