Озерецкий Н.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Многопрофильная модель работы с СДВГ у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Насонова У.А., Халак М.Е., Мазанова А.Е.,
Божкова Е.Д. (Нижний Новгород, Россия)

 

 

Насонова Ульяна Алексеевна

Насонова Ульяна Алексеевна

ассистент кафедры общей и клинической психологии, клинический психолог Центра ментального здоровья; Приволжский исследователь-ский медицинский университет, пл. Минина и Пожарского, 10/1, Нижний Новгород, 603005, Россия. Тел.: 8 (831) 422-20-00.

E-mail: unasonova@yandex.ru

Халак Мария Евгеньевна

Халак Мария Евгеньевна

кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей и клинической психологии; Приволжский исследовательский медицинский университет, пл. Минина и Пожарского, 10/1, Нижний Новгород, 603005, Россия. Тел.: 8 (831) 422-20-00.

E-mail: m-e-h@yandex.ru

Мазанова Анна Евгеньевна

Мазанова Анна Евгеньевна

ассистент кафедры общей и клинической психологии; Приволжский исследовательский медицинский университет, пл. Минина и Пожарского, 10/1, Нижний Новгород, 603005, Россия. Тел.: 8 (831) 422-20-00.

E-mail: mazanova.a.e@mail.ru

Божкова Елена Димитрова

Божкова Елена Димитрова

кандидат медицинских наук, директор Института клинической психологии, и.о. зав. кафедрой общей и клинической психологии; Приволжский исследовательский медицинский университет, пл. Минина и Пожарского, 10/1, Нижний Новгород, 603005, Россия. Тел.: 8 (831) 422-20-00.

E-mail: readytotalk@mail.ru

 

Аннотация. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ является наиболее частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, СДВГ встречается с частотой 2—15 % среди детей и подростков, что определяет актуальность проблемы. Большое значение имеет своевременная диагностика заболева-ния и адекватная коррекция. Целью настоящей статьи является описание и анализ основных безмедикаментозных средств коррекции симптомов СДВГ. Отдельно описана роль нейропсихолога.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, нейропсихология, нейропсихологическая коррекция, БОС-терапия, психо-логические особенности детей

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Актуальность

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) имеет высокую степень распространенности у детей. Чаще всего это дети, у которых есть поведенческие нарушения, трудности в обучении, склонность к асоциальному поведению. Поэтому на первое место выступает своевременная диагностика и коррекция СДВГ.

Рассмотрим основные подходы к определению и классификации видов СДВГ.

DSM-IV: Согласно классификации американской психиатрической ассоциации DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders IV), проявления СДВГ распределяются по трем основным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивности и гиперактивности:

1)

синдром дефицита внимания с преобладанием невнимательности;

2)

синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсив-ности;

3)

комбинированный тип СДВГ [1; 2].

МКБ-10: В МКБ-10 СДВГ рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделах «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1) [2]:

• 

F90: Нарушение активности и внимания:

—  дефицит внимания с гиперреактивностью;

—  расстройство с дефицитом внимания и гиперреактивностью;

—  синдром дефицита внимания с гиперреактивностью;

—  исключено: гиперпиретическое расстройство, связанное с расстройством поведения (F90.1).

В разработанной к утверждению классификации МКБ-11: Класс «Гиперкинетические расстройства» (F90).

• 

6A06: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

—  6A06.0 синдром дефицита внимания и гиперактивности, представленный преимущественно невнимательностью;

—  6A06.1 синдром дефицита внимания и гиперактивности, представленный преимущественно гиперактивностью;

—  6A06.2 синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью;

—  6A06.Y другие уточненные синдромы дефицита внимания и гиперактивности;

—  6A06.Z синдром дефицита внимания и гиперактивности, неуточненный.

Такое разнообразие классификаций определяет необходимость выработки единого подхода к диагностике СДВГ и к разработке общих правил взаимодействия специалистов при работе с детьми с СДВГ. Учитывая неоднозначность СДВГ как диагноза, следует иметь в виду, что ребенок должен быть обследован много-профильной командой специалистов, состоящей из врачей, психологов и других специалистов [3; 4].

Структура взаимодействия специалистов при работе с СДВГ:
постановка диагноза, лечение и коррекция нарушений

1. Педиатр: первичная диагностика, маршрутизация.

Чаще всего первым специалистом, к которому обращается родитель с жалобами на поведение ребенка, снижение когнитивной деятельности и патологическую невнимательность, является педиатр.

Типичные жалобы от родителя:

ребенок рассеян, имеет проблемы с сосредоточенностью, (может не услышать обращенную к нему просьбу, допускает простые ошибки, которые сам способен легко исправить);

постоянно отвлекается на уроках и при выполнении домашнего задания;

сложно сосредотачивается;

демонстрирует низкий уровень запоминания, внимания;

часто устает;

бывает агрессивным по отношению к сверстникам;

у него отсутствует чувство безопасности;

тревожен;

не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок;

с трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий;

не слушает обращенную к нему речь;

не может придерживаться инструкций, доводить дело до конца;

не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий;

избегает дел, требующих длительного умственного напряжения;

часто теряет свои вещи;

легко отвлекается;

проявляет забывчивость.

Поведенческая картина в ситуации обследования:

гиперактивен (ерзает на стуле, дергает ногами, размахивает руками, что-то теребит);

испытывает постоянное чувство внутреннего беспокойства, усиливающееся чувство тревоги, когда взрослые принуждают его вести себя тихо и спокойно;

демонстрирует импульсивное поведение (выкрикивает реплики, не может дождаться своей очереди);

невнимателен (любое задание утомляет его очень быстро, буквально через несколько минут после начала);

деятельность ребенка не направлена, хаотична, нередко разрушительна;

демонстрирует чрезмерную и бесцельную двигательную активность (не может тихо, спокойно играть, находится в постоянном движении);

у ребенка выражена речевая расторможенность, он перебивает взрослых, часто сопровождает свою деятельность вербально;

отвечает на вопросы, не задумываясь.

Существуют и дополнительные критерии СДВГ; в частности, симптомы должны характеризоваться достаточной продолжительностью и отмечаться постоянно в течение не менее 6 месяцев. Впервые они проявляются до 7 лет, характеризуются постоянством, распространением на все сферы жизни. Это приводит к существенным признакам дезадаптации не менее чем в двух видах окружающей обстановки: в школе и дома. Это может быть проявлено также в общественных местах, при занятиях спортом, во время досуга. Нарушение носит достаточно выраженный характер [2; 5; 6].

Еще одним важным критерием выступает дифференциальный диагноз — должны быть исключены другие расстройства. Ведущим инструментом c целью точной постановки диагноза являются скрининговые опросники:

1)

Шкала оценки СДВГ — составлен на основе критериев МКБ-10 для детей в возрасте от 6 до 13 лет (версии для учителей и воспитателей, для родителей);

2)

Диагностический Вандербильтский опросник (Vanderbilt ADHD Diagnostic Rating Scale, VADRS, 2003) для детей в возрасте от 6 до 12 лет, подростков от 12 до 17 лет (версии для учителей и воспитателей, для родителей, для подростков);

3)

Диагностический опросник К. Коннорса (Connors's revised rating scale, CPT, 1995, 2000) [7].

После проведения скринингового опроса, обработки результатов и выявления заявленных проблем педиатр должен направить ребенка к другим специалистам для уточнения и подтверждения диагноза.

2.   Невролог, психиатр: постановка диагноза, медикаментозное сопро-вождение, функциональная диагностика (обследование головного мозга с помощью МРТ (ФМРТ), УЗИ сосудов головного мозга, ЭЭГ; исключение психических расстройств).

Главная задача невролога и психиатра — отличить СДВГ от других состояний, нарушений или индивидуальных особенностей ребенка, которые могут имитировать поведенческую картину СДВГ, таких как:

неврозоподобные состояния, тревожные расстройства, которые сопровождаются нарушением внимания и периодическим гиперактивным поведением;

астенический синдром;

соматические заболевания;

последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интокси-кации;

сенсоневральная тугоухость;

эпилепсия;

синдром Туретта;

психические расстройства [4; 8].

Основные проблемы при диагностике СДВГ:

легкие формы нарушений могут быть скрыты/компенсированы;

симптомы часто маскируются общим снижением когнитивного развития;

нарушения не всегда развиваются в результате проблем с ЦНС, часто имеют психогенную природу;

симптомы могут свидетельствовать о множестве других менее явных этиологий;

функции диагностики недостаточно разработаны в отечественной клинической практике;

присутствует экспертная субъективность в оценке нарушения;

имеет место недоучет индивидуальных факторов развития и клинического статуса [4].

Фармакотерапия рекомендуется при лечении СДВГ многими авторами [9; 10; 11; 12]. Выбор препарата зависит от особенностей структуры расстройства, предполага-емой этиологии расстройства, наличия сопутствующих психических, неврологических и соматических нарушений и заболеваний.

На выбор терапии будет влиять преимущественно преобладание дефицита внимания или преобладание гиперактивности — импульсивности. В большей степени лечение будет определяться предполагаемыми этиологическими факторами: пери-натальной патологией, метаболическими изменениями в различных отделах мозга, нарушениями мозгового кровотока [13]. С определенной долей условности выделяются энцефалопатические формы, в генезе которых значительную роль играют ранние органические поражения ЦНС и дизонтогенетические формы как возрастной эквивалент формирующихся психопатий и акцентуаций развития, а также смешанные варианты [14].

У пациентов со слабо выраженными нарушениями поведения, не приводящими к социальной дезадаптации, акцент в терапии смещается в сторону немедикаментозного лечения. Тот же принцип используется, когда поведение пациента меняется в сторону улучшения на фоне проводимой медикаментозной терапии. Медикаментозная терапия рекомендуется однозначно при тяжелом течении гиперкинетических расстройств, а также в начале лечения, как фон для использования немедикаментозных методов лечения при условии уменьшения основной симптоматики. Когда пациент может лучше сконцентрироваться, становится менее импульсивным, чувствует себя спокойнее, увеличиваются возможности для получения и освоения им новых навыков. Длительность терапии определяется состоянием пациента.

Подходы к лекарственной терапии СДВГ отличаются в разных странах мира. В Великобритании лицензированными препаратами выбора являются 5 типов лекарств: метилфенидат, лиздексамфетамин, дексамфетамин, атомоксетин, гуанфацин [15; 16; 17; 18]. Метилфенидат, лиздексамфетамин и дексамфетамин принадлежат к группе стимуляторов, которые действуют за счет увеличения активности мозга, особенно в областях, играющих роль в процессе контроля внимания и поведения. Фармакодинамика этих лекарств основывается на обратном захвате катехоламинов в пресинаптическом нервном окончании. Эти препараты можно применять у взрослых, подростков и детей старше 5 лет с СДВГ. В России психостимуляторы запрещены к использованию.

Атомоксетин — селективный ингибитор обратного захвата норадреналина, что сопровождается усилением синаптической передачи с участием норадреналина в разных структурах мозга. Атомоксетин можно назначать взрослым, подросткам и детям старше 5 лет, если невозможно использовать психостимуляторы.

Атомоксетина гидрохлорид (Страттера) разрешен к использованию в России. В экспериментальных исследованиях под влиянием атомоксетина обнаружено увеличение содержания не только норадреналина, но и дофамина избирательно в префронтальной коре. Поскольку префронтальная кора играет ведущую роль в обеспечении исполнительских функций мозга, внимания и памяти, увеличение концентрации норадреналина и дофамина в этой области под действием атомоксетина приводит к ослаблению проявлений гиперкинетических расстройств [19; 20]. Длительность лечения определяется состоянием пациента, но она должна быть не менее 3–8 месяцев. Возобновление приема препарата возможно после перерыва при необходимости.

Другая группа препаратов, которые широко назначаются при лечении СДВГ в России, — это ноотропные и нейрометаболические препараты [9; 16]. Применение этой группы препаратов считается обоснованным, поскольку ноотропы оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимание, память, организованность, программирование и контроль психической деятельности, речь, праксис). Положительное влияние на основные симптомы СДВГ достигается уже через 1-2 месяца лечения, в среднем курс лечения составляет 2—4 месяца. За рубежом ноотропы также используются в лечении СДВГ, однако препаратами выбора не являются.

Нейролептики применяются преимущественно при гиперкинетических расстрой-ствах поведения [9; 12]. При терапии гиперкинетических расстройств предпочтение отдается нейролептикам с мягким седативным действием. Прием нейролептиков начинается с минимальной дозы с последующим титрованием. Длительность терапии определяется состоянием пациента; в качестве поддерживающей терапии препарат можно использовать в течение многих месяцев.

К лекарственным препаратам третьего выбора относятся антидепрессанты, которые редко используются в терапии СДВГ в силу невысокой эффективности и большего числа побочных эффектов [21; 22; 23]. Трициклические антидепрессанты назначается в качестве резервной группы лекарственных препаратов с целью уменьшения выраженности симптомов ГР. Механизм фармакодинамики этих препа-ратов связан с блокированием обратного захвата норадреналина.

Альфа-2 (α2)-агонисты клонидин и гуанфацин за рубежом уже более двадцати пяти лет занимают место среди стандартных методов лечения СДВГ, преимущественно в качестве дополнительных или альтернативных стимуляторам средств. Агонисты α2 имитируют действие норадреналина в префронтальной коре посредством стимуляции рецепторов α2A [24]. В России эти препараты назначаются для лечения СДВГ крайне редко.

Никотиновые агонисты начали изучаться как возможные терапевтические агенты для лечения когнитивных нарушений у широкого круга популяций пациентов, включая пациентов с СДВГ, относительно недавно [25]. Такое внимание к никотино-вым соединениям было вызвано двумя факторами. Во-первых, никотин, основной психоактивный агент табачного дыма, улучшает различные аспекты процессов познания как в лабораторных, так и в доклинических исследованиях на людях [26]. Во-вторых, люди с СДВГ подвержены большему риску курения [27], начинают курить в более раннем возрасте [28], и им труднее бросить курить [29]. В совокупности эти результаты привели к гипотезе о том, что люди с СДВГ могут курить для облегчения симптомов расстройства, а также к предположению, что никотин и/или никотиновые агонисты можно использовать для улучшения когнитивных функций у этих пациентов [30]. Однако возможность использования данных препаратов для лечения СДВГ находится в состоянии изучения. Предполагаемый механизм действия никотиновых агонистов заключается в их воздействии на никотиновые ацетилхолиновые рецепторы, обнаруживаемые почти во всех областях мозга. Никотиновые рецепторы модулируют функцию других систем нейромедиаторов, включая дофамин, серотонин, ГАМК и глутамат. Передача сигналов дофамина в полосатом теле, например, находится под сильным влиянием никотиновой модуляции ГАМК и глутамата нейронов, которые, в свою очередь, модулируют активацию дофаминовых нейронов и за счет влияния никотиновых рецепторов действуют на сами дофаминовые нейроны [31].

Также в настоящее время проводятся исследования возможной эффективности при СДВГ таких препаратов, как модафинил [32; 33; 34]; ингибиторы холинэстеразы [35]; мемантин [36].

3.   Диетолог, эндокринолог: исключение пищевых и гормональных нарушений.

Дефицит внимания может наблюдаться при ряде эндокринных заболеваний, в том числе при патологии щитовидной железы. Провоцировать усиление симптомов СДВГ способны несбалансированное питание и недостаточность микронутриентов в потребляемой ребенком пище [37; 38].

4.   Клинический психолог, нейропсихолог: нейропсихологическая диаг-ностика сформированности ВПФ, в особенности оперативной памяти и избира-тельности внимания.

Рабочая память необходима для решения ряда подзадач, возникающих при решении общей задачи, а избирательное внимание обеспечивает фокусировку на конкретных операциях, востребованных в данный момент времени, и игнорирование других. Это делает возможным процесс регулирования плана действий [39; 40]. Задачей нейропсихолога является определение первичного дефицита функциониро-вания структурно-функциональных блоков головного мозга, диагностика сформиро-ванности сенсомоторной сферы, постуральных реакций, схемы тела ребенка.

Результатом такой нейропсихологической диагностики становится разработка безмедикаментозной коррекционной программы для работы с активирующими системами и управляющими функциями головного мозга.

При диагностике СДВГ нейропсихологическое исследование может быть рекомендовано и в прикладном аспекте: для решения проблем, связанных с когнитивными процессами, как поиск альтернативных методов медицинской помощи.

В диагностике нейрокогнитивного дефицита у детей с СДВГ предпочтение следует отдавать рейтинговым шкалам и структурированному клиническому интервью исполнительных функций, которые могут служить «экраном» структуры и тяжести нарушений.

Диагностика дефицита исполнительных функций также может стать критерием дифференцированного подхода в системе реабилитации детей с СДВГ.

5.   Семейный психолог, педагогический психолог: психологическая диагностика семейной среды, эмоционального фона ребенка.

Семьи детей с СДВГ требуют активного участия со стороны специалистов, занимающихся семейной и поведенческой терапией [40].

Семья является основной средой жизни ребенка с СДВГ, главным фактором формирования (развития) его личности, определяющим фактором его будущего, дальнейшей жизнедеятельности [41].

Для семей, воспитывающих ребенка с СДВГ, характерны семейные конфликты, стресс, эмоциональная истощенность родителей, тревожность, раздражительность, нередко — социальная изоляция семьи, сужение круга общения, стигматизация, внешняя критика воспитательных подходов [40; 41; 42; 43]. Описанные внутрисемейные состояния негативно сказываются на состоянии ребенка с СДВГ. Воспитание ребенка с СДВГ предъявляет особые требования к родителям и внутрисемейным условиям. Прежде всего, воспитательные установки родителей должны быть сориентированы на оптимальное развитие ребенка.

Целью работы психолога с родителями является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и эффективного взаимодействия с ребёнком с СДВГ и оптимизация психологического состояния родителей [41; 42; 43].

Задачами становятся: популяризация знаний об СДВГ и возрастных особенностях развития ребенка; формирование родительских компетентностей через обучение их практическим действиям, через проведение совместных занятий с детьми; гармонизация детско-родительских отношений. Терапевтическая работа с родителями начинается с диагностики, по результатам которой психолог разрабатывает программу психологической коррекции и помощи семье.

Формы реализации работы с родителями: индивидуальные консультации родителей, групповые формы работы (группы поддержки, мастер-классы, тренинги родительских навыков), в том числе просветительского характера (лектории, семинары, вебинары, круглые столы, рекомендация литературы и пр.) [40; 42; 43; 44].

Таким образом, программы помощи семье должны включать как образова-тельный компонент, направленный на просвещение родителей относительно особенностей СДВГ, так и компонент психологической помощи и коррекции, направленный на нормализацию эмоционального состояния родителей и развитие навыков эффективного родительского поведения [42].

Наибольшие трудности дети с СДВГ испытывают в процессе обучения [40]. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательной организации предполагает понимание особенностей воспитания ребенка в семье и сотрудничество с его родителями. Нарушение детско-родительских отношений в семье гиперактивного ребенка создает дополнительные трудности в психолого-педагогической коррекции его поведения в школе, затрудняя адекватный контакт родителей с педагогами. От того, насколько благополучно складываются детско-родительские отношения в семье, существенно зависит перспектива компенсации проявлений СДВГ [45].

Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и раннего школьного возраста с СДВГ ставит своей целью помощь детям в успешной адаптации в социуме, в подготовке к школьному обучению, качественному освоению образовательных программ [40; 41]. В работе используются когнитивно-поведен-ческие, телесно-ориентированные, нейропсихологические, арт-терапевтические мето-дики, социально-психологические тренинги. Формы занятий — индивидуальные и групповые.

Организация коррекционно-развивающей работы в учебных заведениях преду-сматривает педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, беседы, тренинговые упражнения, встречи для родителей, педагогов, имеющих непосредственные контакты с гиперактивными обучающимися, с целью организации их позитивного общения [40].

Для обеспечения эффективной поддержки и обучения учащихся с СДВГ педагоги нуждаются в глубоких и системных знаниях о распространенности заболевания, этиологии, симптомах, вариантах вмешательств и трудностях, связанных с данным расстройством поведения [46]. Организационная, педагогическая и методическая работа в процессе подготовки педагогов к работе с детьми с признаками СДВГ ввиду распространенности проблемы должна проводиться на всех уровнях — как на уровне получения педагогического образования, так и на уровне профессиональной переподготовки педагогов в рамках курсов повышения квалификации [47].

Типы СДВГ с точки зрения нейропсихологии:

1.   Синдром дефицита внимания без гиперактивности как результат дефицита неспецифической активации головного мозга.

С точки зрения нейропсихологии, синдром дефицита внимания без гипер-активности связан с дисфункцией I структурно-функционального блока головного мозга — блока регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной само-регуляции и самоорганизации), который обеспечивает и регулирует тонус коры, поддерживает состояние активного бодрствования. Это способствует наиболее успеш-ной организации познавательной активности функционального состояния. Такой вид синдрома характеризуется недостаточностью внимания, сочетается с утомляемостью, истощаемостью психических процессов и сопровождаются общим снижением темпа деятельности. Гиперактивность не выражена и проявляется в виде аутостимуляций [39; 40].

Поведенческая картина: характерны вялость, инертность, пассивность, частое дремотное состояние и частое отклонение от основного направления деятельности. Ребенок быстро утомляется, истощается при когнитивных нагрузках, при этом бегать и играть может долго, не уставая. Уровень произвольной продуктивной работы на уроках или при выполнении домашнего задания низкий, ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды, процесс сопровождается снижением внимания, памяти, мышления. Приходя из школы, ребенок часто сразу ложится спать. Ему сложно сконцентрировать внимание при ответах на вопросы, создается впечатление, что ребенок не воспринимает услышанное, мысли несвязанные. В процессе обследования действия ребенка принимают характер ненаправленных аутостимуляций, проявляются как гиперактивное поведение: ерзание на стуле, манипулирование разными предметами, ребенок теребит одежду и т. д. Отмечаются плохая саморегуляция поведения, невозможность его изменить в зависимости от ситуации обследования.

Пути коррекции. В первую очередь, внимание здесь будет уделяться упраж-нениям, направленным на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Во-первых, в начале нейрокоррекционной программы акцент делается на дыхательных упражнениях и растяжках, которые: а) оптимизируют газообмен и кровообращение; б) обеспечивают вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; в) способствуют общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и помогает концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции [48]. Во-вторых, необходим массаж, который содействует формиро-ванию схемы тела, развивает тактильное восприятие. В-третьих, нужны глазодвига-тельные упражнения, помогающие улучшить зрительное внимание и восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

Ожидаемый результат: коррекция эмоционального состояния с помощью обучения методам саморегуляции, формирование схемы тела, улучшение функций внимания и восприятия.

2.   Синдром дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности как синдром нарушений управляющих функций.

Согласно проведенным нейропсихологическим исследованиям, причиной СДВГ является недостаточная сформированность III структурно-функционального блока — это блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) [39; 49]. Важнейшими компонентами управляющих функций являются рабочая память (снижение которой ведет к трудностям в удержании инструкций, в регуляции плана действий при выполнении поставленных задач) и избирательное внимание (дефицитарность этой функции может привести к слабости концентрации на нужных операциях и игнорировании второстепенных, чтобы сделать возможным регулирование плана действий). Дефицитарность III структурно-функционального блока выражается в слабости произвольного оттормаживания импульсивности [39].

Поведенческая картина: ребенок в большинстве случаев импульсивно входит в любой тип деятельности. Не дослушивает инструкции, вопросы до конца, перебивает собеседника, выкрикивает ответ, что ведет к многочисленным ошибкам. Испытывает сложности в общении со сверстниками из-за своей импульсивности и нетерпимости. Жалобы на ребенка со стороны учителя: срывает уроки, нарушает дисциплину в классе, отвлекает одноклассников разговорами. В тетрадях такого ученика грязно, он допускает много орфографических ошибок даже при знании правил, дописывает лишние элементы, допускает ошибки по типу персеверации и антиципации. Ребенку совйственны конфликтность, сложности в общении, импульсивность, резкие колебания настроения, нестабильность мотивации — сложно заинтересовать ребенка и удержать его внимание. У него быстро угасает интерес при малейших трудностях.Деятельность спонтанна, хаотична, ребенок не может сосредоточиться на одном деле больше 5 минут. Отмечается эмоциональная лабильность. Также характерны повышенное чувство справедливости и слабость формирования мотивационно-волевой регуляции.

Пути коррекции: групповые занятия, направленные на формирование и развитие произвольной саморегуляции и способности воспринимать инструкции со стороны взрослого и на постепенное формирование у ребенка способности создавать собственную целостную и непротиворечивую программу поведения. На этом этапе оправдано применение:

1)

игр по правилам и ролевых игр;

2)

коммуникативных упражнений с невербальным и/или вербальным акцентиро-ванием;

3)

упражнений для развития произвольности, саморегуляции, креативности, рациональности и вариативности поведения [48].

Ожидаемый результат: развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольных целенаправленных действий и самоконтроля [Там же].

3.   Гиперактивность как следствие нарушения сенсорной модуляции (НСМ).

Гиперактивность, как следствие нарушение сенсорного поведения при НСМ связана с двумя поведенческими фенотипами: сенсорное избегание (сенсорная защита) и сенсорный поиск [50]. Сенсорная (тактильная) защита является одним из наиболее характерных для СДВГ проявлений и обусловлена нарушением центральной обработки соматосенсорной информации. При этом она не является нарушением непосредственно тактильного восприятия, так как в данном случае восприятие не перекодируется в неправильное ощущение. А эмоциональные ответы, которые характерны для такого типа избегания, являются типичным эксплозивным, агрес-сивным или враждебным поведением в ситуации сверхстимуляции и/или тревоги.

Эмоциональное поведение, связанное с сенсорным поиском, включает неспособность устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми, неспособность регулировать интенсивность и продолжительность взаимодействия с людьми и элементы психомоторного возбуждения.

Параметры сенсорного профиля включают гиперчувствительный ответ на 4 сенсорных стимула: тактильный, зрительный/слуховой, вкусовой/обонятельный, двигательный, а также гиперчувствительный ответ, проявляющийся симптомами сенсорного поиска, т. е. чрезмерного стремления к сенсорным ощущениям. Эмоциональное поведение, связанное с сенсорным поиском, включает неспособность устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми, неспособность регулировать интенсивность и продолжительность взаимодействия с людьми и элементы психомоторного возбуждения [51].

Поведенческая картина: гиперактивное поведение, связанное с сенсорным поиском:

ребенок настойчиво стремится к кружению, жесткому надавливанию, которые являются для него успокаивающими (элементы психомоторного возбуждения);

трогает других людей слишком часто или слишком сильно, постоянно трогает или сосет волосы, пальцы, грызет карандаши, ручки;

постоянно находится в движении, прыгая или бегая, часто демонстрирует поведение повышенного риска, стремится к большой высоте и скорости, пренебрегает мерами безопасности;

испытывает настойчивое желание к постоянным подпрыгиваниям, активностям, стукается головой, руками, ногами, постоянно сжимает объекты или постукивает ими;

испытывает трудности в следовании инструкциям;

постоянно отвлекается;

забывчив;

испытывает трудности нахождения на одном месте, например, за партой;

демонстрирует трудности представления о времени: не может выполнить задание за отведенное время;

излишне болтлив, постоянно говорит, сопровождает деятельность вербальной речью;

испытывает трудности с тем, чтобы доделать задание до конца;

склонен к хулиганским действиям;

демонстрирует протестное поведение;

тяжело адаптируется к новым ситуациям;

не может сосредоточиться при наличии шума или других сенсорных раздражи-телей;

не желает сотрудничать;

деятельность ребенка носит ненаправленный характер и часто разрушительна: хватает все, что попадает на глаза [52; 53; 54].

Гиперактивное поведение как следствие дисфункции вестибулярного аппарата: ребенок постоянно находится в движении, прыгает, бегает, кувыркается; часто демонстрирует поведение повышенного риска, например, вскарабкивается на большую высоту или двигается слишком быстро, невзирая на меры безопасности.

Гиперактивность как следствие дисфункции проприоцептивного и тактильного стимулов: ребенок испытывает настойчивое желание к постоянным подпрыгиваниям, активностям типа организации «кучи-малы»; стукается головой, руками, ногами; постоянно постукивает объектами и/или сосет руки, грызет ручки, сосет волосы [51].

Пути коррекции: занятия по сенсомоторной коррекции; сенсорная стимуляция, мозжечковая стимуляция. У детей со сниженной способностью к обработке сенсорных ощущений могут проявляться трудности с продуцированием адекватных действий, что, в свою очередь, может влиять на обучение и поведение. Данный метод показал себя наиболее эффективно в коррекции детей с СДВГ. Сенсорная интеграция включает разработанный в индивидуальном для каждого пациента порядке комплекс упраж-нений, направленных на развитие основных видов восприятия:

тактильный (стимулирование кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);

зрительный (направленная на стимуляцию зрения при помощи яркого цвета предметов работа в слабо освещенном помещении);

вестибулярный (использование пружинящей поверхности для выполнения поворотов, кувырков, прыжков);

проприочувствительность (стимуляция глубоких мышечно-суставных чувств);

упражнения на развитие крупной моторики, зрительно-моторной координации [52].

Ожидаемый результат: многосторонняя и многочувственная стимуляция ребенка для обеспечения нормальной работы центральной н ервной системы.

Безмедикаментозная коррекция.

Мы считаем, что действенным инструментом коррекции СДВГ является биологическая обратная связь (БОС) — технология, включающая в себя комплекс нефармакологических профилактических и лечебных процедур, организованных с помощью компьютерной техники. Цель БОС-терапии — регистрация и возврат пациенту биологической информации о состоянии его организма и изменении тех или иных собственных физиологических процессов в теле [55].

Виды БОС и их эффективность:

1.   ЭЭГ-БОС.

Данный аппаратный метод обучения саморегуляции основан на управлении биоритмами функциональной активности головного мозга через управление пара-метрами ЭЭГ.

В зависимости от тренируемого ритма методы ЭЭГ-БОС можно условно подразделить на две группы:

активирующий тренинг: работает по бета- и сенсомоторному ритму ЭЭГ, направлен на усиление функциональной активности головного мозга и, как следствие, на увеличение работоспособности и устойчивости произвольного внимания. Он используется в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и астенических состояний [53];

релаксационный (расслабляющий) тренинг: работает по мощности альфа-ритма. Состояние релаксации связано прежде всего с альфа-ритмом, а повышенный уровень тревожности, как правило, взаимосвязан со снижением его уровня. Данный тренинг используется при коррекции тревожных расстройств, неврозов, головных болей, напряжения и тиков [Там же].

Обратная связь представлена в виде графических изображений на мониторе: когда она изменяется в нужном направлении, пациент понимает, что выполняет все действия правильно, и пытается зафиксировать это в своем сознании. Таким образом, происходит саморегуляция тренируемой функции, и пациент становится активным участником лечебного процесса, самостоятельно воздействуя на свой организм, изменяя его работу в нужном направлении.

Курс ЭЭГ-БОС составляет в среднем 20—25 сеансов, занятия проводятся 2—5 раз в неделю. Каждый сеанс длится 20—30 минут, причем в ходе сеанса периоды тренировок чередуются с периодами отдыха.

2.   БОС по опорной реакции с применением стабилоплатформы.

Данный вид БОС используется для определения объективной количественной оценки нарушений баланса и способности к сохранению определённого положения тела (постуры), а также для тренировки указанных функции с помощью стабилометрической платформы. Метод дает точную информацию о состоянии вестибулярной и проприоцептивной систем организма и обеспечивает следующие результаты [56]:

развивает равновесие и координацию движений;

улучшает состояние у лиц с функциональным головокружением;

способствует развитию физической ловкости, развивает срединные структуры головного мозга;

повышает чувствительность стоп;

тренирует тонкое управление мышцами баланса;

способствует усилению контроля движений и позы тела;

снижает риск травматизма, связанного с потерей контроля равновесия;

способствует коррекции проблем в работе срединно-стволовых структур:

•   корректирует мозжечковые нарушения (равновесие, устойчивость, коорди-нация);

•   пространственный дефицит (трудности различения «вправо-влево», «вперед-назад»);

•   статодинамические трудности (нарушения нейродинамики);

способствует коррекции эмоциональных нарушений (неустойчивость эмоционально-волевой сферы, неусидчивость);

корректирует проявления астенического синдрома (истощаемость нервной системы);

способствует формированию схемы тела у детей;

способствует коррекции нарушений сенсорного спектра (речевые нарушения, СДВГ);

корректирует пространственные нарушения (чувство ритма);

способствует развитию слухового восприятия и различению речевых и неречевых игр на слух с помощью специальных игр;

способствует развитию фонетического слуха (выделение звука в слове, обобщение и классификация);

развивает логику и внимание [57].

3.   Аудиально-вокальные тренировки с помощью метода TOMATIS.

Основной принцип работы данного метода заключается в нейросенсорной слуховой стимуляции. Звуковой сигнал подается пациенту с помощью специальных наушников двумя способами — посредством вибрационного датчика, расположенного в верхней части наушников и плотно прилегающего к костям черепа, и динамиков, расположенных так же, как у обычных наушников. Таким образом задействуются костная и воздушная проводимость звуков, стимулируются различные отделы наружного, среднего и внутреннего уха, которые отвечают за передачу полученной звуковой информации в головной мозг, а также за положение тела в пространстве. Например, низкочастотные звуки стимулируют преимущественно преддверие и оказывают непосредственное влияние на координацию, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса и т. п. Высокочастотные звуки имеют наибольшую площадь воспринимающей поверхности в улитке и стимулируют кору головного мозга, положительно влияют на внимание и память.

4.   Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК).

Метод оказывает воздействие на глубинном уровне, восстанавливая нормальное функционирование центральной нервной системы, благотворно влияя на все функции организма в целом. Коррекция функционального состояния достигается процедурами прослушивания звукового образа БЭА головного мозга: звуковой образ создается на основе текущего компьютерного преобразования ЭЭГ путем транспонирования диа-пазона колебаний в область слышимых частот. С помощью такого преобразования ЭЭГ в звуковом образе сохраняется исходная информация о функциональном состоянии головного мозга (отражаются основные физиологически значимые параметры ЭЭГ: амплитуда, частота, фазы колебаний, а также целостность ее пространственно-временной структуры). Такое преобразование дает возможность пациентам в реальном времени услышать биоэлектрическую активность собственного головного мозга и связать изменения звукового образа с изменениями своего функционального состоя-ния. Особенностью данных наблюдаемых эффектов биоакустической коррекции является непроизвольность саморегуляции функционального состояния человека. При этом перед испытуемым не ставится задача что-либо менять в собственной ЭЭГ волевыми усилиями, но дается единственное задание: «Слушать работу собственного мозга», что позволяет предположить эффективность использования БАК у пациентов с проблемами волевой сферы, нарушенными способностями к концентрации внимания, астенизированных. Это способствует повышению показателей организации адекватной саморегуляции психофизиологического состояния [58].

Опыт применения метода БАК у детей с СДВГ демонстрирует достоверное уменьшение количества клинических признаков, содействует снижению степени выраженности симптомов заболевания. Использование БАК также оптимизирует функцию внимания, что приводит к уменьшению количества ошибок и пропусков значимых стимулов, к повышению контроля над импульсивными действиями. В ходе курса БАК отмечается нормализация показателей биоэлектрической активности головного мозга в виде увеличения индекса альфа-ритма, и он становится более структурированным. Достоверно уменьшается соотношение мощности тета-ритма к бета-ритму в лобных отделах мозга, а также снижается уровень межполушарной асимметрии.

Выводы

Таким образом, можно заключить, что для постановки правильного диагноза и выстраивания дальнейшего корректного маршрута психологического сопровождения ребенка с диагнозом СДВГ более эффективна будет многопрофильная модель работы специалистов.

Использование немедикаментозных методов коррекции в виде БОС-терапии положительно влияет на соматическую, интеллектуальную и психоэмоциональную сферы, давая возможность пациентам с СДВГ достичь более высокого уровня самоактуализации и социализации. Работу с помощью метода БОС может осуществлять как психолог, так и нейропсихолог, а также другие специалисты, прошедшие специализированное обучение.

 

Список источников

1.   Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / А.Р. Агрис, О.И. Егорова, Е.Ю. Матвеева [и др.] // Современная зарубежная психология. – 2012. – Т. 1, № 1. – C. 6–19.

2.   Горячева Т.Г., Султанова А.С. Нейропсихологические особенности психичес-кого развития детей с синдромом гиперактивности // В.М. Бехтерев и современная психология. К 120-летию открытия первой психологической лаборатории: материалы докладов на российской научно-практической конференции (Казань, 29–30 сентября 2005 г.). – Казань: Казан. гос. университет, 2005. – Вып. 3. – Т. 2. – С. 91–100.

3.   Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1997. – Т. 97, № 1. – С. 57–61.

4.   Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Современное состояние вопроса о лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Детский доктор. – 1999; декабрь. – С. 21–23.

5.   Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.

6.   Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования контроля // Школа здоровья. – 1995. – № 4. – С. 66–84.

7.   Черниговская Н.В., Мовсисянц С.А., Тимофеева А.Н. Клиническое значение адаптивного биоуправления. – Ленинград: Медицина, 1982. – 127 с.

8.   Children With Disturbances in Sensory Processing: A Pilot Study Examining the Role of the Parasympathetic Nervous System / R.C. Schaaf, L.J. Miller, D. Seawell [et al.] // The American Journal of Occupational Therapy. – 2003. – Vol. 57, no. 4. – P. 442–449. doi: 10.5014/ajot.57.4.442

9.   Опыт применения ноотропов при пограничных психических расстройствах у детей / Н.К. Сухотина, И.Л. Крыжановская, В.В. Коновалова [и др.] // Психиатрия и психофармакология. Журнал им. П.Б. Ганнушкина. – 2004. – Т. 6, № 6. – С. 298–301.

10.   Antshel K.M., Barkley R. Psychosocial interventions in attention deficit hyperactivity disorder // Child and Adolescent Psychiatry Clinics of North America. – 2008. – Vol. 17, no. 2. – P. 421–437. doi: 10.1016/j.chc.2007.11.005

11.   A meta-analysis of behavioral treatments for attention-deficit/hyperactivity disorder / G.A. Fabiano, W.E. Pelham Jr., E.K. Coles [et al.] // Clinical Psychology Review. – 2009. – Vol. 29, no. 2. – P. 129–140. doi: 10.1016/j.cpr.2008.11.001

12.   Gillberg Ch. ADHD and Its Many Associated Problems. – Oxford University Press. – 2014. – 304 p.

13.   Морозова Е.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины и последствия // Практическая медицина. – 2011. – № 48. – C. 125–127.

14.   Корень Е.В., Куприянова Т.А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ). – М.: ФМИЦПН им. Сербского, 2015. – 82 с.

15.   Treatment – Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). – Available at: https://www.nhs.uk/conditions/attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd/treatment/ (accessed 18 August 2021).

16.   Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Синдром дефицита внимания с гипер-активностью: выбор оптимальной продолжительности лекарственной терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2011. – Т. 111, № 10. – С. 28–32.

17.   Atomoxetine treatment in children and adolescents with ADHD and comorbid tic disorders / A.J. Allen, R.M. Kurlan, D.L. Gilbert [et al.] // Neurology. – 2005. – Vol. 65, no. 12. – P. 1941–1949. doi: 10.1212/01.wnl.0000188869.58300.a7

18.   Once-daily atomoxetine treatment for children with attention-deficit hyperactivity disorder, including an assessment of evening and morning behavior: a double-blind, placebocontrolled trial / D.K. Kelsey, C.R. Sumner, Ch.D. Casat [et al.] // Pediatrics. – 2004. – Vol. 114, no. 1. – P. e1–e8. doi: 10.1542/peds.114.1.e1

19.   Atomoxetine in the treatment of children and adolescents with attention-deficity hyperactivity disorder: a randomised, placebo-controlled, dose-response study / D. Michelson, D. Faries, J. Wernicke [et al.] // Pediatrics. – 2001. – Vol. 108, no. 5. – P. e83. doi: 10.1542/peds.108.5.e83

20.   Once-daily atomoxetine treatment for children and adolescents with attention deficit hyperactivity disorder: a randomized, placebo-controlled study / D. Michelson, A.J. Allen, J. Busner [et al.] // Am J Psychiat. – 2002. – Vol. 159, no. 11. – P. 1896–1901. doi: 10.1176/appi.ajp.159.11.1896

21.   Alpha2A-adrenoceptor stimulation improves prefrontal cortical regulation of behavior through inhibition of cAMP signaling in aging animals / B.P. Ramos, D. Stark, L. Verduzco [et al.] // Learning and Memory. – 2006. – Vol. 13, no. 6. – P. 770–776. doi: 10.1101/lm.298006

22.   Wilens T.E., Decker M.W. Neuronal nicotinic receptor agonists for the treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder: focus on cognition // Biochemical Pharmacology. – 2007. – Vol. 74, no. 8. – P. 1212–1223. doi: 10.1016/j.bcp.2007.07.002

23.   Levin E.D., McClernon F.J., Rezvani A.H. Neuronal nicotinic receptor agonists for the treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder: focus on cognition // Psychopharmacology (Berl). – 2006. – Vol. 184, no. 3-4. – P. 523–539. doi: 10.1007/ s00213-005-0164-7

24.   Lambert N.M., Hartsough C.S. Prospective study of tobacco smoking and substance dependencies among samples of ADHD and non-ADHD participants // Journal of Learning Disabilities. – 1998. – Vol. 31, no. 6. – P. 533–544. doi: 10.1177/00 2221949803100603

25.   ADHD is associated with early initiation of cigarette smoking in children and adolescents / S. Milberger, J. Biederman, S.V. Faraone [et al.] // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. – 1997. – Vol. 36, no. 1. – P. 37–44. doi: 10.1097/00004583-199701000-00015

26.   Preliminary evidence of the association between the history of childhood attention-deficit/hyperactivity disorder and smoking treatment failure / G.L. Humfleet, J.J. Prochaska, M. Mengis [et al.] // Nicotine and Tobacco Research. – 2005. – Vol. 7, no. 3. – P. 453–460. doi: 10.1080/14622200500125310

27.   McClernon F.J., Kollins S.H. ADHD and smoking: from genes to brain to behavior // Annals of the New York Academy of Sciences. – 2008. – Vol. 1141. – P. 131–147. doi: 10.1196/annals.1441.016

28.   Dani J.A., Bertrand D. Nicotinic acetylcholine receptors and nicotinic cholinergic mechanisms of the central nervous system // Annual review of pharmacology and toxicology. – 2007. – Vol. 47. – P. 699–729. doi: 10.1146/annurev.pharmtox.47.120 505.105214

29.   Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: совре-менные принципы диагностики и лечения // Вопросы современной педиатрии. – 2014. – T. 13, № 4. – С. 48–53.

30.   Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. Распространенность, факторы риска и профилактика. – М.: РАРОГЬ, 1997. – 200 с.

31.   Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment / edit. by R.A. Barkley. – 3rd ed. – New York: Guilford Press, 2006. – 770 p.

32.   Efficacy and safety of modafinil film-coated tablets in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: results of a randomized, double-blind, placebo-controlled, flexible-dose study / J. Biederman, J.M. Swanson, S.B. Wigal [et al.] // Pediatrics. – 2005. – Vol. 116, no. 6. – P. e777–e784. doi: 10.1542/peds.2005-0617

33.   A randomized, double-blind, placebo-controlled study of modafinil film-coated tablets in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder / L.L. Greenhill, J. Biederman, S.W. Boellner [et al.] // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. – 2006. – Vol. 45, no. 5. – P. 503–511. doi: 10.1097/01.chi.0000205709.63571.c9

34.   Modafinil film-coated tablets in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: results of a randomized, double-blind, placebo-controlled, fixed-dose study followed by abrupt discontinuation / J.M. Swanson, L.L. Greenhill, F.A. Lopez [et al.] // J Clin Psychiatry. – 2006. – Vol. 67, no. 1. – P. 137–147. doi: 10.4088/jcp.v67n0120

35.   Repantis D., Laisney O., Heuser I. Acetylcholinesterase inhibitors and memantine for neuroenhancement in healthy individuals: a systematic review // Pharmacol Res. – 2010. – Vol. 61, no. 6. – P. 473–481. doi: 10.1016/j.phrs.2010.02.009

36.   A pilot evaluation of the safety, tolerability, pharmacokinetics, and effectiveness of memantine in pediatric patients with attention-deficit/hyperactivity disorder combined type / R.L. Findling, N.K. McNamara, R.J. Stansbrey [et al.] // J Child Adolesc Psychopharmacol. – 2007. – Vol. 17, no. 1. – P. 19–33. doi: 10.1089/cap.2006.0044

37.   Нарушение сенсорной модуляции и синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста / Садовская Ю.Е., Родионова В.И., Блохин Б.М. [и др.] // Вопросы практической педиатрии. – 2011. – Т. 6, № 3. – С. 74–78.

38.   Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция: теория и практика / пер. c англ. и науч. ред. Д.В. Ермолаева. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 768 с.

39.   Клинико-психофизиологические основы лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков: методическое пособие / под ред. Т.А. Лазебник, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотова. – СПб., 2001.

40.   Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования: методич. рекоменд. – М., 2017. – 86 с.

41.   Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Падылин Н.Ю. Некоторые аспекты социально-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в условиях специализированного центра // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – Т. 10, № 3-2. – С. 83–94. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-83-94

42.   Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О.Н. Боголюбова, М.В. Галимзянова, А.Н. Корнев [и др.] / под ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 78 с.

43.   Серегина И.Н. Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. – 2012. – Т. 9, № 1. – С. 65–70. – URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n1/Seregina.shtml (дата обращения: 10.12.2021).

44.   Кузьмина А.А. Услуги психологической службы для родителей детей с хроническими состояниями // Школьные технологии. – 2018. – № 3. – С. 95–103.

45.   Белозерова Л.А., Брагина Е.А. Стилевые особенности воспитания и родительское отношение матерей гиперактивных детей // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – T. 9, № 4-1. – С. 157–171. doi: 10.12731/2218-7405-2018-4-157-171

46.   Знания учителей о психофизиологии детей с особенностями развития (дети с сдвг, рас, леворукие и медлительные дети) / Е.С. Логинова, М.М. Безруких, В.В. Иванов [и др.] // Новые исследования. – 2020. – № 4 (64). – С. 46–73.

47.   Подготовка будущих учителей к работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) / Л.В. Мещерякова, Е.А. Деревянченко, Ю.В. Мартынова [и др.] [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 12. – С. 120–126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ podgotovka-buduschih-uchiteley-k-rabote-s-detmi-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-sdvg (дата обращения: 18.08.2021).

48.   Принципы оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина, И.С. Никишена [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2008. – Т. 108, № 11. – С. 76–79.

49.   Святогор И.А., Моховикова И.А. Нейрофизиологические, психологические и клинические аспекты биоуправления потенциалами мозга у больных с дезадап-тационными расстройствами // Биоуправление-4: Теория и практика. – Новосибирск, 2002. – C. 44–50.

50.   Ефимова В.Л. Исключительные. Как помочь детям, которым трудно учиться в школе. – СПб.: Диля, 2016. – 256 с.

51.   Биологическая обратная связь по опорной реакции: методология и терапевтические аспекты / О.В. Кубряк, С.С. Гроховский, Е.В. Исакова [и др.]. – М.: Маска, 2015. – 128 с.

52.   Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: клиническая типология и подходы к лечению / Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина, А.М. Ливинская [и др.] // Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. – 2009. – Т. 87, № 2. – С. 79–81.

53.   Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М.: Академия, 2005. – 256 с.

54.   Сухотина Н.К. Егорова Т.И. Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Социальная и клиническая психиатрия. – 2008. – Т. 18, № 4. – С. 15–21.

55.   Михайличенко Н.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. – 2001. – 25 с.

56.   Дифференциальное эмоциональное подкрепление как возможный механизм непроизвольной саморегуляции параметров биоэлектрической активности мозга человека в условиях биоакустической коррекции / К.В. Константинов, В.В. Сизов, Д.Б. Мирошников [и др.] // Материалы Юбилейной Международной конференции по нейрокибернетике, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Б. Когана. – Ростов-на-Дону, 2002. – Т. 1. – С. 169.

57.   Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопут-ствующие расстройства. – СПб.: Хока, 2007. – 136 с.

58.   Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: учебное пособие / Е.Б. Романцова, А.Ф. Бабцева, И.Н. Молчанова [и др.]. – Благовещенск, 2009. – 21 с.

 

References

1.   Agris A.R., Egorova O.I., Matveeva E.Yu., Romanova A.A. Neiropsikhologicheskie i neirofiziologicheskie issledovaniya variantov sindroma defitsita vnimaniya s giper-aktivnost'yu. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2012, vol. 1, no. 1, pp. 6–19. (In Russ.).

2.   Goryacheva T.G., Sultanova A.S. Neiropsikhologicheskie osobennosti psikhicheskogo razvitiya detei s sindromom giperaktivnosti. In: V.M. Bekhterev i sovremennaya psikhologiya. K 120-letiyu otkrytiya pervoi psikhologicheskoi laboratorii: materialy dokladov na rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Kazan', 29–30 sentyabrya 2005 g.). Kazan', Kazan. gos. universitet, 2005, iss. 3, vol. 2, pp. 91–100. (In Russ.).

3.   Zavadenko N.N., Uspenskaya T.Yu., Suvorinova N.Yu. Diagnostika i lechenie sindroma defitsita vnimaniya u detei. Zhurnal nevropatologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova, 1997, vol. 97, no. 1, pp. 57–61. (In Russ.).

4.   Bryazgunov I.P., Kasatikova E.V. Sovremennoe sostoyanie voprosa o lechenii sindroma defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu. Detskii doktor, 1999; Dec., pp. 21–23. (In Russ.).

5.   Semenovich A.V. Neiropsikhologicheskaya korrektsiya v detskom vozraste. Metod zameshchayushchego ontogeneza. Moscow, Genezis Publ., 2007. 474 p. (In Russ.).

6.   Akhutina T.V., Pylaeva N.M., Yablokova L.V. Neiropsikhologicheskii podkhod k profilaktike trudnostei obucheniya. Metody razvitiya navykov programmirovaniya kontrolya. Shkola zdorov'ya, 1995, no. 4, pp. 66–84. (In Russ.).

7.   Chernigovskaya N.V., Movsisyants S.A., Timofeeva A.N. Klinicheskoe znachenie adaptivnogo bioupravleniya. Leningrad: Meditsina Publ., 1982. 127 p. (In Russ.).

8.   Schaaf R.C., Miller L.J., Seawell D., O'Keefe Sh. Children With Disturbances in Sensory Processing: A Pilot Study Examining the Role of the Parasympathetic Nervous System. The American Journal of Occupational Therapy, 2003, vol. 57, no. 4, pp. 442–449. doi: 10.5014/ajot.57.4.442

9.    Sukhotina N.K., Kryzhanovskaya I.L., Konovalova V.V., Kupriyanova T.A. Opyt primeneniya nootropov pri pogranichnykh psikhicheskikh rasstroistvakh u detei. Psikhiatriya i psikhofarmakologiya. Zhurnal im. P.B. Gannushkina, 2004. vol. 6, no. 6, pp. 298–301. (In Russ.).

10.   Antshel K.M., Barkley R. Psychosocial interventions in attention deficit hyperactivity disorder. Child and Adolescent Psychiatry Clinics of North America, 2008, vol. 17, no. 2, pp. 421–437. doi: 10.1016/j.chc.2007.11.005

11.   Fabiano G.A., Pelham Jr W.E., Coles E.K., Gnagy E.M., Chronis-Tuscano A., O'Connor B.C. A meta-analysis of behavioral treatments for attention-deficit/ hyperactivity disorder. Clinical Psychology Review, 2009, vol. 29, no. 2, pp. 129–140. doi: 10.1016/j.cpr.2008.11.001

12.   Gillberg Ch. ADHD and Its Many Associated Problems. Oxford University Press, 2014. 304 p.

13.   Morozova E.A. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu: prichiny i posledstviya. Prakticheskaya meditsina, 2011, no. 48, pp. 125–127. (In Russ.).

14.   Koren' E.V., Kupriyanova T.A. Giperkineticheskie rasstroistva (SDVG). Moscow, FMITsPN im. Serbskogo Publ., 2015. 82 p. (In Russ.).

15.   Treatment – Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). – Available at: https://www.nhs.uk/conditions/attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd/treatment/ (accessed 18 August 2021).

16.   Zavadenko N.N., Suvorinova N.Yu. Sindrom defitsita vnimaniya s giper-aktivnost'yu: vybor optimal'noi prodolzhitel'nosti lekarstvennoi terapii. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova, 2011, vol. 111, no. 10, pp. 28–32. (In Russ.).

17.    Allen A.J., Kurlan R.M., Gilbert D.L., Coffey B.J., Linder S.L., Lewis D.W., et al. Atomoxetine treatment in children and adolescents with ADHD and comorbid tic disorders. Neurology, 2005, vol. 65, no. 12, pp. 1941–1949. doi: 10.1212/01.wnl.0000 188869.58300.a7

18.   Kelsey D.K., Sumner C.R., Casat Ch.D., Coury D.L., Quintana H., Saylor K.E., et al. Once-daily atomoxetine treatment for children with attention-deficit hyperactivity disorder, including an assessment of evening and morning behavior: a double-blind, placebocontrolled trial. Pediatrics, 2004, vol. 114, no. 1, pp. e1–e8. doi: 10.1542/ peds.114.1.e1

19.   Michelson D., Faries D., Wernicke J., Kelsey D., Kendrick K., Sallee F.R., et al. Atomoxetine in the treatment of children and adolescents with attention-deficity hyperactivity disorder: a randomised, placebo-controlled, dose-response study. Pediatrics, 2001, vol. 108, no. 5, pp. e83. doi: 10.1542/peds.108.5.e83

20.   Michelson D., Allen A.J., Busner J., Casat Ch., Dunn D., Kratochvil Ch., et al. Once-daily atomoxetine treatment for children and adolescents with attention deficit hyperactivity disorder: a randomized, placebo-controlled study. Am J Psychiat, 2002, vol. 159, no. 11, pp. 1896–1901. doi: 10.1176/appi.ajp.159.11.1896

21.   Ramos B.P., Stark D., Verduzco L., van Dyck Ch.H., Arnsten A.F.T. Alpha2A-adrenoceptor stimulation improves prefrontal cortical regulation of behavior through inhibition of cAMP signaling in aging animals. Learning and Memory, 2006, vol. 13, no. 6, pp. 770–776. doi: 10.1101/lm.298006

22.   Wilens T.E., Decker M.W. Neuronal nicotinic receptor agonists for the treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder: focus on cognition. Biochemical Pharmacology, 2007, vol. 74, no. 8, pp. 1212–1223. doi: 10.1016/j.bcp.2007.07.002

23.   Levin E.D., McClernon F.J., Rezvani A.H. Neuronal nicotinic receptor agonists for the treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder: focus on cognition. Psychopharmacology (Berl), 2006, vol. 184, no. 3-4, pp. 523–539. doi: 10.1007/ s00213-005-0164-7

24.   Lambert N.M., Hartsough C.S. Prospective study of tobacco smoking and substance dependencies among samples of ADHD and non-ADHD participants. Journal of Learning Disabilities, 1998, vol. 31, no. 6, pp. 533–544. doi: 10.1177/00222194980 3100603

25.   Milberger S., Biederman J., Faraone S.V., Chen L., Jones J. ADHD is associated with early initiation of cigarette smoking in children and adolescents. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry, 1997, vol. 36, no. 1, pp. 37–44. doi: 10.1097/00004583-199701000-00015

26.   Humfleet G.L., Prochaska J.J., Mengis M., Cullen J., Muñoz R., Reus V., et al. Preliminary evidence of the association between the history of childhood attention-deficit/hyperactivity disorder and smoking treatment failure. Nicotine and Tobacco Research, 2005, vol. 7, no. 3, pp. 453–460. doi: 10.1080/14622200500125310

27.   McClernon F.J., Kollins S.H. ADHD and smoking: from genes to brain to behavior. Annals of the New York Academy of Sciences, 2008, vol. 1141, pp. 131–147. doi: 10.1196/annals.1441.016

28.   Dani J.A., Bertrand D. Nicotinic acetylcholine receptors and nicotinic cholinergic mechanisms of the central nervous system. Annual review of pharmacology and toxicology, 2007, vol. 47, pp. 699–729. doi: 10.1146/annurev.pharmtox.47.120505. 105214

29.   Zavadenko N.N. Sindrom defitsita vnimaniya i giperaktivnosti: sovremennye printsipy diagnostiki i lecheniya. Voprosy sovremennoi pediatrii, 2014, vol. 13, no. 4, pp. 48–53. (In Russ.).

30.   Kuchma V.R., Platonova A.G. Defitsit vnimaniya s giperaktivnost'yu u detei Rossii. Rasprostranennost', faktory riska i profilaktika. Moscow, RAROG'' Publ., 1997. 200 p. (In Russ.).

31.   Barkley R.A., ed. Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment (3rd ed.). New York, Guilford Press, 2006. 770 p.

32.   Biederman J., Swanson J.M., Wigal S.B., Kratochvil C.J., Boellner S.W., Earl C.Q., et al. Efficacy and safety of modafinil film-coated tablets in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: results of a randomized, double-blind, placebo-controlled, flexible-dose study. Pediatrics, 2005, vol. 116, no. 6, pp. e777–e784. doi: 10.1542/peds.2005-0617

33.   Greenhill L.L., Biederman J., Boellner S.W., Rugino T.A., Sangal R.B., Earl C.Q., et al. A randomized, double-blind, placebo-controlled study of modafinil film-coated tablets in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry, 2006, vol. 45, no. 5, pp. 503–511. doi: 10.1097/01. chi.0000205709.63571.c9

34.   Swanson J.M., Greenhill L.L., Lopez F.A., Sedillo A., Earl C.Q., Jiang J.G., et al. Modafinil film-coated tablets in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: results of a randomized, double-blind, placebo-controlled, fixed-dose study followed by abrupt discontinuation. J Clin Psychiatry, 2006, vol. 67, no. 1, pp. 137–147. doi: 10.4088/jcp.v67n0120

35.   Repantis D., Laisney O., Heuser I. Acetylcholinesterase inhibitors and memantine for neuroenhancement in healthy individuals: a systematic review. Pharmacol Res, 2010, vol. 61, no. 6, pp. 473–481. doi: 10.1016/j.phrs.2010.02.009

36.   Findling R.L., McNamara N.K., Stansbrey R.J., Maxhimer R., Periclou A., Mann A., et al. A pilot evaluation of the safety, tolerability, pharmacokinetics, and effectiveness of memantine in pediatric patients with attention-deficit/hyperactivity disorder combined type. J Child Adolesc Psychopharmacol, 2007, vol. 17, no. 1, pp. 19–33. doi: 10.1089/cap.2006.0044

37.   Sadovskaya Yu.E., Rodionova V.I., Blokhin B.M., Bitova A.L., Zavadenko N.N., Troitskaya N.B. Narushenie sensornoi modulyatsii i sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu u detei doshkol'nogo vozrasta. Voprosy prakticheskoi pediatrii, 2011, vol. 6, no. 3, pp. 74–78. (In Russ.).

38.   Bandi A., Lein Sh., Myurrei E. Sensornaya integratsiya: teoriya i praktika (2-e izd.). Moscow, Terevinf, 2018. 768 p. (In Russ.).

39.   Lazebnik T.A., Chutko L.S., Kropotova Yu.D., eds. Kliniko-psikhofiziologicheskie osnovy lecheniya sindroma narusheniya vnimaniya s giperaktivnost'yu u detei i podrostkov. St. Petersburg, 2001. (In Russ.).

40.   Rabota s det'mi s sindromom defitsita vnimaniya i giperaktivnosti ot doshkol'-nogo do podrostkovogo vozrasta na raznykh urovnyakh polucheniya obrazovaniya. Moscow, 2017. 86 p. (In Russ.).

41.   Grebennikova V.M., Nikitina N.I., Padylin N.Yu. Nekotorye aspekty sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya semeinogo vospitaniya doshkol'nikov s sindromom defitsita vnimaniya i giperaktivnost'yu (SDVG) v usloviyakh spetsializirovannogo tsentra. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2018, vol. 10, no. 3-2, pp. 83–94. (In Russ.). doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-83-94

42.   Bogolyubova O.N., Galimzyanova M.V., Kornev A.N., Moskvina E.A., Yakov-leva M.B. Podderzhka i obuchenie roditelei detei s sindromom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu. St. Petersburg, Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2009. 78 p. (In Russ.).

43.   Seregina I.N. Osobennosti psikhologicheskogo konsul'tirovaniya sem'i, vospity-vayushchei rebenka s SDVG. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya, 2012, vol. 9, no. 1, pp. 65–70. (In Russ.). Available at: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/ n1/Seregina.shtml (accessed 10 December 2021).

44.   Kuz'mina A.A. Uslugi psikhologicheskoi sluzhby dlya roditelei detei s khronicheskimi sostoyaniyami. Shkol'nye tekhnologii, 2018, no. 3, pp. 95–103. (In Russ.).

45.   Belozerova L.A., Bragina E.A. Stilevye osobennosti vospitaniya i roditel'skoe otnoshenie materei giperaktivnykh detei. Russian Journal of Education and Psychology, 2018, vol. 9, no. 4-1, pp. 157–171. (In Russ.). doi: 10.12731/2218-7405-2018-4-157-171

46.   Loginova E.S., Bezrukikh M.M., Ivanov V.V., Orlov K.V. Znaniya uchitelei o psikhofiziologii detei s osobennostyami razvitiya (deti s sdvg, ras, levorukie i medlitel'nye deti). Novye issledovaniya, 2020, no. 4 (64), pp. 46–73. (In Russ.).

47.    Meshcheryakova L.V., Derevyanchenko E.A., Martynova Yu.V., Teben'kova N.G. Podgotovka budushchikh uchitelei k rabote s det'mi s sindromom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu (SDVG). Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2020, no. 12, pp. 120–126. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-uchiteley-k-rabote-s-detmi-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-sdvg (accessed 18 August 2021).

48.   Chutko L.S., Yur'eva R.G., Surushkina S.Yu., Nikishena I.S., Yakovenko I.S., Anisimova T.I., et al. Printsipy okazaniya pomoshchi detyam s sindromom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova, 2008, vol. 108, no. 11, pp. 76–79. (In Russ.).

49.   Svyatogor I.A., Mokhovikova I.A. Neirofiziologicheskie, psikhologicheskie i klinicheskie aspekty bioupravleniya potentsialami mozga u bol'nykh s dezadaptatsionnymi rasstroistvami. In: Bioupravlenie-4: Teoriya i praktika. Novosibirsk, 2002, pp. 44–50. (In Russ.).

50.   Efimova V.L. Isklyuchitel'nye. Kak pomoch' detyam, kotorym trudno uchit'sya v shkole. St. Petersburg, Dilya Publ., 2016. 256 p. (In Russ.).

51.   Kubryak O.V., Grokhovskii S.S., Isakova E.V., Kotov S.V. Biologicheskaya obratnaya svyaz' po opornoi reaktsii: metodologiya i terapevticheskie. Moscow, Maska Publ., 2015. 128 p. (In Russ.).

52.   Chutko L.S., Surushkina S.Yu., Livinskaya A.M., Nikishena I.S., Yakovenko E.A., Anisimova T.I., et al. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu: klinicheskaya tipologiya i podkhody k lecheniyu. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. Speranskogo, 2009, vol. 87, no. 2, pp. 79–81.(In Russ.).

53.   Zavadenko N.N. Giperaktivnost' i defitsit vnimaniya v detskom vozraste. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 256 p. (In Russ.).

54.   Sukhotina N.K. Egorova T.I. Otsenochnye shkaly sindroma defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya, 2008, vol. 18, no. 4, pp. 15–21. (In Russ.).

55.   Mikhailichenko N.V. Sindrom defitsita vnimaniya i giperaktivnosti u detei. Avtoref. dis. kand. med. nauk. 2001. 25 p. (In Russ.).

56.   Konstantinov K.V., Sizov V.V., Miroshnikov D.B., Esimbaeva V.N. (Trushina V.N.), Klimenko V.M. Differentsial'noe emotsional'noe podkreplenie kak vozmozhnyi mekhanizm neproizvol'noi samoregulyatsii parametrov bioelektricheskoi aktivnosti mozga cheloveka v usloviyakh bioakusticheskoi korrektsii. Materialy Yubileinoi Mezhdunarodnoi konferentsii po neirokibernetike, posvyashchennoi 90-letiyu so dnya rozhdeniya professora A.B. Kogana. Rostov-na-Donu, 2002, vol. 1, pp. 169. (In Russ.).

57.   Chutko L.S. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu i soputst-vuyushchie rasstroistva. St. Petersburg, Khoka Publ., 2007. 136 p. (In Russ.).

58.   Romantsova E.B., Babtseva A.F., Molchanova I.N., Fomina A.G., Chupak E.L., Shanova O.V., et al. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu u detei. Blagoveshchensk, 2009. 21 p. (In Russ.).

 

Для цитирования

УДК 159.9:616.89-053.4/5

Многопрофильная модель работы с СДВГ у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / У.А. Насонова, М.Е. Халак, А.Е. Мазанова [и др.] // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 2. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

A multidisciplinary model for working with ADHD in preschool and
junior school age children

Nasonova U.A.1
E-mail: unasonova@yandex.ru

Khalak M.E.1
E-mail: m-e-h@yandex.ru

Mazanova A.E.1
E-mail: mazanova.a.e@mail.ru

Bozkova E.D.1
E-mail: readytotalk@mail.ru

1 Privolzhsky Research Medical University
10/1, Minin and Pozharsky Sq., Nizhny Novgorod, Russia, 603005
Phone: +7-831-4-222-000

Abstract. Аttention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is one of the most common neuropsychiatric disorders. ADHD is the most common cause of behavioral disorders and learning difficulties in preschool and school age. According to statistics from the world health organization, ADHD occurs with a frequency of 2—15 % among children and adolescents, which determines the relevance of the problem. Timely diagnosis of the disease and adequate correction are of great importance. The purpose of this article is to describe and analyze the main drug-free means of correcting the symptoms of ADHD. The role of a neuropsychologist is described separately.

Keywords: attention-deficit/hyperactivity disorder, neuropsychology, neuropsycho-logical correction, biofeedback therapy, psychological characteristics of children

For citation

Nasonova U.A., Khalak M.E., Mazanova A.E., Bozkova E.D. A multidisciplinary model for working with ADHD in preschool and junior school age children. Med. psihol. Ross., 2022, vol. 14, no. 2. (In Russ.).

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2022 год

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год