ЗАЩИРИНСКАЯ Оксана Владимировна
zaoks@mail.ru
Доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики и
педагогической психологии факультета психологии ФГБОУ ВО
«Санкт-Петербургский государственный университет».
В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию в Институте
коррекционной педагогики РАО г. Москва. Тема диссертации «Динамика
психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями
в обучении» по научной специальности 19.00.10 — коррекционная
психология.
В 2013 году защитила докторскую диссертацию по научной специальности
19.00.04 — медицинская психология на тему: «Нарушение общения
у детей и подростков с легкой умственной отсталостью: феноменология,
модель, социализация».
Научный руководитель Информационно-консультационного центра
«Психометрика».
Психотравматолог с Европейской сертификацией (Fachberaterin für
Psychotraumatologie).
Членство с общественных организациях:
-
член Европейской ассоциации психического здоровья (European
Health Psychology Society);
-
член Президиума Координационного совета Общественной организации
«Санкт-Петербургское психологическое общество»;
-
член Общественной организации «Российское психологическое
общество»;
-
действительный член Общероссийской общественной организации
«Профессиональная психотерапевтическая лига».
Краткая профессиональная биография:
Дата рождения: 24 августа 1969 года. Родилась в Ленинграде.
В 1986—1991 гг. — очное обучение на факультете
коррекционной педагогики, кафедра олигофренопедагогики Российского
государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Закончила вуз с отличием.
1991—1994 гг. — очная аспирантура по специальности
19.00.10 — «Коррекционная психология» в Российском
государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена.
1994 год — ассистент кафедры специальной психологии факультета
психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
1995 год — старший преподаватель кафедры.
1996 год — защитила кандидатскую диссертацию в Институте
коррекционной педагогики РАО г. Москва. Тема диссертации
«Динамика психического развития детей младшего школьного
возраста с трудностями в обучении».
1996 год — принята на должность доцента кафедры.
1993—1997 гг. — заместитель директора по
опытно-экспериментальной работе общеобразовательной школы № 290
Красносельского района г. Санкт-Петербурга. Научный руководитель
проекта по созданию концепции формирования навыков общения у учащихся
в процессе обучения.
1996—1999 гг. — научный руководитель проекта для
специалистов дошкольного образования «Step by step»,
программа «Сообщество», фонд Дж. Сороса.
Научная и преподавательская деятельность постоянно сочетается с
практической работой.
1997—1999 гг. — научный руководитель специальных
(коррекционных) образовательных учреждений Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга.
1997—2000 гг. — научный руководитель школы-центра № 657
по диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии Приморского
района г. Санкт-Петербурга по разработке концепции развития школы
«Социализация — через общение и труд».
В 1999 году Приказом ректора Санкт-Петербургского государственного
университета награждена памятной медалью Санкт-Петербургского
государственного университета за вклад в развитие университета.
1999 год — присвоено ученое звание доцента по кафедре
специальной психологии.
С 2000 г. по 2017 г. — Исполнительный директор общественной
организации «Санкт-Петербургское психологическое общество»
(региональное отделение Общероссийской общественной организации
«Российское психологическое общество»).
2002 г. — награждена дипломом победителя (I степень) конкурса
«Лучший преподаватель года» Фонда В. Потанина среди всех
факультетов Санкт-Петербургского государственного университета
2009 г. — докторант (очная докторантура) факультета
психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
С 2010 г. — научный консультант ГОУ средней общеобразовательной
школы № 237 Красносельского административного района Санкт-Петербурга.
Тема научно-экспериментальной работы: «Психолого-педагогические
технологии как условие построения здоровьесозидающей среды школы».
2010 г. — 2011 г. — победитель программы индивидуальных
грантов для преподавателей государственных высших учебных заведений
России «Преподаватель он-лайн» Фонда В. Потанина
(2011—2011 гг.)
(http://www.fondpotanin.ru/novosti/stali-izvestny-imena-pobeditelej-konkursa-prepodavatel-on-lajn-v-2010-2011-54).
2011 г. — с отличием закончила двухгодичный курс в Институте
психотравмы г. Лейпциг, Германия (The Trauma Institute Leipzig).
Получила номерной сертификат международного образца психолога-консультанта
по психотравме (Counsellor for Psychological Trauma, рег. № Ru-S/11/8).
С 3 июля 2011 г. — продолжила обучение в Институте психотравмы
г. Лейпциг, Германия (The Trauma Institute Leipzig) с целью сдачи
квалификационного экзамена на сертификат психотерапевта по работе с
психической травмой у детей и взрослых. Успешно закончила обучение с
получением сертификата немедицинского психотерапевта по оказанию помощи
детям и взрослым с психической травмой (рег. № Ru-9/11/8).
В 2012 г. — продолжила консультирование и супервизию в Институте
психотравмы г. Лейпциг, Германия (The Trauma Institute Leipzig), получила
сертификат тренера-консультанта по обучению специалистов приемам оказания
помощи детям и взрослым с психической
травмой в рамках немедицинской психотерапии
(рег. № Ru-Gr/12/1).
Психолог-консультант Европейского реестра по оказанию помощи детям
и взрослым с психической травмой (Counsellor for Psychological Trauma.
The Trauma Institute, Leipzig certificate № № Ru-S/11/8). Психотерапевт
по психической травме (Therapist for Psychological Trauma. Trauma
Institutе, Leipzig, certificate № Ru-G/11/24, Германия). Сертифицированный
тренер по обучению психологов теории и практики психической травмы
(Trauma Institutе, Leipzig, certificate № Ru-Gr/12/1, Германия).
С 2012 года — научный руководитель Информационно-консультационного
центра «Психометрика» (http://psycho-mir.ru/).
В 2013 году защитила докторскую диссертацию по научной специальности
19.00.04 — медицинская психология на тему: «Нарушение
общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью:
феноменология, модель, социализация».
2014 г. — удостоена Европейского сертификата в области психологии
«EuroPsy» (рег. № RU-007962-201401) European Federation of
Psychologists’ Associations (EFPA).
2014 г. — лауреат XV Национального психологического конкурса
«Золотая Психея» в номинации «Проект года в
психологической практике». Проект «Школа успеха: школа как
образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья,
родителей и педагогов» (модель инновационной деятельности школы).
В 2015—2016 гг. — повышала свою квалификацию в области
психотравматологии в Кёльнском институте психотравматологии (Deutsches
Institut für Psychotraumatologie, Кёльн, Германия), основанном Готтфридом
Фишером (120 часов). Сертифицированный психотравматолог.
2016 г. — победитель XVII Национального психологического
конкурса «Золотая Психея» в номинации «Психологический
инструмент года»: комплексная программа диагностики детей группы
«педагогического риска» «Дифференциальная диагностика
учащихся в условиях инклюзивного образования»
(http://psycho-mir.ru/news/itogi-xvii-natsionalnogo-psikhologicheskogo-konkursa).
2017 г. — лауреат XVIII Национального психологического конкурса
«Золотая Психея» в номинации «Событие года в жизни
сообщества». Проект «Международная научно-практическая
конференция «Клиническая психология в системе психосоциальной и
медицинской реабилитации», 12—14 октября 2017 г.
2018 год — победитель IV Международного профессионального
конкурса преподавателей вузов «University teacher —
2018». 1 место в разделе «Психологические науки»,
II ступень (доценты). Номинация «Компетенции реализации учебного
процесса». Проект: «Основы психотравматологии:
видеолекция».
Сфера научных интересов — исследования в области
специальной (коррекционной) психологии, педагогики, психодиагностики.
Дети и подростки с интеллектуальным недоразвитием (умственная отсталость,
задержка психического развития). Учащиеся «группы риска»
в школе: трудности в усвоении чтения, письма, социально-эмоциональные
проблемы, затруднения в общении. Психология общения детей с нормальным
развитием и с нарушениями интеллекта. Психологическое сопровождение
детей в инклюзивном образовании. Когнитивные нарушения у детей и
подростков. Психотравматология: психические травмы межличностных
отношений. Нарушение общения.
Проводит научные исследования в рамках различных
научно-исследовательских проектов (грантов), получивших финансовую
поддержку Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда
фундаментальных научных исследований, Российского научного фонда:
- Грант РГНФ, 2004—2006, № 04-06-00395а «Нарушения
интеллекта у детей и возможности общения» (руководитель).
- Грант РГНФ, 2007—2009, № 07-06-00382а «Когнитивные
особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников»
(исполнитель).
- Грант РФФИ, 2007—2008, № 07-06-00047 «Многомерные
модели коммуникативных стратегий младших школьников и педагогических
стереотипов» (исполнитель).
- Грант РГНФ, 2008—2009, № 08-06-12117в «Создание
информационной системы «Экспериментальные исследования в
психологии» (исполнитель).
- Грант РГНФ, 2008—2010, № 08-06-00489а «Вытеснение
угрожающей информации: изучение возможностей измерения неосознаваемого
страха» (исполнитель).
- Грант РГНФ, 2010—2012, № 10-06-00058а «Стили
общения школьников с нарушением интеллекта» (руководитель).
- Грант РГНФ, 2011—2013, № 110600289а «Когнитивное
моделирование эмоционально-мотивационных и познавательных аспектов
процесса переработки информации: исследование на человеке и модели»
(исполнитель).
- Грант РГНФ, 2011—2013, № 11-06-00240а «Психологические
факторы воровства у младших школьников с нарушением интеллекта»
(исполнитель).
- Грант РНФ, 2014—2018, № 14-18-02135 «Психофизиологические
и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и
невербальных паттернов» (исполнитель).
- Грант РФФИ, 2017—2019 гг., № 17-06-00989 ОГОН «Лонгитюдное
исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития
детей дошкольного возраста» (исполнитель).
Учебная деятельность:
Разработаны и реализуются программы по различным учебным дисциплинам:
«Методика преподавания психологии», «Психология
развивающего обучения в детском возрасте», «Психология
общения», «Сказкотерапия в работе психолога»,
«Преподавание психологии в высшей школе», «Психология
агрессии и насилия в семье и школе», «Теории и методики
психологического консультирования»
Публикационная активность
Автор более 260 научных и учебно-методических работ. Из них
написаны главы в монографиях «Нарушения поведения учеников
вспомогательной школы» (1992), «Школа без наркотиков»
(1999). Соавтор учебно-методических пособий «Основы
коммуникации» (1995), «Азбука общения» (1998),
«Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной
речи: Развитие пространственных и временных представлений»
(2004). Автор учебного пособия «Психология в гостях у сказки.
Психологические техники: сказкотерапия» (2001), «Психология
детей с задержкой психического развития» (2007). Соавтор монографий
«Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном
интеллекте» (2009), «Когнитивные особенности невербальной
коммуникации умственно отсталых детей» (2010). Автор монографии
«Семья и ребенок с трудностями в обучении» (2010).
Автор книги «111 баек для педагогов» (2013). Автор
учебно-методического пособия «Сказкотерапия в работе
психолога» (2016).
Награды
-
Победитель IV Международного профессионального конкурса
преподавателей вузов «University teacher — 2018».
1 место в разделе «Психологические науки», II ступень
(доценты). Номинация «Компетенции реализации учебного
процесса». Проект: «Основы психотравматологии:
видеолекция».
-
Победитель XVII Национального психологического конкурса
«Золотая Психея» в номинации «Психологический
инструмент года»: комплексная программа диагностики детей
группы «педагогического риска» «Дифференциальная
диагностика учащихся в условиях инклюзивного образования»
(2016 год).
-
Памятная медаль Санкт-Петербургского государственного университета
за вклад в развитие университета (1999 год).
|