Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

 

Вклад Б.Д. Карвасарского в развитие российской психотерапии
и медицинской психологии

Караваева Т.А., Васильева А.В., Подсадный С.А.,
Чехлатый Е.И. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Караваева Татьяна Артуровна

Караваева Татьяна Артуровна

–  доктор медицинских наук, главный научный сотрудник, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии; ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева», ул. Бехтерева, 3, Санкт-Петербург, 192019, Россия.

E-mail: tania_kar@mail.ru

Васильева Анна Владимировна

Васильева Анна Владимировна

–  доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения лечения пограничных состояний и психотерапии; ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева», ул. Бехтерева, 3, Санкт-Петербург, 192019, Россия. Тел.: 8 (812) 412-34-79.

E-mail: annavdoc@yahoo.com

Подсадный Сергей Александрович

Подсадный Сергей Александрович

–  кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и сексологии; ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: 8 (812) 908-44-34.

E-mail: podsadnyi@mail.ru

Чехлатый Евгений Иванович

Чехлатый Евгений Иванович

–  доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник отделения лечения пограничных состояний и психотерапии; ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева», ул. Бехтерева, 3, Санкт-Петербург, 192019, Россия.

E-mail: chekhlaty@mail.ru

 

Аннотация. Б.Д. Карвасарский — широко известный российский медицинский психолог и психотерапевт, ученик В.Н. Мясищева, создатель Ленинградской—Санкт-Петербургской школы психотерапии и ведущего направления психотерапии в стране — современной концепции личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Посвятил свою жизнь развитию и внедрению психотерапии и медицинской психологии в теорию и практику медицины и здравоохранения.

Ключевые слова: история психотерапии и медицинской психологии; Борис Дмитриевич Карвасарский; концепции личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Развитие отечественной психотерапии и медицинской психологии неразрывно связано с именем и деятельностью Бориса Дмитриевича Карвасарского, выдающегося ученого, главе Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, который являясь главным психотерапевтом Минздрава России на протяжении более 20 лет, внес неоценимый вклад в науку, становление и развитие психотерапии и медицинской психологии в стране.

Борис Дмитриевич Карвасарский родился в г. Дережня близ г. Каменец-Подольска Хмельницкой обл. УССР (СССР) 3 февраля 1931 г. Его отец в 1939 г. был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), погиб при обороне Киева в сентябре 1941 г. Мать с сыном (Борисом Дмитриевичем) были эвакуированы сначала в г. Чугуев Харьковской области, а затем в г. Ирбит Свердловской области. В 1944 г. они переехали в г. Житомир, мать повторно вышла замуж, и после демобилизации отчима семья переехала в г. Слуцк.

В 1948 г. Борис Дмитриевич закончил среднюю школу с серебряной медалью. Добиться успехов в учебе, невзирая на частые смены учебных учреждений, ему позволили такие качества, как прилежность, усердие, высокий интеллект. В том же 1948 г. Борис Дмитриевич поступил и в 1954 г. закончил Военно-морскую медицинскую академию (ВММА) в Ленинграде, получив диплом с отличием. Во время учебы неоднократно награждался грамотами за отличную учебу, общественную работу и спортивные достижения — на различных соревнованиях академии по боксу неоднократно занимал призовые места.

 

После окончания ВММА в 1954 г. был направлен на Северный флот в Заполярье для несения военно-морской службы. В 1955 г. прошел стажировку при неврологическом отделении 74-го военно-медицинского госпиталя. С этого времени научно-практические интересы Бориса Дмитриевича лежали в сфере неврологии и психиатрии. Он служил в должности начальника медицинской службы в различных частях Северного флота на эсминцах. В 1957 г. был демобилизован по болезни в звании старшего лейтенанта.

 

В 1957 г., приехав с молодой семьей в Ленинград, Борис Дмитриевич подал документы для поступления в аспирантуру в Научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева и после успешной сдачи экзаменов был зачислен аспирантом в отделение неврозов и пограничных состояний.

С этого момента вся жизнь Бориса Дмитриевича была неразрывно связана с Научно-исследовательским психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева.

В первые месяцы аспирантуры была определена тема научной работы, посвященная проблеме головной боли при неврозах. В то время это направление исследований интересовало научного руководителя Бориса Дмитриевича, профессора, члена-корреспондента Академии педагогических наук Владимира Николаевича Мясищева, основателя психологии отношений, патогенетической концепции неврозов и психотерапии.

 

Обучение в аспирантуре в отделении неврозов и пограничных состояний не ограничивалось только научной работой: аспиранты имели и значительную клиническую нагрузку, развивавшую из них настоящих профессионалов в области пограничной психиатрии, неврозологии и психотерапии. Клинические случаи, представленные Борисом Дмитриевичем, отличались глубоким анализом жизненного пути, особенностей патогенеза заболевания пациента и стратегии терапии. Эта манера отличала в дальнейшем на протяжении многих десятилетий ведение клинических разборов в отделении неврозов и психотерапии. В характеристике на аспиранта Бориса Дмитриевича Карвасарского профессор Елена Константиновна Яковлева отмечала, что «представляемые им демонстрации больных на отделенческих и общеинститутских конференциях обращали на себя внимание тщательностью прове-денных клинико-экспериментальных исследований, богатым литературным обзором и прекрасным изложением».

В июне 1959 г. на Всероссийской конференции молодых ученых невропатологов и психиатров Борис Дмитриевич сделал доклад по своей теме исследований, который был отмечен Почетной грамотой Минздрава РСФСР. В декабре 1959 г. по предложению своего научного руководителя профессора В.Н. Мясищева Борис Дмитриевич прервал обучение в аспирантуре и занял должность младшего научного сотрудника отделения неврозов и пограничных состояний.

В 1960 г. Борис Дмитриевич защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Головные боли при неврозах (некоторые вопросы клиники, этиопатогенеза, патофизиологии и терапии». В 1962 г. Борис Дмитриевич стал старшим научным сотрудником Лаборатории экспериментальных неврозов при отделении неврозов и пограничных состояний Института им. В.М. Бехтерева. В дальнейшем научные интересы были посвящены комплексному исследованию головных болей при неврозах и других пограничных состояниях, которые в 1967 г. завершились защитой докторской диссертации на тему: «Патогенетические механизмы и дифференциальная диагностика головных болей в клинике неврозов».

 

С 1965 г. в течение десяти лет он совмещал работу в Институте им. В.М. Бехтерева с преподавательской деятельностью на психологическом факультете Ленинградского государственного университета (ЛГУ), где прошел педагогический путь от ассистента до профессора кафедры общей психологии. На протяжении этих лет он разработал программу и ввел цикл специализации по медицинской психологии. По сути дела, им были заложены основы преподавания медицинской психологии, сформулирована концепция участия психолога в психотерапии и здравоохранении.

В апреле 1969 г. Борис Дмитриевич Карвасарский был избран по конкурсу и стал научным руководителем отделения неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева. Созданная им биопсихосоциальная концепция неврозов представляет собой методологию и практику диагностики и лечения этой распространенной группы заболеваний и получила широкое признание в нашей стране и за рубежом. Концепция опубликована в неоднократно переиздававшейся монографии «Неврозы».

Одновременно, продолжая, по совместительству, преподавать в ЛГУ, Борис Дмитриевич проявил себя как крупный организатор образовательной деятельности в сфере медицинской психологии. Он организовал и длительное время руководил на факультете психологии специализацией по медицинской психологии, обобщив свой опыт работы в монографии «Медицинская психология» (1982 г.).

В 1971 г. Борису Дмитриевичу присвоено звание профессора. В 1974 г. он стал всесоюзным куратором по проблеме «Неврозы». Им проводилась большая работа по координации научных исследований в этой области в СССР. Он являлся также членом Проблемных комиссий АМН СССР «Медицинская психология» и «Основные психические заболевания».

Борис Дмитриевич был представителем советской стороны в координационной рабочей группе социалистических стран по психотерапии. В рамках этой международной деятельности командировался в ГДР, ЧССР, ПНР, НРБ, где многократно выступал с докладами, пропагандируя достижения советской науки. Стал инициатором и руководителем совместных межгосударственных научных психотерапевтических исследовательских программ с учреждениями ГДР и ПНР. Был избран почетным членом Общества врачебной психотерапии ГДР.

 

Многократно выступал организатором Всесоюзных и Всероссийских симпозиумов и конференций.

С 1982 по 1993 гг. Борис Дмитриевич работал по совместительству в Ленинградской (Санкт-Петербургской) медицинской академии последипломного образования (ныне Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (СЗГМУ им. И.И. Мечникова)), где организовал кафедру психотерапии и стал ее заведующим (по совместительству). На базе этой кафедры в 1993 г. в системе институтов усовершенствования врачей была создана первая самостоятельная кафедра медицинской психологии, которая в 2011 г. объединилась с кафедрой психотерапии в кафедру психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова. В 2001 г. из кафедры психотерапии СПб МАПО выделилась самостоятельная кафедра детско-подростковой психиатрии и психотерапии, которая продолжает работу в СЗГМУ им. Мечникова (после слияния этих учреждений). В настоящее время эти кафедры возглавляются его учениками.

Результатом последующей исследовательской деятельности Б.Д. Карвасарского явилось создание ведущего направления психотерапии в стране — современной концепции личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Изложенные в монографии «Психотерапия» (1985 г.) идеи — классический труд в этой области. Основные главы этой монографии были изданы в США.

Являясь с 1986 г. главным психотерапевтом Министерства здравоохранения РСФСР, а затем и руководителем Республиканского (затем Федерального) научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии, Борис Дмитриевич заложил основы широкой современной инфраструктуры психотерапевтической помощи населению, создал институт главных психотерапевтов в регионах РФ, организовал их подготовку и усовершенствование. Под его руководством в ряде регионов созданы крупные психотерапевтические центры, позволившие значительно улучшить психотерапевтическое обслуживание населения и повысить квалификацию врачей и психологов. Борис Дмитриевич являлся руководителем ряда международных психотерапевтических программ, в том числе с учеными Германии (Университет г. Франкфурта) и США (Университет Хофстра г. Нью-Йорка).

Борис Дмитриевич Карвасарский — автор 215 научных работ, 24 из них опубликованы за рубежом, 14 монографий; главный редактор 12 энциклопедий и учебников: «Психотерапевтическая энциклопедия» (1999, 2002, 2006 гг.), «Психотерапия» — учебник (2000, 2002, 2007, 2013 гг.), «Клиническая психология» — учебник для студентов медицинских вузов и психологических факультетов (2002, 2005, 2006, 2010, 2014 гг.) и др.; редактор и соредактор 14 тематических сборников научных трудов по проблемам неврозов, психотерапии и медицинской психологии. Под руководством Бориса Дмитриевича Карвасарского защищено свыше 100 кандидатских и 27 докторских диссертаций. Его учениками были не только специалисты из Российской Федерации и ближнего зарубежья — Белоруссии, Украины, Молдовы, Литвы, но и дальнего — США, ФРГ, Израиля.

 

Борис Дмитриевич до сих пор остается в памяти современников выдающимся российским медицинским психологом и психотерапевтом, учеником В.Н. Мясищева, создателем Ленинградской—Санкт-Петербургской школы психотерапии.

Ленинградская—Санкт-Петербургская школа психотерапии по праву считается ведущей в стране в течении многих десятилетий. Ее основателем является В.Н. Мясищев (1893—1973), ученик А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. В 1935—1939 гг. он разработал концепцию «психология отношений» и на ее основе патогенетическую психотерапию, ставшую «наиболее разработанной в нашей стране системой каузальной психотерапии». Анализируя представления В.Н. Мясищева и школы Эго-психологии H. Hartmann (1926, 1946, 1949), E. Erickson, E. Kris (1946, 1949), R. Loewenstein (1946, 1949), можно сделать вывод об их определенной близости. Сравнительный анализ с подробным сопоставлением основного содержания и приемов динамических краткосрочных методов Н. Davanloo (1978), D. Malan (1976), J. Mann (1978), P.E. Sifneos (1978), наглядно показал сходство их и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, явившейся дальнейшим развитием патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева, несмотря на различия в используемом терминологическом аппарате.

Таким образом, несмотря на оторванность отечественной психотерапии от мирового опыта, ее развитие шло параллельными путями и привело к появлению оригинальной терапевтической модели, сравнимой с современными ей западными образцами.

Анализ выполненных и изданных работ показал, что наибольший вклад в дальнейшее развитие идей В.Н. Мясищева внесли его ученики — Е.Я. Яковлева (1959), Р.А. Зачепицкий (1966), А.Я. Страумит (1969), Б.Д. Карвасарский (1980), Ю.Я. Тупицын (1971), В.М. Шкловский (1979), Т.А. Немчин (1983), С.С. Либих (1974), В.А. Мурзенко (1975), В.К. Мягер (1976), Г.Л. Исурина (1982), В.А. Ташлыков (1984), В.А. Абабков (1994), А.А. Александров (1997) и последователи (Подсадный С.А., Чехлатый Е.И.,1994; Назыров Р.К., 1995; Ананьев В.А., 1998, Курпатов В.И., 2000). Середина 1970-х гг. — новый этап с появлением новой терапевтической системы, получившей название личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии (Карвасарский Б.Д., 1985). Она включила в себя концепцию личности как систему отношений индивида с окружающей средой, биопсихосоциальную концепцию неврозов, сочетание индивидуальной и групповой форм психотерапии, направленных на достижение позитивных личностных изменений и коррекцию нарушенной системы отношений.

Созданию группового динамически ориентированного метода работы в рамках личностной концепции В.Н. Мясищева во многом способствовал опыт психотерапевтов из социалистических стран — Польши, ГДР, ЧССР и др. При проведенном в работе сравнении концепции В.Н. Мясищева и классика групп-анализа — H.S. Foulkes (1966) очевидно их сходство по сути. Не используя, а часто даже не зная самих аналитических терминов, отечественные специалисты в центр своей работы ставили те же самые психические феномены.

На современном этапе отмечается новый период в развитии личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Исходя из своей психодинамической направленности, но одновременно являясь достаточно пластичной и открытой системой, эта школа смогла освоить и включить в свой арсенал отдельные приемы и техники из двух других психотерапевтических направлений — поведенческого и гуманистического. Трехкомпонентная организация системы отношений представляет собой хорошую предпосылку для органичного применения других психотерапевтических приемов с целью решения скорее этапных, тактических задач (Александров А.А. Бараш Б.А., Исурина Г.Л., 1992; Эйдемиллер Э.Г., 1994; Федоров А.П., 1995) в изменившихся условиях, когда необходимо достичь восстановления социального статуса больного в более короткие сроки.

Другой важной составляющей ленинградской школы психотерапии стала психотерапия психозов, которая активно разрабатывалась в указанный период в клиниках Института им. В.М. Бехтерева в рамках концепции реа-билитации под руководством М.М. Кабанова. Важную роль в этом сыграло начавшееся в 1973 г. многолетнее сотрудничество с университетской психиатрической клиникой Лейпцига и ее руководителями Ch. Kohler и K. Weise. Основные этапы сотрудничества нашли свое отражение в ежегодных и пятилетних отчетах Института им. В.М. Бехтерева о международных научных контактах, а обобщенный опыт работы — в ряде пособий для врачей и методических рекомендаций по психотерапии психозов, которые подготовили сотрудники Института им. В.М. Бехтерева, и которые были одобрены МЗ РФ (Вид В.Д., Воловик В.М., Гончарская Т.В., Днепровская С.В., 1982; Вид В.Д., Лутова Н.Б., Баженова С.Г., 1999). Благодаря изменениям, произошедшим в стране, стало возможным открыто определить психоаналитическую основу метода. Книга В.Д. Вида «Психоаналитическая психотерапия при шизофрении» (СПб., 1993) нашла признание у специалистов и в 2001 г. вышла вторым изданием. В последний период в русле полипрагмазических тенденций развития психотерапии в отделении восстановительной терапии психически больных Института им. В.М. Бехтерева успешно используются методы динамической психиатрии, в частности милиетерапия, а также элементы когнитивно-аналитической терапии G.A. Kelly (1955).

Ведущая роль в развитии психотерапии и медицинской психологии во второй половине ХХ века принадлежит ленинградской — санкт-петербургской психотерапевтической школе, что объясняется ее историческими предпосылками, более интенсивным собственным развитием, близостью к динамическому направлению и более тесному сотрудничеству с зарубежными странами.

В настоящее время развитие идей Б.Д. Карвасарского продолжают его ученики по всей стране и в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, руководителем которого сейчас является ученица Бориса Дмитриевича — Татьяна Артуровна Караваева.

 

Борис Дмитриевич Карвасарский — доктор медицинских наук (1967), профессор (1971), заслуженный деятель науки РФ (1996). Он являлся почетным президентом созданной им Российской психотерапевтической ассоциации и главным специалистом-экспертом по психотерапии Росздравнадзора. Награжден орденом «Знак почета» (1981), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2007).

Умер Борис Дмитриевич 24 сентября 2013 г.

 

 

Ссылка для цитирования

Вклад Б.Д. Карвасарского в развитие российской психотерапии и медицинской психологии / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.А. Подсадный [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1(36) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ