Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Структурная организация социальной идентичности: онтогенетический аспект

Петраш Е.А. (Курск, Россия)

 

 

Петраш Екатерина Анатольевна

Петраш Екатерина Анатольевна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии; Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, Курск, 305001, Россия.
Тел.: 8 (471) 258-77-37.

E-mail: petrash@mail.ru

 

Аннотация. Целью исследования является анализ структурной организации социальной идентичности на разных этапах онтогенеза: в подростковом возрасте, в юношеском возрасте, в период взрослости, в геронтогенезе. Структурная организация социальной идентичности на каждом возрастном этапе представлена в двух аспектах: с точки зрения структурных компонентов (когнитивного, ценностного, мотивационного), с точки зрения организованности структуры социальной идентичности. Исследование осуществлялось с использованием методики исследования личностной идентичности МИЛИ Л.Б. Шнейдер; опросника ценностных ориентаций Ш. Шварца; методики диагностики мотивационной сферы личности В.Э. Мильмана; теста репертуарных решеток Дж. Келли. Обработка эмпирических результатов осуществлялась с использованием методов описательной, сравнительной статистики и метода корреляционного анализа. В результате проведенного исследования выявлены специфические особенности структурной организации социальной идентичности на разных этапах онтогенеза. В подростковом возрасте выявлена дезинтегрированность структурной организации социальной идентичности с преобладанием простых когнитивных конструктов, уплощенным мотивационным профилем и рассогласованностью системы ценностных ориентаций на уровне представлений и на уровне поведения. К юношескому возрасту и в период взрослости структурная организация социальной идентичности становится интегрированной. При этом в содержательном плане преобладают сложные дифференцированные когнитивные конструкты. Мотивационный компонент в юношеском возрасте представлен импульсивным, в период взрослости — прогрессивным мотивационным профилем. Ценностный компонент в юношеском возрасте характеризуется рассогласованностью, в то время как в период взрослости система ценностных ориентаций является согласованной. На этапе геронтогенеза структурная организация социальной идентичности вновь становится дезинтегрированной. В структуре социальной идентичности преобладают простые когнитивные конструкты, экспрессивный мотивационный профиль при рассогласованности системы ценностных ориентаций.

Ключевые слова: социальная идентичность; структурная организация социальной идентичности; онтогенетические особенности социальной идентичности.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Мы понимаем социальную идентичность как системный интегративный феномен, включающий онтогенетические и социогенетические основания, представляющий собой осознание и переживание индивидом групповой принадлежности, проявляющийся в принятии социальных норм и идентификации себя в устойчивых социально-психологических качествах своего Я.

Структурный анализ социальной идентичности концептуально базируется на положениях теорий Х. Тэджфела, Дж. Тэрнера, Т.Г. Стефаненко, Н.Л. Ивановой. Согласно концепции Н.Л. Ивановой, структура социальной идентичности включает в себя три компонента (когнитивный, мотивационный и ценностный) и реализуется в трех функциональных блоках: базисном, индивидуально-личностном и профессионально-деятельностном. Когнитивный компонент на базисном уровне обеспечивает истолкование социальной реальности на уровне общностей ближайшего социального окружения; на индивидуально-деятельностном уровне реализуется на профессиональной и гражданской причастности. Мотивационный компонент реализуется на базисном уровне в мотивации безопасности, на индивидуально-личностном уровне — в мотивации самоуважения, на профессионально-деятельностном уровне — в мотивации самореализации. Ценностный компонент на базисном уровне проявляется в ценностях собственной жизни, здоровья, безопасности; на индивидуально-личностном — в ценностях общения и культуры; на профессионально-деятельностном уровне — в профессиональных ценностях и ценностях деятельности.

Эмпирическое исследование структурной организации социальной идентичности в онтогенетическом аспекте проводилось на следующих базах: общеобразовательные школы г. Курска, ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Общий объем выборки составил 455 человек. Исследовательские группы формировались по критерию возрастного этапа: подростковый возраст (12—15 лет) — 73 человека; юношеский возраст (17—22 года) — 78 человек; период взрослости (23—57 лет) — 218 человек, период геронтогенеза (58—74 года) — 86 человек. Выборки уравнивались по гендерному основанию.

Исследование осуществлялось с использованием следующих психодиагностических методик: методики исследования личностной идентичности МИЛИ (Л.Б. Шнейдер); опросника ценностных ориентаций Ш. Шварца; методики диагностики мотивационной сферы личности В.Э. Мильмана; теста репертуарных решеток Дж. Келли. Статистическая обработка эмпирических результатов осуществлялась с использованием методов описательной, сравнительной статистики и метода корреляционного анализа. Обработка полученных результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ для Windows (MSExcel, Statistica 6.0).

Организация исследования структурной организации социальной идентичности в онтогенезе от подросткового возраста к периоду юности, взрослости, геронтогенезу осуществлялась в следующей последовательности: анализ социальной идентичности на уровне структурных компонентов (когнитивного, ценностного, мотивационного), на уровне организованности структуры социальной идентичности.

Когнитивный компонент в структуре социальной идентичности в подростковом возрасте характеризуется значимым преобладанием простых, недифференцированных когнитивных конструктов в сравнении с периодами юности (р = 0,03*), взрослости (р = 0,02*) и старости (р = 0,02*). Содержанием когнитивных конструктов подростков являются такие социальные явления, как межличностное общение и межличностные отношения. В юношеском возрасте, на этапах взрослости и геронтогенеза выявлено значимое преобладание сложных и дифференцированных когнитивных конструктов (р = 0,01*). Содержание когнитивных конструктов в юношеском возрасте характеризуется статусно-ролевой направленностью и сосредоточенностью на оценке и принятии социальных норм процессов. Во взрослости содержание когнитивных конструктов ориентировано на профессионально-деятельностные аспекты. В период геронтогенеза содержание когнитивных конструктов так же, как и в подростковом возрасте, характеризуется направленностью на межличностные отношения, но с тем отличием, что эти отношения сосредоточены на ближайшем окружении.

Мотивационный компонент социальной идентичности оценивался через описание мотивационного профиля, построенного по показателям средних значений мотивационных шкал. В подростковом возрасте выявлена низкая дифференцированность мотивационной иерархии личности с узким диапазоном мотивов, составляющих уплощенный мотивационный профиль. В юношеском возрасте выявлено значимое преобладание мотивов социального комфорта, коммуникативных мотивов и творческой активности, составляющих импульсивный мотивационный профиль. В период взрослости выявлены низкие значения мотивов поддержания при значимо высоких показателях развивающих мотивов, что соответствует прогрессивному мотивационному профилю. В период геронтогенеза значимо преобладают мотивы комфортности и поддержания жизнеобеспечения, составляющие экспрессивный мотивационный профиль.

Социальная идентичность на уровне ценностного компонента на разных возрастных этапах, согласно процедуре исследования, предполагает два уровня анализа: анализ системы ценностных ориентаций на уровне представлений и системы ценностных ориентаций на уровне их реализации в поведении. На трех возрастных этапах (подростковый, юношеский возраст, период геронтогенеза) выявлено рассогласование уровня представлений и уровня поведенческой реализации (рис. 1).

 

Рис. 1. Усредненный профиль системы ценностных ориентаций в подростковом, юношеском возрасте и геронтогенезе

 

В период взрослости система ценностных ориентаций является согласованной со значимым преобладанием ценности традиций, проявляющейся в уважении, принятии обычаев и идей социума, а также следовании им; ценности самостоятельности, реализующейся в самоконтроле и саморегуляции; ценности достижения как проявлении личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами; ценности власти, проявляющейся в достижении социального статуса или престижа (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Усредненный профиль системы ценностных ориентаций во взрослости

 

Оценка взаимосвязей структурных компонентов социальной идентичности осуществлялась с использованием метода корреляционного анализа (r-критерий ранговой корреляции Спирмена, р < 0,05).

Результаты корреляционного анализа указывают на то, что когнитивный компонент, реализующийся через систему когнитивных конструктов, на всех этапах онтогенетического развития выступает как системообразующий, концентрируя на себе большинство взаимосвязей. К специфическим особенностям системы взаимосвязей структурных компонентов социальной идентичности можно отнести следующие: на этапах подросткового возраста и геронтогенеза преобладающим является отрицательный вектор взаимосвязей, в то время как в периоды юношеского возраста и взрослости, наоборот, преобладают прямо пропорциональные взаимосвязи.

Анализ структурной организации социальной идентичности осуществлялся последовательно от подросткового возраста до этапа геронтогенеза (включая этапы юношеского возраста и взрослости) через расчет коэффициента организованности структуры, который определяется как разность коэффициентов когерентности и дивергентности на основании полученных значимых взаимосвязей (р = 0,01 и р = 0,05).

В подростковом возрасте выявлено значимое превышение показателей дивергентности над показателями когерентности, что соответствует дезинтегрированности структурной организации социальной идентичности; в юношеском возрасте и в период взрослости, наоборот, выявлено значимое превышение показателей когерентности над показателями дивергентности, что указывает на интегрированность структурной организации социальной идентичности; на этапе геронтогенеза структурная организация социальной идентичности характеризуется дезинтегрированностью, на что указывает значимое превышение показателей дивергентности над показателями когерентности.

Оценка онтогенетического аспекта общей организованности структуры социальной идентичности осуществлялась через расчет коэффициента организованности структуры (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Гистограмма коэффициентов когерентности, дивергентности и организованности структурной организации социальной идентичности
в генетическом аспекте

 

Выявлена следующая закономерность: максимальные значения соответствуют периоду взрослости; при отрицательных значениях коэффициента организованности структуры социальной идентичности в подростковом возрасте к юношескому возрасту значения коэффициента организованности структуры смещаются в сторону положительного вектора; в геронтогенезе значения коэффициента организованности структуры социальной идентичности вновь снижаются до уровня отрицательных значений.

Таким образом, структурная организация социальной идентичности в онтогенетическом аспекте характеризуется следующими особенностями. В подростковом возрасте выявлена дезинтегрированность структурной организации социальной идентичности с преобладанием простых когнитивных конструктов, уплощенным мотивационным профилем и рассогласованностью системы ценностных ориентаций на уровне представлений и на уровне поведения. К юношескому возрасту и в период взрослости структурная организация социальной идентичности становится интегрированной. При этом в содержательном плане преобладают сложные дифференцированные когнитивные конструкты. Мотивационный компонент в юношеском возрасте представлен импульсивным, в период взрослости — прогрессивным мотивационным профилем. Ценностный компонент в юношеском возрасте характеризуется рассогласованностью, в то время как в период взрослости система ценностных ориентаций является согласованной. На этапе геронтогенеза структурная организация социальной идентичности вновь становится дезинтегрированной. В структуре социальной идентичности преобладают простые когнитивные конструкты, экспрессивный мотивационный профиль при рассогласованности системы ценностных ориентаций.

 

Литература

1.   Дмитриева Н.В., Дроздова С.А. Влияние рефлексии на становление идентичности  личности  //  Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2. – С. 71–75.

2.   Иванова Н.Л. Проблема социальной идентичности в психологических исследованиях // Мир психологии: Научно-методический журнал / ред. Д.И. Фельдштейн. – 2012. – № 1(69) январь–март. – С. 18–27.

3.   Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 456 с.

4.   Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 6. – С. 21–25.

5.   Никишина В.Б., Кузнецова А.А., Петраш Е.А. Временная перспектива при нарушении идентичности у людей с алкогольной зависимостью // Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований. – 2014. – № 8. – С. 138.

6.   Петраш Е.А., Никишина В.Б. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 6(177). – Вып. 21. – С. 254–261.

7.   Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного  университета.  Серия:  Психология.  –  2010.  –  № 27(203).  – С. 66–74.

8.   Федорова Е.В. Анализ структуры социальной идентичности в разных социальных группах // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 4(333). – С. 125–130.

9.   Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с.

10.   Abes E.S., Jones S.R., McEwen M.K. Reconceptualizing the model of multiple dimensions of identity: The roles of meaning-making capacity in the construction of multiple  identities  //  Journal of college student development. – 2007. – Vol. 48(1). – P. 1–22.

11.   Adarves-Yomo I., Postmes T., Haslam S.A. Social identity and the-recognition of creativity in groups // British Journal of Social Psychology. – 2006. – Vol. 45, № 3. – P. 479–497.

12.   Integration of Social Identities in the Self: Toward a Cognitive-Developmental Model / C.E. Amiot, R. de la Sablonnrnre, D.J. Terry [et al.] // Pers. Sos. Psychol. rev. – 2007. – Vol. 11. – P. 364–390.

13.   Bauman Z. The Individualized Society. – Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press, 2001. – 259 р.

14.   Bennett M., Sani F. Children’s subjective identification with social groups: a self-stereotyping approach // Development Science. – 2008. – Vol. 11, № 1. – P. 69–75.

15.    Costarelli S., Calla R.M. Social identity threat and experienced affect: the distinct roles of intergroup attributions and social identification // Сurrent research in social psychology. – 2005, № 10.

16.    Hogg M.A. A Social Identity Theory of Leadership. School of Psychology // Personality and Social Psychology Review. – 2001. – Vol. 5, № 3. – P. 184–200.

17.   Hogg М., Williams K. From I to We: Social Identity and the Collective Self // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice. – 2000. – Vol. 4, № 1. – P. 81–97.

18.   Obst P.L., White K.M. Three dimensional strength of identification across group memberships:  A  confirmatory  factor analysis // Self and Identity. – 2005. – № 4. – P. 69–80.

19.   Ridgeway C. Social Identity Theory: Sociological and Social Psychological Approaches // Social Psychology Quarterly. – 2003. – Vol. 66(2).

20.   Turner K.L., Brown C.S. The Centrality of Gender and Ethnic Identities across Individuals and Contexts // Social Development. – 2007. – Vol. 16, № 4.

21.   Vignoles V.L., Schwartz S.J., Luyckx K. Introduction: toward an itergrative view of identity // Handbook of identity theory and research / ed. by S.J. Schwartz, K. Luyckx, V.L. Vignoles. – New York: Springer. – 2011. – P. 1–27.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923.2:316

Петраш Е.А. Структурная организация социальной идентичности: онтогенетический аспект // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1(36) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ