|
Аннотация. В статье представлен методологический обзор, посвященный проблеме концептуализации, осмысления феномена руминаций в современной клинической психологии и психотерапии. Трансдиагностическая перспектива в анализе феномена руминаций позволяет рассматривать их в более широком системном контексте как не зависящее от содержания мыслей явление — repetitive negative thinking, подчеркивает роль руминаций в поддержании психических расстройств, характеризующихся дисрегуляцией эмоций и поведения. Рассматриваются типологии руминаций (brooding & reflection, trait & state, пре- и постсобытийные руминации) и их прогностическая ценность в диагностическом и терапевтическом плане. Проведено сопоставление близких по смыслу понятий, связанных с оценкой повторяющегося, навязчивого негативного мышления. Проанализированы психофизиологи-ческие индикаторы и механизмы руминаций, показана значимая роль нарушений нисходящего когнитивного контроля и искажений внимания в развитии и поддержании руминативного цикла. Руминации рассматриваются как психологический механизм поддержания психических расстройств, таких как тревога, социальная тревога и социальное тревожное расстройство, депрессия и склонность к суицидальному поведению, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства пищевого поведения. Ключевые слова: пре- и постсобытийные руминации; руминации рефлексии; руминации brooding; психологический механизм поддержания психических расстройств; социальная тревога; обсессивно-компульсивное расстройство.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-29-02420.
Введение Пандемия COVID-19 — серьезный вызов для всего человечества, в том числе в отношении психического здоровья людей. В настоящее время наблюдается рост тревожно-депрессивной симптоматики, уровня стресса [25], инсомнии [20] и симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [26] среди населения. Разобщенность в пространстве коммуникации усиливает симптомы социальной тревоги (СТ); дистанционный формат общения далеко не всегда способствует формированию навыков взаимодействия с другими, а эпизоды вынужденной изоляции подкрепляют и без того выраженные тенденции к избеганию публичных ситуаций при СТ. У людей, заболевших COVID-19, симптомы связанных с тревогой расстройств встречаются в 2-3 раза чаще [7]. Хроническая ситуация неопределенности, фрустрация в текущий момент социально значимых мотивов личности диктуют важность осмысления различных стратегий когнитивно-аффективного, метакогнитивного реагирования на стресс, связанных с интенсификацией и поддержанием негативных эмоций. Одним из наиболее активно изучаемых малоадаптивных способов совладания со стрессовыми ситуациями выступают руминации, однако в науке отсутствует единое мнение в определении данного психологического феномена. Так, например, по L. Martin, A. Tesser (1996), руминации — сводное обозначение разных способов неадаптивного мышления, класс осознанных мыслей, которые циркулируют вокруг определенной темы и поддерживаются внешней средой [28]. S. Nolen-Hoeksema, J. Morrow (1991) осмысляют руминации как повторные и пассивные размышления о симптомах депрессии, их возможных причинах и последствиях без принятия каких-либо действий для решения проблем [34]. В работах E. Watkins (2008) руминация обозначается как повторяющееся, продолжительное и рекуррентное негативное размышление о себе, чувствах, личных проблемах и неприятном опыте [50]. В настоящий момент феномен руминаций не имеет однозначного определения; выделяется ряд типологий, в основе которых лежат разнообразные критериальные переменные (время события, «знак» руминации, избирательность процесса, степень активности при переосмыслении ситуации и т.д.). Однако изучающие данный феномен ученые сходятся в мысли, что руминации выступают значимым поддерживающим механизмом целого спектра психических нарушений, что невозможно не учитывать при разработке программ психологического вмешательства. Особенности смыслового насыщения дефиниции руминаций, сопоставительный анализ руминаций и близких понятий Смещение научного интереса на изучение руминаций связано с рядом обстоя-тельств. Так, в более ранних обзорах теоретических и практических исследований отмечалась сфокусированность на отдельных аспектах руминаций, например на измерении руминаций или на последствиях рассматриваемого способа реагирования в условиях стресса [36; 50], что препятствовало интегративному осмыслению особенностей данного явления, особенно пониманию механизмов его развития и поддержания. Наряду с этим в ранних работах обозначились важные проблемные области изучения руминации, сопряженные с решением вопросов: как прервать начавшийся румина-тивный цикл, предупредить погружение в руминации при попытках решения своих проблем людей с симптомами депрессии и т.д. [36]. Наблюдается пересмотр роли руминаций в становлении психических нарушений: если традиционно руминации определялись как феномены, участвующие в возникновении и закреплении депрессивного состояния, то на основе накопленного исследовательского опыта руминации стали пониматься как значимый патогенетический механизм при различных психических расстройствах. При анализе смысловой трансформации представлений о руминациях в психологической науке важно учитывать особенности психодиагности-ческих средств регистрации обсуждаемого феномена. Склонность к руминированию измерялась классическим опросником Ruminative Responses Scale (RRS) [34], состоящим из 22 пунктов. RRS изначально включает параметры, ассоциированные с депрессивной симптоматикой, поэтому выраженные корреляции с депрессией объясня-ются частичным «смешением» переменных. Включение в опросник составляющих, которые содержательно могут совпадать с симптоматикой депрессии, могли привести к упрощенному, но статистически подтверждаемому пониманию феномена как имеющего отношение преимущественно к поддержанию депрессии [52]. В результате такого осмысления W. Treynor, R. Gonzalez and S. Nolen-Hoeksema (2003) [49] исключили из RRS 12 пунктов, которые пересекались с симптомами депрессии. На основе статистического анализа результатов по оставшимся 10 пунктам было выделено два компонента руминаций: brooding как пассивное сравнение текущей ситуации с недостижимыми стандартами и рефлексию как целенаправленное обращение к себе для мысленного решения проблем с целью облегчения депрессивных симптомов. Подшкала RRS brooding (нагнетающий, «мрачный» стиль размышлений) оказалась статистически более связана с депрессией и другими формами психопатологии, особенно тесная корреляция прослеживается с группой тревожных расстройств [39]. Brooding зачастую отождествляется с руминациями, выявляемыми при психопатологи-ческой симптоматике. Это тягостные повторяющиеся размышления, сфокусированные на неудачах и потерях. При концептуализации феномена руминаций принципиально важно понимание системного характера процесса переработки информации, связанного с избирательностью психической деятельности, а содержательная наполненность повторяющегося мышления преломляется спецификой симптомов психического нарушения. Трансдиагностическая перспектива осмысления руминаций обусловливает рассмотрение их как более широкого и независимого от содержания мыслей явления вида repetitive negative thinking, подчеркивает значимую связь руминаций с психическими расстройствами, характеризующимися эмоциональной дисрегуляцией [48]. Современные тенденции в исследовании руминаций связаны с пониманием комплексности феномена, необходи-мостью осмысления факторов и условий актуализации и поддержания руминативного цикла, анализом разных маршрутов его изучения. Выделяются несколько ведущих когнитивных теорий в анализе и типологии руминаций, что свидетельствует о гетерогенности феномена. В рамках теории контроля (Control Theory) руминация концептуализируется как состояние, периодическое инструментальное размышление о неудовлетворительном, более медленном, чем ожидалось, достижении цели [28]. В рамках факторного подхода [49] достигнут психодиагностический «прорыв», поскольку выделенные подтипы руминативного мышления (brooding & reflection) значимо предсказывали вероятность возникновения и усиления психопатологических симптомов. Подтип brooding оказался связан с хронификацией депрессии, тревогой, риском суицидального поведения, рефлексия же показала отрицательную корреляцию с рисками патологических состояний (например, [31]). В теории стилей реагирования (Response Styles Theory) руминация понимается как черта (trait), автоматически возникающая реакция, обусловленная провоцирующими стимулами, например негативными эмоциями, ассоциирована с индивидуально-типологическими особенностями. Руминации как состояние (state) носят временный ситуативный характер и не свойственны человеку в качестве стабильной характеристики [51]. Такие руминации могут быть индуцированы экспериментально или спровоцированы ситуацией. Различие важно для исследова-тельских целей, прогностическая основа данной классификации пока неочевидна. Предположительно, оппозиция «trait — state» может прогнозировать вероятность возникновения психопатологических симптомов при наличии у пациента руминаций по типу «черты». Руминации trait характеризуют общую склонность человека к вовлечению в процесс повторяющегося процесса размышлений. В анализе социально-тревожной симптоматики оказывается значимой дифференциация руминаций по критерию времени социальных событий — реализованный или ожидаемый опыт (пре- и постсобытийные руминации). Признание сложности структуры руминаций способствует пониманию, что данный феномен не рассматривается как исключительно патологический: в определенном контексте руминации — средство выделения в психологическом поле нерешенных проблем, а далее — попытка их решения при условии сокращения несоответствия между ожидаемым и реальным исходом трудной ситуации. Приближение к решению обозначенных проблем также связано с установлением значимых свойств, дифференцирующих руминации от внешне схожих когнитивных и метакогнитивных явлений, а также с выделением психологических базовых характе-ристик, общих для указанных феноменов. Руминации и навязчивые мысли имеют такие общие основания, как повторяемость, неконтролируемость, интрузивность, однако если навязчивые мысли отличаются более выраженной степенью интрузивности, эгодистонностью, то руминации осмысляются как метакогнитивная стратегия реагиро-вания в условиях дистресса. Подавление, попытка сознательной нейтрализации навязчивого компонента как стратегия реагирование на руминации и навязчивые мысли способствуют лишь их интенсификации [37]. Руминации не сводятся к тревожным автоматическим мыслям — цепи ассоциативных образов отрицательного знака, в содержании которых фигурируют темы ожидаемой угрозы или опасности в настоящем или будущем [33]. Руминации и беспокойство характеризуются повторяемостью, однако отличаются взаимопротивоположной направленностью тематики размышления на временной шкале жизненных событий — руминации касаются ситуаций прошлого, а беспокойство включает в себя мысли и образы будущих событий, характеризующихся негативной эмоциональной окраской и сложностью контроля [41]. Вслед за смысловым оформлением концепта руминаций, обозначением сущест-венных особенностей понимания данного феномена различными исследователями остановимся на закономерностях развития и поддержания руминаций, что создает перспективу для построения эффективного психотерапевтического метода. В современной зарубежной и отечественной литературе в патогенезе руминаций акцентируется роль таких психофизиологических механизмов, как нарушение нисходящего когнитивного контроля и целеполагания, а также нарушение внимания.
Психофизиологические индикаторы и механизмы руминаций: Одной из современных тенденций осмысления руминаций выступает изучение психофизиологических индикаторов и механизмов феномена. На доэкспериментальной стадии разработки проблемы сформулированы предположения о том, что склонность к руминативному мышлению может отрицательно (прямо или опосредованно) воздейст-вовать на психофизиологические показатели организма человека [11; 12; 50]. При изучении феномена repetitive negative thinking предположение о том, что руминации запускают «порочный круг» персеверативных размышлений, поддерживающих стрессовое состояние, несмотря на фактическую завершенность психотравмирующей ситуации, оказалось прогностически продуктивным [11]. Так, элементы симпатической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, гипоталамуса, гипофиза, надпочечников и иммунной системы, которые должны быть активны только в острой стрессовой ситуации, избыточно продолжительно находятся в состоянии возбуждения, что приводит к ухудшению психофизиологических показателей здоровья. У пациентов с хроническими нарушениями функционирования данных систем обнаруживается выраженная склонность к руминациям по сравнению с группой контроля (например, [15; 40]). При осмыслении роли руминаций в работе нервной системы исследуется «парасимпатическая гибкость» (parasympathetic flexibility) как способность организма к саморегуляции через варьирование активации симпатической и парасимпатической нервных систем в зависимости от ситуации [23; 27]. Обозначаются два ключевых показателя «парасимпатической гибкости» — вариабельность сердечного ритма и дыхательная синусовая аритмия [6; 10]. Нарушение данных показателей может быть связано со склонностью к руминациям [40]. Руминации выступают фактором, негативно влияющим на парасимпатическую гибкость, что, в свою очередь, может опосредованно усиливать симптомы депрессии. При руминировании резко снижаются показатели вариабельности сердечного ритма, как будто человек оказался в острой стрессогенной ситуации [17]. Экспериментально доказано, что исходный уровень руминаций предсказывает последующее нарушение парасимпатической гибкости через 13 месяцев наблюдения, что опосредует взаимосвязь между первоначальной склонностью к руминациям и последующим развитием депрессии через 34 месяца [24]. При постсобытийных руминациях характерно нарушение избирательности внимания — фокусировка на негативных аспектах прошедшей ситуаций, провоциру-ющая персистирующие и непродуктивные размышления о том, как нужно было поступить в ситуации. В свою очередь, сфокусированность внимания на негативных аспектах при переработке информации о прошедших событиях способствует увеличению продолжительности руминаций и затрудняет прерывание руминативного цикла. Существует значимая связь между нарушением избирательности внимания и склонностью к руминациям [8; 9; 53; 54]. Руминации участвуют в процессе снижения нисходящего когнитивного контроля (top-down cognitive control), который существенно влияет на когнитивную деятельность человека. Его роль заключается в регуляции внутренних состояний (установка, схема, представление, предвидение, образ и т.д.) посредством нисходящих влияний из префронтальной коры на нижележащие корковые структуры [1]. Так, при руминациях наблюдается снижение активации левой дорсолатеральной префронтальной коры [22], что свидетельствует о значимой роли руминаций в снижении нисходящего когнитивного контроля. Данные изменения могут служить психофизиологическими механизмами нарушений когнитивной деятельности, характерных для разных психических расстройств. Руминации как трансдиагностический феномен Хронификация малоадаптивных стратегий эмоциональной регуляции, в том числе руминаций, может приводить к длительному и выраженному переживанию негативных эмоций [50], что способствует развитию патологических состояний. Руминации показывают тесную связь с психическими расстройствами, для которых значимым компонентом патогенеза выступает дисрегуляция эмоций. Так, осмысляется роль руминаций в контексте депрессии, расстройств тревожного спектра, обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), ПТСР, расстройств пищевого поведения (РПП) [36], суицидального поведения [43]. Одни из существенных преобразований, тесно связанные с изучением руминаций как фактора развития психических заболеваний внутри классификаций болезней (МКБ и DSM) заключаются в изменении состава спектра тревожных расстройств — ПТСР и ОКР были выделены в отдельные разделы. Обозначение самостоятельного синдромного статуса ПТСР сопряжено с подчеркиванием роли психотравмирующей ситуации, стресса в развитии симптоматики, причем стресс выступает некоторой точкой отсчета разворачивания психопатологии и проявлений нарушений адаптации. Обособление ОКР произошло на основе накопленного опыта генетических исследований, а также обозначения значимости при ОК-симптоматике других негативных эмоций, например вины и стыда. Разбиение раздела тревожных расстройств на относительно изолированные психопатологические единицы отражается в стремлении углубленного изучения специфических особенностей выделенных психических расстройств, проведении значимых линий дифференциации симптомов, в том числе создании узконаправленных протоколов лечения тех или иных психический заболеваний. Обозначенная тенденция сосуществует с трансдиагностическим подходом к пониманию развития психических нарушений — поиск общих механизмов формирования различных болезненных состояний, переход от констатации внешне наблюдаемой симптоматики к выявлению базовых закономерностей ее возникновения и поддержания и, соответст-венно, разработка унифицированных трансдиагностических протоколов лечения психических расстройств. Руминации как механизм поддержания тревоги Ранее существующая позиция относительно специфической связи руминаций и симптомов депрессии, проявляющаяся даже в том, что исследователи активно использовали термин «депрессивная руминация», препятствовала рассмотрению руминативного цикла при других психических нарушениях. Актуально руминации изучаются в контексте различных интернализированных психопатологических проявлений, таких как депрессия и тревога у взрослых [29]. В метаанализах показано, что руминации устойчиво сопряжены с симптомами депрессии [47] и тревоги в молодежной популяции [31]. С одной стороны, руминации тесно связаны с беспокойством, оба психологических явления представляют основные механизмы, способствующие актуализации симптомов депрессии и тревоги соответственно [36; 50], беспокойство рассматривается как общая психологическая особенность людей с тревожными расстройствами [39], а также с ОКР и депрессией [13]. С другой стороны, подвергаются критике теории, в которых представлена конкретная связь беспокойства с тревогой, а руминаций с депрессией; руминации и беспокойство обеспечивают факторную нагрузку в отношении не только отдельных факторов «руминации» и «беспокойства» [30], но и общей скрытой переменной, осмысляемой как «повторяющиеся мысли» [52]. На основе установления руминаций как фактора, обусловливающего патогенез тревоги и депрессии, руминации мыслятся как мишень в русле трансдиагностического вмешательства — эффективная редукция выраженности руминации определит снижение симптомов и депрессии, и тревоги [48]. Руминации как механизм поддержания социальной тревоги и социального тревожного расстройства Руминации и беспокойство являются составляющими cognitive attentional syndrome (когнитивного синдрома внимания) наряду с самофокусированностью внимания, мониторингом угрожающих стимулов и супрессией тревожных мыслей [16]. При СТ характерен негибкий неповторяющийся стиль мышления, возникающий в ответ на негативные мысли, чувства, убеждения. При СТ и социальном тревожном расстройстве (СТР) характерны опасения негативного оценивания, осуждения, а также тенденции к поведению, направленному на поиск безопасности [45]. Участие в публичных ситуациях сопровождается выраженным дистрессом, истощает ресурсы регуляции, что может приводить к срыву социальной деятельности, блокировке реализации значимых социальных мотивов [3; 5] и повышать вероятность возникновения производной депрессивной симптоматики и суицидального поведения [2]. В рамках когнитивных моделей СТР в качестве поддерживающих механизмов определяются когнитивные процессы, в особенности — внимание. Процессы включают избирательное восприятие угроз, мониторинг эффективности, самофокусированное внимание и негативный Я-образ. При СТР первичным механизмом, запускающим руминативный круг тягостных размышлений, выступает самофокусированное внимание, а руминации поддерживают симптомы расстройства. Когнитивные модели сходятся в необходимости дифференциации пре- и постсобытийных руминаций как значимых процессов в замкнутом «патологическом» цикле поддержания СТ [16]. Постсобытийные руминации актуализируются после участия в ситуации оценивания, связаны с переработкой воспринимаемых как неуспешные аспектов уже реализованного социального поведения. На негативное восприятие постсобытийного или ожидаемого опыта может оказывать влияние и избирательное извлечение информации из памяти, соответствующей неуспеху, а также селективность внимания [3; 4]. Негативные постсобытийные руминации поддерживают СТ посредством «подтверждения» отрицательного мнения о себе, воспринимаемых негативных ожиданий от социальных ситуаций и сохранения воспоминаний о воспринимаемых социальных неудачах [14]. Подобную роль играют и пресобытийные руминации, приводящие к консолидации воспоминаний о прошлых неудачах и убеждений о плохой результативности в работе, а также непосредственно усиливающие СТ, что, вероятно, приводит к избеганию социальных ситуаций [16]. Негативные руминации предсказывают менее позитивный исход лечения, поскольку более высокие уровни руминирования до и после события препятствуют редукции симптомов СТ в процессе вмешательства [32; 42]. Очевидно, что повторяющееся и навязчивое содержание негативных руминаций, будь то руминации до или после события, играет значимую роль в поддержании симптомов СТ и СТР, поэтому необходимо при вмешательстве учитывать данный механизм, в противном случае успех в терапии будет ограниченным и нестабильным во времени. M. Modini et al. (2018) показали, что при психологическом вмешательстве по поводу СТ/СТР изменения в пре- и постсобытийной интенсивности и частоте руминаций (через посредство изменений когнитивных оценок угроз, продуктивности и состояния тревоги) предсказывает эффективность успешности терапии [32]. Руминации и ОКР: руминации как фактор развития депрессивных симптомов при истощении психической деятельности vs руминации — опосредующий механизм поддержания ОК-симптоматики В контексте изучения взаимосвязи руминаций и ОКР выделяются несколько исследовательских позиций. Например, руминации мыслятся как стратегия, способствующая развитию депрессивного состояния у людей с существующими актуально симптомами ОКР [19], что подчеркивает специфичность руминаций в отношении патогенеза депрессии. При ОКР нередко встречаются метакогнитивные убеждения о том, что тревожные мысли имеют важный смысл для человека, навязчивые идеи не только можно, но и нужно сознательно контролировать. Указанные дисфункциональные убеждения запускают беспокойство и руминативный цикл как стратегии контроля тревожных мыслей, однако ригидное использование данных стратегий потенциально может привести к развитию симптомов депрессии и повысить вероятность суицидального поведения [2]. Руминации и беспокойство способствуют поддержанию психофизиологического возбуждения, что еще более утяжеляет негативное эмоциональное состояние [35]. Наряду с этим в ряде исследований уровень выраженности руминаций положительно коррелировал с тяжестью ОКР даже при условии отсутствия депрессивных симптомов [18], следовательно, руминации рассматриваются как метакогнитивная стратегия реагирования на стресс, имеющая место при навязчивых компонентах симптомов ОКР. На выборке подростков выявлено, что беспокойство выступает значимым предиктором симптомов тревоги при контроле руминаций, однако в условии отсутствия контроля беспокойства руминации теряют статус предикторов депрессивных симптомов [44]. В том числе в ходе медиаторного анализа выявлено, что руминации опосредуют связь беспокойства и ОКР, что подчеркивает перспективу применения обобщенных, более сложных опосредствованных моделей различных типов взаимосвязей психологических феноменов при осмыслении психических нарушений. Кроме того, руминации также выступают медиатором связи беспокойства с симптомами генерализованного тревожного расстройства — ОК-симптоматика и типичное тревожное расстройство показывают общие опосредствованные механизмы, что вновь подчеркивает мысль об искусственности классификации болезней по внешним симптомам, отражающим производные нарушения психической деятельности, а также обозначает дименсиональный подход к понимаю психической патологии как обнадеживающую исследовательскую тенденцию. Руминации демонстрируют связь с ОКР даже после контроля депрессивных симптомов [38], а частота руминаций при ОКР аналогична частоте навязчивых мыслей [19]. Еще одним интересом исследователей в рассматриваемой проблематике выступает роль руминаций в гетерогенности внешних проявлений ОКР, например, руминации особо выражены при таких симптомах, как проверка [21] и мытье [19]. Руминации в структуре расстройств пищевого поведения Метакогнитивный процесс переработки информации в виде руминативного цикла обдумывания, характерный при расстройствах пищевого поведения, выступает поддерживающим нарушения механизмом и способствует усилению симптомов. В структуре РПП руминации связаны с нарушением в системе нисходящего когнитивного контроля, самофокусированностью внимания на воспринимаемых дефектах и снижением когнитивной гибкости. Так, непрерывные размышления о недостатках фигуры и субъективно «большом» весе смещают фокус внимания на поиск в окружающей среде подтверждений собственного несоответствия «идеалам» (пассивные повторяющиеся руминации о несоответствии/недостижимости высоких стандартов). Избирательность в отношении негативных стимулов способствует снижению когнитивной гибкости, что делает процесс руминаций еще более ригидным, снижая вероятность прерывания цикла пессимистичного обдумывания и способствуя перерождению адаптивной направленности пищевого поведения в сторону его патологии [46]. Предполагалось, что brooding-руминации в отличие от рефлексии будут связаны с наибольшей величиной эффекта связи с РПП, однако фактически размеры эффекта существенно не различались между подтипами руминаций. Brooding — это более неадаптивная форма руминаций, характеризующаяся абстрактными и пассивными негативными размышлениями, при этом адаптивность рефлексии неоднозначна. Решение вопроса о том, окажется ли рефлексия адаптивной или нет, может зависеть от типа совладания. Сочетание выраженной руминации «рефлексия» с низкой склонностью к активному совладанию детерминировало более высокий уровень депрессивных симптомов. Данная взаимосвязь не наблюдалась при сочетании высокой рефлексии с активными адаптивными стратегиями совладания, следовательно, адаптивность рефлексии зависит от стратегий саморегуляции. При РПП отмечается искажение регуляции эмоций и неадаптивные тенденции в способах адаптации. Возможно, рефлексия за счет повторяющейся обработки негативных мыслей без способности адаптивного реагирования оказывает такое же влияние на усиление и поддержание симптомов РПП, как и brooding [31; 46]. *** Методологическое осмысление феномена руминаций продемонстрировало трансдиагностический потенциал негативного повторяющегося мышления в структуре психических расстройств, связанных с дисрегуляцией эмоций и поведения. Дальнейшие перспективы для научных дискуссий в плане диагностической и терапевтической прогностичности имеют представленные типологии руминаций (brooding и reflection, trait и state, пре- и постсобытийные руминации). Сопоставление близких по смыслу понятий, связанных с оценкой руминативного мышления, показывает важное отличие феномена от выделенных в науке навязчивостей, беспокойства. Психофизиологические индикаторы и механизмы руминаций связаны с нарушением нисходящего когнитивного контроля и искажениями внимания в развитии и поддержании руминативного цикла. Руминации рассматриваются как трансдиагнос-тический психологический механизм поддержания психических расстройств, таких как тревога, СТ и СТР, депрессия и склонность к суицидальному поведению, ОКР, РПП. При СТР самофокусированное внимание выступает первичным механизмом запуска руминативного цикла, отмечается выраженное значение пре- и постсобытийных руминаций как факторов поддержания патологического процесса. Существует дискуссия относительно роли руминаций при ОКР: одна исследовательская позиция заключается в рассмотрении руминаций как механизма актуализации депрессивных симптомов на фоне истощения психической деятельности при ОКР. Другая заключается в том, что руминации и обсессии осмысляются как связанные навязчивые повторяющиеся компоненты, определяющие поддержание и тяжесть ОК-симптоматики. Данный механизм стабилизации и усиления симптомов нарушений психики необходимо учитывать при построении программ вмешательства.
Литература 1. Костандов Э.А., Черемушкин Е.А. Нарушение нисходящего когнитивного контроля у отстающих в учебе студентов // Физиология человека. – 2017. – Том 43, № 4. – С. 25–34. 2. Психологические факторы формирования суицидального поведения при обсессивно-компульсивном и социальном тревожном расстройстве / О.А. Сагалакова, О.В. Жирнова, Д.В. Труевцев [и др.] // Суицидология. – 2020. – Том 11, № 2. – С. 82–100. 3. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Метакогнитивные стратегии регуляции при социальном тревожном расстройстве: монография. – Томск: Том. гос. университет, 2014. – 210 с. 4. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Психология социального тревожного расстрой-ства: монография. – Томск: Том. гос. университет, 2014. – 240 с. 5. Холмогорова А.Б., Пуговкина О.Д. Основные этапы и направления изучения когнитивных дисфункций при депрессиях // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – Т. 7, № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 14.12.2020). 6. A meta-analysis of heart rate variability and neuroimaging studies: Implications for heart rate variability as a marker of stress and health / J.F. Thayer, F. Ahs, M. Fredrikson [et al.] // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. – 2012. – Vol. 36, № 2. – P. 747–756. 7. A multinational, multicentre study on the psychological outcomes and associated physical symptoms amongst healthcare workers during COVID-19 outbreak / N.W.S. Chew, G.K.H. Lee, B.Y.Q. Tan [et al.] // Brain, Behavior, and Immunity. – 2020. – Vol. 88. – P. 559–565. 8. Attention bias in rumination and depression: Cognitive mechanisms and brain networks / R.H. Kaiser, H.R. Snyder, F. Goer [et al.] // Clinical Psychological Science. – 2018. – Vol. 6, № 6. – P. 765–782. 9. Attentional disengagement from emotional information predicts future depression via changes in ruminative brooding: A five-month longitudinal eye-tracking study / A. Sanchez-Lopez, E.H.W. Koster, J. Van Put [et al.] // Behaviour Research and Therapy. – 2019. – Vol. 118. – P. 30–42. 10. Beauchaine T.P., Thayer J.F. Heart rate variability as a transdiagnostic biomarker of psychopathology // International Journal of Psychophysiology. – 2015. – Vol. 98, № 2 (Pt 2). – P. 338–350. 11. Brosschot J.F., Gerin W., Thayer J.F. The perseverative cognition hypothesis: A review of worry, prolonged stress-related physiological activation, and health // Journal of Psychosomatic Research. – 2006. – Vol. 60, № 2. – P. 113–124. 12. Brosschot J.F., Verkuil B., Thayer J.F. Conscious and unconscious perseverative cognition: Is a large part of prolonged physiological activity due to unconscious stress? // Journal of Psychosomatic Research. – 2010. – Vol. 69, № 4. – P. 407–416. 13. Brown T.A., Antony M.M., Barlow D.H. Psychometric properties of the Penn State worry questionnaire in a clinical anxiety disorders sample // Behaviour Research and Therapy. – 1992. – Vol. 30, № 1. – P. 33–37. 14. Brozovich F., Heimberg R.G. An analysis of post-event processing in social anxiety disorder // Clinical Psychology Review. – 2008. – Vol. 28, № 6. – P. 891–903. 15. Busch L.Y., Possel P., Valentine J.C. Meta-analyses of cardiovascular reactivity to rumination: A possible mechanism linking depression and hostility to cardiovascular disease // Psychological Bulletin. – 2017. – Vol. 143, № 12. – P. 1378–1394. 16. Clark D.M., Wells A.A. A cognitive model of social phobia // Social phobia: Diagnosis, assessment, and treatment / ed. by R.G. Heimberg, M.R. Liebowitz, D.A. Hope. – New York: Guilford Press. – 1995. – P. 69–93. 17. Cognitive rigidity is mirrored by autonomic inflexibility in daily life perseverative cognition / C. Ottaviani, B. Medea, A. Lonigro [et al.] // Biological Psychology. – 2015. – Vol. 107. – P. 24–30. 18. Dar K.A., Iqbal N. Worry and rumination in generalized anxiety disorder and obsessive-compulsive disorder // The Journal of Psychology. – 2014. – Vol. 149, № 8. – P. 866–880. 19. Differences and similarities between obsessive and ruminative thoughts in obsessive-compulsive and depressed patients: A comparative study / K. Wahl, S. Schönfeld, J. Hissbach [et al.] // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. – 2011. – Vol. 42, № 4. – P. 454–461. 20. Do psychiatric patients experience more psychiatric symptoms during COVID-19 pandemic and lockdown? A case control study with service and research implications for immunopsychiatry / F. Hao, W. Tan, L. Jiang [et al.] // Brain, Behavior, and Immunity. – 2020. – Vol. 87. – P. 100–106. 21. Exner C., Martin V., Rief W. Self-focused ruminations and memory deficits in obsessive-compulsive disorder // Cognitive Therapy and Research. – 2009. – Vol. 33, № 2. – P. 163–174. 22. Ferdek M.A., van Rijn C.M., Wyczesany M. Depressive rumination and the emotional control circuit: An EEG localization and effective connectivity study // Cognitive, Affective, and Behavioral Neuroscience. – 2016. – Vol. 16, № 6. – P. 1099–1113. 23. Flexible parasympathetic responses to sadness facilitate spontaneous affect regulation / J.P. Stange, J.L. Hamilton, D.M. Fresco [et al.] // Psychophysiology. – 2017. – Vol. 54, № 7. – P. 1054–1069. 24. Heart rate variability mediates the link between rumination and depressive symptoms: A longitudinal study / L. Carnevali, J.F. Thayer, J.F. Brosschot [et al.] // International Journal of Psychophysiology. – 2018. – Vol. 131. – P. 131–138. 25. Immediate psychological responses and associated factors during the initial stage of the 2019 coronavirus disease (COVID-19) epidemic among the general population in China / C. Wang, R. Pan, X. Wan [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – Vol. 17, № 5. – P. 1729. 26. Is returning to work during the COVID-19 pandemic stressful? A study on immediate mental health status and psychoneuroimmunity prevention measures of Chinese workforce / W. Tan, F. Hao, R.S. McIntyre [et al.] // Brain, Behavior, and Immunity. – 2020. – Vol. 87. – P. 84–92. 27. Kashdan T.B., Rottenberg J. Psychological flexibility as a fundamental aspect of health // Clinical Psychology Review. – 2010. – Vol. 30, № 7. – P. 865–878. 28. Martin L.L., Tesser A. Some ruminative thoughts // Advances in social cognition / ed. by R.S. Wyer, Jr. – Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1996. – Vol. 9. Ruminative thoughts. – P. 1–47. 29. McLaughlin K.A., Nolen-Hoeksema S. Rumination as a transdiagnostic factor in depression and anxiety // Behaviour Research and Therapy. – 2011. – Vol. 49, № 3. – P. 186–193. 30. Mediating effects of rumination and worry on the links between neuroticism, anxiety and depression / P. Muris, J. Roelofs, E. Rassin [et al.] // Personality and Individual Differences. – 2005. – Vol. 39, № 6. – P. 1105–1111. 31. Miranda R., Nolen-Hoeksema S. Brooding and reflection: Rumination predicts suicidal ideation at 1-year follow-up in a community sample // Behaviour Research and Therapy. – 2007. – Vol. 45, № 12. – P. 3088–3095. 32. Modelling the relationship between changes in social anxiety and rumination before and after treatment / M. Modini, R.M. Rapee, D.S.J. Costa [et al.] // Cognitive Therapy and Research. – 2018. – Vol. 42, № 3. – P. 250–260. 33. Nolen-Hoeksema S. The role of rumination in depressive disorders and mixed anxiety/depressive symptoms // Journal of Abnormal Psychology. – 2000. – Vol. 109, № 3. – P. 504–511. 34. Nolen-Hoeksema S., Morrow J. A prospective study of depression and posttraumatic stress symptoms after a natural disaster: The 1989 Loma Prieta earthquake // Journal of Personality and Social Psychology. – 1991. – Vol. 61, № 1. – Vol. 115–121. 35. Nolen-Hoeksema S., Morrow J. Effects of rumination and distraction on naturally occurring depressed mood // Cognition and Emotion. – 1993. – Vol. 7, № 6. – P. 561–570. 36. Nolen-Hoeksema S., Watkins E.R. A heuristic for developing transdiagnostic models of psychopathology: Explaining multifinality and divergent trajectories // Perspectives on Psychological Science. – 2011. – Vol. 6, № 6. – P. 589–609. 37. Obsessive compulsive disorder and anxiety sensitivity: Identification of specific relations among symptom dimensions / A.M. Raines, M.E. Oglesby, D.W. Capron [et al.] // Journal of Obsessive-Compulsive and Related Disorders. – 2014. – Vol. 3, № 2. – P. 71–76. 38. Obsessive-compulsive disorder with comorbid major depression: What is the role of cognitive factors? / J.S. Abramowitz, E.A. Storch, M. Keeley [et al.] // Behaviour Research and Therapy. – 2007. – Vol. 45, № 10. – P. 2257–2267. 39. Olatunji B.O., Naragon-Gainey K., Wolitzky-Taylor K.B. Specificity of rumination in anxiety and depression: A multimodal meta-analysis // Clinical Psychology: Science and Practice. – 2013. – Vol. 20, № 3. – P. 225–257. 40. Physiological concomitants of perseverative cognition: A systematic review and meta-analysis / C. Ottaviani, J.F. Thayer, B. Verkuil [et al.] // Psychological Bulletin. – 2016. – Vol. 142, № 3. – P. 231–259. 41. Prevention of anxiety disorders and depression by targeting excessive worry and rumination in adolescents and young adults: A randomized controlled trial / M. Topper, P.M.G. Emmelkamp, E. Watkins [et al.] // Behaviour Research and Therapy. – 2017. – Vol. 90. – P. 123–136. 42. Rapee R.M., Heimberg R.G. A cognitive-behavioral model of anxiety in social phobia // Behaviour Research and Therapy. – 1997. – Vol. 35, № 8. – P. 741–756. 43. Rogers M.L., Joiner T.E. Rumination, suicidal ideation, and suicide attempts: A meta-analytic review // Review of General Psychology. – 2017. – Vol. 21, № 2. – P. 132–142. 44. Rumination and worry in nonclinical adolescents / P. Muris, J. Roelofs, C. Meesters [et al.] // Cognitive Therapy and Research. – 2004. – Vol. 28, № 4. – P. 539–554. 45. Salkovskis P.M. The importance of behaviour in the maintenance of anxiety and panic: a cognitive account // Behavioural Psychotherapy. – 1991. – Vol. 19, № 1. – P. 6–19. 46. Smith K.E., Mason T.B., Lavender J.M. Rumination and eating disorder psychopathology: A meta-analysis // Clinical Psychology Review. – 2018. – Vol. 61. – P. 9–23. 47. The influence of emotion-focused rumination and distraction on depressive symptoms in non-clinical youth: A meta-analytic review / L. Rood, J. Roelofs, S.M. Bögels [et al.] // Clinical Psychology Review. – 2009. – Vol. 29, № 7. – P. 607–616. 48. Topper M., Emmelkamp P.M.G., Ehring T. Improving prevention of depression and anxiety disorders: Repetitive negative thinking as a promising target // Applied and Preventive Psychology. – 2010. – Vol. 14, № 1–4. – P. 57–71. 49. Treynor W., Gonzalez R., Nolen-Hoeksema S. Rumination Reconsidered: A Psychometric Analysis // Cognitive Therapy and Research. – 2003. – Vol. 27, № 3. – P. 247–259. 50. Watkins E.R. Constructive and unconstructive repetitive thought // Psychological Bulletin. – 2008. – Vol. 134, № 2. – P. 163–206. 51. Watkins E.R., Nolen-Hoeksema S. A habit-goal framework of depressive rumination // Journal of Abnormal Psychology. – 2014. – Vol. 123, № 1. – P. 24–34. 52. Worry and rumination: Repetitive thoughts as a concomitant and predictor of negative mood / S.C. Segerstrom, J.C.I. Tsao, L.E. Alden [et al.] // Cognitive Therapy and Research. – 2000. – Vol. 24, № 6. – P. 671–688. 53. Worrying and rumination are both associated with reduced cognitive control / M. Beckwé, N. Deroost, E.H.W. Koster [et al.] // Psychological Research. – 2014. – Vol. 78, № 5. – P. 651–660. 54. Yaroslavsky I., Allard E.S., Sanchez-Lopez A. Can't look Away: Attention control deficits predict Rumination, depression symptoms and depressive affect in daily Life // Journal of Affective Disorders. – 2019. – Vol. 245. – P. 1061–1069.
Ссылка для цитирования УДК 159.9:616.895.4 Методологическое осмысление феномена руминаций как механизма поддержания психических расстройств / Д.В. Труевцев, О.А. Сагалакова, О.В. Жирнова [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 6(65) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Methodological conceptualization of the rumination
phenomenon
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|