Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое поведение
у подростков
Малыгин В.Л., Антоненко А.А., Меркурьева Ю.А., Искандирова А.С. (Москва,
Российская Федерация)
|
Малыгин Владимир Леонидович
– член научно-редакционного совета
журнала «Медицинская психология в России»;
– доктор медицинских наук профессор, заведующий
кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и
психотерапии Московского государственного медицинского стоматологического
университета им. А.И. Евдокимова (МГМСУ).
E-mail: malyginvl@yandex.ru
|
|
Антоненко Анна Анатольевна
– клинический психолог, аспирант кафедры психологического
консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической
психологии Московского государственного медицинского стоматологического
университета им. А.И. Евдокимова (МГМСУ).
E-mail: anuta4ever@gmail.com
|
|
Меркурьева Юлия Александровна
– клинический психолог, соискатель кафедры
психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
факультета клинической психологии Московского государственного
медицинского стоматологического университета им. А.И. Евдокимова
(МГМСУ).
E-mail: teurgia@mail.ru
|
|
Искандирова Арина Сункаровна
– кандидат медицинских наук доцент, кафедра
психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
факультета клинической психологии Московского государственного
медицинского стоматологического университета им. А.И. Евдокимова
(МГМСУ).
E-mail: Arisha21@rambler.ru
|
Аннотация.
Объектом настоящего исследования являются подростки, учащиеся 9—11
классов общеобразовательных учреждений г. Москвы с интернет-зависимым
поведением (ИЗП), с разным типом предпочитаемой деятельности в сети Интернет.
Целью исследования является выявление клинико-психологических
особенностей подростков с интернет-зависимым поведением от компьютерным
игр и онлайн-общения. В статье приводятся результаты сравнительного
исследования клинико-психопатологических феноменов у подростков с
интернет-зависимым поведением, характеризующихся различными типами
деятельности в сети Интернет, в частности, предпочитающими игры и
предпочитающими сервисы онлайн-общения. Исследование проводилось
следующими методиками: анкета участника исследования, разработанная
с целью объективного подтверждения мнтернет-зависимости и выявления
предпочитаемых интернет-ресурсов; методика «Шкала интернет-зависимости
Чена» (Шкала CIAS в адаптации Малыгина В.Л., Феклисова К.А.);
симптоматический опросник SCL-90-R (Simptom Check List-90-Revised). В статье
описывается выраженность интернет-зависимого поведения в целом и его симптомов
у подростков с ИЗП, и проводится сравнение выраженности симптомов у подростков
с ИЗП, предпочитающих игры, и подростков с ИЗП, предпочитающих сервисы
онлайн-общения. Выявлено, что интернет-зависимое поведение от игр обладает
большей аддиктогенностью, чем интернет-зависимое поведение от сервисов
онлайн-общения. Также в статье проводится сравнение клинико-психопатологических
феноменов, сопровождающих интернет-зависимое поведение у подростков указанных
групп. Выявлено, что для подростков, предпочитающих массовые многопользовательские
ролевые он-лайн игры, более свойственна тревожная и астено-депрессивная
симптоматика, что может указывать на более патогенный характер воздействий
многопользовательских он-лайн игр. Для подростков, предпочитающих сервисы
онлайн-общения более свойственно проявление враждебности.
Ключевые слова:
интернет-зависимое поведение у подростков, зависимость от игр, аддиктивное
поведение, клинико-психологические особенности зависимого поведения.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Актуальность исследования
Современное общество невозможно представить без высоких технологий и,
в частности, Интернета. Интернет-среда многофункциональна и привлекает
пользователей многообразием различных видов деятельности, отличающихся
по своему характеру, целям, мотивам [1; 4; 20; 21]. Особенно ярко это
проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникают
сверхувлеченность Интернетом, в частности, массовыми многопользовательскими
ролевыми онлайн-играми и сервисами онлайн-общения [5; 7; 10]. Увлеченность
подростков компьютерными играми описана во многих исследованиях [2; 3; 6; 9].
В то же время клинико-психопатологические феномены, сопровождающие
интернет-зависимое поведение, описаны лишь в отдельных малочисленных
работах [3; 12; 13]. Так, в частности, А.Е. Войскунский и др. [8]
обращает внимание на необычность переживаний, получаемых от компьютерных
игр («опыт потока»), характеризующийся эффектом лёгкого
изменения сознания. В исследовании А. Урсу [12; 13] отмечается
преобладание обсессивно-компульсивных, тревожных, астено-депрессивных
расстройств и синдрома измененного состояния сознания у интернет-зависимых
подростков. Имеются данные о своеобразном стимулирующем влиянии
интернет-среды на Ц.Н.С. В.Л. Малыгиным, Ю.А. Меркурьевой [11]
выявлено, что у подростков, склонных к интернет-зависимости, отмечается
функциональная недостаточность передней доли левого полушария, а также
нарушение межполушарного взаимодействия, которое вторично приводит к
перегрузке первого блока мозга и явлениям истощения. Следует заметить,
что рассмотрением различных аспектов влияния компьютерных игр на личность
пользователя первыми начали заниматься зарубежные исследователи,
накопившие к настоящему времени обширный теоретический и фактический
материал [16; 19; 22; 23]. Согласно статистике, среди любителей
компьютерных игр есть патологические игроки, число которых, по разным
данным, колеблется от 3 до 14% [15; 25; 26]. Компьютерные игры имеют
разную направленность и технические возможности. Для более точных выводов
о характере влияния той или иной игры на личность пользователя необходимо
учитывать сюжет игры, ее сложность, цель, поставленную перед игроком,
уровень развития навыков, которых требует игровая деятельность [24].
Воздействие компьютерных игр стимулирует Ц.Н.С. [12; 13], снижая у
подростка субьективное ощущение истощения и, одновременно, на
последующих этапах истощает Ц.Н.С., вызывая необходимость «новых
доз виртуальной игры», тем самым формируя порочный круг зависимости
от игры [11]. Выявлено, что учащиеся с интернет-зависимостью демонстрируют
значительно более высокую невнимательность, гиперактивность и импульсивность
поведения в сравнении с группой, у которой признаки интернет-зависимости
выявлены не были [14]. Кроме этого в группе интернет-зависимых была
отмечена более высокая распространённость синдрома дефицита внимания и
двигательной активности (СДВГ), что вызывает быстрое пресыщение деятельностью [17].
С другой стороны, доказано, что видео игры стимулируют выработку стриарного
дофамина и повышают концентрацию внимания, улучшая выполнение задачи,
что компенсирует игроку фрустрацию от неудач в реальном мире [18].
Следует отметить, что клинико-психопатологические феномены,
сопровождающие интернет-зависимое поведение у подростков, остаются
недостаточно описанными, нуждаются в уточнении особенности
психопатологических феноменов, сопровождающих различные формы
деятельности в сети.
Целью исследования было выявление клинико-психологических
особенностей подростков с интернет-зависимым поведением от компьютерным
игр и онлайн-общения.
Материалы и методы исследования
Характеристика выборки: всего в исследовании приняли участие
214 подростков, учащихся старших 9–11 классов, из них юношей
было 110 (51,5%), девушек — 104 (48,5%). Возраст подростков
составлял от 14 до 17 лет, средний возраст — 15,6±0,7
года. Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт
наличия дома доступа в Интернет и использование Интернет более 1 года.
По результатам первичной диагностики, включающей анкету участника
исследования и шкалу интернет-зависимости Чена (CIAS), были сформированы
следующие группы: подростки с интернет-зависимым поведением от массовых
многопользовательских ролевых онлайн-игр (n=68) и подростки с
интернет-зависимым поведением от сервисов онлайн-общения (n=86),
подростки, характеризующиеся здоровым использованием сети Интернет (n=60).
Критерии включения в группу подростков с интернет-зависимым поведением
от массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (группа 1)
следующие:
- наличие доступа в Интернет в течение последнего года, опыт
использования Интернета более 1 года;
- время пребывания в Интернете не менее 3 часов в сутки;
- низкая социальная активность (отсутствие увлечений вне учебной
деятельности, недостаток общения с друзьями вне школы);
- наличие массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр в списке
предпочитаемых интернет-ресурсов;
- наличие более 43 баллов по шкале интернет-зависимости Чена (CIAS).
Критерии включения в группу подростков с интернет-зависимым поведением,
предпочитающих сервисы онлайн-общения (группа 2):
- наличие доступа в Интернет в течение последнего года, опыт использования
Интернета более 1 года;
- время пребывания в Интернете не менее 3 часов в сутки;
- низкая социальная активность (отсутствие увлечений вне учебной деятельности,
недостаток общения с друзьями вне школы);
- наличие социальных сетей в списке предпочитаемых интернет-ресурсов;
- наличие более 43 баллов по шкале интернет-зависимости Чена (CIAS).
Критерии включения в группу подростков, характеризующихся
здоровым использованием сети Интернет (контрольная группа):
- проводимое в Интернете время менее 3 часов в сутки;
- высокая социальная активность (расширенный круг увлечений,
удовлетворенность частотой встреч с друзьями);
- наличие менее 42 баллов по шкале интернет-зависимости Чена (CIAS).
Используемые методики:
- Анкета участника исследования, разработанная с целью объективного
подтверждения интернет-зависимости и выявления предпочитаемых
интернет-ресурсов;
- Методика «Шкала интернет-зависимости Чена» (Шкала CIAS
в адаптации Малыгина В.Л, Феклисова К.А.);
- Симптоматический опросник SCL-90-R (Simptom Check List-90-Revised).
Результаты исследования
Анализ выраженности интернет-зависимого поведения среди подростков
с различными видами деятельности в сети выявил определенные различия
по шкале выраженности симптомов интернет-зависимого поведения, что
представлено в таблице № 1.
Таблица 1
Выраженность симптомов интернет-зависимости по шкале CIAS
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия.
Подростки, злоупотребляющие играми, по сравнению с подростками,
предпочитающими сервисы онлайн-общения, показывают более высокую
степень выраженности интернет-зависимого поведения (шкала CIAS —
общий балл, p<0,05 ), что соответственно проявляется и по отдельным
шкалам теста: проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением (IA-RP),
шкала управлением времени (TM), ключевые симптомы интернет-зависимости
(IA-Sym) и шкала толерантности (Tol). В то же время подростки, предпочитающие
игры, и подростки, общающиеся в социальных сетях, отмечают примерно
одинаковый уровень как компульсивных симптомов влечения (шкала COM), так
и симптомов отмены (шкала WIT). Подросткам, предпочитающим игры, постоянно
приходится увеличивать время и интенсивность игры для получения удовлетворения
процессом, в то время, как подросткам, предпочитающим сервисы онлайн-общения
в большей степени важно поддерживать количество и интенсивность общения
на определенном уровне (шкала TOL). Так, подростки группы 1 (многопользовательские
игры онлайн) сравнительно чаще, чем подростки, предпочитающие сервисы
онлайн-общения, отмечают такие симптомы, как увеличение времени,
проведенного за компьютером, периодически спят меньше 4 часов из-за
компьютера, все чаще выходят в Интернет вместо реальной встречи с друзьями,
нарушают режим питания, переживают или расстраиваются, если приходится
прекратить пользоваться Интернетом на определенный период времени (шкала
ключевых симптомов интернет-зависимости). Подростки же группы 2, предпочитающие
сервисы онлайн-общения, сравнительно чаще отмечают такие симптомы, как
беспокойство и раздражение, когда Интернет отключен или недоступен, потребность
выйти в Интернет при каждом удобном случае, увеличение количества времени и
сил, затраченного на этот тип деятельности, снижение социальной активности
(шкала общих симптомов интернет-зависимости).
Таким образом, полученные данные могут свидетельствовать о более
высокой аддиктогенности массовых многопользовательских ролевых
онлайн-игр по сравнению с увлеченностью сервисами онлайн-общения,
где подростки, скорее, пробуют свои навыки в межличностном общении,
подготавливая себя к реальным контактам в социуме.
Исследование клинико-психопатологических проявлений
интернет-зависимого поведения в изучаемых группах показало, что
отмечаются значимые различия среди интернет-зависимых подростков и
подростков со здоровым использованием Интернета (опросник выраженности
психопатологической симптоматики SCL-90-R) — табл. 2.
Таблица 2
Соотношение показателей психопатологических симптомов подростков с
интернет-зависимым поведением и контрольной группы подростков со
здоровым использованием Интернета по опроснику выраженности
психопатологической симптоматики (SimptomCheckList-90-Revised — SCL-90-R)
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия.
У подростков с интернет-зависимым поведением по сравнению с контрольной
группой подростков со здоровым использованием Интернета достоверно выше
(p<0,05) показатели по шкале депрессивности, тревожности и враждебности
по сравнению с подростками, не злоупотребляющими сетью Интернет. Клинически
это проявляется повышенной утомляемостью, впечатлительностью, снижением
аппетита, сниженным настроением, чувством одиночества, затруднением в
сосредоточении. Кроме этого подростки отмечали периодические импульсы ломать
или крушить что-либо, чувствуя необходимость в разрядке накопившихся чувств
и энергии. Также выявлялись симптомы, связанные с социумом: чувство одиночества,
неловкость, когда люди наблюдают за ними, ощущение, что люди не понимают и не
сочувствуют им, досаду и раздражение, ощущение, что что-то мешает сделать
что-либо, ощущение себя хуже других. Подростки с интернет-зависимым поведением
проявляют большую агрессивность, направленную именно в социум, такой манящий
и такой пугающий. Враждебность включает мысли, чувства или действия, которые
являются проявлениями негативного аффективного состояния злости. Следует также
отметить, что у подростков с интернет-зависимым поведением по сравнению с
подростками контрольной группы достоверно выше (p<0,05) уровень дистресса
и общей фрустрации, что отражает снижение их адаптационных возможностей.
Анализ клинико-психопатологических феноменов у подростков с
различными видами деятельности в сети вывил следующее (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение средних показателей группы подростков с интернет-зависимым
поведением, предпочитающих массовые многопользовательские ролевые
онлайн-игры, и подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих
сервисы онлайн-общения, по опроснику выраженности психопатологической
симптоматики (SimptomCheckList-90-Revised – SCL-90-R)
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия.
Выявлено, что у подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих
массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры, по сравнению с группой 2,
предпочитающих сервисы онлайн-общения, достоверно более выражены показатели
по шкалам тревожности и депрессивности. У подростков группы 2, предпочитающих
сервисы онлайн-общения, достоверно выше показатели по шкале враждебности. Они
быстро раздражаются и пытаются выплеснуть свой гнев и негодование на окружающую
действительность и социум. Возможность анонимности в интернет-среде привлекает
таких подростков, так как можно не получить социального неодобрения за
проявленную агрессию. В подростковой среде интернет-общения считается
«крутым» использовать мат, намеренно оскорблять знакомых и
незнакомых людей, образ «интернет-тролль» возведен в культ.
Социальные сети дают большое пространство именно для выражения своей
агрессии.
Анализ выраженности отдельных психопатологических симптомов у
подростков, предпочитающих игры, и у подростков, предпочитающих сервисы
онлайн-общения, выявил следующее — табл. 4. В данной таблице
представлены только отдельные симптомы, имеющие статистически
достоверное значение.
Таблица 4
Выраженность отдельных симптомов у подростков с разным типом
деятельности в сети
У подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих
онлайн-игры, по сравнению с подростками, предпочитающими
сервисы онлайн-общения, достоверно более выражены (p<0,05)
такие симптомы тревоги, как чувство страха или напряженности,
приступы ужаса или паники, а также следующие симптомы депрессии:
подавленное настроение, ощущение, что будущее безнадежно, снижение
аппетита, упадок сил, чувство усталости от обыденных дел. Таким
образом, психопатологическая картина интернет-зависимого поведения
от игр отражает наличие тревожно-депрессивной симптоматики,
сопровождающейся явлениями высокой истощаемости психической сферы.
Как известно, компьютерные игры способствуют выработке стриарного
дофамина, тем самым снижая, на какое-то время, субъективные ощущения
истощения, симптомов тревоги и депрессии. Однако на последующих
этапах игровой деятельности явления истощения нарастают, формируя,
тем самым, порочный круг зависимости.
Психопатологические нарушения, сопровождающие интернет-зависимое
поведение от сервисов онлайн-общения, отличаются более выраженной
симптоматикой враждебности: постоянное ощущение раздражения,
конфликтность в межличностном общении, вспышки гнева, крик,
швыряние вещами, а также ощущение скуки (отсутствие интереса к
чему бы это ни было). В то же время симптомы тревожности и депрессии
являются менее выраженными. Полученные данные могут свидетельствовать
о сравнительно более высоком энергетическом потенциале подростков,
зависимых от сервисов онлайн-общения, по отношению к подросткам,
зависимым от онлайн-игр. Высокий уровень раздражительности, гнева,
конфликтность в межличностном общении способствуют бегству этих
подростков в виртуальный мир, где анонимность позволяет избежать
социального неодобрения за проявленную агрессию.
Обсуждение результатов
Таким образом, подростки, предпочитающие игры, показывают достоверно
более высокую степень выраженности интернет-зависимого поведения, что
проявляется затруднением управления своим временем (шкала управления
временем TM), более быстрым ростом толерантности (шкала толерантности
Tol), а также в отдельных ключевых симптомах интернет-зависимости
(IA-Sym) и степени выраженности дезадаптации (проблемы, связанные с
интернет-зависимым поведением — шкала IA_RP). В свою очередь,
подростки, предпочитающие сервисы онлайн-общения, демонстрируют более
высокие показатели по шкалам симптомов отмены и компульсивности.
Полученные данные могут свидетельствовать о сравнительно большей
аддиктогенности массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр
по сравнению с увлеченностью сервисами онлайн-общения, где подростки,
скорее, пробуют свои навыки в межличностном общении, подготавливая себя
к реальным контактам в социуме. Особенности клинико-психопатологических
феноменов интернет-зависимого поведения проявляются тем, что подросткам,
предпочитающим сервисы онлайн-общения, по сравнению с подростками,
предпочитающими массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры,
в большей степени свойственен высокий уровень враждебности, что, возможно,
обусловлено самим характером действий на форумах, в частности, высоким
уровнем конфликтности. Для подростков, предпочитающих массовые
многопользовательские ролевые онлайн-игры, более свойственна тревожная и
астено-депрессивная симптоматика, что может указывать на более
патогенный характер воздействий многопользовательских онлайн-игр.
Литература
1. Алексеева И.Ю. Интернет и проблема субъекта //
Влияние Интернета на сознание и структуру знания / под ред. В.М. Розина.
– М., 2004. – С. 24–25.
2. Арестова О.П., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е.
Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и
последствия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. –
1996. – № 4. – С. 14–20.
3. Бабин А.И., Искандирова А.Б. Особенности
личностных свойств как факторы риска формирования зависимости от
азартных компьютерных игр // Молодое поколение 21 века: актуальные
проблемы социально-психологического здоровья: материалы 4-го междунар.
конгр. – М., 2009. – С. 42–43.
4. Бурлаков И.В. HomoGamer: психология
компьютерных игр. – М.: Класс, 2000. – 144 с.
5. Бухановский А.О. Зависимое поведение:
клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. –
Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 360 с.
6. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность
в Интернете // Психол. журн. – 1999. – Т. 17, № 1.
– С. 126–132.
7. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы
психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. –
2004. – Т. 25, № 1. – С. 90–100.
8. Войскунский А.Е. Общение и «опыт потока»
в групповых ролевых интернет-играх // Психол. журн. – 2005. –
Т. 26, № 5. – С. 47–63.
9. Войскунский А.Е., Богачева Н.В. Киберпсихология
и ее современные проблемы // Социальный компьютинг: основы, технологии
развития, социально-гуманитарные эффекты (IISC-12): материалы Первой
междунар. конф.: сб. ст. и тез. – М., 2012. –
С. 76–81.
10. Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность
в социальных сетях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.
– 2013. – № 1. – С. 66–83.
11. Меркурьева Ю.А., Малыгин В.Л. Нейропсихологические
особенности и особенности телесности у подростков с интернет-зависимым
поведением // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы
социально-психологического здоровья: материалы V междунар. конгр. –
М., 2013. – С. 25.
12. Урсу А.В. Компьютерная игра как форма
аддиктивного поведения // Лечение и профилактика болезней зависимости:
материалы рос. конф. – Иваново, 2008. – С. 119.
13. Урсу А.В. Сверхценное увлечение компьютерными
играми детей и подростков: распространенность и клинико-психопатологические
проявления: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2012.
– 21 с.
14. Attention deficit hyperactivity symptoms and
Internet addiction / Yoo H.J., Cho S.C., Ha J. [et
al.] // Psychiatry and Clinical Neurosciences. – 2004. –
Vol. 58. – P. 487–494.
15. Block J.J. Pathological computer game use //
Psychiatric Times. – 2007. – N. 1 (March). –
P. 49.
16. Brian D.Ng, Weimer-Hastings Р. Addiction to
the internet and Online Gaming // Сyberpsychology and Behavior. –
2005. – Vol. 8. – N. 2.
17. Diamond A. Attention-deficit disorder
(attention-deficit hyperactivity disorder without hyperactivity):
a neurobiologically and behaviorally distinct disorder from ADHD
attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity) //
Development and Psychopathology – 2005 – Vol. 17
– P. 807–825.
18. Evidence for striatal dopamine release
during a video game / M.J. Koepp, R.N. Gunn, A.D. Lawrence
[et al.] // Nature. – 1998. – Vol. 393. –
P. 266–268.
19. Factors influencing internet addiction in
a sample of freshmen university students in China / X.L. Ni,
H. Yan, S.L. Chen, Z.W. Liu // Cyberpsychology and
Behavior. – 2009. – Vol. 12, N 3. –
P. 327–330.
20. Griffiths M. Relationship between gambling
and video-game playing: A response to Johansson and Gotestam
(15 refs.) // Psychological Reports. – 2005. – Vol. 96,
N 3, Part 1. – P. 644–646.
21. Griffiths M.D., Kuss D.J., King D.L. Video game
addiction: Past, present and future // Current Psychiatry Reviews. –
2012. – Vol. 8, N 4. – P. 308–318.
22. Orzack M.H. Computer addiction: What is it? //
Psychiatric Times. – 1998. – Vol. 15, N 8.
23. Orzack M.H., Orzack D.S. Treatment of Computer
Addicts with Complex Co-Morbid Psychiatric Disorders // Сyberpsychology
and Behavior. – 1999. – Vol. 2, N 5. –
P. 53–57.
24. Recognizing problem video game use (23 refs.) /
G. Porter, V. Starcevic, D. Berle, P. Fenech //
Australian and New Zealand J. of Psychiatry. – 2010. –
Vol. 44, N 2. – P. 120–128.
25. The association between Internet addiction
and problematic alcohol use in adolescents: The problem behavior
model / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.F. Yen [et al.] //
Cyberpsychology and Behavior – 2008. – Vol. 11,
N 5. – P. 571–576.
26. The associations between aggressive behaviors
and Internet addiction and online activities in adolescents /
C.H. Ko, J.Y. Yen, S.C. Liu [et al.] // J. of Adolescent
Health. – 2009. – Vol. 44, N 6. –
P. 598–605.
Ссылка для цитирования
Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое поведение
у подростков / Малыгин В.Л., Антоненко А.А., Меркурьева Ю.А. и др. // Медицинская
психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 3(26)
[Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|