Исследование представленности принципа культуросообразности в
профессиональном сознании практикующих психологов
Бондаренко А.Ф., Федько С.Л. (Киев, Украина)
|
Бондаренко Александр Федорович
действительный член НАПН Украины,
профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой
психологии; Киевский национальный лингвистический университет, ул. Большая
Васильковская, 73, Киев, 03680, Украина. Тел.: +38 (044) 287-14-25;
научный руководитель Центра
консультативной психологии, руководитель
модальности «Этический персонализм» Профессиональной
психотера-певтической лиги.
E-mail: albond2012@gmail.com www.prof-bondarenko.kiev.ua
|
|
Федько Светлана Леонидовна
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии;
Киевский национальный лингвистический университет, ул. Большая
Васильковская, 73, Киев, 03680, Украина. Тел.: +38 (044) 287-14-25.
E-mail: sv.correspondence@gmail.com
|
Аннотация
Статья посвящена исследованию места культуросообразных тенден-ций в
профессиональном сознании современных психологов-практиков.
Исследование направлено на поиск значимых взаимосвязей между опытом
профессиональной деятельности психологов, их профессиональным статусом
и представленностью в профессиональном сознании идей культуросообразности.
Исследовательский инструментарий представлял собой опросник
рефлексивного анализа психологами собственной профессиональной
деятельности в целом и ее социокультурного компонента в частности. В
выборку испытуемых вошли 210 респондентов-психологов из Украины,
Российской Федерации и Белоруссии в возрасте от 22 до 68 лет с опытом
консультативной работы от 1 до 38 лет.
Результаты засвидетельствовали, что группирующие переменные «опыт
профессиональной деятельности» и «профессиональный
статус» психологов не являются основополагающими в формировании
их социокультурной компетентности. Это поставило задачу поиска иных
факторов, специфику которых предстоит изучить в дальнейшем.
Предположительно, одним из таковых является проблема локуса каузальности
личностного «Я» профессионала, поскольку именно эта
детерминанта может служить определяющим фактором в предпочтении оснований
для выбора той или иной консультативной (психотерапевти-ческой) парадигмы
и, соответственно, социокультурной направленности.
Ключевые слова:
психологическое консультирование; психотерапия; cоциокультурная
традиция; индигенизация; индигенная психология; социокультурная
компетентность; социокультурная рефлексия.
|
Поступила в редакцию:
|
Прошла рецензирование:
|
Опубликована:
|
|
05.06.2019
|
22.07.2019
|
15.09.2019
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Постановка проблемы
Идея необходимости учета культурной переменной в социальной практике
была выдвинута еще в первой половине XIX века выдающимся немецким
педагогом и политиком Адольфом Дистервегом (1790—1866). Среди
прочих правил обучения мыслитель выделял детерминанты, относящиеся к
внешним условиям, времени, месту и др., ключевыми из которых были
принципы природосообразности и культуросообразности. Последний выражен
в призыве «Учи культуросообразно!», что предполагало учет
в процессе воспитания и обучения характера и ценностей культуры, которая,
собственно, и выступает базисом для формирования личности. По мнению
автора концепции, каждый без исключения индивид является выразителем
определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей
человеческой культуры [5, с. 189–194]. Указанный принцип, кстати,
в современной медицине давно уже обнаружил себя не только в специфике
социокультурного фона возникновения той или иной нозологии (так
называемые «болезни цивилизации»), но и, что еще более
важно, в требованиях персонализированной медицины. Так что переиначенный
призыв «Лечи культуросообразно» хоть и представляет собой
ассоциативную метафору, имеет под собой достаточные как культурные,
так и генетические основания.
По аналогии, в современной психологической науке утверждается идея
практической целесообразности применения культурно-ориентированного
подхода в психологической помощи, что предполагает поиск
консультативных методов, социокультурный базис которых соответствует
как социокультурной среде клиента, так и его ментальности,
обусловленной сложным сочетанием психосоциальных детерминант.
Доказательства существования различий в ментальном устройстве
этносов породили новое поле для исследований: проблему разделения
человечества на цивилизации по принципу культурного и психического
сходства. Начиная с фундаментального труда В. Вундта «Психология
народов», повлиявшего в дальнейшем на концепции В. Дильтея,
Э. Шпрагера, П. Жане и др., проблема цивилизационной идентичности
находит свое отражение в различных идеологических и концептуальных
построениях как отечественных
мыслителей («концепция племенизма» К.Н. Леонтьева,
заключающаяся в идее существования ограниченных во времени исторических
образований — цивилизаций, каждая из которых включает в себя
три основные составляющие: религию, культуру и государственность;
теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, различия между
которыми определяются психическими и нравственными особенностями,
языком и условиями исторического воспитания народов), так и в
историко-культурологических трудах зарубежных ученых, таких как: теория
культурных типов О. Шпенглера, основанная на сопоставлении феноменов
культуры и цивилизации; цивилизационная концепция культуры А. Тойнби,
в которой всемирная история рассматривается как история различных
сосуществующих цивилизаций; концепция столкновения цивилизаций
С. Хантингтона, где главным источником конфликта выступает культура,
а противостояние имеет идеологический характер, не говоря уже о
пресловутой концепции «конца
истории» Ф. Фукуямы, описывающей идеологические противостояния
в мире, конец которых должен ознаменоваться распространением либеральной
демократии западного образца, что приведет к конечной точке
социокультурной эволюции человечества и формированию окончательной
формы правления. Наконец, нельзя не упомянуть древний способ
категоризации сообществ, основанный на дихотомическом разделе
«мы — они» (Б.Ф. Поршнев) или «свои —
чужие» (У. Самнер). Данная идея предполагает, что осознание
своей принадлежности к группе всегда предполагает противопоставление
ее любой другой группе. Или же, наоборот, согласно Б.В. Поршневу:
«Только ощущение, что есть "они", порождает желание
самоопределиться по отношению к "ним", отделиться от "них" в качестве
"мы"» [6, с. 81].
Таким образом, индивидуальные ценности, укорененные в структуре
личности, на протяжении веков укреплялись в обыденном сознании именно
как ценности общие, присущие цивилизации в целом. Характерной
особенностью нашего времени является то, что ценности и
мировоззренческие ориентиры имеют тенденцию не только производиться
изнутри культурно-цивилизационного среды, но и внедряться извне.
На необходимости учета фактора культуры в процессе оказания
психологической помощи исследователи стали акцентировать внимание лишь
полвека назад. Поскольку психологическое консультирование как отдельная
профессия впервые была институциализирована в США (1946), именно там
был поставлен вопрос о включении культурного компонента в практику
оказания психологической помощи. Критика традиционного
универсалистского подхода была связана в основном с трудностями его
применения в работе с клиентами — представителями
национальных меньшинств, в частности афроамериканцами и американцами
азиатского происхож-дения и др.
В наше время продвижение идеи культуросообразности проходит
лейтмотивом в работах отечественных психологов: А.Ф. Бондаренко,
М.Е. Бурно, Ф.Е. Василюка, А.Л. Венгера, В.В. Гришина,
М. Сандомирского, А.И. Сосланда, В.В. Сидорова и др.
В частности, анализируя критерии эффективности психотерапевтических
методов, А.И. Сосланд пишет: «… кроме "когда", вне всяких
сомнений, очень важным является вопрос "где". Невозможно представить
себе, что одна и та же психотерапия будет одинаково востребована в
странах с разными культурами и историческим опытом» [7, с. 32].
Имея общую идею, данный
поход отражен в работах отечественных и зарубежных
ученых-психологов по-разному:
«культуросообразный» (А.Ф. Бондаренко);
«культурно-центрированный/culturally centered»
(П. Педерсен); «укорененный в культуре/culturally
rooted» (Д. Синха);
«социально-релевантный/social-relevant» (А. Паранджпе);
«культурно-сензитивный/culturally sensitive» (П. Хейс);
«культурно-приемлемый/culturally appropriate» В.
Ким, К. Янг и К. Хванг.
Анализ ситуации, сложившейся на современном рынке психологических
услуг, показывает вполне определенную тенденциозность в выборе
мировоззренческих и методологических ориентиров в работе психологов,
выраженную в следующих аспектах:
1. Тенденция к выбору теоретико-методологических подходов исходя из
крите-риев популярности, общедоступности или инновационности без учета
идеологических оснований. Таким образом, ориентиры для выбора
консультативного подхода постепенно смещаются из реальных потребностей
клиента на мнимые «всесильные» популярные методы.
2. Тенденция последних лет к коммерциализации психологии, где
определя-ющим является известный в экономике закон спроса и предложения.
За последние полвека количество терапевтических школ, подходов и
методов в психологическом консультировании и психотерапии резко
возросло. Кроме того, список так или иначе обоснованных подходов стал
активно пополняться околонаучными, как правило идеологически
ангажированными.
Об опасности вторжения в психологию псевдопсихологов и отсутствии
у постсоветских психологов
этического самоконтроля весьма емко выразился А.И. Юрьев:
«Отечественная психология будто не замечает того, что происходит
вокруг нее, и, более того, свободная от любых норм и правил, сама
стала втягивать в себя абсолютно чуждые ей по духу и по истории учения
и верования» [8]. Следствием этого, по мнению автора, является
то, что в последние годы классическая психология в значительной степени
стала проигрывать религиозно-мистическим и псевдопсихоло-гическим сектам,
которые сейчас влияют не только на уровне отдельных индивидов, но и на
уровне целых обществ и государств.
3. Из предыдущего пункта вытекает тенденция к некритической рецепции
подходов, методов и техник консультативной работы из западной (якобы
универсальной, эталонной) науки в незападные страны. Весьма занятно,
что в обыденном сознании такая рецепция понимается как «заимствование
передового опыта», «выход на новый уровень».
В связи с этим следует сказать, что в осмыслении актуального
состояния психологической науки в целом и консультативной психологии
в частности особое место принадлежит универсализации и индигенизации
— двум контртенденциям, наделяющим практику психологической
помощи определенными мировоззренческими, а часто более того —
идеологическими основаниями. Первая заключается в стремлении к созданию
универсального интегративного психологического знания, что выходит за
пределы этносов и культур (А. Леунг, С. Паттерсон). Вторая —
постулирует целесообразность развития психологического консультирования
в соответствии с принципом культуросообразности (А.Ф. Бондаренко,
Дж. Берри, В. Энрикес, В. Ким, А. Паранджпе, Д. Синха и др.)
[1; 2; 3; 9; 10; 11; 12; 15; 16].
При этом, как уже упоминалось в наших предыдущих работах, корректным
является не формальное противопоставление индигенной тенденции
универсальной, а понимание того, что речь идет на самом деле о
эксплицитной и имплицитной индигенной позиции и системах
консультирования и психотерапии. Установлено, что традиционный
универсалистский подход тяготеет к отрицанию собственного
социо-культурного бэкграунда и, имплицитно транслируя вполне
определенный социокуль-турный контекст (к примеру, англо-саксонский,
т.е. в сущности, протестантский), наделяет собственные концептуальные
основания статусом всеохватывающих.
Методы и выборка исследования
Ранее нами уже предпринимались попытки эмпирического исследования
социокультурной рефлексии практикующих психологов. В частности,
анализировалась представленность в профессиональном сознании
таких смыслообразующих единиц, как собственное позиционирование в
консультативном процессе, ориентация на традиции
панпсихологизации-антипсихиатрии, приверженность к тенденциям
универсализации/ индигенизации, демаркация границ собственной
профессиональной компетентности и т.д. [4; 13].
Результаты засвидетельствовали, что проблема анализа собственной
професси-ональной деятельности практикующими психологами в
социокультурном пространстве пока не отрефлексирована должным образом.
Доказательством тому было наличие противоречий в понимании психологами
социокультурных аспектов собственной профессиональной деятельности, в
частности, касающихся рамок своей компетент-ности, а также
обусловленности своей профессиональной деятельности идеологией
панпсихологизма.
Настоящее исследование носит более суженный и прицельный характер и
направлено на поиск значимых взаимосвязей между опытом профессиональной
деятельности психологов, их профессиональным статусом и
представленностью в профессиональном сознании идей культуросообразности.
В соответствии со спецификой исследовательской цели, задача отбора
исследовательского инструментария была решена путем разработки анкеты
для рефлексивного анализа практикующими психологами собственной
профессиональной деятельности в целом и ее социокультурного компонента
в частности. В основу экспериментальной идеи легла задача выявления
места культуросообразных тенденций в понимании собственной
профессиональной деятельности психологами-практиками путем анализа
совокупности исходных элементов профессиональной рефлексии, каждый из
которых воплощает отдельное представление о своих способах
профессиональных действий.
Из полученного в результате исследования массива эмпирических данных
были отобраны те, которые подлежат процедуре количественной обработки.
Обработка данных осуществлялась с применением программного пакета
SPSS Base for Windows 23.0.
Целью статистического анализа было: 1) установление значимых
связей между продолжительностью опыта работы и следованием тенденциям
индигенизации/ универсализации, 2) оценка обусловленности
социокультурной компетентности психологов их профессиональным статусом.
В исследовании приняли участие 210 респондентов-психологов из
Украины, Российской Федерации и Белоруссии в возрасте от 22 до 68 лет,
средний показатель возраста которых примерно равен 40,36 года; с опытом
консультативной работы от 1 до 38 лет (в среднем — 10,6). Женщин
— 162, мужчин — 48, что составляет 77,1% и 22,9% соответственно
от общего объема исследуемой выборки. С частью выборки (доступные для
супервизорского наблюдения коллеги-испытуемые) проводились дополнительные
исследования, нацеленные на выявление локуса каузальной ориентации и
прояснение степени рефлексивности в отношении профессиональной
деятельности. Полученные здесь данные носят предварительный
ориентировочный характер и не нашли отражения, составившего бы
достаточный материал для статистической обработки. Тем не менее эти
наблюдения найдут свое место в выводах.
Таблица 1
Одномерное частотное распределение переменной «Статус»
Из таблицы 1 можно увидеть, что 77,1% (см. «накопленная
процентная доля») всех респондентов составляют психологи
различной квалификации, из них 17,6% имеют ученую степень. Остальные
22,9% позиционируют себя как психотерапевты (6,7% из которых имеют
ученую степень).
Результаты и их обсуждение
Проверка отличия эмпирических распределений от нормального
проводилась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Результат
засвидетельствовал, что анали-зируемая выборка происходит из
генеральной совокупности, имеющей нормальное распределение.
Группирующими переменными в исследовании выступали «Опыт
профессио-нальной деятельности» и «Профессиональный
статус» респондентов.
Для исследования связи и некой обусловленности переменных
«Опыт профессиональной деятельности» и
«Приверженность к тенденции индигенизации/
универсализации» был применен коэффициент корреляции Пирсона
(r-Пирсона), позволяющий определить, насколько пропорциональна
изменчивость двух указанных переменных.
Результаты засвидетельствовали
практическое отсутствие статистически значимой связи между исследуемыми
переменными (r=0,2) при должной значимости
показателя. Это дает основание заключить, что опыт работы
психологов не является определяющим в формировании их социокультурной
компетентности. Данное предположение ставит задачу поиска истинных
механизмов, влияющих на профессиональное становление современных
психологов.
Следовательно, гипотеза о том, что социокультурный компонент
профессио-нальной компетентности растет пропорционально накоплению
опыта специалистом, не нашла подтверждения.
В этом контексте необходимо еще раз акцентировать внимание на том,
что социальные науки, и психология в их числе, в особой степени
подвержены разносторонним идеологическим влияниям, что, очевидно,
является значительным фактором в формировании профессиональных
ориентаций современных психологов.
На втором этапе исследования, учитывая то, что оставшаяся часть
результатов представлена номинальными данными, для установления
зависимости переменных «Статус» и «Учет
социокультурных детерминант» была сгенерирована матрица
сопряженности указанных переменных.
Таблица 2
Сопряженность переменных «Статус» и «Учет
социокультурных детерминант»
Примечание 1. Учет социокультурных детерминант. Пропорции
столбцов не отличаются существенно друг от друга на уровне 0,05.
Примечание 2: 0 — психолог; 1 — практикующий психолог;
2 — психолог, практикующий психолог, преподаватель психологии;
3 — психолог, практикующий психолог, есть научная степень, 4 —
психотерапевт; 5 — психотерапевт, есть научная степень.
Как можно увидеть из таблицы сопряженности двух рассматриваемых
переменных, представление о культуросообразности консультативных
парадигм, а следовательно, и способов профессиональных действий,
эксплицитно или имплицитно присутствует в профессиональном сознании
большинства современных практикующих психологов. Весомая доля таковых,
согласно нашим наблюдениям, среди практикующих психологов, имеющих
ученую степень. В целом же 57,6% всех опрошенных психологов различной
квалификации засвидетельствовали свою приверженность к идее
культуросообразности психологической помощи.
Для дальнейшей обработки данных был применен критерий хи-квадрат,
позволяющий проверить взаимную независимость переменных таблицы
сопряженности, а следовательно, косвенно выяснить зависимость
обоих переменных.
Таблица 3
Pearson Chi-Square Test
Гипотеза о независимости переменных «Статус» и
«Учет социокультурных детерминант» отвергается на
уровне значимости Sig.(α)
= 0,074. Следовательно, статистически значимой разницы в особенностях
учета социокультурных факторов психологами различной квалификации нет.
Иными словами, изначальное неравно-мерное деление психологов по критерию
учета социокультурных детерминант на группы (руководствующиеся
представлениями о культуронезависимости консульта-тивных парадигм; не
определившиеся; руководствующиеся представлениями о культуросообразности
косультативных парадигм) носит случайный характер или обусловлено иными,
не вошедшими в поле нашего рассмотрения переменными.
Выводы
1. |
Формальные показатели «опыт профессиональной деятельности»
и «профессио-нальный статус» психологов не являются
основополагающими в формировании их социокультурной компетентности.
Очевидно, имеют место иные факторы, специфику которых предстоит
изучить в дальнейшем.
|
2. |
Распространенным приемом психологов, ориентированных на
протестантское понимание личностного «я», выступает
склонность к способам мышления, традиционно соотносимым с таким
течением в схоластике, как «номинализм».
Отсюда пресловутые бесчисленные
case studies, отрицание не просто значимости, а и самой
реальности диагноза, подмена собственно консультативной работы или
сочетанной психотерапии различными видами паллиатива и замаскированной
под психологическую помощь идеологической индоктринацией, при которой
расчет делается на эффект плацебо, но сам этот факт не только не
осознается, но и открыто отвергается носителем принятой имплицитной
идеологической концепции.
|
3. |
Отдельного внимания в исследовании
заслуживает проблема локуса каузальности личностного «Я»
профессионала, поскольку именно эта детерминанта может служить определяющим
фактором в предпочтении оснований для выбора той или иной консультативной
(психотерапевтической) парадигмы. Психолог не может не различать нужды
организма и флуктуации личностного «Я» — как своего,
так и пациента. Именно сложные, нелинейные отношения этих двух инстанций
(организм и личность) и позволяют неискаженно разглядеть, правильно ли
выбрана профессиональная оптика видения социокультурных, этнических и
соматических нужд и проблем человека, обратившегося только за
психологической, как ему кажется, помощью.
|
Литература
1. Бондаренко А.Ф. Этический персонализм: духовные
детерминанты русской традиции психологического консультирования и
психотерапии // Психотерапия. – 2016a. – № 5 (161). –
С. 40–52.
2. Бондаренко А.Ф. Этическое основание психотерапевтических
практик, восходящих к антропологии восточного христианства //
Психологическое консультирование и психотерапия. – 2016b. –
T. 2, № 6. – С. 6–17.
3. Бондаренко А.Ф. Этический персонализм: синтез
кросс-культурного и индигенного в
психологическом консультировании // Психологическое консультирование
и психотерапия. – 2018. – № 9. – C. 6–15.
4. Бондаренко А.Ф., Федько С.Л. Современное состояние
проблематики социокультурной компетентности практикующих психологов //
Психологическое консультирование и психотерапия. – 2017. –
№ 1(7). – С. 6–17.
5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.
– М.: Учпедгиз, 1956. – 375 с.
6. Поршнев Б.Ф.
Противопоставление как компонент этнического самосознания.
– М.: Наука, 1973. – 88 с.
7. Сосланд А.И. Фундаментальная структура
психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии.
– М.: Моск. гор. психол.-пед. университет, 2013. – 368 с.
8. Юрьев А.И. Влияние политических изменений России
на этику работы психологов // Сайт профессора Юрьева. Политическая
психология, стратегическая психология, психология человеческого капитала
[Электронний ресурс]. – URL:
http://www.yuriev.spb.ru/science/etika-raboty-psyhologa
(дата обращения: 25.05.2019).
9. Allwood C.M. On the Foundation of the
Indigenous Psychologies // Social Epistemology. – 2011.
– Vol. 25, № 1. – P. 3–14.
10. Arnett J.J. The neglected 95%: Why American
Psychology Needs to Become Less American // American Psychologist.
– 2008. – Vol. 63, № 7. – P. 602–614.
11. Berry J.W. Cross-cultural psychology: A symbiosis
of cultural and comparative approaches // Asian Journal of Social
Psychology. – 2000. – Vol. 3, № 3. – P. 197–205.
12. Berry J.W. Global psychology // South African
Journal of Psychology. – 2013. – Vol. 43, № 4. –
P. 391–401.
13. Bondarenko A.F., Fedko S.L. Socio-cultural
competence of a present-day counselor: current prospects and future
challenges // Psycholinguistics. Series: Psychology. – 2017.
– Vol. 21, № 1. – P. 23–40.
14. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede
Model in Context // Online Readings in Psychology and Culture. –
2011. – Vol. 2, № 1. – P. 8 [Electronical resource]. –
URL: http://dx.doi.org/10.9707/2307-0919.1014 (accessed 25 May 2019).
15. Indigenous and Cultural Psychology: Understanding
People in Context / ed. by U. Kim, K.S. Yang, K.K. Hwang. –
Springer US, 2010. – 518 p.
16. Sinha D. Culture and Psychology: Perspective of
Cross-Cultural Psychology // Psychology and Developing Societies. –
2002. – Vol. 14, № 1. – P. 11–25.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9.07
Бондаренко А.Ф., Федько С.Л. Исследование представленности принципа
культуросообразности в профессиональном сознании практикующих психологов
// Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019.
– T. 11, № 5(58) [Электронный ресурс]. –
URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
The study of the cultural-appropriateness
principle in the professional awareness of counceling psychologists
Bondarenko A.F.1
E-mail: albond2012@gmail.com
Fedko S.L.1
E-mail: sv.correspondence@gmail.com
1 Kiev State Linguistic University
73 Bol'shaya Vasil'kovskaya st., Kiev, 03680, Ukraine
Phone: +38 (044) 287-14-25
Abstract
The article presents the empirical study of socio-cultural trends in
professional awareness of counseling psychologists. This study aims
at investigating the significant relationships between professional
experience, professional status / qualification, and cultural
appropriateness principle representation in the professional
consciousness of counseling psychologists.
The Sociocultural Awareness Questionnaire for counseling psychologists
was administered to psychologists (N = 210) from Ukraine, Russian
Federation and Belarus, aged 22 to 68, with counseling work experience
from 1 to 38 years.
The results showed that the grouping variables "Professional Experience"
and "Professional Status" of psychologists are not fundamental in
shaping their sociocultural competence. This poses new challenges in
finding the other significant factors. Presumably, one of those is
the problem of causality of personal "Self-locus", as a determining
factor for choosing one or another counseling (psychotherapeutic)
paradigm and sociocultural orientation.
Key words:
counseling; psychotherapy; sociocultural tradition; indigenization;
indigenous psychology; sociocultural competence; sociocultural awareness.
For citation
Bondarenko A.F., Fedko S.L. The study of the cultural-appropriateness
principle in the professional awareness of counceling psychologists.
Med. psihol. Ross., 2019, vol. 11, no. 5
[in Russian, abstract in English]. Available at: http://mprj.ru
|