Лазурский А.Ф.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ

Семейная психотерапия и клиническая психология семьи:
традиции и современное состояние

Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Добряков И.В.,
Городнова М.Ю., Колесников И.А., Коломиец И.Л.,
Маргошина И.Ю., Александрова Н.В.
(Санкт-Петербург, Российская Федерация)

 

 

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова».

E-mail: eidemiller_mapo@mail.ru

Никольская Ирина Михайловна

Никольская Ирина Михайловна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

E-mail: nikolskaya_mapo@inbox.ru

Добряков Игорь Валерьевич

Добряков Игорь Валерьевич

–  кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

E-mail: dobriakov2008@yandex.ru

Городнова Марина Юрьевна

Городнова Марина Юрьевна

–  кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

E-mail: mgorodnova@yandex.ru

Колесников Игорь Александрович

Колесников Игорь Александрович

–  кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

E-mail: kolesnikov.maps@gmail.com

Коломиец Ирина Леонидовна

Коломиец Ирина Леонидовна

–  кандидат психологических наук, ассистент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

E-mail: kolirina2006@yandex.ru

Маргошина Инна Юрьевна

Маргошина Инна Юрьевна

–  кандидат психологических наук, ассистент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

E-mail: inna_сhe@rambler.ru

Александрова Нина Викторовна

Александрова Нина Викторовна

–  ассистент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова.

E-mail: kutehova@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам семейной психотерапии в контексте опыта научной школы, созданной профессором Э.Г. Эйдемиллером на базе кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова. Кратко охарактеризованы пять этапов становления семейной психотерапии (психиатрический, психодинамический, системный, постмодернисткий, интегративный) и их основные представители. В историческом аспекте показано поступательное движение семейной психотерапии от изучения психологических особенностей отдельных членов семьи, анализа ее исторического прошлого до понимания семьи как системы и использования языка семейного общения для достижения целей психотерапии. Дано представление о современных интегративных моделях семейной психотерапии на примере модели аналитико-системной семейной психотерапии Эйдемиллера — Александровой. Обозначены трудности разработки универсальной методологии, объединяющей теорию и практику семейной психотерапии: отсутствие единого подхода к исследованию семьи и пониманию ее сущности, недостаток и низкая профессиональная квалификации семейных специалистов. Представлены формирующиеся по запросу семейной психотерапии и основанные на биопсихосоциальной модели здоровья и болезни новые разделы медицинской психологии: «клиническая психология семьи» (И.М. Никольская, Э.Г. Эйдемиллер) и «перинатальная психология» (И.В. Добряков). Приведены результаты современных исследований и разработок в данных областях: сравнительные исследования семей, воспитывающих детей с различными соматическими заболеваниями (И.Л. Коломиец) и нарушениями развития (Е.Д. Красильникова); интегративная арт-терапевтическая технология психодиагностики детей и их родителей «метод серийных рисунков и рассказов» (И.М. Никольская); интегративная модель психотерапии семьи, ожидающей рождения ребенка (И.В. Добряков, И.А. Колесников). Обосновано значение партнерского подхода в семейной психотерапии и навыков, которыми должен овладеть семейный специалист. Представлены модели профессиональной подготовки врачей и психологов в области семейной психотерапии: обучающая модель супервизии Н.В. Александровой и М.Ю. Городновой, модель профилактики и коррекции синдрома эмоционального сгорания М.Ю. Городновой, модель экспертного анализа успешности супервизорской и балинтовской практики М.Ю. Маргошиной. В заключение акцентированы роль исследовательских лабораторий в развитии семейной психотерапии; разнообразие ее методов, направленность на помощь при различных заболеваниях, на разных этапах жизненного цикла семьи, в кризисных ситуациях.

Ключевые слова: семейная психотерапия и ее этапы, интегративные модели, клиническая психология семьи, перинатальная психология, биопсихосоциальная модель здоровья и болезни, партнерский подход, семейный психотерапевт, профессиональная подготовка.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Семейная психотерапия, лечение пациента в семье и при помощи семьи, возникла в сороковые—пятидесятые годы ХХ в. как альтернатива классическому психоанализу. В процессе своего становления она прошла ряд этапов и сменила несколько парадигм [31; 32]. В России ее развитие вполне сопоставимо с развитием в других странах мира. Несмотря на наличие «железного занавеса», отделяющего СССР от стран Запада, во многих видах их жизнедеятельности наблюдалось сходство (изоморфизм). Согласно разработанной Э.Г. Эйдемиллером концепции «изоморфизма развития живых открытых систем» такие системы, как личность, семья, группа, нация, народ в своем развитии проходят одинаковые этапы [31].

Этапы развития семейной психотерапии

Кратко рассмотрим этапы развития семейной психотерапии.

1 — психиатрический (психопатологический). Семейные психотерапевты, по образованию в большинстве своем врачи-психиатры, исследовали душевнобольных пациентов и их родственников. Цель — определить симптомы психических расстройств и соотнести с личностными профилями членов семей. Семейная терапия состояла в индивидуальных психологических воздействиях на каждого из родственников, направленных на разъяснение «ошибок» в их поведении и эмоциональном реагировании, на переубеждение. В результате были описаны, так называемые, «шизофреногенные матери» и «шизофреногенные семьи» [35; 37; 40; 41]. Обнаружено такое явление, как «семейный удар», состоявший в переживании рецидива болезни пациентами, которые после длительной госпитализации возвращались домой [42].

В России подлинным основоположником «семейной психиатрии» стал И.В. Маляревский, основавший в 1882 г. на Выборгской стороне Санкт-Петербурга «Врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков» [14; 15]. Администрация и персонал этого заведения уделяли большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли патологизирующего семейного воспитания, формированию на его основе тех или иных «проявлений душевной болезни». С родственниками пациентов проводилось «семейное воспитание» — прообраз современной семейной психотерапии. Так в России в последней четверти ХIХ в. возникло учение о «семейной диагностике» и «семейном лечении».

2-й этап — психодинамический. Идеи психоанализа о роли фрустрации на ранних этапах онтогенеза в формировании и искажениях личностного развития детей и взрослых, а также в возникновении у них внутри- и межличностных невротических конфликтов первоначально были плодотворно воплощены семейными психотерапевтами Запада [27; 34]. В России (СССР) теоретической основой семейной психотерапии в этой парадигме стала «психология отношений» В.Н. Мясищева, которую многие специалисты называли русской версией психоанализа [19]. В нашей стране семейную психотерапию создали врачи В.К. Мягер, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и психолог Т.М. Мишина, на деятельность которых большое влияние оказывали как психиатрический опыт, так и концепция «психологии отношений» [10; 18; 30]. В 1976 г. состоялась защита кандидатской диссертации Э.Г. Эйдемиллера на тему «Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте». В ней особенности взаимоотношений в семьях подростков с вялотекущей шизофренией (шизотипическим расстройством по МКБ–10) были обозначены термином «ригидная псевдосолидарная семья». Этот тип семейной дисфункции выступал не как этиологическая причина заболевания шизофренией, а как ее этиологическое условие.

В дальнейшем большой вклад в развитие данного направления психотерапии внесли врачи и психологи А.Я. Варга, Н.Л. Васильева, А.Н. Волкова, Н.Г. Гаранян, Н.М. Залуцкая, В.Я. Костерева, С.А. Кулаков, А.Г. Лидерс, Т.М. Мишина, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, А.Б. Холмогорова, С.И. Чаева, А.В. Черников, А.З. Шапиро, В.В. Юстицкий и многие другие.

3-й этап — системный. На этом этапе в теоретическую основу методов семейной психотерапии легли базисные положения общей теории систем [2; 3; 23; 26; 28; 35] (и др.). Останавливаться на описании основных теоретических положений, принципов, разнообразных психотехнологий системной семейной психотерапии не имеет смысла, поскольку по этой теме есть большое число публикаций, в том числе и на русском языке [2; 3; 23; 24; 25; 26; 28; 29; 31; 34; 35]. В настоящее время системная семейная психотерапия — эффективный, экономичный и широко востребованный метод психологической помощи различным категориями семей с больным и/или проблемным членом.

4-й этап связан с развитием постмодернистских методов семейной психотерапии, основанных на идеях философии социального конструкционизма, конструктивизма, нарративного (повествовательного) и синергетического подходов [2; 36]. Суть нарративного подхода кратко можно передать так: психотерапевт общается с идентифицированным пациентом и членами его семьи на их локальном языке в рамках национального языка с целью перевода посланий к себе, другим и миру с языка содержания на язык структуры. Подразумевается, что если член семьи будет способен описывать словами все оттенки своего духовного, душевного и физического опыта, то у него исчезнут психологические предпосылки к формированию симптомов. Развитие постмодернистских подходов противостоит линейной связи между средой и состоянием системы, то есть принципу строгой каузальности, «ремонтной логике» и инструктивной интеракции, свойственной раннему системному подходу, или кибернетике первого порядка.

И, наконец, 5-й этап можно назвать интегративным. В этом подходе получило развитие объединение различных методов психотерапии. Об интеграции разных методов в новый метод (модель) психотерапии, основанный на единой теоретической и экспериментальной парадигме, можно говорить лишь тогда, когда исследователи-психотерапевты соединяют те из них, которые имеют общие терапевтические механизмы и факторы.

Пример такой интеграции — модель аналитико-системной семейной психотерапии Э.Г. Эйдемиллера и Н.В. Александровой [24; 31]. В ее теоретической основе лежат психодинамическое направление психотерапии (психоанализ, аналитическая психотерапия, «патогенетическая психотерапия» В.Н. Мясищева, личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Б.Д. Карвасарского, Г.Л. Исуриной, В.А. Ташлыкова, а также cистемный и нарративный подходы.

В рамках данной модели исследуют историческое прошлое семьи в целом и каждого из ее членов, а также их взаимоотношения в ситуации «здесь и сейчас». Интеграция идей психоанализа и системного подхода оправдана тем, что открытие З. Фрейдом проекции, переноса и противопереноса стало первым шагом к системному пониманию функционирования личности, группы, семьи как живых открытых систем. Использование нарративного подхода позволяет восстановить, описать, соединить вербальный, эмоциональный и поведенческий компоненты контекста взаимоотношений в семье. Язык семейного общения становится главным средством достижения целей психотерапии. Вслушиваясь в вербальные сообщения клиентов, постигая кроющуюся за их содержанием структуру, семейные психотерапевты выполняют функции посредника и переводчика и осуществляют коррекцию семейных отношений, отраженных в особенностях языка данной семьи.

Исследование модели аналитико-системной семейной психотерапии доказало ее эффективность [24].

Еще один пример интеграции — это модель краткосрочной бифокальной семейно-групповой психотерапии М.Ю. Городновой, соединяющая методы семейной системной, групповой и когнитивно-поведенческой психотерапии. Модель применяется при работе с семьями подростков наркозависимых и с делинквентным поведением [5; 24]. Другой вариант данной модели реализуется в психотерапии семей, имеющих детей, в которых один или оба родителя страдают наркотической зависимостью и ВИЧ-инфицированы. Модель показала свою эффективность в коррекции семейной адаптации и семейного воспитания [4].

Клиническая психология семьи и перинатальная психотерапия — новые разделы медицинской психологии

Несмотря на поступательное развитие семейной психотерапии, имеется ряд деструктивных моментов, ему препятствующих.

Первый из них — это отсутствие единого подхода к исследованию семьи и пониманию ее сущности. До настоящего времени не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для понимания семьи. Вместо нее имеется значительное количество школ и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к исследованию семьи и к ее психотерапии. В связи с этим на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ имени И.И. Мечникова, возглавляемой профессором Э.Г. Эйдемиллером, ведутся теоретические и эмпирические разработки в области новых разделов медицинской психологии — клинической психологии семьи и перинатальной психологии [9; 33].

Предмет клинической психологии семьи — особенности семейного функционирования в их значении для диагностики, лечения и предупреждения болезней; сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и взрослых [21; 32]. Задачи: 1. Определение роли семьи в происхождении, развитии и профилактике болезней; сохранении и укреплении здоровья детей, подростков и взрослых. 2. Изучение семьи как фактора аномального развития и отклоняющегося поведения. 3. Исследование влияния различных болезней на семейные отношения. 4. Разработка методов семейной психологической диагностики. 5. Создание классификации семей, нуждающихся в оказании психологической помощи, определение общих и специфических особенностей этих семей. 6. Разработка методов психологического воздействия, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений (методов семейной психотерапии) с учетом специфики нуждающихся в данном виде помощи семей.

Семья с больным и/или проблемным членом рассматривается и выступает как важнейший ресурс лечебно-реабилитационного процесса, качество которого можно существенно повысить за счет позитивных изменений семейного функционирования. Решение этой задачи базируется на постановке семейного психологического диагноза, который направлен, во-первых, на выявление в жизнедеятельности семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и/или сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и/или симптомов нервно-психических и психосоматических расстройств (как мишеней для последующего психологического воздействия); а, во-вторых, на определение тех психологических особенностей семьи и ее членов (семейных и личностных ресурсов), от которых зависит коррекция этих нарушений и которые следует учитывать при выборе метода оказания лечебно-психологической помощи и при ее осуществлении [31].

Сотрудниками кафедры проведены исследования в области клинической психологии семьи и детства, специфика которых состоит в том, что больной ребенок и его развитие изучаются в контексте семейного окружения и дальнейшее психологическое вмешательство направлено как на больного, так и на его семью.

И.Л. Коломиец определила общие и специфические характеристики эмоций и поведения детей с двумя сходными по ряду признаков соматическими заболеваниями (сахарным диабетом и целиакией) и характеристики их матерей; установила, как на них влияет болезнь и материнское воспитание. Было доказано, что заболевание ребенка сахарным диабетом определяет выраженность его самозащитных реакций; влияет на уровень невротизации его матери, на то, как она воспитывает больного ребенка и решает за счет воспитания собственные личностные проблемы. В свою очередь, фобия утраты ребенка и чрезмерность запретов и санкций со стороны матерей определяют особенности переживания детьми с сахарным диабетом семейной ситуации. Полученные результаты позволили определить задачи и предложить модели краткосрочной психологической коррекции эмоций и поведения матерей детей с сахарным диабетом и материнско-детских отношений в семьях детей с соматическими заболеваниями на основе гештальт-подхода в семейной психотерапии [12].

Е.Д. Красильникова изучила влияние семейных факторов на участие родителей детей с нарушенным развитием в лечебно-реабилитационном процессе [13]. Установлено, что удовлетворенность семейным функционированием и эмоциональным взаимодействием в семье; связанный и разделенный уровень семейной сплоченности; проблемно-ориентированный копинг-стиль родителей положительно, а высокая напряженность от болезни ребенка; тревожное, гипонозогнозическое и органичивающее активность ребенка восприятие болезни; высокая гиперпротекция и неуверенность в воспитании, — отрицательно влияют на конструктивную активность родителей таких детей. Показана специфика влияния семейных факторов с учетом варианта нарушения психического развития у ребенка.

Тенденцией современного развития медицинской психологии является сближение и синтез клинической психодиагностики и психотерапии. Это диктует необходимость создания новых методов, которые могли бы одновременно решать задачи психологического исследования и задачи оказания психологической и/или психотерапевтической помощи в конкретной ситуации обращения ребенка с родителями к психологу и психотерапевту. Этим требованиям отвечает разработанный И.М. Никольской метод серийных рисунков и рассказов — новая арт-терапевтическая технология, которая позволяет в сжатые сроки собрать важную диагностическую информацию и, при необходимости, осуществить корректирующее психологическое воздействие на ребенка и его родителей. Таким образом, этот метод можно рассматривать и как проективную психодиагностическую процедуру, и как оригинальный метод краткосрочного консультирования и психотерапии [21].

Перинатальная психология — еще один перспективный раздел медицинской (клинической) психологии, разрабатываемый на кафедре. Перинатальная психология изучает значение психических факторов в происхождении проблем зачатия, в развитии осложнений течения беременности, родов, раннего послеродового периода; занимается разработкой психологических профилактических и коррекционных средств воздействия на систему мать — пренейт (мать — дитя). Межотраслевой характер перинатальной психологии обусловлен необходимостью изучения и поисков путей разрешения психологических трудностей, которые возникают в процессе оказания медицинской и социальной помощи, связанной с проблемами репродукции [7].

Такое понимание перинатальной психологии позволило разработать интегративную модель психотерапии семьи, ожидающей рождения ребенка [8]. Цель ее реализации — достижение гармоничного функционирования семейной системы, обеспечивающего состояние психологического комфорта и способствующего формированию оптимального варианта психологического компонента гестационной доминанты у беременной. Использование системного подхода при исследовании семей беременных женщин позволяет изучить особенности семейных ролей, подсистем и правил, внутреннюю картину семьи и определить нарушенные семейные отношения. Использование когнитивно-поведенческого подхода — исследовать когнитивные структуры и выявить иррациональные убеждения у пациенток и их родственников. Интеграция техник системной семейной и когнитивно-поведенческой психотерапии дает возможность в короткие сроки добиться изменений отдельных параметров семьи, качественных структурных изменений всей семейной системы и сформировать новые механизмы ее адаптации.

Эффективность данной модели была показана в работе с беременными женщинами с невротическими депрессивными расстройствами и членами их семей [11].

Биопсихосоциальный подход и семейная психотерапия

Оба рассмотренных новых раздела медицинской психологии формируются по запросу семейной психотерапии и базируются на теоретической основе биопсихосоциальной модели здоровья и болезни [39], прообразом которой в нашей стране можно считать психоневрологию В.М. Бехтерева [20]. Согласно данной модели, клиницисту следует учитывать биологические, психологические и социальные аспекты болезни — только тогда он сумеет правильно понять причину страданий больного, предложить адекватное лечение и завоевать доверие пациента.

Партнерский подход как теоретический конструкт биопсихосоциальной модели имеет особое значение для развития семейной психотерапии [38]. Акцентируя значение взаимоотношений психотерапевта и пациента, он предполагает, что существующая в сознании больного реальность не просто интерпретируется специалистом, но также совместно создается и корректируется в процессе их общения. Требование относиться к пациенту как к личности влечет за собой необходимость для специалиста заниматься углубленным самопознанием. Не разобравшись в себе, он может легко смешать с эмпатией проецирование своих проблем на пациента.

Практическое применение биопсихосоциальной модели на современном этапе развития медицины можно обозначить, как биопсихосоциально ориентированную клиническую практику, фундаментальным принципом которой является доверие и атмосфера заботы и открытости в отношениях психотерапевта с пациентом и его семьей. Это предусматривает увеличение числа разнообразных навыков, которыми должен овладеть семейный специалист в ходе целенаправленного обучения. Предполагается, что он имеет моральное право не только выяснять, что беспокоит клиента (личность и/или семью), но также предъявлять к нему требования и влиять на его поведение. Специалист должен уметь устанавливать с клиентом конструктивный контакт; быть способным осознавать и анализировать собственные эмоции, а также управлять ими и уметь их выражать. Еще одно важное качество — толерантность к неопределенности. Семейным консультантам и психотерапевтам следует развивать эту способность, поскольку им часто приходится принимать решения в условиях недостатка информации, а не только точно следовать предписаниям. Важный навык — уметь донести до клиента клиническую и психологическую информацию в понятной и краткой форме, чтобы тот мог ее усвоить.

Подготовка специалистов в области семейной психотерапии

Все выше изложенное прямо касается еще одного момента, препятствующего развитию семейной психотерапии в России, — недостатка и не всегда высокой профессиональной квалификации специалистов, работающих с семьями. В нашей стране только врачи имеют право работать психотерапевтами, в том числе, семейными. Считается, что психологи должны заниматься семейным психологическим консультированием и психологической коррекцией. На кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, возглавляемой Э.Г. Эйдемиллером, все сотрудники, и врачи, и психологи, — являются одновременно и семейными консультантами, и семейными психотерапевтами. В настоящее время реальность такова, что значительный объем психологической помощи семье и детям, в том числе в области семейной психотерапии, оказывают психологи психолого-медико-социальных центров, и это полностью отражает мировую тенденцию.

Важными этапами профессиональной подготовки и повышения квалификация врачей и психологов в области семейной психотерапии являются освоение теории и практики, участие в группах личностного роста, балинтовских группах и супервизии. На кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова это можно сделать на циклах тематического усовершенствования «Современные методы групповой и семейной психотерапии», «Медицинская (клиническая) психология и психотерапия семьи и детства», «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия».

Особое значение придается супервизии и работе в балинтовских группах. Обучающая модель супервизии Н.В. Александровой и М.Ю. Городновой основана на когнитивном подходе в психотерапии и способствует осознаванию целостности, преемственности и многоступенчатости диагностического, дифференциально-диагностического, лечебного, психотерапевтического и профилактического процессов в заявленном случае [1]. Разработанная М.Ю. Городновой в парадигме полевого подхода и гештальт-терапии модель супервизии позволяет осуществлять профилактику и коррекцию синдрома эмоционального сгорания у специалистов, работающих с пациентами психиатрического профиля и их семьями [6].

Доминирующим принципом ведения сотрудниками кафедры супервизии и балинтовских групп является принцип параллельных процессов (изоморфизма). И.Ю. Маргошиной охарактеризованы идентификационные роли участников супервизии и определены интеракции в межличностном взаимодействии системы «супервизор — обучаемый психотерапевт/обучаемая группа». Знания об этом помогают супервизируемому лучше понять цель своих действий по отношению к клиенту/пациенту и его запросу.

В балинтовских группах классического характера, основанных на положениях психоаналитического контекста, участникам предлагают сосредоточиться на ассоциативном характере трудностей работы с клиентом. Предоставление обратной связи участниками группы в виде ассоциаций помогает терапевту-заявителю случая пережить инсайт и осознать мешающие ему трансферные реакции [16].

В рамках экспертного анализа успешности супервизорской и балинтовской практики специалисты могут оценить особенности своего взаимодействия с клиентом (личность, семья, группа). Для этого И.Ю. Маргошиной разработана специальная проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» [17].

Заключение

Семейная психотерапия как часть медицинской и психологической практики все время развивается. В российской парадигме психотерапевтической помощи семьям и детям в настоящее время существует много направлений, используются различные методы. Важно, чтобы научно-практическая работа с семьями всегда поддерживалась государством, на базе высшей школы создавались и функционировали исследовательские лаборатории, разрабатывающие и совершенствующие методологические принципы психотерапевтической помощи семье.

Настоящая статья во многом отражает деятельность одной из таких «лабораторий» и одновременно научной школы, организованной на кафедре психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова одним из создателей семейной психотерапии в нашей стране профессором Э.Г. Эйдемиллером. Важно, что на базе кафедры представлено разнообразие методов семейной психотерапии, включающих кроме сложившихся методов психодинамического, когнитивно-поведенческого, системного подхода, такие актуальные направления, как нарративная семейная терапия, аналитико-системная семейная психотерапия, гештальт-подход в семейной психотерапии.

Сотрудники кафедры работают с широким нозологическим спектром патологии (семьи с больными, страдающими психическими, невротическими, психосоматическими, расстройствами, зависимым поведением, соматическими заболеваниями, нарушениями развития и т.п.). Апробируют и практически внедряют технологии работы с семьей на разных этапах ее развития (семья на этапах зачатия и ожидания ребенка, семья с ребенком младенческого и раннего возраста, с младшим школьником, подростком и т.п.). Оказывают психологическую помощь семьям, находящимся в экстремальных и кризисных ситуациях (в том числе, в ситуации утраты близкого родственника) [9]. Кроме того, занимаются вопросами профессиональной поддержки других специалистов, работающих с семьями, тем самым, расширяя направления и возможности организации профессиональной медицинской и психологической семейной помощи. Надеемся, что сотрудничество и возможность обмена опытом в этом контексте между специалистами в области семьи и детства позволят и в дальнейшем концептуализировать и систематизировать ценный опыт, сохраненный и преумноженный отечественной школой семейной психотерапии.

 

Литература

1.   Александрова Н.В., Городнова М.Ю. Модель «обучающей супервизии» в практике последипломной подготовки детского психиатра // IX Мнухинские чтения. Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике. Конференция, посвященная памяти профессора С.С. Мнухина. – СПб., 2010. – С. 13–18.

2.   Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

3.   Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.

4.   Городнова М.Ю. Семейная психотерапия в мультидисциплинарном сопровождении детей наркозависимых семей с ВИЧ-позитивным статусом (опыт реализации российско-французского проекта «семейный клуб», СПбРОО «Возвращение» – Каритас) // Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. – № 2 (39). – С. 194–195.

5.   Городнова М.Ю. Современные модели семейной психотерапии семей больных наркоманией (клиническая лекция) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 5 (16) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.10.2012).

6.   Городнова М.Ю. Актуальные вопросы теории и практики супервизии врачей-психотерапевтов и медицинских психологов (в парадигме гештальт-терапии) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 6 (17). [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.12.2012).

7.   Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с.

8.   Добряков И.В., Колесников И.А. Перинатальная психотерапия семьи // Психическое здоровье: научно-практический журнал. – 2010. – № 7. – С. 24–27.

9.   Добряков И.В., Никольская И.М. Клиническая психология семьи и перинатальная психология как разделы медицинской (клинической) психологии // Социальная и клиническая психиатрия. – 2011. – Т. XXI, № 2. – С. 104–108.

10.   Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Медицина, 1982. – 216 с.

11.   Колесников И.А. Невротические депрессивные расстройства и семейное функционирование у беременных женщин // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.10.2012).

12.   Коломиец И.Л. Эмоциональные и поведенческние характеристики больных сахарным диабетом детей и их матерей: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2013.

13.   Красильникова Е.Д., Никольская И.М. Психологические характеристики семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития // Клиническая и специальная психология. – 2012. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 31.95.2013).

14.   Маляревский И.В. Вопросы семьи и школы: педагогические экскурсии в области психиатрии // Медико-педагогический вестник. – 1886. – № 2. – С. 3–16.

15.   Маляревский И.В. Задачи семейного воспитания // Медико-педагогический вестник. – 1886. – № 9–12. – С. 3–18.

16.   Маргошина И.Ю. Трансферные реакции в контексте балинтовской группы // Вестник Санкт-Петербургского университета (рецензируемый журнал). – 2007. – Серия 6, Вып. 2, Ч. II – июнь. – С. 115–120.

17.   Маргошина И.Ю., Никольская И.М. Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом». – СПб.: Речь, 2012. – 80 с.

18.   Мягер А.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: методические рекомендации. – Л., 1976. – 13 с.

19.   Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

20.   Незнанов М.А., Акименко А.А., Коцюбинский А.П. Школа В.М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. – СПб.: ВВМ, 2007. – 248 с.

21.   Никольская И.М. Клиническая психология семьи // Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал. – 2005. – № 2. – С. 7–11.

22.   Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов – новая арт-терапевтическая технология // Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. – 2010 (10), № 2. – С. 13–28; 2011 (11), № 1. – С. 11–23.

23.   Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие / М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин [и др.]. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 204 с.

24.   Практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы: учебное пособие для врачей и психологов / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Изд. Речь, 2010. – 425 с.

25.   Психотерапия / под ред. Б.В. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000. – 204 с.

26.   Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 496 с.

27.   Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск: Беларусь, 1991. – 606 с.

28.   Черников А.В. Системная семейная психотерапия. Интегративная модель диагностики. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 208 с.

29.   Шлиппе А.Ф., Швайтцер Й. Учебник по системной терапии и консультированию. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2007. – 363 с.

30.   Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методические рекомендации. – М., 1980. – 27 с.

31.   Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

32.   Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Семейная психотерапия и клиническая психология семьи // Российский семейный врач. – 2005. – Т. 9, № 2. – С. 16–21.

33.   Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 24.09.2012).

34.   Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.

35.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

36.   Эфран Дж., Льюкенс Р., Льюкенс М. Конструктивизм: что он может дать вам? К вопросу о том, когда следует отличать стол от дивана // Семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2000. – С. 77–98.

37.   Ariety S. Schizophrenia: the manifest symptomatology, the psychodynamic and formal mechanisms // American handbook of psychiatry. Ed. Ariety S. – 1959. – Vol. 1. – P. 455–468.

38.   Borrell-Garrió Fr., Suchman A.L., Epstein R.M.. The Biopsychosocial Model 25 Years Later: Principles, Practice, and Scientific Inquiry // Annals of Family Medicine. – 2004. – Vol. 2, № 6, November/December.

39.   Engel G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine // Science. – 1977. – № 196. – P. 129–136.

40.   Fromm-Reichman F. Notes on the development of treatment of schizophrenia by psychoanalytic psychotherapy // Psychiatry. – 1948. – № 11. – P. 3–17.

41.   Lidz T. Schizophrenia and the family // Psychiatry. – 1958. – № 21. – P. 21–27.

42.   Smith Z.D. (1890) Цит. по Speiegel J.P., Bell N.: American Handbook of Psychiatry, ed. S. Azieti. – 1959, New York. – Vol. 1. – P. 115–149.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:615.851

Семейная психотерапия и клиническая психология семьи: традиции и современное состояние / Э.Г. Эйдемиллер, И.М. Никольская, И.В. Добряков [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 6(29) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения