РћСЃРёРїРѕРІ Р’.Рџ.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Профессионально-личностное консультирование как одна из форм психологической помощи в Санкт-Петербургском государственном университете

Бурина Е.А., Данилова М.В., Грандилевская И.В., Рыкман Л.В., Тромбчиньски П.К. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Бурина Екатерина Александровна

Бурина Екатерина Александровна

–  старший преподаватель; кафедра медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет, наб. Макарова д. 6, Санкт-Петербург, 199034, Россия.
Тел.: (812) 328-00-01.

E-mail: katerina_burina@yahoo.co.uk

Данилова Марина Викторовна

Данилова Марина Викторовна

–  кандидат психологических наук, старший преподаватель; кафедра психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, наб. Макарова д. 6, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел.: (812) 328-94-20.

Грандилевская Ирина Владимировна

Грандилевская Ирина Владимировна

–  кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии; Санкт-Петербургский государственный университет, наб. Макарова д. 6, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел.: (812) 328-00-01.

E-mail: grandira@inbox.ru

Рыкман Людмила Владимировна

Рыкман Людмила Владимировна

–  кандидат психологических наук, доцент; кафедра психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, наб. Макарова д. 6, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел.: (812) 328-94-20.

Тромбчиньски Петр Крыстиан

Тромбчиньски Петр Крыстиан

–  ассистент; кафедра медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет, наб. Макарова д. 6, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел.: (812) 328-00-01.

 

Аннотация

В статье представлен анализ данных отделения профессионально-личностного консультирования Психологического центра СПбГУ, полученных в ходе диагностики и консультирования старшеклассников, обратившихся за профориентационной консультацией в период с 2004 по 2014 годы, а также дана характеристика основных индивидуальных и групповых форм профессионально-личностного консультирования, среди которых — первичная и углубленная пофконсультация, а также групповые занятия, направленные на активизацию личностного и профессионального самоопределения. Психодиагностический комплекс и активизирующие занятия разработаны специалистами Центра с учетом требований современного рынка труда и успешно внедрены как в практику работы Психологического центра, так и в курс обучения студентов факультета психологии.

Результаты анализа 10 лет работы Психологического центра отражают особенности личностных характеристик, профессиональной направленности, интересов и профессиональных планов старшеклассников, предполагающих выбор профессионального образования в СПбГУ. Исследование показало тенденцию в изменении личностного портрета будущего студента — от направленности на социальную поддержку к индивидуализму, мало ориентированному на социальное окружение, и повышение интереса к профессиям в сфере точных и технических наук.

Ключевые слова: подростковый возраст; профессиональное самоопределение; интересы и направленность личности.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Работа отделения профессионально-личностного консультирования Психологического центра СПбГУ направлена на помощь абитуриентам в выборе профессии и на психологическую поддержку студентов в вопросах профессионального самоопределения. Постоянными сотрудниками отделения являются преподаватели и научные сотрудники факультета. Являясь базой практики факультета, Центр дает студентам и аспирантам возможность обучаться основам психологической диагностики, консультирования и оказания психологической помощи в области профессионально-личностного консультирования. Основная цель, которую ставит перед собой Психологический центр, — интеграция теоретических знаний в практическую деятельность. Научное руководство отделением осуществляет «Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии» факультета психологии СПбГУ под руководством профессора, доктора психологических наук Л.А. Головей, ученицы выдающегося российского ученого-психолога Б.Г. Ананьева и продолжателя традиций санкт-петербургской психологической школы. В основе научно-практической работы Центра лежит принцип системности, предложенный Б.Г. Ананьевым и отражающий междисциплинарный подход к изучению человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности [1].

Профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс формирования у человека цели и смысла своей профессиональной деятельности, готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых со стороны общества. Автором одной из первых теорий профессионального самоопределения считается Фрэнк Парсонс, бостонский педагог, психолог, общественный деятель. Он предложил не только теоретические, но и практические основы оказания помощи человеку при выборе профессии. В настоящее время существует множество теорий профессионального самоопределения, которые можно условно разделить на 4 основные группы: дифференциально-психологическое направление, ориентированное на изучение индивидуальных особенностей личности [19; 17; 10]; психодинамический подход, опирающийся на генетические предпосылки, потребности, мотивы [14; 20; 18; 21; 24]; теории решений, использующие систему ориентировок в профессиональных альтернативах [23] и теории развития, в основе которых лежат характеристики онтогенетического развития [22; 10; 9; 12; 5]. Анализ теоретических подходов к профессиональному выбору и развитию показал, что каждая из перечисленных теорий предполагает свои основания, факторы и механизмы влияния на профессиональный выбор и развитие. Ведь профессиональное развитие человека представляется чрезвычайно сложным динамическим процессом, имеющим множественную детерминацию, которая включает и индивидуальные особенности, и исторические, социально-экономические, культуральные характеристики развития.

Для современных моделей профессионального развития характерны мультифакторные подходы. В последние годы все большее число исследователей рассматривает профессиональное развитие в связи с онтогенетическим, личностным развитием, в контексте целостного жизненного пути человека, его типологических особенностей и стилей жизни.

В России изучению разных сторон профессионального самоопределения посвящены исследования Л.А. Головей [5; 6], Э.Ф. Зеера [9], Е.А. Климова [10], Н.С. Пряжникова [12] и др. Ряд исследователей ([3; 4; 7; 10] и др.) отмечают, что в старшем подростковом возрасте наблюдается тенденция к формированию профессиональных интересов, дифференциации их по половому признаку и включению в общую структуру личностных особенностей. Направленность на ту или иную профессиональную сферу деятельности оказывается тесно связанной с идеалами и целями личности и выступает одной из наиболее значимых жизненных ценностей подростков ([13; 2] и др.). Интеграция профессиональных предпочтений, интересов в структуру индивидуально-психологических характеристик личности образует, согласно концепции Д. Холланда [16], профессиональный тип личности, который, являясь важнейшей составляющей субъекта деятельности, активно формируется на протяжении изучаемого возрастного периода [6]. В психическом развитии подростка к 15—17 годам, согласно Пиаже, в целом завершено формирование интеллектуальной сферы. И, наконец, изменяется социальная ситуация, которая предполагает смену ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную, учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер. Потребность в самоопределении, стремление найти свое место в жизни (и в том числе в профессиональной деятельности) являются важным психологическим новообразованием старшего школьного возраста.

Итак, отвечая на новые ожидания общества, старшеклассники активизируют поиск профессии, соответствующей этим ожиданиям, а также и их личным нуждам, определяемым потребностями, интересами и мотивацией [9; 10; 11]. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной не на конкретную профессию, а на определенное профессиональное поле.

Профессионально-личностное консультирование как форма психологической помощи призвано оказать поддержку молодому человеку в его самоопределении: в выборе профессионального пути, постановке целей и принятии решений относительно путей и средств их достижения.

Содержательная часть программы по диагностике и сопровождению профессионального самоопределения, проводимой на базе нашего Центра, основывается на методологических принципах Санкт-Петербургской психологической школы и включает необходимые и достаточные тематические разделы, позволяющие провести комплексную психодиагностику, расширить знания подростка о многообразии профессий, повысить уровень его самопознания, навыков целеполагания, принятия решений и степень сформированности профессионального плана.

Подростки, обращающиеся за помощью в Центр профессионально-личностного консультирования, зачастую ориентированы на поступление на один из факультетов Санкт-Петербургского государственного университета, поэтому наше исследование во многом отражает особенности профессионального самоопределения будущих абитуриентов одного из ведущих вузов Санкт-Петербурга.

Целью нашего исследования было изучение диагностических данных по изменениям в параметрах профессионального самоопределения подростков старших классов в течение 10 лет работы Центра. Мы разделили выборку (300 человек) по трем временным срезам: 2004, 2008 и 2014 годы. Мы использовали данные следующих диагностических методик: Анкеты оптанта (оптант — человек, выбирающий профессию; от «optatio» — «ищущий»), Карты интересов, разработанной специалистами Центра личностно-профессионального самоопределения, а также методики Д.Л. Холланда [16], направленной на изучение профессионального типа личности, и личностного теста Р.Б. Кеттелла [15].

В целом по всей выборке школьники, обратившиеся за профориентационной консультацией в 2004, 2008, 2014 гг., характеризуются личностными особенностями, соответствующими особенностям подросткового возраста и таблицам норм. Тем не менее, стоит отметить, что обратившиеся за консультацией в 2004 году отличаются повышенным уровнем социабельности, нуждаются в поддержке, обладают высоким интеллектом, характеризуются высоким уровнем осторожности по отношению к новым людям. Получены существенные отличия в отношении школьников 2004 и 2008 годов. Так, в 2008 году стали приходить школьники, более интересующиеся новым, более ориентированные на собственное личностное пространство и менее нуждающиеся в поддержке других. В 2014 году старшеклассники, нацеленные на поступление в университет, характеризуются особой осторожностью и меньшим доверием по отношению к другим людям.

Таким образом, можно говорить, что 10 лет назад за профориентационной помощью в наш Центр обращались подростки, которые нуждались в серьезной социальной поддержке, им было необходимо знать мнение других людей, чтобы принять правильное для себя решение относительно профессионального выбора. Сегодня в Центр приходят старшеклассники, отличающиеся индивидуалистической позицией, для которых важнее ориентация на себя и свое личное пространство.

Интересы являются важным компонентом направленности личности, ее мотивационной сферы. Для подростков характерно формирование профессиональных интересов на основе интересов познавательных. По нашим данным, профессиональные интересы подростков сформированы слабо (средний уровень выраженности данных, полученных по методике «Карта интересов», не превышает значения 4 баллов, тогда как сформированными считаются интересы, имеющие показатели выше 7 баллов), и можно говорить лишь о тенденции их формирования. Интересы, получившие наибольшую выраженность, в целом незрелы и отражают в большей мере эмоциональное отношение к тем или иным профессиональным сферам. Однако можно выделить основные тенденции к их формированию в тех или иных научных и практических сферах.

Так, для старшеклассников, обратившихся за консультацией в 2004 году, наиболее характерными были интересы в сфере журналистики, менеджмента, в области сферы услуг и сценического искусства. Интересы к техническим и инженерным видам деятельности в этот временной период не представляют серьезной выраженности. К 2008 году профессиональные интересы к журналистике и сценическому искусству остаются на первых позициях в выборе подростков. Однако надо отметить, что особый интерес вызывает психология, а также иностранные языки. Несколько позиций теряют менеджмент и сфера услуг. И по-прежнему остается невостребованной сфера технических интересов. В 2014 году у будущих абитуриентов университета в основном в приоритете остаются интересы к сценическому искусству, к журналистике, психологии, изобразительному искусству и иностранным языкам. Растет интерес к педагогике и научной работе. Наблюдается устойчивая тенденция к спаду интереса к менеджменту и сфере услуг.

Направленность личности, ее познавательные интересы, предпочтения, сформированность опыта и определенных трудовых навыков непосредственно учитываются в формирующемся профессиональном типе личности. Анализ выраженности профессионального типа личности у подростков показал, что ведущими во всех исследуемых периодах являются «артистический» и «предпринимательский» типы. В ведущем «предпринимательском» профессиональном типе личности отражены характерные особенности подросткового возраста, связанные с тягой к новым впечатлениям, приключениям, склонностью к рискованному поведению. Однако отмечаются и различия, характеризующие подростков разных лет. Так, от 2004-го к 2014-му году снижается выраженность реалистического типа, характерного для рабочих специальностей, предполагающих физические нагрузки, работу с тяжелым оборудованием, ручную ловкость и силу. К 2014 году также становится менее выраженным социальный тип личности, отражающий растущую индивидуалистическую направленность личности современных подростков.

 

Что касается построения профессиональных планов, важной частью которых является осуществление выбора будущей профессии, то в 2004 году старшеклассники выбирали профессии психолога, что, возможно, отражает специфику обращающихся именно в наш Центр, а также специфику сфер, соответствующих их интересам: менеджера, экономиста и разных творческих специальностей. В 2008 году ситуация также отражает тенденцию, соответствующую выявленным интересам. Подростки в основном выбирают профессии гуманитарной сферы, снижается число оптантов, выражающих желание освоить профессии экономиста и менеджера. 2014 год отличается тем, что среди выборов будущих абитуриентов значимый вес приобретают профессии программиста и инженера.

Таким образом, в рамках обозначенных временных периодов мы наблюдаем, что личностные характеристики подростков, приходящих на профориентационную консультацию, отличаются в основном по фактору социабельности-осторожности. Очевидно, это отчасти отражает наблюдаемую в целом в обществе смену коллективистических ценностей индивидуалистическими. Можно выделить плюсы и минусы этой основной отличительной характеристики современных подростков, будущих универсантов. Так, очевидным положительным моментом представляется серьезное стремление к самостоятельности и ответственности за себя и свою деятельность. Тогда как отсутствие доверия к людям, неумение встать на позицию другого, недостаток навыков совместной деятельности отражают отрицательные стороны личности подростков. Наибольшие различия выявлены в интересах и профессиональных выборах подростков, наблюдается тенденция к повышению значимости инженерных и технических сфер деятельности, отвечающих растущим потребностям в этих специальностях на современном рынке труда, что свидетельствует о значении и роли социальных, экономических, культурных факторов в процессе профессионального самоопределения личности.

Результатом консультации может быть повышение уверенности в собственных силах подростков, у них возрастает заинтересованность в дальнейшем разрешении ситуации выбора. Степень влияния консультации существенно зависит также от уровня готовности человека к профессиональному самоопределению. Прохождение консультации дает возможность подростку, пришедшему без первоначального варианта выбора, выбрать профессию или профессиональное направление, стать более информированным, более позитивно воспринимать ситуацию и относиться к ней более ответственно, дает возможность совершить внутреннее изменение. Подростки с низким первоначальным уровнем готовности, как правило, нуждаются в повторных консультациях, включении их в групповую работу [5].

Индивидуальная консультация по выбору профессии является универсальной формой помощи, так как подходит для всех клиентов, даже имеющих характерные особенности развития. Групповые формы направлены на повышение активизации субъекта выбора, улучшение информированности, выработку навыков поведения в процессе выбора и реализации профессионального плана, обучения навыкам общения, формирование ценностно-мотивационной сферы. Часто они содержат элементы психотерапии. Однако такие занятия требуют специальной организации, занимают достаточно много времени, т.к. включают в себя серию занятий. Групповые формы занятий, включающие элементы тренинга, могут быть противопоказаны людям с неустойчивой психикой, выраженными акцентуациями, людям, у которых высока вероятность возникновения психической декомпенсации.

Как правило, в реальной практике профориентации сочетаются индивидуальные и групповые формы профконсультирования. Рассмотрим в качестве примера, как это реализуется в программе профконсультирования, разработанной на факультете психологии СПбГУ [5; 8]. Эти программы предполагают два уровня консультирования: первичная профконсультация и углубленная. Первичная профконсультация — это форма групповой работы (численность группы — 8—10 человек), в процессе которой происходит обучение оптанта правилам выбора профессии, дается информация о мире профессий, интересах и склонностях оптанта. Результатом первичной профконсультации является формирование профессионального плана, повышение осознанности и ответственности выбора. На основании результатов первичной профконсультации выявляются оптанты, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации. Программа углубленной индивидуальной профконсультации опирается на более глубокую диагностику способностей и потенциальных возможностей человека и проводится индивидуально. Она включает методы, направленные на диагностику основных уровней психологической структуры человека: особенностей психомоторного развития, нейродинамики, внимания и памяти, интеллекта, характерологических особенностей, профессионального типа личности, ее направленности, познавательных интересов. В основу ее построения положен принцип целостного изучения человека, разработанный Б.Г. Ананьевым [1], а также приоритет общих способностей, от которых зависит успешность любой деятельности, независимо от ее конкретного содержания.

Специалистами Центра профессионально-личностного консультирования разработана и внедряется в практику сопровождения профессионального развития подростков и юношества программа групповых занятий, направленных на активизацию профессионального самоопределения. Предлагаемую программу можно рассматривать и как тренинг жизненных умений, так как в процессе ее проведения подростки не только получают информацию и знания в профессиональных сферах, но также осваивают навыки конструктивного взаимодействия и работы в команде. Для студентов факультета психологии программа включена также в курс обучения как элемент методических занятий. Студенты получают теоретические и практические знания о развитии и основных этапах самоопределении личности, его закономерностях, рассматривая процесс профессионального самоопределения как необходимый и закономерный этап развития человека, учатся использовать знания о самоопределении личности и профессиональном самоопределении в целях психологической помощи, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, подростков и взрослых.

Программа состоит из трех модулей. Первый модуль направлен на формирование мотивационной готовности к выбору профессии, повышение информированности о профессиях и учебных заведениях. Второй модуль направлен на развитие навыков самопознания, адекватного самопонимания, на понимание соотношения личностных качеств и характеристик профессиональной деятельности. Задачей третьего модуля является обучение правилам принятия решений и выработки навыков успешного поведения на рынке труда. В модулях предлагаемой программы нашли свое отражение различные аспекты психологической поддержки профессионального выбора. Содержательные и формальные элементы программы, проводимой с конкретной группой участников, зависят от целого ряда факторов. Это могут быть внешние социальные факторы — такие, как ситуация в стране, актуальная ситуация на рынке труда, конкретные события, произошедшие в последнее время в данном городе или в данной школе. Или внутренние, психологические факторы — такие, как личностные особенности участников группы, их конкретные запросы и обнаруженные психологические проблемы, а также уровень интеллектуальной зрелости и общей культуры. Немаловажным фактором является и возрастно-половой состав группы. Поэтому для каждой группы специалист-психолог выбирает вариант работы, учитывающий все эти разнообразные особенности. Наполнение программы конкретными психотехниками, играми и упражнениями может изменяться с учетом перечисленных факторов, а также особенностей групповой динамики конкретной группы старшеклассников.

Программа занятий четко структурирована по содержанию и по времени. Для того чтобы у членов группы возникло ощущение сопричастности к процессу развития группы, ведущие от занятия к занятию выстраивают логическую цепочку тем занятий. Каждый из предложенных тематических модулей может выступать как самостоятельная программа, реализуемая в условиях общеобразовательных учреждений или психологических центров. В зависимости от актуальных целей и специфических задач подростков психолог может корректировать программу психологического сопровождения профессионального выбора, наполняя ее соответствующим содержанием.

Следует особо отметить, что для подростков работа в группе, как правило, оказывается более эффективной, чем индивидуальные беседы, поскольку при групповой профориентации включается в действие дополнительный механизм социально-психологического влияния. Групповая работа выступает как средство активизации размышлений о проблеме, дает дополнительный источник обратной связи, показывает возможные варианты и способы разрешения проблемы, позволяет мобилизовать внутренние ресурсы личности, выработать и закрепить некоторые полезные поведенческие навыки. Немаловажную роль играет интересность, увлекательность самой процедуры проведения занятий.

Как отмечается в литературе, в группах клиенты являются активными участниками, которых ведущие и члены группы поощряют рассматривать себя как субъектов собственных изменений. В группе не только ведущий влияет на участника и побуждает его к самопознанию и саморазвитию, но и каждый член группы влияет на остальных и в то же время испытывает на себе влияние других. Непосредственное и открытое общение с равными себе ведет к увеличению эффекта консультирования в группе по сравнению с индивидуальной консультацией. На наш взгляд, значительно более эффективным средством для решения многих психологических проблем старших школьников являются специальные методы групповой работы, когда помощь исходит не только от взрослого, а от самих подростков — участников группового процесса. Исходя из вышесказанного, оптимальным методом психологической поддержки профессионального самоопределения может служить групповая профконсультация, сочетающая в себе диагностические методы, игровые и тренинговые упражнения.

Итак, в заключение хочется заметить, что в процессе профессионального самоопределения человек сталкивается с множеством трудностей и проблем, которые являются специфическими для каждого периода профессионального развития. Нерешенность этих проблем может привести к кризисам, которые сопровождаются снижением удовлетворенности профессиональной деятельностью, нарушениями эмоциональной сферы, перестройками ценностно-смысловой сферы личности. Задачами психологического сопровождения профессионального развития являются оказание психологической помощи человеку при решении возникающих проблем, профилактика кризисных явлений, помощь на этапе переживания кризисов профессионального развития, помощь в планировании карьеры с учетом индивидуально-психологических особенностей и потребностей человека с целью создания условий для наиболее полной самореализации личности.

 

Литература

1.   Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

2.    Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Социология в России / под ред. В.А. Ядова. – М.: Изд. «На Воробьевых» совм. с ИС РАН, 1996. – С. 345–368.

3.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психология личности в трудах отечественных психологов / cост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 160–166.

4.   Головей Л.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Головей, Л.А. Коростылевой. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1999. – Вып. 3. – С. 76–83.

5.   Головей Л.А. Психология профессионального развития. – СПб.: СПбГУ, 2009.

6.   Головей Л.А., Петраш М.Д. К проблеме развития субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – Вып. 11. – С. 29–41.

7.   Голомшток А.Е., Кондратьева Л.Л. О профессиональных намерениях учащихся выпускных классов // Профориентационная работа в школе. – Калуга, 1968. – С. 14.

8.   Грищенко Н.А., Головей Л.А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ: учебное пособие / под ред. А.А. Крылова. – Ленинград, 1988.

9.   Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект, 2008.

10.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2010.

11.   Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный фонд «Знание», 1996.

12.   Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Академия, 2013.

13.   Социальное расслоение возрастной когорты. Выпускники 80-х в постсоветском пространстве / под ред. М.Х. Титма. – М., 1997.

14.   Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М.В. Вульф, А.А. Спектор. – М.: АСТ, 2006. – 400 с.

15.   Cattell R.B. Personality and Motivation Structure and Measurement. – New York: World Book, 1957.

16.   Holland J.L. The Psychology of Vocational Choice. – Waltham, MA: Blaisdell, 1966.

17.   Holland Y.L. Explorations of a theory оf vocational choice // J. Appl. Psychol. – 1968. – Vol. 52, № 1. – P. 45–52.

18.   Maslow A.H. Motivation and Personality. – New York, Harper and Row, 1954.

19.   Parsons F. Choosing a Rodger, A. The Seven Point Plan, London: NIIP Vocation. – Boston: Houghton Mifflin, 1952.

20.   Roe A., Lunneborg P.W. Personality, development and career choice // Career Choice and Development / ed. by D. Brown, L. Brooks, and Associates. – 2nd ed. – San Francisco, California, Jossey-Bass, 1990. – P. 68–101.

21.   Savickas M.L. Introduction: John L. Holland // Journal of Vocational Behavior. – 1999. – Vol. 55, № 1. – P. 1–4.

22.   Super D. The psychology of careers. – New York: Harper & Row, 1957.

23.   Tiedeman D.V., O’Hara R.P. Career development: Choice and adjustment. – Princeton, NJ: College Entrance Examination Board, 1963.

24.   Walsh B.W., Savickas M.L. Handbook of Vocational Psychology: Theory, Research and Practice. – 3rd ed. – Lawrence Erlbaum Associates. – 2005.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9

Профессионально-личностное консультирование как одна из форм психологической помощи в Санкт-Петербургском государственном университете / Е.А. Бурина, М.В. Данилова, И.В. Грандилевская [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 4(39) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ