Вернуться на главную страницу
О журнале
Приглашение к публикациям

НИКОЛЬСКАЯ Ирина Михайловна

nikolskaya_mapo@inbox.ru

 

 

Профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой – проф. Э.Г. Эйдемиллер). Доктор психологических наук (специальность 19.00.04 – медицинская психология), профессор. Медицинский психолог высшей категории.

Основная сфера научных интересов: общая психология, медицинская психология, психологическое и семейное консультирование, арт-терапия, кризисное консультирование и психотерапия. Автор более 170 печатных работ.

Соавтор первой в России монографии, посвященной изучению психологической защиты и совладающего поведения у детей.

Автор метода серийных рисунков и рассказов – оригинальной арт-терапевтической технологии, предназначенной для диагностики и коррекции внутреннего мира.

В настоящее время работает над созданием теоретического и эмпирического обоснования нового раздела медицинской (клинической) психологии – «клиническая психология семьи»; теоретическим обоснованием подхода к психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами с опорой на представления об уровнях защитной системы человека.

Мировоззрение: психодинамический, системный и нарративный подходы.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Родилась в г. Вильнюсе, где в 1972 г. закончила 8 среднюю школу. В 1972-1977 г.г. училась на факультете психологии Ленгосуниверситета (специализация – медицинская психология). Со второго курса участвовала в изучении психологических эффектов диагностических и лечебных электростимуляций глубоких структур мозга у больных эпилепсией. По итогам защитила дипломную работу «О роли глубоких структур мозга в механизмах памяти» (научный руководитель – доцент Г.В. Калягина).

В 1978-1990 г.г. работала ст. лаборантом, младшим научным сотрудником, научным сотрудником в отделе нейрофизиологии человека НИИ экспериментальной медицины АМН СССР, возглавляемом академиком Н.П. Бехтеревой. Осуществляла нейропсихологическое и электроэнцефалографическое исследование больных в клинике нейрохирургии Военно-медицинской академии (нач. кафедры нейрохирургии – проф. В.А. Хилько). Участвовала в клинической апробации нового способа восстановления зрения при атрофии зрительных нервов с помощью метода электростимуляций. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию: «Нейропсихологическое исследование динамики функционального состояния мозга у больных с заболеваниями хиазмально-селлярной области в пред- и послеоперационном периодах» (научный руководитель – проф. А.Н. Шандурина).

С 1989 г. совмещала клиническую работу с преподаванием психологии в различных образовательных учреждениях – от начальной школы до поствузовского образования.

Совместно с д.п.н. Г.Л. Бардиер разработала новые технологии и методы диагностики, развития и коррекции личности ребенка на уроках психологии в школе.

В 2001 г. защитила докторскую диссертацию «Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников» (научные консультанты – проф. Р.М. Грановская, проф. Э.Г. Эйдемиллер).

В Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования работает с декабря 2000 года в должности доцента, затем профессора. Член Ученого совета педиатрического факультета и Проблемной комиссии «Нервные и психические болезни» СПбМАПО. Член Диссертационного совета Д 212.199.25 в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Член Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества и Ассоциации детских психиатров и психологов. Член редколлегии журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков».

В качестве научного руководителя подготовила 5 кандидатов наук.

С 2005 г. сотрудничает с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ). В 2007-2010 гг. совместно с доцентом И.В. Добряковым участвовала в проведении серии тренингов «Консультирование по травме» и «Консультирование в школе» для психологов Чеченской Республики.

Основные публикации:

а) учебно-методические работы:

  1. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей – СПб.: Изд. Речь, (2003, 2005, 2006). (совместно с Э.Г. Эйдемиллером и И.В. Добряковым).
  2. Детская психиатрия. Учебник. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей. – СПб.: Питер, 2005. (совместно с Э.Г. Эйдемиллером, И.В. Добряковым., Н.В. Александровой и др.)
  3. Арт-терапия – терапия искусством и творческим самовыражением // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – Т.1. – С.149-232 (совместно с Э.Г. Эйдемиллером, Н.А. Беляковым).
  4. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Изд. СПбМАПО, 2009.
  5. Семейная социограмма в психологическом консультировании. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2010 (совместно с В.В. Пушиной).

б) научные работы:

  1. Уроки психологии в начальной школе. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998; СПб.: Речь, 2004 (совместно с Г.Л. Бардиер).
  2. Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998, СПб.: Речь, 2005 (совместно с Г.Л. Бардиер).
  3. Психологическая защита у детей. – СПб: Речь, 2000, 2006, 2010 (совместно с Р.М. Грановской).
  4. Клиническая психология семьи // Вопросы психического здоровья детей и подростков. Научно-практический журнал. – 2005. – № 2. – 2005. – С. 7-11.
  5. Совладающее поведение в защитной системе человека // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: Изд. «Институт психологии РАН». – 2008. – С. 113-137.
  6. Особенности личности и психофизического состояния врачей в контексте их взаимодействия с пациентами // Практическая медицина. Научно-практический рецензируемый журнал. Психиатрия. Неврология. – 2009. – № 6 (38). – С. 51-56 (совместно с И.Ю. Маргошиной).
  7. Краткосрочная кризисная психотерапия детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами в рамках модели реабилитации «Добрякова-Никольской» // Журнал Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2009 – Т. 109. – № 12. – С. 29-33 (совместно с И.В. Добряковым).
  8. Уровни защитной системы человека в контексте оказания психологической помощи // Психология совладающего поведения:  материалы  II  Международной  научно-практической конференции,  Кострома, 23-25 сент. 2010 г. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – С. 102-104 (совместно с И.В. Добряковым).

 

 

Предыдущие
выпуски журнала

2023 год

2022 год

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год