Трудная жизненная ситуация: методологический анализ
Василенко Т.Д. (Курск, Российская Федерация)
|
Василенко Татьяна Дмитриевна
– член научно-редакционного совета
журнала «Медицинская психология в России»;
– доктор психологических наук, доцент, декан
факультетов клинической психологии, социальной работы, экономики
и менеджмента, зав. кафедрой общей и клинической психологии
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Курский государственный
медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ.
E-mail: tvasilenko@yandex.ru
|
Аннотация.
В статье представлен методологический анализ трудных жизненных
ситуаций, связанных с телесным опытом. Статья содержит уровни
методологического анализа жизненных ситуаций (жизненная ситуация
как условие жизни человека, ситуация как этап жизненного пути
личности, формирование отношения личности к ситуации). Жизненные
ситуации, связанные с внутренним телесным опытом, классифицированы
по различным основаниям: влиянию на здоровье — свидетельствующие
о нарушении здоровья (соматические заболевания); длительности —
ограниченные по времени (состояние беременности), неопределенные по
длительности (хроническое соматическое заболевание длительного течения)
и заболевания неизлечимые, с которыми человек проживает всю жизнь;
степени тяжести течения; степени ограничения социального взаимодействия
(совместимые с продолжением профессиональной деятельности и
предполагающие инвалидность); социальному стереотипу, связанному с
заболеванием (например, угрожающие жизни заболевания). Также
представлены результаты исследования взаимосвязей телесности и
субъективной картины жизненного пути личности в состоянии здоровья,
болезни и беременности. Выявлены факторы дезадаптивного реагирования
на телесный опыт — снижение жизнестойкости, блокирование или
чрезмерная выраженность рефлексивности, снижение самодетерминированности,
а также кризисные процессы идентичности. Выявлены общие для любого
телесного опыта закономерности его переживания и осмысления, влияния
на эти процессы контекста жизненного пути, а также специфичные для
хронических соматических заболеваний и беременности закономерности
и факторы, снижающие возможности преодоления и адаптационные ресурсы
личности.
Ключевые слова:
жизненный путь личности, значимость жизненных событий, жизненная
ситуация, временная организация личности, жизнестойкость, идентичность,
рефлексивность, каузальность, телесный опыт хронического соматического
заболевания, внутренняя картина болезни.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Жизненная ситуация выступает как условие жизни личности. Человек,
вступая во взаимодействие с жизненной ситуацией, с одной стороны,
строит это взаимодействие в контексте всего жизненного пути, а с
другой — реализует всю систему сложившихся у него отношений.
Вместе с тем, ситуация может запускать динамику смысловых процессов,
требуя от личности необходимых изменений, перехода к новому этапу
экзистенции, поиска новой идентичности, переосмысления жизненного
пути и построения новой его картины. Это могут быть особые ситуации,
многие авторы называют их критическими (Василюк Ф.Е.;
Коржова Е.Ю.). Так, по мнению Е.Ю. Коржовой, «…
только когда жизненная ситуация воспринимается человеком как проблемная,
можно говорить о субъект-объектном взаимодействии человека и жизненной
ситуации в процессе жизнедеятельности. При этом жизненная ситуация
становится для человека событием» [9, с. 53]. Человек
противопоставляет себя ситуации и выступает как субъект, а жизненная
ситуация становится объектом его размышлений. Ситуация задает контекст
восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину мира.
Имеет место индивидуальное, уникальное взаимодействие разных людей
с одними и теми же жизненными ситуациями: «… жизненные
ситуации могут восприниматься людьми по-разному в зависимости от их
жизненного опыта (прежде всего, от того, как он воспринимается и
осмысливается самим человеком) и от объективно существующих
обстоятельств, жизненных условий» [Там же. С. 53].
Таким образом, ситуация понимается как внешние условия протекания
жизнедеятельности человека и как результат активного взаимодействия
личности и среды.
Мы считаем, что ситуация должна быть рассмотрена с позиции
взаимодействия субъекта, находящегося на определенном этапе своей
жизни, со всеми условиями осуществления его жизнедеятельности, как
внешними, так и внутренними. Ситуация — это всегда ситуация
конкретной жизни индивидуального субъекта, то есть жизненная ситуация.
По качественным особенностям, а также своеобразию, уникальности жизни
субъекта ситуации могут быть классифицированы на типичные, нормативные
и нетипичные, особые (сложные).
Мы считаем целесообразным осуществлять анализ ситуации с позиции
качества отношений с ней субъекта жизненного пути. В этом контексте
представляют интерес особые жизненные ситуации, которые прерывают
процесс непрерывности жизни субъекта. Такие ситуации Ф.Е. Василюк
называет критическими и определяет их как ситуации невозможности
реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов,
стремлений, ценностей и пр.) [5]. Среди эмпирических событий, которые
могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть
близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи,
друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба,
резкие изменения социального статуса и т.д. (Семичев С.Б., 1972;
Caplan G., 1963; Moors R.H., 1977; Hoff L., 1978 и
др., [Цит. по: 5]). Теоретически жизненные события квалифицируются
как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или
актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей…»
[Там же] и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой
он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и
привычным способом» [Там же]. Такими характеристиками обладает
телесный опыт, связанный, например, с заболеванием.
Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего
жизненного замысла (Рубинштейн С.Л., Василюк Ф.Е.). Категория
индивидуальной жизни представляет собой «развертывающееся целое,
как жизненный путь личности» [Там же]. «Собственно говоря,
кризис — это кризис жизни, критический момент и поворотный
пункт жизненного пути» [Там же]. Как и в случаях фрустрации и
конфликта, Ф.Е. Василюк выделяет два рода кризисных ситуаций,
различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации
внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно
затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем
все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом
хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим
свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность.
Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного
замысла невозможной. Результат, переживания этой невозможности —
метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни,
новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я [Там же].
Таким образом, методологический анализ жизненной ситуации включает
в себя три уровня: жизненная ситуация как условие жизни человека;
ситуация как этап жизненного пути личности; формирование отношения
личности к ситуации.
С момента возникновения критической ситуации начинается психологическая
борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической
ситуации еще более осложняется этими процессами, которые могут, оказавшись
выгодными в одном измерении, только ухудшить положение в другом [Там же].
Переживание в предельно абстрактном понимании — это борьба против
невозможности жить, это в каком-то смысле борьба против смерти внутри
жизни [Там же].
Используя понятие критической ситуации, характеризующейся
невозможностью реализации субъектом внутренних необходимостей своей
жизни, Д.А. Леонтьев подчеркивает: «Критические жизненные
ситуации представляют некоторый предел, за который уже нельзя
двигаться, не разрешив противоречия. Смысловые перестройки в этих
ситуациях абсолютно необходимы, они выступают условием сохранения
психологической ценности личности в долгосрочной перспективе
позитивной дезинтеграции сложившихся ригидных регуляторных структур
и их реинтеграции на новой основе» [11, с. 269).
«В критической жизненной ситуации имеет место столкновение
субъекта (личность которого представляет собой устойчивую иерархию
его отношений с миром) с самим миром, в результате чего выявляется
противоречие между реальными жизненными отношениями и их смысловой
репрезентацией в структуре личности» [Там же. C. 268].
Процессы смыслостроительства служат разрешению выявившегося
критического противоречия [Там же. C. 269]. В критических
ситуациях развертываются процессы смыслостроительства, формирование
новых отношений личности. Смыслостроительство осуществляется в
особого рода внутренней деятельности — деятельности переживания,
которая представляет собой внутреннюю работу, направленную на
устранение смыслового рассогласования сознания и бытия, восстановление
их соответствия, и обеспечивающую в конечном счете повышение
осмысленности жизни [5, с. 30].
М.Ш. Магомед-Эминов вводит понятие экстремальности жизни;
при этом экстремальность трактуется с точки зрения трансформации
бытия личности в неповседневном, предельном модусе существования,
соотносительном повседневному модусу бытия личности. Феномен
экстремальности понимается как проблематичность человеческого
существования, определяется с точки зрения феномена темпоральной
предельности, который конституируется в двойной онтологической
возможности существования: «бытия-к-концу» —
возможности невозможности и «бытия-к-началу» —
возможности подлинной возможности [16; 17].
Феномен экстремальности имеет не только негативный, но и позитивный
аспекты и может быть полноценно рассмотрен в трансформационной триаде
«страдание — стойкость — рост» [Там же].
Магомед-Эминовым экстремальная ситуация рассматривается как ситуация,
в которой личность открывается в полной позитивной конкретности —
перекреста бытия — небытия, жизни и смерти, т.е.
полноты выражения человека в бытии в смысловом отношении к способу
бытия [Там же].
Содержание внутренней работы личности в сложной жизненной ситуации
представлено процессами понимания, осмысления ситуации в контексте
жизненного пути, в результате чего формируется новое отношение в
единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов,
выражающее позицию человека по отношению к жизни.
Сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, вначале мы заняты собой
и своими чувствами, завидуем другим людям, которые, как нам кажется,
не сталкиваются ни с какими трудностями. Затем начинается осмысление
существенного в этой ситуации, того, что имеет значение для человека.
Позже наступает противопоставление смысла и первоначального чувства,
вызванного ситуацией. Это очень важная и сложная для человека стадия
переработки сложной ситуации, так как личность не всегда бывает
активна; пассивной личностью овладевает первичное впечатление,
возникает чувство обиды и ощущение перенапряжения. Если личность
активна, то есть когда человек ведет «внутренний диалог»,
возникает новое понимание ситуации и занятие позиции. А. Лэнгле
называет этот процесс нахождением установки по отношению к пережитому.
В результате пережитое включается в жизнь человека, преодолевается
ранее возникавшее противопоставление себя и ситуации, происходит
интеграция пережитого в свой «жизненный проект», что
создает условия для побуждения к действию.
Определение позиции человека по отношению к жизни непосредственно
связано с ценностным основанием. А. Лэнгле вводит понятие
фундаментальной позиции по отношению к жизни, которая выступает как
источник жизненной силы человека, она переживается как фундаментальная
ценность, содержанием которой является персональная позиция «Да»
по отношению к собственной жизни; фундаментальная ценность связана
с внутренним отношением человека к собственному бытию в его совокупности
и целостности» (Лэнгле А., 2000). «Я есть — и,
в сущности, хорошо, что я есть», — так выглядит краткая
формулировка фундаментального отношения к жизни, которое связано с
переживанием фундаментальной ценности. Это то «Да-жизни»,
которое является основой любого переживания. Мы полагаем, что
фундаментальная ценность и есть та сила, тот мотив, который подталкивает
человека к поиску себя в сложных жизненных ситуациях. Лэнгле считает,
что в случае отсутствия переживания фундаментальной ценности появляются
тяжелые нарушения: глубокая депрессия, чувство, что жизнь — бремя.
Жизненная позиция такого человека — отрицание наличного бытия,
которое проявляется в отсутствии согласия с миром, с собой, с собственной
жизнью.
Формирование новой позиции личности по отношению к жизни в трудной
жизненной ситуации, по нашему мнению, будет отражено в изменениях
субъективной картины жизненного пути.
Представляет интерес анализ телесного опыта в виде заболевания как
сложной жизненной ситуации. Происходит познание телесного опыта
(нозогнозия), которое запускает внутреннюю работу личности в контексте
жизненного пути, завершающуюся формированием отношения к заболеванию
интеграцией телесного опыта как жизненного опыта в субъективную картину
жизненного пути личности.
Жизненные ситуации, связанные с внутренним телесным опытом
классифицируются по: влиянию на здоровье — свидетельствующие
о нарушении здоровья (соматические заболевания) и соответствующие
состоянию здоровья; длительности — ограниченные по времени
(состояние беременности), неопределенные по длительности (хроническое
соматическое заболевание длительного течения) и заболевания неизлечимые,
с которыми человек проживает всю жизнь; степени тяжести течения;
степени ограничения социального взаимодействия (совместимые с
продолжением профессиональной деятельности и предполагающие
инвалидность); социальному стереотипу, связанному с заболеванием
(например, угрожающие жизни заболевания).
Интеграция телесного опыта в субъективную картину жизненного
пути новыми смысловыми образованиями может сопровождаться как
сохранением, так и трансформацией ее структуры. Модель, отражающая
закономерности и факторы влияния телесного опыта на субъективную
картину жизненного пути представлена на рисунке 1.
В структуре субъективной картины жизненного пути мы выделяем
временные и смысловые аспекты, которые качественно различаются
при адаптивном и дезадаптивном включении в нее нового телесного
опыта. В случае дезадаптивного варианта мы можем говорить о
трансформации субъективной картины жизненного пути, выражающейся
в следующем: преобладании временной ориентации на прошлое, сужении
временной перспективы, негативном характере временной установки и
оценки настоящего, снижении осмысленности жизни и событийной
насыщенности, а также преобладании негативных событий.
Нами было проведено 7 эмпирических исследований телесного опыта
в различных ситуациях (обследовано 1003 человека): хронического
соматического заболевания на примере заболеваний гастроэнтерологического
и кардиологического профилей; онкологического заболевания гинекологического
профиля и при гинекологическом заболевании; женского бесплодия; первой
беременности; деформации репродуктивной функции на примере опыта
невынашивания беременности.
Методическое обеспечение исследования включает в себя: структурированное
интервью, архивные методы, психодиагностические и проективные методики,
используемые для исследования: процессов телесности (тест «Саморефлексия
телесного потенциала» В.А. Ложкина, Ю.Р. Рождественского;
цветовой тест М. Люшера в адаптации Л.Н. Собчик; цветовой тест
отношений (ЦТО) А.М. Эткинда; методика «Фигуры»
Г.Г. Филипповой); временных и смысловых аспектов субъективной картины
жизненного пути личности (опросник Ф. Зимбардо по временной перспективе
в адаптации А. Сырцовой; Шкала временных установок Ж. Нюттена
и У. Ленса; методика «Линия жизни» в авторской интерпретации;
тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева);
рефлексивных процессов (тест «Уровень рефлексивности»
А.В. Карпова); личностных аспектов идентичности (методика «Кто
я?» М. Куна, Т. Макпартленда; метод диагностики межличностных
отношений Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик); локуса каузальности
и процессов самодетерминации (тест «Базовые потребности»
Э. Деси и Р. Райана; тест «Жизненные стремления»
Э. Деси и Р. Райана); жизнестойкости (тест жизнестойкости
Д.А. Леонтьева).
Рисунок 1. Влияние телесного опыта на субъективную картину
жизненного пути личности (на примере хронического соматического
заболевания)
Нами было обнаружено, что в ситуации хронического соматического
заболевания изменяется ряд смысловых и временных аспектов субъективной
картины жизненного пути личности: больные в меньшей степени ориентированы
на будущее, временная перспектива не сбалансирована, с преобладанием
негативных оценок прошлого, настоящего и будущего; отмечается снижение
параметров осмысленности жизни (рис. 2—3).
Рисунок 2. Статистически значимые различия по временным аспектам
субъективной картины жизненного пути (хроническое соматическое
заболевание и здоровье)
Рисунок 3. Статистически значимые различия по временным и смысловым
аспектам субъективной картины жизненного пути (хроническое соматическое
заболевание и здоровье)
Временные и смысловые аспекты субъективной картины жизненного пути
трансформированы в наибольшей степени при хроническом соматическом и
онкологическом заболеваниях, а также в состоянии беременности с опытом
лечения от бесплодия, в наименьшей степени — при нормально
протекающей беременности (рис. 4).
Сужена временная перспектива, настоящее и прошлое переживаются как
негативные, снижена осмысленность жизни, особенно по параметрам
«Цели в жизни», «Локус контроля-жизнь». При
хроническом соматическом и онкологическом заболеваниях, бесплодии
настоящее оценивается как негативное.
Рисунок 4. Временные аспекты субъективной картины жизненного
пути при различном телесном опыте
Мы можем говорить также об особенностях контекста переживания
различного телесного опыта. В отличие от здоровых (контекст представлен
такими событиями, как события в собственной семье, образование,
профессиональная деятельность, экзистенциальные проблемы, общение),
при онкологическом заболевании на первый план выходят экзистенциальные
проблемы с повышением значимости собственной семьи, профессиональная
деятельность и общение обесцениваются. Телесный опыт онкологического
заболевания сопровождается также уменьшением событийной насыщенности,
преобладанием негативных событий, связанных со здоровьем. При
беременности кроме событий в собственной семье значимость приобретают
социальные процессы, что связано с освоением новой социальной роли.
Мы полагаем, что дезадаптивный вариант взаимосвязи телесного опыта
и субъективной картины жизненного пути обусловлен кризисом идентичности,
связанным в ситуации соматического заболевания с нарушением привычной
системы ролей и принятием роли больного как центральной (в ситуации
беременности — с непринятием роли матери), снижением контроля
над ситуаций (снижением самодетерминации), снижением жизнестойкости,
блокированием или чрезмерной активностью рефлексивных процессов. Чем
обусловлен выбор перечисленных факторов? Все эти факторы имеют
непосредственное отношение к смысловой интерпретации жизненных ситуаций,
а также связаны с состоянием личностных ресурсов.
Выраженные трансформации временных и смысловых аспектов субъективной
картины жизненного пути отмечаются при нарушении системы ролей при
телесном опыте хронического соматического заболевания принятием роли
больного и подавлением других ролей, а в ситуации беременности —
непринятием роли матери (игнорирующий тип переживания беременности) и
сохранением привычной ролевой иерархии (роль профессионала).
Переживание и осмысление телесного опыта первой беременности
сопровождается событийным контекстом жизненного пути женщины,
содержание которого находится во взаимосвязи с принятием роли матери,
типом переживания беременности: при игнорирующем типе количество
негативных событий контекста увеличивается, среди которых отмечаются
беременность и роды. Несколько иную картину наблюдаем у беременных с
опытом невынашивания: количество негативных событий не увеличивается
и включает негативный опыт потери ребенка. Сочетание с телесным опытом
беременности нарушений репродуктивной функции (опыт невынашивания и
лечения от бесплодия) приводит к затруднениям в процессе осмысления
беременности как особой жизненной ситуации; травматичный опыт бесплодия
и невынашивания продолжает воздействовать деформацией идентичности на
изменившуюся жизненную ситуацию — ситуацию беременности на
всем ее протяжении. Удовлетворенность семейными отношениями низкая, в
межличностных отношений преобладают тенденции доминирования,
сопровождающие женское бесплодие.
В ситуации онкологического заболевания отмечается резкое сужение
социальных контактов и пассивный уровень социального взаимодействия,
что свидетельствует о дезадаптивных процессах в идентичности личности.
В ситуации хронического соматического заболевания отмечается снижение
жизнестойкости, которое выражено в наибольшей степени при негативном
социальном стереотипе заболевания.
Общий уровень рефлексивности снижен при хроническом соматическом
заболевании, при онкологии, выраженная частота встречаемости
дезадаптивных уровней рефлексивности отмечается при онкологии
(заниженный уровень) и при беременности с опытом нарушений
репродуктивной функции (дезадаптивно высокий уровень).
Процессы самодетерминации снижены в наибольшей степени при
онкологической патологии, вместе с тем адаптивный контроль за
ситуацией в виде внутреннего локуса каузальности сохраняется
при различном телесном опыте, о чем свидетельствует
преимущественная выраженность внутренних жизненных стремлений
(личностный рост и здоровье) над внешними (богатство, внешность).
Таким образом, нами исследованы психологические закономерности
переживания, осмысления телесного опыта в контексте жизненного пути
и интеграции его в субъективную картину жизненного пути личности на
моделях здоровья, соматической патологии (гастроэнтерологические,
кардиологические, онкологические, гинекологические заболевания,
бесплодие у женщин), первой беременности (на различных сроках, в
зависимости от возраста, принятия роли матери, опыта лечения от
бесплодия и невынашивания).
Результаты исследования позволяют дополнить представления о
телесности как сложном многоуровневом процессе, объясняющем
закономерности течения и преодоления различных заболеваний,
возможности повышения адаптационных ресурсов личности.
Выявленные факторы дезадаптивного реагирования на телесный
опыт (снижение жизнестойкости, блокирование или чрезмерная
выраженность рефлексивности, снижение самодетерминированности,
а также кризисные процессы идентичности) дополняют представление
о влиянии заболевания (беременности) на личность. Выявлены общие
для любого телесного опыта закономерности его переживания и
осмысления, влияния на эти процессы контекста жизненного пути,
а также специфичные для хронических соматических заболеваний и
беременности закономерности и факторы, снижающие возможности
преодоления и адаптационные ресурсы личности.
Литература
1. Бажин Е.Ф. Цветовой тест отношений М. Люшера
(ЦТО): метод. реком. – СПб.: ИМАТОН, 2003. – 20 с.
2. Василенко Т.Д. Время человеческого бытия как
содержание жизненного пути личности // Рос. Науч. журн. – 2011.
– № 6(25). – С. 119–124.
3. Василенко Т.Д. Жизненный путь личности: время
и смысл человеческого бытия в норме и при соматической патологии.
– Курск: Изд-во КГМУ, 2011. – 572 с.
4. Василенко Т.Д. Структура жизнестойкости в
ситуации хронического соматического заболевания // Рос. науч. журн.
– 2011. – № 3(22). – С. 133–138.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ
преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
– 144 с.
6. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в
психологии. – М.: Смысл, 2003. – 240 с.
7. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная
идентичность: теория и практика. – М.: Изд-во СГУ, 2009.
– 453 с.
8. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое
свойство и методика ее диагностики // Психол. журн. – 2003.
– Т. 24, № 5. – С. 45–57.
9. Коржова Е.Ю. Психологическое познание
судьбы человека. – СПб., 2002. – 334 с.
10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных
ориентаций (СЖО). – М.: Смысл, 1992. – 16 с.
11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа,
строение и динамика смысловой реальности. – 2-е изд., испр.
– М.: Смысл, 2003. – 488 с.
12. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест
жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
13. Ложкин Г.В., Рождественский А.Ю. Феномен
телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных
проектов // Психол. журн. – 2004. – Т. 25, № 3.
– С. 27–33.
14. Лэнгле А. Person: экзистенциально-аналитическая
теория личности: сб. ст. – М.: Генезис, 2005. – 159 с.
15. Лэнгле А. Что движет человеком?
Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. – М.: Генезис,
2006. – 235 с.
16. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная
жизненная ситуация // Вестн. МГУ. – 1996. – № 4.
– С. 26–35. – Сер. 14: Психология.
17. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности.
– М.: ПАРФ, 1998. – 496 с.
18. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива
будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004.
– 608 с.
19. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.:
Наука, 1997. – 191 с.
20. Собчик Л.Н. Введение в психологию
индивидуальности. Теория и практика психодиагностического
исследования. – М.: ИПП, 1999. – 480 с.
21. Тхостов А.Ш. Психология телесности.
– М.: Смысл, 2002. – 287 с.
22. Филиппова Г.Г. Психология материнства.
– М., 2002. – 176 с.
23. Deci E.L., Ryan R.M. Facilitating optimal
motivation and psychological well-being across life’s
domains // Canadian Psychology. – 2004. – Vol. 49.
– P. 14–23.
24. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination
theory and basic need satisfaction: Understanding human development
in positive psychology // Ricerche di Psichologia. – 2005.
– Vol. 27. – P. 17–34.
25. Zimbardo P.G. Balancing one's time perspective
in pursuit of optimal functioning // Positive psychology in Practice
Hoboken. – N.J.: Wiley, 2004. – P. 456–521.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9.075
Василенко Т.Д. Трудная жизненная ситуация: методологический анализ
// Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. –
2014. – N 6(29) [Электронный ресурс]. –
URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|