Арт-терапевтическая среда с точки зрения клинического, социального
и экологического подходов
Копытин А.И. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Копытин Александр Иванович
– доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии;
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,
ул. Ломоносова, 11, Санкт-Петербург, 191002, Россия.
Тел.: 8 (812) 572-25-49;
– доцент кафедры психотерапии; Северо-Западный
государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия.
Тел.: 8 (812) 303-50-50.
E-mail: alkopytin@rambler.ru
|
Аннотация.
В статье анализируются разные содержания понятия «арт-терапевтическая
среда» с точки зрения традиционных и новых методологических
подходов, включая системный подход, психологию окружающей среды,
экопсихологию и экотерапию. Неоднозначность определений
«арт-терапевтической среды» в соответствии с
психоаналитической теорией и клиническими взглядами, с одной стороны,
и социально-ориентированными и экологическими подходами, с другой
стороны, обусловливает проблемный характер ее рассмотрения и отражает
многообразие перспектив развития арт-терапии в современных условиях.
Статья отражает основные идеи, представленные в начале недавно
опубликованной книги «Зеленая студия: природа и искусство в
психотерапии» (Happauge, New York: Nova Science Publishers, 2016;
доступно на: https://www.novapublishers.com/catalog/product_info.php?products_id=56631).
Ключевые слова:
арт-терапия; среда; психоаналитический подход; клинический подход;
социальный подход; персонализация.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
В последние годы отмечается значительное расширение спектра форм и
областей использования арт-терапии в отечественной и зарубежной
лечебно-профилактической и реабилитационной практике. Формируются новые
подходы к арт-терапевтической работе. Происходит становление новых
моделей клинической [2; 10; 50; 59; 64; 65], социальной [12; 14; 29; 30;
34] и экологически-ориентированной арт-терапии [3; 17; 18; 19; 52]. Они
характеризуются все более тесной связью с клинической медициной, с
одной стороны, и повышенным вниманием к социокультурным и иным средовым
факторам — с другой стороны.
Одной из важных тенденций развития современной арт-терапии и других
терапевтических подходов в целом является усиление внимания к среде как
одному из важных условий эффективности лечебно-профилактических и
реабилитационных мероприятий [9; 31; 32; 37; 38; 39; 40; 41]. Повышение
внимания к среде как одному из факторов эффективного лечения, обучения
и социализации также в последние годы отмечается в медицине, социальной
работе и образовании [1; 5; 6; 7; 8]. Проникновение арт-терапии в
деятельность разных служб и учреждений определяет условия, в которых
проводятся арт-терапевтические мероприятия, накладывает свой отпечаток
на формирующиеся представления об арт-терапевтической среде.
Определения терапевтической среды
Используемые на сегодняшний день представления о терапевтической
среде и ее функциях тесно связаны с психологическими (прежде всего,
психодинамическими) теориями отношений, рассматриваемых в качестве
наиболее общей основы терапевтических изменений. Основное внимание в
этих теориях обращается на формирование терапевтических отношений,
обеспечивающих кристаллизацию психологических феноменов и взаимное
оформление личностного опыта клиента и психотерапевта. Терапевтическая
среда, наряду с другими факторами, создает условия для установления и
развития терапевтических отношений, основанных на доверии и
безопасности и на соблюдении терапевтических интересов клиента. Она
обозначает границы лечебного процесса и отношений клиента и терапевта,
которые неразрывно связаны с этическими принципами терапии.
В то же время, разные психотерапевтические подходы несколько по-разному
трактуют понятие терапевтической среды и наделяют ее разными функциями.
Нельзя не признать, что традиционные психодинамические и клинические
представления о терапевтической среде характеризуются существенными
отличиями от тех представлений, которые характеризуют постмодернистские
подходы, включая экотерапию, социально-ориентированные направления и
нарративный подход. Если в традиционных психотерапевтических подходах
(связанных, прежде всего, с психоанализом) терапевтическая среда
рассматривается преимущественно как «нейтральная»,
закрытая, устойчивая и находящаяся под контролем терапевта, то в
экотерапии и социально-ориентированных постмодернистских подходах она
представляется как более открытая и динамичная. Хотя клиенты могут
находиться в институциональной среде, поддерживается их перемещение в
более открытое социальное, культурное и природное пространство
— это важное условие достижения лечебно-профилактических и
реабилитационных эффектов. Перемещаясь в это пространство, клиенты, как
правило, занимают активную позицию. Они не только ощущают на себе его
воздействие, но и в той или иной форме сами воздействуют на окружающую
среду.
Представления о терапевтической среде на сегодняшний день не
исчерпываются теми ее смысловыми нагрузками и функциями, которые
связаны с процессом психотерапии и отношениями клиента и терапевта,
они зачастую также охватывают более широкий спектр отношений, формируемых
внутри лечебного учреждения между получателями и поставщиками услуг. В
эти отношения оказываются включенными полипрофессиональная бригада
специалистов и терапевтическое сообщество, медицинское и иное
оборудование лечебно-профилактического учреждения, родственники
пациентов, общественные волонтерские организации, принимающие участие
в процессе лечения, архитектура и дизайн помещений, искусство, природа
и иные элементы. Все они призваны создать атмосферу наибольшего
комфорта для получателей и провайдеров услуг и обеспечить оптимальный
лечебно-реабилитационный эффект. При рассмотрении терапевтической среды
в последние годы также имеют в виду ее физические, психологические и
социальные составляющие.
Арт-терапевтическая среда с точки зрения психоаналитического и
клинического подходов
Исторически клиническое направление в арт-терапии, особенно за
рубежом, тесно связано с психоанализом с его пониманием природы,
лечебных факторов и условий эффективной психотерапии. Несмотря на то,
что в последние годы психоаналитические представления в клиническом
подходе дополняются иными, не связанными с психоанализом концепциями,
следует кратко рассмотреть основные отличия психоаналитических
взглядов на терапевтическую среду.
Согласно психоаналитическим представлениям, психотерапевтическое
пространство рассматривается как особая среда, в которой происходит
взаимодействие между психотерапевтом и клиентом. Терапевтическая среда
должна быть достаточно закрытой, создавать ощущение доверия и
безопасности, защищать приватность и конфиденциальность
терапевтического альянса, минимизировать отвлекающие воздействия. Не
случайно при характеристике арт-терапевтического кабинета
подчеркивается психологическая атмосфера интимности [9], выступающая
предпосылкой формирования «экологии взаимного
влияния» [60].
Важным назначением психотерапевтической среды, согласно
психоаналитическим представлениям, является создание условий для
психологического регресса как важного условия проявления и осознания
привычных схем мышления и поведения клиента. Арт-терапевтический
кабинет служит для него своеобразным «убежищем»,
создает условия для дистанцирования от привычной среды
жизнедеятельности, поддерживает процессы активного воображения.
«Что бы здесь (в арт-терапевтическом кабинете) ни происходило,
— пишет J. Schaverien, — оно будет в той или иной
степени отделено от повседневной жизни… Это имеет очень
большое значение, так как без ощущения пространства, вынесенного за
пределы внешнего мира, будет сохраняться склонность пациента действовать
и реагировать неосознанно, то есть так же, как он вел себя в повседневной
жизни. Наличие же определенных границ обеспечивает возможность для
поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту
отстраниться от внешнего мира, что дает ему возможность психологического
регресса и функционирования в качестве наблюдателя за своим собственным
поведением» [75, c. 149].
J. Schaverien рассматривает физическую среду кабинета и похожие
на ритуалы действия арт-терапевта во время сеансов в качестве метафор
внешней рамки. Внутри этой внешней рамки есть еще одна —
внутренняя рамка, организующая создание образов и психические процессы
клиента. Она сравнивает данный процесс организации опыта путем его
помещения в рамку с видом из окна. Такая рамка акцентирует внимание на
том, что в конкретный момент времени представляет для клиента
наибольший интерес. Подходящая, умело организованная среда арт-терапии
формирует ощущение «расслабленного ожидания, повышенной
восприимчивости, блуждающего сознания и расфокусированного
восприятия» [Там же. С. 68]. Творческий процесс, протекающий
в такой среде, в основном отражает содержание внутреннего мира
(бессознательного) клиента, опосредует и потенцирует терапевтические
отношения.
Традиционный клинический подход к рассмотрению лечебной среды признает
ее как обеспечивающую охранительный режим и относительную изоляцию от
внешнего пространства в целях безопасности самого пациента и общества.
Это длительное время определяло систему содержания психически больных.
Основные признаки арт-терапевтической среды в соответствии с
психоаналитическими (и в определенной мере — клиническими)
представлениями — следующие:
• |
относительная закрытость внешних границ;
|
• |
фокусировка на терапевтических отношениях и внутриличностных процессах;
|
• |
дозирование психологической нагрузки;
|
• |
перемещения внутри терапевтической среды и из нее во внешнюю среду
контролируются/регламентируются;
|
• |
клиент имеет относительно незначительные возможности влияния на среду,
которая должна быть «нейтральной».
|
Зарубежные критики клинической модели в арт-терапии полагают также,
что защитная и контролирующая функции терапевта, распространяющиеся на
его отношение к среде терапевтического кабинета, отражают властные
отношения в обществе. Представители помогающих профессий не являются
«невинными», но реализуют определенную политику, основанную
на регламентированных статусных различиях в обществе, касающихся
поставщиков и получателей услуг (пациентов)» [72]. Клиническая и
психодинамическая модели в психотерапии с характерным для них пониманием
функций терапевтической среды оказываются детерминированными социальными
отношениями и интересами властных социальных групп, а также
представлениями о личности и процессе ее формирования, психической
норме и патологии и задачах лечения [69, с. 71].
По мере развития арт-терапии и ее возрастающего сближения с медициной
некоторые представители данного направления стали выражать сомнение в
том, что лечебные учреждения являются подходящей средой для
«созидания души» (“soul making”), по
выражению одного из лидеров американской арт-терапии S. McNiff
[60, c. 183]. Внутри профессиональной арт-терапии обозначилось
потивостояние между клинико-ориентированным подходом и
социально-ориентированным, более тяготеющим к восприятию среды
арт-терапевтической студии как открытой для влияний окружающего ее
пространства социума и культуры и способной вносить вклад в его
преобразование. В то же время нельзя не признать, что, даже в
соответствии с клиническими и психодинамическими представлениями,
характеристики терапевтической среды могут меняться, в зависимости от
этапа психотерапии (лечения). К концу курса лечения, например, внешние
границы становятся более проницаемыми, поддерживается перемещение во
внешнюю среду, и происходит фокусировка не только на терапевтических,
но и на внешних отношениях.
Среда современных медицинских (в частности, психиатрических)
учреждений более дифференцирована. В психиатрическом стационаре,
например, существуют «острые» отделения, предназначенные
для активного лечения пациентов с острыми психическими расстройствами.
Наряду с ними есть реабилитационное отделение, куда пациенты поступают
на долечивание и получение психологической и психосоциальной поддержки.
Такие отделения служат своеобразным «переходным пространством»,
в котором пациенты готовятся к перемещению в более открытую социальную
среду. В амбулаторных психиатрических учреждениях также существуют
разные отделения — «дневные стационары»,
реабилитационные блоки и т.п. Все это обусловливает большую вариативность
построения среды для лечебно-профилактических и реабилитационных занятий,
связанных с использованием искусства и арт-терапии, в медицинских
учреждениях.
Весьма показательной в этом отношении является деятельность
Алексианеровской психиатрической клиники г. Мюнстера (Германия),
превратившейся за последние годы в один из европейских центров развития
инновационных форм лечебно-реабилитационной работы, связанных с
творческим самовыражением психически больных людей. Художественное
отделение клиники под названием «Kunsthaus Kannen»
представляет собой отдельно стоящее здание с оборудованными на его базе
арт-мастерскими, выставочным залом, библиотекой книг по
изобразительному искусству и архивом художественных работ. Эта клиника
(главный врач — психиатр и психотерапевт Клаус Тельгер)
традиционно придавала большое значение созданию гуманной
институциональной среды, разные элементы которой (включая ландшафт,
расположенные на территории больницы культурные объекты, отношения
персонала и пациентов) способствуют наилучшим лечебно-реабилитационным
эффектам.
Арт-терапия и терапия занятостью на основе творческой деятельности
больных начали постепенно внедряться в клинике в 1980-е годы.
Постепенно сложились две основные формы использования изобразительной
деятельности больных с целью их лечения и реабилитации —
более динамичный и ориентированный на пациентов с небольшими сроками
стационарного лечения вариант проведения занятий (арт-психотерапия) и
студийный, предназначенный для пациентов с длительными сроками
госпитализации либо для проживающих на базе больницы.
С середины 1990-х годов деятельность художественного отделения
клиники выходит на новый уровень благодаря строительству для него
отдельного здания, формированию коллекции работ пациентов,
систематической организации выставок, обмену научно-методической
информацией с университетскими центрами, учреждениями здравоохранения
и культуры, расположенными в Германии и других странах. За 30 лет было
собрано более пяти тысяч работ пациентов. Они представляют собой не
только живописные и графические произведения, но и скульптуры. За
последние десять лет художественное отделение клиники выпустило
множество фильмов, отражающих творческие достижения больных.
К началу 2000-х гг. клиника превратилась в один из европейских
центров поддержки искусства в психиатрической среде, открытых для
ценителей такого искусства и уделяющих большое внимание не только
каждодневной работе с приходящими в студию больными, но и сохранению,
описанию и изучению их художественной продукции, ее продвижению на
арт-рынок. На базе художественного отделения «Kunsthaus
Kannen» прошло несколько крупных междисциплинарных
научно-практических конференций, посвященных творческой реабилитации и
арт-терапии, искусству аутсайдеров. Кроме того, начиная с 2009 г.,
раз в два года клиника организует международный форум художественных
ателье, в рамках которого свой опыт и работы больных представляют
десятки арт-студий из разных стран мира; также проводятся сопутствующие
симпозиумы и семинары.
Среда социальной арт-терапии
Важным вектором развития современной арт-терапии является социальная
арт-терапия [12; 14; 29; 30; 34]. В определенной мере она оказывает
влияние на арт-терапию клиническую. Социальная арт-терапия имеет ряд
характерных особенностей, а именно:
1. |
Ориентирована на предупреждение и смягчение проблем психосоциального
характера, связанных с отношениями людей и социальных групп.
|
2. |
Стремится к повышению эффективности деятельности, качества жизни и
отношений людей на основе фактора творческой активности.
|
3. |
Использует искусство как катализатор позитивных социальных изменений.
|
4. |
Направлена на устранение или смягчение негативных психосоциальных
последствий психических и соматических заболеваний —
стигматизации (клеймения), маргинализации, — а также возникающих
на их почве психогенных реакций и состояний дезадаптации.
|
5. |
Уделяет повышенное внимание реабилитации и социальной интеграции
(инклюзии) людей с ограниченными возможностями здоровья и представителей
групп риска.
|
6. |
Используется с целью развития организаций, личностного и профессионального
роста, духовного обогащения и развития людей.
|
7. |
Зачастую применяется за рамками учреждений здравоохранения, образования
и социальной помощи, либо, поддерживая с ними определенную связь,
стремится к большей автономности и независимости от них, аффилиируясь
с гражданскими инициативами, общественными объединениями,
негосударственными фондами.
|
8. |
Предполагает иной характер отношений между специалистами и получателями
услуг: они представляют собой, скорее, форму партнерских отношений,
нежели отношений эксперта и клиента (пациента).
|
Исторически социально-ориентированное направление в арт-терапии
(как более интегрированное в окружающее социокультурное пространство)
связано с моделью арт-терапевтического художественного ателье (студии)
и с «лечебным искусством» (therapeutic art),
придающим большее значение поддерживающим факторам, проявляющимся в
процессе творческой деятельности, нежели факторам, связанным с
терапевтическими отношениями или применением симптомо- и
личностно-ориентированных вмешательств [53; 56; 57; 58; 70]. Во второй
половине ХХ века студийный социально-ориентированный подход
развивался под влиянием гуманистической и холистической и адаптационной
моделей арт-терапии [11; 61; 62; 63; 66]. В последние годы он зачастую
приобретает форму социального активизма, сближается с движением за
развитие местных сообществ (community building) [13; 35; 42;
77; 79; 80].
L.G. Bronwen [20] считает, что студийный подход в арт-терапии
изначально располагался «на периферии» арт-терапии,
ориентированной на интеграцию в среду медицинских учреждений; однако
со временем, начиная с 1990-х годов, студия стала возрождаться и
приобрела новые импульсы для своего развития. Представители данного
направления в арт-терапии стали предпринимать попытки «включения
арт-студий в жизнь местных сообществ… Арт-терапия на базе
студий стала приобретать форму коллективной творческой активности,
выражая актуальные запросы и ресурсы сообществ» [Там же. С. 114].
Из «убежища» студия стала превращаться в передний край
социальной активности разных слоев населения.
Развитие новых форм арт-терапии, связанных с искусством как
проявлением социально активной позиции граждан, стимулировало развитие
новых концепций творческой деятельности. В отличие от классических
психодинамических концепций творческой деятельности, рассматривающих
ее преимущественно как акт свободного индивидуального самовыражения,
приводящего к отреагированию переживаний и внутрипсихических
конфликтов, новые концепции делают акцент на активизации внутреннего
потенциала адаптивности и сопротивляемости патогенным воздействиям
среды. Повышенное внимание обращается на развитие позитивных социальных
связей, сплачивание сообществ на основе совместных занятий творческой
деятельностью в условиях открытых студий или ателье. Творческая
деятельность в рамках этих новых концепций зачастую также
рассматривается как ориентированная на преобразование окружающей среды
личностью и социальной группой.
Одну из новых концепций творческой деятельности, поддерживающих
социально-ориентированную арт-терапию, развивает такой автор, как
S. Levine [54; 55]. Согласно S. Levine, творческая деятельность
— это созидательная активность субъекта в широком смысле слова.
Она имеет своей главной задачей не столько индивидуальное личностное
самовыражение, сколько созидание мира не только для себя, но и для
других. S. Levine [55] отмечает, что, в соответствии с данной
концепцией, «творческая деятельность представляет собой не
какую-то узкоспециализированную форму художественного творчества, но
является выражением и развитием базовой способности людей к оформлению
среды жизнедеятельности. Человеческие существа отличаются от других
биологических видов тем, что они адаптированы не к какому-то
определенному физическому и природному месту обитания, но обладают
способностью сами создавать для себя подходящие условия, используя
возможности разных условий среды. Создавая для себя подходящие условия,
человек оформляет и реорганизует среду обитания. Он создает мир и, тем
самым, творит себя» [Там же. С. 23–24].
Данная концепция позволяет переосмыслить роль терапевтической среды,
в частности, среды арт-терапии, как создающей условия для оформления и
организации среды обитания в разных смыслах этого слова. Другой
известный представитель американской арт-терапии, S. McNiff [63],
передает эту идею следующим образом: «Арт-терапевтическая студия
поддерживает веру в то, что небольшие группы людей, формирующие
творческие сообщества, могут влиять на социальную среду… Самые
сложные проблемы могут решаться благодаря совместной творческой
активности людей, объединенных на основе определенной жизнеутверждающей
задачи…» [Там же. С. 83].
C. Moon [67] убедительно выражает данную позицию, отмечая:
«Наша миссия очевидно связана с развитием местных сообществ,
а не с помощью отдельным лицам. Сейчас профессиональные границы
арт-терапевта зачастую размыты. Все, кто работает на базе студии,
оказывают помощь друг другу, и никого не воспринимают здесь как
«пациента». Поэтому нередко сложно определить, кто
посещает студию за счет средств страховой медицины, а кто работает на
базе студии и получает за это заработную плату. В студии ощущается
особая атмосфера погружения в мир творчества, это иная атмосфера, чем
та, которая характерна для арт-терапевтических кабинетов на базе
больниц. Они более удалены от мест проживания и жизнедеятельности
людей. В студии ощущается присутствие родственников клиентов,
арт-терапевтов, студентов-практикантов, представителей мира искусства.
Все они работают в одном пространстве, создавая новое качество жизни и
особую общность» [Там же. С. 4].
В последние годы реализуется все больше проектов с участием
арт-терапевтов и художников за рамками медицинских учреждений.
Арт-терапия в буквальном смысле «выходит на улицы», в
места проживания и жизнедеятельности людей. Это существенно влияет на
современное понимание арт-терапевтической среды. Оно наполняется новым
содержанием. В противоположность психоаналитическому, клиническому
взгляду на терапевтическую среду, социально-ориентированный подход в
арт-терапии рассматривает ее как «переходное пространство»
в отношениях клиента с более широкой социокультурной и природной средой,
поддерживает его включение, реинтеграцию в эту среду. Основные
признаки арт-терапевтической среды в соответствии с представлениями
социальной арт-терапии следующие:
• |
открытость внешних границ;
|
• |
перемещения в терапевтической среде (студии) и из нее — во внешнюю
среду происходят более свободно и контролируются самими клиентами как
художниками;
|
• |
студия выступает в качестве среды творческого взаимодействия личности
с разными субъектами и объектами отношений;
|
• |
клиент имеет значительные возможности влияния на арт-терапевтическую
среду; его творческое воздействие на нее рассматривается как важное
условие изменения его внешних отношений, отношения к самому себе,
способствует формированию художественной (творческой) идентичности;
|
• |
арт-терапевтическая среда по определению не может быть
«нейтральной», она несет на себе отпечаток социальных,
политических, культурных воздействий.
|
Обсуждая то, как социальный активизм может быть реализован в терапии
искусством, K. Estrella [29] отмечает, что от специалистов в этой
области требуется «…признание комплекса социальных проблем
и их причин, связанных с социальной политикой, экономикой и отношениями
с окружающей средой. Эти проблемы охватывают разные сферы. Наряду со
многим другим, к ним относятся проблемы окружающей среды, требующие
соответствующих общественных инициатив…» [Там же. С. 51].
Ярким примером социально-ориентированного подхода в арт-терапии и
его влияния на представления об арт-терапевтической среде могут служить
многие современные амбулаторные художественные ателье. В отличие от
ранних художественных ателье в психиатрических больницах, рассчитанных
на пациентов с длительными и практически неограниченными сроками
госпитализации, многие современные ателье представляют собой такое
творческое пространство, которое максимально приближено к жизни
пациентов за пределами клиник.
Весьма интересным является опыт арт-мастерской и гостевого дома для
выписавшихся из стационара психически больных
«Durchblicke. V.» в Лейпциге. Переживающие
трудности социальной адаптации после выхода из больницы пациенты имеют
возможность не только вместе обустраивать свой быт и брать на себя
ответственность за свою жизнь (под контролем социальных и медицинских
работников), но и совместно заниматься творчеством. Жители гостевого
дома работают в художественной мастерской, реализуют ландшафтные
проекты, создают инсталляции и художественные росписи в городской
среде, претворяют в жизнь другие творческие акции, в том числе с
использованием элементов перформанса.
Центр «Die Schlumper» в Гамбурге представляет
собой художественную мастерскую, выставочный зал и кафе, открытые в
1998 г. История его создания начинается в 1980 г. с проекта
«Искусство в архитектуре», реализованного на базе учреждения
для инвалидов под названием «Alsterdorfer Anstalten».
Художник Рольф Лауте, в настоящее время являющийся директором
«Die Schlumper», расписал вместе с пациентами стену
в фойе этого учреждения. Обнаруженные художественные таланты пациентов
вдохновили Лауте на продолжение проекта. В 1984 г. в подвале
«Stadthaus Schlump» была открыта первая
специализированная художественная мастерская. Место расположения
мастерской подсказало ее название. Благодаря поддержке группы под
названием «друзья Шлюмпер» и сотрудничеству с Департаментом
труда, здравоохранения и социального развития города стали осуществляться
дальнейшие мероприятия этого учреждения, которые постепенно начали
приносить учреждению и пациентам доход.
В настоящее время работы пациентов этого центра обрели мировую
известность. Их произведения украшают дома, размещаются на плакатах, в
альбомах и на обложках книг. Их приобретают частные лица и организации.
Их также арендуют фотографы, кинематографисты и ценители искусства. В
учреждении на постоянной основе работают более двадцати самодеятельных
художников в возрасте от 28 до 80 лет. Они ежедневно занимаются в
студии с 9.00 до 17.00. В выставочном зале центра представлены как
старые, так и новые работы его посетителей, а также пациентов других
учреждений. Кафе создает условия для сближения и общения пациентов и
персонала учреждения с гостями. В магазине учреждения можно приобрести
книги, каталоги, красочные открытки, плакаты и, конечно, сами работы
«шлюмперов».
В Гамбурге имеется еще одно весьма интересное творческое пространство
для больных под названием «Die Maler». Оно представляет
собой художественную мастерскую, на базе которой сложился творческий
союз профессиональных художников и психически больных людей без
какого-либо художественного образования, увлеченно занимающихся
изобразительным искусством. В последние годы члены этого творческого
союза не только участвуют в различных художественных выставках и
аукционах, но и стремятся выпускать новые виды
художественно-полиграфической продукции.
Несколько лет назад в Роттердаме путем преобразования социального
центра для инвалидов по психическому заболеванию был создан творческий
центр «Herenplaats», включающий в себя художественное
ателье и галерею. В плане организации, функций и решаемых им задач
центр во многом напоминает вышеназванные учреждения. Его директор Фриц
Кроннерт стремится представить творческие достижения больных в обществе.
Амбулаторное художественное ателье зачастую имеет значительное
сходство с социальными клубами и общественными организациями —
своеобразными терапевтическими сообществами — объединяющими
пациентов и здоровых людей (в том числе, художников) на основе
общности их творческих интересов. Во многих случаях для таких учреждений
характерны весьма демократичная атмосфера и делегирование части
ответственности за разные аспекты функционирования ателье пациентам,
что может выступать одним из факторов их активизации, поддержки и
восстановления их социальных навыков.
Определение терапевтического пространства с точки зрения экопсихологии
и психологии окружающей среды
Психология окружающей среды позволяет расширить представление об
арт-терапевтическом пространстве и его отношениях с природной и
антропогенной средой. Психология окружающей среды является сравнительно
новой научно-практической дисциплиной, фокусирующейся на изучении
отношений человека со средой обитания. Дисциплина рассматривает понятие
среды широко, включая в нее не только природную среду, но и разные
институциональные среды, архитектуру, информационную среду и многое
другое. Одним из приоритетных направлений в развитии данной дисциплины
являются исследования экологии окружающей среды, затрагивающие проблемы
здоровья населения. Как отмечает R. De Young [26], «…в
связи с тем, что проблемы экологии приобретают особо острый характер и
привлекают к себе значительное внимание, в том числе, в сфере социальных
наук, дисциплина активно занимается изучением того, как люди
взаимодействуют со средой обитания, влияя на нее, и как, в свою очередь,
среда влияет на них» [Там же. С. 17].
Психология окружающей среды исследует влияние среды на поведение,
здоровье и психологическое благополучие человека. Одна из важных идей,
заложенных в психологии среды и способных оказать влияние на развитие
эко-арт-терапии, состоит в том, что человеческие существа способны к
активному взаимодействию со средой, в том числе, в интересах своего
выживания [Там же]. «Хотя имеется много вопросов, связанных с
взаимодействием человека со средой, которые требуют более пристального
изучения, концепция рационального человека (reasonable person model)
и используемые нами экспериментальные модели адаптивного оформления
среды (adaptive muddling) служат основой для разработки и
использования творческих вмешательств, способных мобилизовать в людях
самые лучшие качества. Используемые вместе, данные концепции и модели
позволяют сформировать такие программы по работе с населением, которые
раскроют заложенные в них способности к исследованию и пониманию среды,
повышению своей компетентности, исполнению ответственных ролей,
необходимых для решения задачи сохранения среды и ее ресурсов. Данные
концепции и модели связаны с представлением о человеке как активном,
целенаправленном субъекте, а не только реципиенте информации, идущей из
внешней среды и от экспертов» [Там же. С. 32].
Одна из ключевых, очень важных тем, звучащих в литературе, посвященной
исследованиям в области психологии окружающей среды, заключается в
признании того, что сохранение, восстановление и создание комфортной и
здоровой среды обитания способствует ощущению эмоционального комфорта
и благополучия и повышает эффективность поведения [25; 49]. Психология
окружающей среды поддерживает идею участия (participation) и
ставит в качестве одной из задач «повышения уровня вовлеченности
граждан в обустройство среды обитания, а также в различные инициативы,
направленные на поддержание ее в благополучном состоянии. Данное
направление работы связано не только с экологическим просвещением, но
и с формированием у людей готовности к заботе о среде обитания»
[25, c. 224].
Хотя идеи и данные исследований, связанные с психологией окружающей
среды, пока малоизвестны большинству арт-терапевтов и иных специалистов
сферы психического здоровья, отмечается постепенное повышение интереса
некоторых из них к осмыслению среды в разных смыслах этого слова [3;
17; 18; 19; 20; 23; 24; 31; 38; 41; 52; 67]. Арт-терапевты начинают
все больше интересоваться комплексными процессами взаимодействия в
терапевтической среде, пытаясь выйти за границы традиционной триады
«клиент-терапевт-артобъект». По мнению C. Moon [66],
«архитектура, дизайн интерьеров, ландшафтная скульптура и
инсталляция приобретают для нас значение по мере того, как мы
проникаемся интересом к физической среде как среде для искусства и
творчества» [Там же. С. 83].
D. Kalmanowitz and B. Lloyd [38; 39; 40; 41] описывают
модель «портативной студии», созданную ими в результате
проведения арт-терапии в лагерях беженцев. При отсутствии условий для
создания полноценной среды для занятий эти авторы попытались
использовать те возможности, которые предоставлял выход за
пределы здания. Модель «портативной студии»
«основана на представлении о том, что клиенты арт-терапии
обладают внутренними ресурсами, способностями к адаптации и той
внутренней культурой, которая помогает им выражать себя, даже
находясь в неподходящих условиях для творчества, но при этом не
ощущая себя жертвой обстоятельств…» [41, c. 123].
Они также заметили, что беженцы и иные группы клиентов, участвующих
в арт-терапии, устанавливают особые отношения с окружающей средой.
Благодаря этим отношениям и творческому взаимодействию со средой они
получают положительные психологические эффекты.
Персонализация
В публикациях по психологии окружающей среды также используется
выражение «персонализация среды» [36], связанное с
представлением о «средовой идентичности». Под
персонализацией среды понимается ее индивидуальное структурирование
человеком — субъектом или группой. Именно персонализация
среды выражает индивидуальность субъектов и групп в их пространственных
и временных отношениях со средой, их уникальность. Невозможность
персонализировать среду приводит к появлению чувства отчужденности от
нее, ее чужеродности и, как следствие, чувству незащищенности,
неуверенности, «потере себя».
Персонализация среды имеет важное значение в арт-терапии, во многом
определяя особый характер взаимодействия участников занятий с окружающим
их пространством. Она выступает одним из условий решения таких важнейших
задач арт-терапии, как:
• |
личностная реконструкция (коррекция нарушенных отношений личности);
|
• |
формирование или восстановление здорового образа «Я»;
|
• |
совершенствование адаптивных моделей поведения, основанных на
творческом взаимодействии со средой, а также деятельности, проактивности;
|
• |
поддержка художественной (творческой) идентичности клиентов;
|
• |
обретение экзистенциальных, духовных ориентиров и смыслов существования.
|
Хотя персонализация в какой-то мере происходит также в иных условиях,
в частности, в других формах психотерапии, лечебной и социальной работы,
ее значение и способы ее достижения в арт-терапии особые. В арт-терапии
персонализация среды достигается на основе художественно-творческой
деятельности клиента, создания изобразительной продукции с ее
индивидуально неповторимым стилем и содержанием, обозначения авторства,
времени создания работ, их названия, экспонирования работ, создания и
оформления индивидуального портфолио или места для хранения созданной
продукции.
При некоторых формах общинной, социально-ориентированной и ландшафтной
арт-терапевтической практики персонализация может достигаться за счет
воздействия на более широкую окружающую среду — природную,
антропогенную, информационно-виртуальную. Персонализация среды в
арт-терапии может также осуществляться следующим образом:
• |
путем выбора и оформления определенного рабочего места в общем
пространстве арт-терапевтического кабинета (студии);
|
• |
выделением клиенту персональной студии;
|
• |
посредством выбора, подготовки и хранения клиентом персональных
художественных материалов (которыми пользуется только он);
|
• |
с помощью «маркировки» элементов среды арт-терапевтического
кабинета путем их творческого «присваивания»;
|
• |
если участникам арт-терапии разрешается осваивать среду за пределами
кабинета, то они могут проявлять инициативу в оформлении этой среды,
создавать ландшафтную скульптуру, инсталлировать найденные объекты;
|
• |
путем фотографирования и видеосъемки клиентами целостной среды или ее
элементов (прежде всего, своей продукции) а также себя в среде, в том
числе вместе с созданными произведениями.
|
Наряду с арт-терапией, персонализация среды особенно ярко
проявляется в творчестве художников-аутсайдеров, самодеятельных
художников, использующих разные формы «уличного искусства»
(street art), общинного, ландшафтного искусства. Эти тенденции
могут поддерживаться арт-терапевтами путем реализации соответствующих
проектов общинной, социальной арт-терапии, «искусства местных
сообществ».
В случае персонализации пространственной среды происходит
опредмечивание («материализация») в пространстве человеком
своей индивидуальности, отождествление индивидом части окружающего его
пространства с самим собой, со своей личностью. Иными словами, происходит
наделение части пространства той субъективностью, которая присуща данному
индивиду или группе. В процессе «персонализации» среды в ней
не только фиксируются уже сформировавшиеся качества личности человека и
его идентичности, но и совершаются их дальнейший рост, развитие и
трансформация, в том числе за счет интеграции новых компонентов
идентичности.
Особенно сильно потребность человека в персонализации среды может
проявляться в экстремальных ситуациях, в частности, у маргинальных
групп, лиц, вынужденных оставить привычную среду пребывания и
жизнедеятельности (беженцы, военнослужащие, лица, помещенные в
соматическую или психиатрическую больницу, исправительное учреждение,
места временного содержания и т.п.).
Разные способы персонализации среды и установления над ней контроля
посредством творческих инициатив могут быть использованы
арт-терапевтами, а также другими помогающими специалистами в
деятельности медицинских, образовательных и социальных учреждений.
Подобные инициативы могут рассматриваться в качестве одной из
эффективных форм поддержки механизмов творческой адаптации личности,
средства гуманизации среды. Это может иметь важное значение в
реабилитации разных контингентов — людей с ограниченными
возможностями здоровья, наркозависимых, переживающих процесс
межкультурной адаптации и других.
Важное значение для понимания психологии отношений человека со средой
могут иметь представления о психологии деятельности, заключающиеся в
том, что «в деятельности … осуществляется …
единство субъекта и его действительности, личности и среды»
[4, c. 20] и что «… предмет становится средой, лишь вступая в
действительность деятельности субъекта как в один из моментов этой
действительности» [Там же. С. 8]. Феномен персонализации
среды отражает потребность человека в установлении контроля над средой,
в ее физическом или психологическом «присваивании».
Феномен персонализации среды может быть также обоснован с использованием
представлений этологической теории искусства E. Dissanayake [27],
которая отмечает, что «человек обладает естественным стремлением
осваивать среду, упорядочивать и вносить в нее смысл» [Там же.
С. 113–114].
Экотерапевтическая и эко-арт-терапевтическая перспектива восприятия
терапевтического пространства
Развитие психологии окружающей среды и социально-ориентированных
подходов в терапии искусством (в частности, арт-терапии) способствовало
расширению представлений о терапевтическом пространстве. Дальнейшее
развитие этих представлений связано с экопсихологией и экотерапией.
Согласно T.J. Doherty [28], экопсихологию можно рассматривать
как широкое социальное движение, признающее тесную связь между
эмоциональным благополучием и здоровьем населения и благополучием
природной среды. Эта идея приобретает особую актуальность в связи с
развитием современного экологического движения, особенно такого его
крыла, как «глубинная экология» («deep
ecology») [68]. Миссия экопсихологии, как заявил T. Roszak
[73], состоит в утверждении эмоциональных связей человека с природой
как важнейшего условия его эмоционального и физического здоровья.
Соответственно, не столько сдерживание экономического развития,
основанное на переживании страха и вины, сколько укрепление
положительных связей человека со средой рассматривается как более
эффективный путь решения экологических проблем. Экопсихология
отличается от других направлений психологической науки и практики,
связанных с изучением среды, акцентом на холистических, телесных,
экзистенциальных и духовных аспектах связи человека с природой.
Термин «экотерапия» обозначает различные методы
физического и психологического целебного воздействия, основанные на
контакте человека с природной средой [22, c. 18]. Формы и методы
работы, используемые в экотерапии, разнообразны; они включают:
выполнение различных индивидуальных и групповых практик в парках и
дикой местности; взаимодействие с животными, посадку растений и создание
садов (анималотерапия и гарденотерапия); телесноориентированные
практики, техники, основанные на медитации и визуализации; ведение
рефлексивных дневников и др.
Отдельную группу экотерапевтических методов составляют методы,
основанные на творческом взаимодействии с природной средой с
использованием разных экспрессивных форм — изобразительной
деятельности (включая фотографию, инсталляции, лэнд-арт, ландшафтную
скульптуру и т.д.), движения и танца, музыки, драматизации (ландшафтный
театр и ритуалы), повествовательной активности (eco arts therapies,
nature-based expressive therapies). Наиболее полное изложение
теоретических основ и приемов эко-арт-терапии и
экологически-ориентированной терапии искусством содержится в недавно
изданной работе под названием «Зеленая студия: природа и
искусства в терапии» [52].
Экотерапия с характерным для нее пониманием задач и условий эффективной
помощи обнаруживает ряд принципиальных отличий от большинства
«классических» направлений психотерапии, включая
классический психоанализ и большую часть психодинамических терапий,
когнитивно-поведенческую и экзистенциально-гуманистичесую психотерапию.
Это особенно бросается в глаза при рассмотрении сущности и роли
терапевтических отношений как фактора положительных изменений, а также
содержания и границ терапевтической среды. В то же время, нельзя не
признать того, что экотерапия, как и большинство «классических»
и современных психотерапевтических подходов, базируется на психологических
теориях отношений, рассматриваемых в качестве наиболее общей основы
терапевтических изменений.
Однако если основными участниками системы терапевтических отношений
в большинстве психотерапевтических направлений выступают клиент и
психотерапевт, то в экотерапии природа становится третьим полноправным
ее участником. По мнению Berger [17], в такой частной форме экотерапии,
как природная терапия, «…в центре внимания оказывается то,
как природа и отношения клиента с природной средой могут дополнять
характерные для большинства психотерапевтических методов отношения
клиента с терапевтом. Природа не только расширяет границы физического
пространства терапевтического взаимодействия, поскольку предусмотрен
выход за пределы замкнутой и статичной среды в более открытую и
динамичную природную среду, но и расширяет дискурс терапевтических
отношений. Они начинают включать не только отношения человека с
человеком, но и отношения человека с неантропоморфными формами
жизни» [Там же. С. 57].
A. Burls [21] использует понятие «современная экотерапия»,
обозначая им такие виды экотерапевтической практики, при которых
клиенты занимают активную позицию в отношениях с природой и включаются
в какую-либо деятельность, связанную с заботой о природе. При этом она
апеллирует к данным исследований в области терапевтических,
восстановительных эффектов, связанных с тремя основными видами контактов
пациентов с природной средой:
• |
когда пациенты созерцают природные ландшафты или объекты (включая образы
природы на картинах, фотографиях или видеофильмах);
|
• |
когда они непосредственно погружены в природный ландшафт, но занимают
пассивную, рецептивную позицию;
|
• |
когда они активно вовлекаются в определенную деятельность, взаимодействуя
с природной средой.
|
Хотя все три вида контактов с природой используются в рамках
экотерапевтических программ, A. Burls считает, что последний вид
контактов обладает наибольшими терапевтическими возможностями. Они
связаны, в частности, с такими формами экотерапевтической практики,
при которых пациенты занимаются посадкой и уходом за растениями,
путешествиями, верховой ездой в природной среде и некоторыми другими.
По мнению A. Burls [Там же], характерная для современной
экотерапии активная позиция пациентов также является важным фактором
изменения коллективного поведения. Поведенческие интервенции
более успешны, когда определенные выгоды получают как субъекты
деятельности, так и та сторона, объект или иной субъект, на которые
эта деятельность направлена.
В сфере психического здоровья, например, это может быть связано с
таким типом отношений между получателями (пациентами) и поставщиками
услуг (медицинскими и иными работниками), когда первым передается часть
ответственности за ту или иную деятельность, связанную с воздействием
на других субъектов или объекты (например, природную среду). Как
отмечает A. Burls [Там же], «в рамках экотерапевтического
подхода клиенты становятся активными субъектами деятельности. Они
перестают быть исключительно теми, на кого направлено воздействие, а
сами начинают оказывать определенное воздействие на окружающую среду.
За счет этого более успешно достигаются лечебно-реабилитационные эффекты,
и меняются поведение и образ жизни. Они начинают чувствовать себя как
способных влиять на окружающую среду и сообщество. Все большее число
людей учатся бережно обращаться с природой и заботиться о ней, начинают
воспринимать имеющиеся в их распоряжении природные очаги как источники
здоровья и благополучия» [Там же. С. 35].
Экопсихология и экотерапия (включая эко-арт-терапию) придают важное
значение восстановлению и укреплению индивидуальной и коллективной
экоидентичности как условию укрепления природосберегающих установок и
образа жизни. Поскольку экопсихология и экотерапия признают тесную
связь эмоционального благополучия и здоровья человека с благополучием
и «здоровьем» окружающей среды, экотерапевтические практики
используют преимущественно естественную природную среду. В связи с этим
необходимо уточнение того, что такое естественная природная среда. По
мнению R. De Young [26], по мере развития экопсихологических исследований
и методологии экопсихологии, стало понятно, что разделение антропогенной
и естественной природной среды не всегда возможно и малопродуктивно.
Очевидно, что даже в городе очень сложно найти пространства, совершенно
лишенные природных объектов, поскольку люди ощущали бы себя в такой
среде очень плохо.
С другой стороны, «очень сложно найти совершенно дикую природу,
где не ступала бы нога человека. Психология окружающей среды признает,
что практически все люди имеют опыт взаимодействия с природой в ее
разных проявлениях, хотя в ней обычно присутствуют следы человеческого
воздействия. Это хорошо видно на примере городских парков и набережных,
зоопарков и аквариумов, скверов и мест для медитации, терренкуров и
дорожек для велосипедистов, маршрутов для прогулок в горах и во многих
других случаях. Природу или отдельные природные объекты можно видеть
практически из окон любого дома… Природа присутствует в нашей
жизни в виде шума листвы и потоков воды, весеннего ливня, полной луны,
океанских волн, и все эти проявления имеют потенциал психологического
воздействия на человека» [Там же. С. 18].
В то же время, необходимо определение характеристик той среды, которая
может быть использована в процессе экотерапевтических практик, включая
эко-арт-терапию. Хотя определенная часть занятий или некоторые из них
целиком могут проходить в помещениях, например, в арт-терапевтическом
кабинете или студии, особое значение имеют занятия на свежем воздухе, а
также взаимодействие участников занятий с природной средой. При этом
среда может быть весьма разнообразной. Даже в городе трудно найти
места, совершенно лишенные природных объектов, таких как деревья,
газоны, водоемы, панорамы неба и другие, с которыми могут
взаимодействовать участники занятий. Большинство городов и населенных
пунктов также включают «зеленые зоны», такие как
парки и скверы. Даже в центре мегаполисов нередко можно найти анклавы с
большим разнообразием растительных форм.
Может быть использован широкий спектр разных сред, характеризующихся
различным сочетанием природных и неприродных объектов. Ответом на
вопрос «Сколько природы необходимо для проведения
экотерапевтических практик?» может быть: разнообразные
ландшафты, в которых природа представлена в том или ином виде. Это
может быть и зеленая зона вокруг больницы или школы, и более дикая
природа, находящаяся на том или ином удалении от населенного пункта.
Экотерапевтические, эко-арт-терапевтические занятия могут проводиться с
любой среде, где есть природа или отдельные природные объекты, однако
важно, чтобы «именно они были в центре внимания и составляли
основу для работы» [17, c. 240].
Не обязательно, чтобы все экотерапевтические практики проводились на
свежем воздухе. Иногда выходу в природную среду будет препятствовать
физическое или психическое состояние участников, создающее риск
нежелательных последствий для их здоровья. Можно использовать разные
виды экотерапевтической и эко-арт-терапевтической активности, даже
оставаясь в помещении. Принципиально важно также признать, что
восприятие природной среды и объектов и способы взаимодействия с ними
определяются не только их качеством и количеством, но тем отношением,
которые человек с ними устанавливает, и мотивами его деятельности. Ниже
более обстоятельно рассматриваются некоторые особенности восприятия
природной среды, имеющие важное значение для экотерапии, включая
эко-арт-терапию.
1. Взаимодействие с природной средой отличается
особым качеством и направленностью внимания, что может обусловливать
особые эффекты ее воздействия на человека. Некоторыми авторами описан
«микровосстановительный эффект» [46; 47] пребывания в
природной среде (с ее разнообразными полимодальными стимулами),
связанный с «созерцательным погружением» в нее. Отвечая
на вопрос о том, в чем, прежде всего, состоит благотворный эффект
созерцания природных пейзажей, R. Kaplan [44; 45] подчеркивает
снижение «ментальной усталости», которая возникает в
результате длительной и непрерывной, хотя и интересной работы.
Данный автор рассматривает два вида внимания. Один из них представляет
собой направленное, или активное, внимание, которое требует затрат
психической энергии и неизбежно приводит к переживанию усталости.
Другой — «зачарованное внимание» (fascination),
не требующее усилий и доставляющее удовольствие. «Ментальная
усталость» возникает вследствие первого типа внимания [44], в
то время как второй тип внимания характеризует восприятие природной
среды, вызывая состояние «спокойной зачарованности»
(«quiet fascination») [Там же. С. 103]. Если
человек пребывает некоторое время в этом состоянии, то эффект
«ментальной усталости» снимается.
Следует также признать, что в процессе эко-арт-терапевтических видов
деятельности внимание участников направлено не только во внешнюю среду,
но и во внутреннюю; оно предполагает созерцание «внутренних
пейзажей» эмоциональных состояний, физических ощущений,
представлений, фантазий и свободных ассоциаций. В процессе творческой
деятельности происходит взаимодействие и «слияние»
внутренних и внешних объектов. Этот процесс тесно связан с
символообразованием, являющимся важнейшим фактором терапевтического
взаимодействия в арт-терапии.
2. Дифференциация «центральных» и
«периферических» частей и объектов среды. В восприятии
природной среды важную роль играет перцептивное отношение
«центр-периферия». Это означает, что в восприятии
пространства природной среды происходит субъективное выделение его
«центральной части», которая оценивается субъектом
выше, чем «периферическая». Разделение «центра»
и «периферии» имеет условный характер, определяясь как их
социокультурным значением, так и важностью для жизнедеятельности разных
биологических видов. Определенную роль играют эстетические качества
объектов, а также их функции упорядочивания и организации среды и
протекающих в ней процессов за счет регулярности-повторяемости,
доминантности и других свойств. В качестве центральных и более
важных элементов чаще всего субъективно выделяются источники воды,
небесные светила — солнце, луна, звезды — и их перемещения
по небосводу, возвышенности (гора, холм), камни, доминирующие
растительные формы и другие. Нередко повышенное значение придается
тем элементам среды, которые обеспечивают большую безопасность и
приватность, имея естественные границы и выступая подобием дома или
укрытия. На использовании таких естественных форм или их создании
(или оформлении) участниками занятия основаны некоторые виды
эко-арт-терапевтической практики [17; 18; 19; 52].
3. Естественная природная среда может восприниматься
двояко, что может быть связано с двумя формами взаимодействия с ней.
Первый способ связан с восприятием среды как совокупности объектов,
второй — с ее восприятием в качестве единого живого целого,
иногда воспринимаемого как «субъект». Два данных типа
восприятия и взаимодействия со средой могут быть также связаны с двумя
этическими позициями и способами отношений со средой —
утилитарно-потребительской, субъект-объектной и ценностной,
субъект-субъектной. Вступая в первый тип отношений со средой, человек
познает и осваивает, организует и подчиняет ее своим интересам. Вступая
во второй тип отношений с природной средой, человек привносит в них
экзистенциальные и духовные компоненты опыта, переживает природу как
нечто прекрасное, формирует эмоциональную привязанность к природной
среде, переживает ее как «значимого другого» —
подобие родительской фигуры, учителя, партнера и т.д.
Хотя эти два типа отношений с природой возможны и необходимы, у
современного человека преобладает первый тип отношений. Как отмечает
R. Berger [17], «в целом, можно говорить о двух типах
отношения человека с природой. Первый является инструментальным и
связан с восприятием природы главным образом как источника удовлетворения
потребностей человека. Второй тип отношений человека с природой связан
с признанием самоценности природы и ее права на существование,
независимо от нужд человека» [Там же. С. 63–64].
Зеленая студия
В настоящее время в общественном здравоохранении и социальной политике
развитых стран мира наблюдается тенденция к использованию природной среды
в качестве важного фактора укрепления здоровья населения. Как отмечает
один из ведущих британских экспертов в области экологии здоровья
A. Burls, «укрепление здоровья населения на основе
активизации контактов с природной средой, «зелеными пространствами»
выступает важной инновацией в общественном здравоохранении»
[21, c. 27]. Сады, парки и другие доступные «зеленые
пространства» предлагается рассматривать в качестве важных
ресурсов сохранения здоровья, которые могут быть наилучшим образом
использованы на основе социально-экологического подхода.
Концепция «Зеленой студии» является не экзотической
или романтической затеей, но весьма практичной и способной открыть
новые возможности для специалистов в области терапии искусством для
реализации эффективных и экономичных видов медицинской, психологической
и социальной помощи населению. Модель «Зеленой студии»/Эко-студии
может быть охарактеризована как форма организации терапевтической
среды, имеющей признаки «портативной студии» [40; 41]
и являющейся частью природного ландшафта, которая может быть выбрана,
творчески обустроена и персонифицирована клиентами и сообществами.
«Зеленая студия» не обладает постоянством в такой мере,
как традиционное терапевтическое пространство, и отличается сочетанием
статических и динамических свойств. Ее динамические свойства
определяются более открытыми физическими границами и возможным
воздействием природных процессов и других людей на то, что происходит
внутри среды.
Если «Зеленая студия» создается как доступная природная
зона, часть институциональной среды (больницы, реабилитационного центра,
приюта, интерната и т.д.) или территория, примыкающая к частному
консультативному или арт-терапевтическому центру, ее могут контролировать
получатели и поставщики услуг, и влияние посторонних лиц будет
минимизировано. Если же «Зеленая студия» является частью
муниципальной собственности (например, парка) или «дикой
местности», специалисты и клиенты не могут контролировать ее
территорию. Однако даже в этом случае в результате терапевтических
отношений и разных видов деятельности, направленных на творческое
освоение среды, у клиентов может формироваться чувство большей
безопасности, предсказуемости и порядка. Такие виды деятельности могут
включать индивидуальную «маркировку» и персонализацию среды,
например, путем расположения камней в определенном порядке, создания
ландшафтной мандалы или символического «дома» в природной
среде, посадки растений, исполнения ритуалов. Для поддержания чувства
безопасности и предсказуемости среды также имеет значение регулярность
и структурирование времени занятий. Кроме того, любая природная среда
содержит более или менее распознаваемые физические маркеры или
символические элементы порядка и предсказуемости, которым обычно
придается повышенное значение и субъективно отводится центральное
место. Клиенту можно предложить найти или самому создать их.
Сочетание различных факторов, включая терапевтические отношения
и отношения клиента со средой, при которых он становится активной
стороной, которая выбирает, творчески осваивает, создает и организует
среду и о ней заботится, «поддерживает эмоциональное и
физические обживание пространства и чувство привязанности к
месту» [21, с. 17]. «Зеленую студию» можно
рассматривать как место, к которому у человека формируется
привязанность, и которое становится «особенным» местом,
когда он реализует свою способность заниматься искусством [27].
«Зеленая студия» является зримым выражением творческой
функции поэзиса, выходящей за рамки традиционного понимания
природы и функции искусства лишь как формы самовыражения и означающей
способность человека реагировать на окружающий мир [54]. Как поясняет
S. Levine, функция поэзиса реализуется наилучшим образом
в совместной деятельности с другими. «Зеленая студия»
существует не только в интересах субъекта (клиента), но и в интересах
тех, кто взаимодействует или будет взаимодействовать с этим местом
— как людей, так и иных форм жизни. Поэтому «Зеленую
студию» следует рассматривать как место для укрепления не
только собственного здоровья и психофизического благополучия
(микро-уровень), но и здоровья и благополучия сообщества и среды
(макро-уровень) [21].
Литература
1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания. – М.: Московский психолого-социальный
институт, 1999.
2. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия.
– М.: Когито-Центр, 2015.
3. Копытин А.И., Корт Б. Техники ландшафтной
арт-терапии. – М.: Когито-Центр, 2013.
4. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педогогических работах
Л.С. Выготского // Психологическая наука и образование. –
1998. – № 1. – С. 5–21.
5. Панов В.И. Экологическая психология. Опыт построения
методологии. – М.: Наука, 2004.
6. Рубцов В.В. Оценка образовательной среды школы //
2-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы
(Москва, 12–14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС,
2000. – С. 176–177.
7. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей
образовательной среды школы. – М.: Изд-во МГППУ, 2002.
8. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды
в концепции развивающего образования // 2-ая Российская конференция по
экологической психологии. Материалы (Москва, 12–14 апреля
2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. –
С. 172–176.
9. Феннер П. Что мы видим? Расширение опыта визуального
восприятия в арт-терапевтической работе // Исцеляющее искусство:
международный журнал арт-терапии. – Том 18. – № 1.
– С. 23–43.
10. Хаген Л. Арт-терапия и медицина // Исцеляющее
искусство: международный журнал арт-терапии. – 2008, Том 11.
– № 1. – C. 41–57.
11. Allen P.B. Commentary on community-based art
studios: Underlying principles // Art Therapy: Journal of the American
Art Therapy Association. – 2008. – Vol. 25(1). –
P. 11–12.
12. Art in action. Expressive arts therapy and social
change / ed. by E. Levine, S. Levine. – London: Jessica
Kingsley Publishers, 2011.
13. Art therapy and social action: Treating the
world’s wounds / ed. by F.F. Kaplan. – London and
Philadelphia, PA: Jessica Kingsley, 2007.
14. Arts therapists, refugees and migrants / ed. by
D. Dokter. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1998.
15. Bachelard G. The poetics of space. – Boston,
MA: Beacon Press. (Original work published 1958), 2004.
16. Bechtel R., Churchnman A. Handbook ofenvironmental
psychology. – New York: John Wiley & Sons, 2002.
17. Berger R. Nature Therapy –
developing a framework for practice: A Ph.D. – School of Health
and Social Sciences, University of Abertay, Dundee, 2008.
18. Berger R. Being in nature – Nature Therapy
with older adults // Journal of Holistic Nursing. – 2009. –
Vol. 27(1). – P. 45–50.
19. Berger R., Lahad M. The healing forest in
post-crisis work with children. – London: Jessica Kingsley
Publishers, 2013.
20. Bronwen L.G. The Babushka Project: Mediating between
the margins and wider community through public art creation // Art
Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. – 2012.
– Vol. 29(3). – P. 113–119.
21. Burls A. People and green
spaces: Promoting public health and mental well-being
through eco-therapy // Journal of Public Mental Health. – 2007.
– Vol. 6(3). – P. 24–39.
22. Buzzell L., Chalquist C. Ecotherapy: Healing with
nature in mind. – San Francisco CA: Sierra Club Books, 2009.
23. Davis D. Building from the scraps: Art therapy
within a homeless community // Art Therapy: Journal of the American Art
Therapy Association. – 1997. – Vol. 14(3). –
P. 24–31.
24. Davis D. Report: Environmental art therapy –
metaphors in the field // The Arts in Psychotherapy. – 1999.
– Vol. 26(1). – P. 45–49.
25. De Young R. Restoring mental vitality in an
endangered world // Ecopsychology. – 2010. – Vol. 2.
– P. 13–22.
26. De Young R. Environmental psychology overview //
Green organizations: Driving change with IO psychology / ed. by
S.R. Klein, A.H. Huffman. – New York: Routledge, 2013.
– P. 17–33.
27. Dissanayake E. What is art for? – Seattle
and London: University of Washington Press, 2002.
28. Doherty T.J. Psychologies of the environment //
Ecopsychology. – 2011. – Vol. 3. – P. 75–77.
29. Estrella K. Social activism within expressive arts
therapy // Art in action. Expressive arts therapy and social change /
ed. by E. Levine, S. Levine. – London: Jessica Kingsley
Publishers, 2011. – P. 42–52.
30. Feminist approaches to art therapy / ed. by
S. Hogan. – London and New York: Routledge, 1997.
31. Fenner P. Place, matter and meaning: Extending
the relationship in psychological therapies // Health & Place.
– 2011. – Vol. 17(3). – P. 851–857.
32. Fenner P. What do we see?: Extending understanding
of visual experience in the art therapy encounter // Art Therapy:
Journal of the American Art Therapy Association. – 2012. –
Vol. 29 (1). – P. 11–18.
33. Fisher A. Radical ecopsychology: psychology in
the service of life. – New York: State University of New York
Press, 2005.
34. Gender issues in art therapy / ed. by S. Hogan.
– London: Jessica Kingsley Publishers, 2001.
35. Goldsworthy J. Resurrecting a model of integrating
individual work with community development and social action //
Community Development Journal. – 2002. – Vol. 37(4).
– P. 327–337.
36. Heimets M. The phenomenon of personalization of
the environment // Journal of Russian & East European Psychology.
– 1994. – Vol. 32(3). – P. 24–32.
37. Henley D. A consideration of the studio as
therapeutic intervention // Art Therapy: Journal of the
American Art Therapy Association. – 1995. – Vol. 12(3).
– P. 188–190.
38. Kalmanowitz D., Lloyd B. The portable studio. Art
therapy and political conflict: Initiatives in former Yugoslavia and
South Africa. – London: Health Education Authority, 1997.
39. Kalmanowitz D., Lloyd B. Inhabiting
the uninhabitable: The use of art-making with teachers in Southwest
Kosovo // The Arts in Psychotherapy. – 2002. –
Vol. 29(1). – P. 41–52.
40. Kalmanowitz D., Lloyd B. Inside the portable
studio: Art therapy in the former Yugoslavia 1994–2002 // Art
therapy and political violence: With art without illusion / ed. by
D. Kalmanowitz, B. Lloyd. – New York, NY: Routledge.
2005. – P. 106–125.
41. Kalmanowitz D., Lloyd B. Inside-out outside-in:
Found objects and Portable Studio // Art in action. Expressive arts
therapy and social change / ed. by E.G. Levine, S.K. Levine.
– London and Philadelphia: Jessica Kingsley, 2011. –
P. 104–127.
42. Kapitan L., Litell M., Torres A. Creative art
therapy in a community’s participatory research and social
transformation // Art Therapy: Journal of the American Art Therapy
Association. – 2011. – Vol. 28(2). –
P. 64–73.
43. Kaplan R. The nature of the view from home //
Environment and Behavior. – 2001. – Vol. 33(4).
– P. 507–542.
44. Kaplan S. The restorative benefits of nature:
Toward an integrative framework // Journal of Environmental Psychology.
– 1995a. – Vol. 15. – P. 169–182.
45. Kaplan S. The urban forest as a source of
psychological well being // Urban forest landscapes: Integrating
multidisciplinary perspectives / ed. by G.A. Bradley. –
Seattle: University of Washington Press, 1995b. –
P. 100–110.
46. Kaplan R., Kaplan S. The experience of nature.
– Cambridge, England: Cambridge University Press, 1989.
47. Kaplan R., Kaplan S. Restorative experience:
the healing power of nearby nature // The meaning of gardens: Idea,
place and action / ed. by M. Francis, R.T. Hester. –
Cambridge, MA: MIT Press, 1990.
48. Kaplan R., Kaplan S. Preference, restoration,
and meaningful action in the context of nearby nature // Urban Place:
Reconnecting with the natural world / ed. by P.F. Barlett. –
Cambridge, MA: MIT Press, 2005. – P. 271–298.
49. Kellert S.R., Derr V. A national study of outdoor
wilderness experience. – Yale: School of Forestry and Environmental
Studies, Yale University, 1998.
50. Killick K. Unintegration and containment in acute
psychosis // British Journal of Psychotherapy. – 1996. –
Vol. 13(2). – P. 232–242.
51. Killick K. The art room as container in analytic
art psychotherapy with patients in psychotic states // The changing
shape of art therapy / ed. by A. Gilroy, G. McNeilly. –
London and Philadelphia: Jessica Kingsley, 2000. –
P. 99–114.
52. Kopytin A., Rugh M. Green Studio: nature and
the arts in therapy. – Happauge, NY: Nova Science Publishers, 2016.
53. Kramer E. Art as therapy with children. –
New York: Schocken Books, 1971.
54. Levine S.K. Poiesis: The language of psychology
and the speech of the soul. – Toronto: Palmerston Press, 1992.
55. Levine S.K. Art opens to the world: Expressive arts
and social action // Art in action. Expressive arts therapy and social
change / ed. by E.G. Levine, S.K. Levine. – London and
Philadelphia: Jessica Kingsley, 2011. – P. 21–30.
56. Lowenfeld V. The nature of creative activity.
– 2nd ed. – London: Routledge and Kegan Paul, 1952.
57. Lowenfeld V. Your child and his art. –
New York: Macmillan, 1954.
58. Lowenfeld V. Creative and mental growth. –
3rd ed. – New York: Macmillan, 1957.
59. McClelland S. Brief art therapy in acute states:
a process-oriented approach // Art therapy: a handbook / ed. by
D. Waller, A. Gilroy. – Buckingham: Open University
Press, 1992. – P. 123–136.
60. McNiff S. Keeping the studio // Art Therapy:
Journal of the American Art Therapy Association. – 1995. –
Vol. 12(3). – P. 68–76.
61. McNiff S. Art therapy: A spectrum of partnerships
// The Arts In Psychotherapy. – 1997. – Vol. 24(1).
– P. 37–44.
62. McNiff S. Art heals: How creativity cures the soul.
– Boston, MA: Shambhala, 2004.
63. McNiff S. From the studio to the world // Art in
action. Expressive arts therapy and social change / ed. by
E.G. Levine and S.K. Levine. – London and Philadelphia:
Jessica Kingsley, 2011. – P. 78–92.
64. Medical art therapy with adults / ed. by
C. Malchiodi. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1999a.
65. Medical art therapy with children / ed. by
C. Malchiodi. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1999b.
66. Moon C.H. Studio art therapy: Cultivating the artist
identity in the art therapist. – Philadelphia, PA: Jessica Kingsley,
2002.
67. Moon C.H. Materials and media in art therapy:
Critical understandings of diverse artistic vocabularies. – New
York, NY: Routledge, 2010.
68. Naess A. Lifestyle trends within the deep ecology
movement // The ecology of wisdom: Writings by Arne Naess / ed. by
A. Drengson, B. Devall. – Berkeley, CA: Counterpoint
Press, 2008. – P. 140–141.
69. Nelson G., Prilleltensky I. Community psychology:
In pursuit of liberation and well-being. – New York: Palgrave
Macmillan, 2005.
70. Petrie M. Art and regeneration. – London:
Elek, 1946.
71. Prilleltensky I., Nelson G. Doing psychology
critically: Making a difference in diverse settings. – New York:
Palgrave Macmillan, 2002.
72. Rossiter A. The professional is political: An
interpretation of the problem of the past in solution-focused therapy
// American Journal of Orthopsychiatry. – 2000. –
Vol. 70(2). – P. 150–161.
73. Roszak T.S. The Voice of the Earth. – New
York: Simon & Schuster, 1992.
74. Roszak T. The voice of the earth: an exploration
of ecopsychology. – 2nd ed. – Grand Rapids, MI: Phanes
Press, 2001.
75. Schaverien J. The picture within the frame //
Pictures at an exhibition / ed. by A. Gilroy, T. Dalley.
– London: Tavistock and Routledge, 1989. –
P. 34–46.
76. Schaverien J. The revealing image: Analytical art
psychotherapy in theory and practice. – New York, NY: Routledge,
1992.
77. Spaniol S. “Learned hopefulness”: An
arts-based approach to participatory action research // Art Therapy:
Journal of the American Art Therapy Association. – 2005. –
Vol. 22(2). – P. 86–91.
78. Sue D.W., Sue D. Counseling the culturally
different: Theory and practice. – 3rd ed. – New York:
John Wiley, 1999.
79. Timm-Bottos J. Constructing creative community:
Reviving health and justice through community arts //
Canadian Art Therapy Association Journal. – 2006. –
Vol. 19(2). – P. 12–27.
80. Timm-Bottos J. Endangered threads: Socially
committed community art action // Art Therapy: Journal
of the American Art Therapy Association. – 2011. –
Vol. 28(2). – P. 57–63.
Ссылка для цитирования
УДК 615.851.82:616.89:159.942
Копытин А.И. Арт-терапевтическая среда с точки зрения клинического,
социального и экологического подходов // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. – 2016. – N 1(36)
[Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|