|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
История развития Петербургской—Петроградской—Ленинградской—Санкт-Петербургской психиатрии начинается в дореволюционный период, когда вопросы детской психоневрологии начали разрабатываться патриархом нашей области медицины Владимиром Михайловичем Бехтеревым. Бехтеревский период развития психиатрии в Санкт-Петербурге, несомненно, можно назвать начальным этапом развития клинической детской психиатрии. Заслуга, прежде всего, принадлежит самому Бехтереву, а также его ученице и ближайшей сотруднице Раисе Яковлевне Голант. В этом же ряду всегда особенно ярок жизненный путь Самуила Семеновича Мнухина — блестящего специалиста, непревзойденного педагога, разностороннего человека. С.С. Мнухин — виднейший советский психиатр, выдающийся ученый и педагог, талантливый врач, обладавший тонкой клинической интуицией и даром эвристического мышления, организатор нервно-психиатрической помощи. В этот период времени наиболее детально изучаются такие проблемы, как психическое недоразвитие детей, детская эпилепсия и ее клинические проявления, психосоматические нарушения у детей и подростков, хотя подростковая психиатрия в это время как понятие еще не выделялась. Очень интенсивно изучается формирование характерологических и патохарактерологических черт у детей, особенно тех черт, которые влияли на их социальную адаптацию. Основной клинической базой в тот период являлось детское стационарное отделение Психоневрологического института, в последствии — НИИ им. В.М. Бехтерева. Позднее, в послереволюционный период, накопившийся клинический опыт определил создание в Петербурге Детского Обследовательского Института (директор — А.С. Грибоедов) и Института морального воспитания для изучения и оказания помощи детям с «моральной дефективностью и асоциальными проявлениями». При нем существовал интернат на 100 мест для детей с нарушением поведения, обусловленным психопатологией (директор — профессор П.Г. Бельский). В послереволюционный период дети с психической патологией могли обращаться за помощью в Психоневрологический институт и в 5 диспансеров города (помощь им оказывали взрослые психиатры); стационарное лечение осуществлялось в детской психиатрической больнице поселка Мурзинка и в двух отделениях психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова. В 1925 году открылся институт охраны материнства и младенчества, где в 1936 году была организована кафедра психиатрии, сотрудники которой, наряду со взрослой, изучали детскую психопатологию. Заведовала кафедрой сначала Р.Я. Голант, а затем — с 1941 года — С.С. Мнухин. В период Великой Отечественной войны институт не был эвакуирован, и кафедра функционировала в блокадном городе. В этот период на базе психиатрической больницы № 3 им. Скворцова-Степанова существовали 2 детских отделения. Самуил Семенович родился 11 марта 1902 года в многодетной семье в селе Починок Смоленской губернии. В пятнадцать лет он, еще не окончив школу, начал работать медицинским статистиком, а затем бухгалтером в губернском статистическом бюро. После окончания трудовой школы в 1919 году С.С. Мнухин поступил в Смоленский медицинский институт, а, переехав в 1920 году в Петроград, продолжил медицинское образование уже в этом городе. В 1925 году он окончил Ленинградский институт медицинских знаний, и год служил врачом в Красной Армии. С 1926 года С.С. Мнухин работает в детском отделении Ленинградского психоневрологического института сначала ординатором, а затем заведующим и директором клиники. Здесь, под руководством В.М. Бехтерева и Р.Я. Голант, Самуил Семенович выполнил свои первые научные работы, посвященные психическим нарушениям при инфекциях, травмах и дистрофических поражениях у детей. В 1935 году по совокупности работ ему была присвоена ученая степень кандидата медицинских наук, и он был приглашен работать доцентом в Ленинградский педиатрический медицинский институт, где наряду с педагогической работой продолжал плодотворную научную деятельность. В эти годы он описал ряд до того неизвестных синдромов при эпилепсии, описал психические нарушения при диэнцефальной патологии, в частности, особенности клиники и течения диэнцефалопатических психозов. На основании оценки клинической картины припадков, аур, постприпадочных состояний им были выделены доброкачественный и злокачественный варианты течения, описаны типы деградации и предложены критерии прогноза эпилепсии. В 1939 году С.С. Мнухин защитил докторскую диссертацию «О классификации форм эпилепсии». В 1942 году профессор Мнухин стал заведующим кафедрой психиатрии, которая базировалась в те годы в психиатрической больнице № 3 имени Скворцова-Степанова. С этой кафедрой была связана вся его последующая жизнь и профессиональная деятельность, которая не прерывалась и в тяжелейшие военные годы. Находясь в блокадном Ленинграде, он продолжал учить студентов, консультировал больных в военных госпиталях и психиатрических учреждениях города. Послевоенный период был началом развития Ленинградской психиатрии. Однако для детской психиатрии это можно назвать периодом подготовки профессиональных детских кадров. Деятельность С.С. Мнухина пришлась на такое время, когда знания о детской психопатологии только собирались, поэтому все решавшиеся им теоретические и клинические проблемы в этой области легли в фундамент нарождающейся науки — детской психиатрии. Самуил Семенович в эти годы стал одним из ее основоположников, возглавив ленинградскую школу детских психиатров, стремившихся рассматривать нервные, соматические и психопатологические расстройства в их целостной взаимосвязи. Кафедра педиатрического медицинского института первой в России (с 1952 г.) начала проводить специализацию по детской психиатрии, являясь основным поставщиком как клинических детских психиатров, так и административных кадров психиатрических учреждений города. Кафедра выпускала ежегодно по 12—16 специалистов по детской психиатрии, половина из которых становились руководителями детских психиатрических учреждений различного уровня, а также возглавляли ряд взрослых психиатрических стационаров и диспансеров.
Детская психиатрия, в основном, была представлена детскими психиатрами психоневрологических диспансеров, имеющим в своем составе детские кабинеты, специалисты которых вели амбулаторный прием и консультации в учреждениях на обслуживаемой территории. И лишь в начале ноября 1957 года открывается детская психиатрическая больница № 9. При больнице организуется организационно-методический отдел по детской и подростковой психиатрии, а сама больница становиться базой для кафедры Ленинградского педиатрического медицинского института, возглавляемой профессором С.С. Мнухиным. 1957 год становится началом расцвета детско-подростковой психиатрической службы в Санкт-Петербурге. Будучи блистательным клиницистом, С.С. Мнухин всегда старался научить своих сотрудников и учеников решать не только клинические проблемы пациентов, но и определять объем необходимой социальной помощи, который бы способствовал адаптации ребенка в окружающем его мире. В этот же период времени в Ленинграде открывается школа для детей с задержкой развития, чему предшествовал период накопления опыта работы с детьми, не успевающими в массовой школе при фронтальном преподавании. При переносе акцента на индивидуальную работу дети достаточно успешно продвигались в обучении по массовой программе. В этот же период времени формировался новый подход к использованию специалистов с высшим педагогическим образованием, работающих в специализированных учреждениях, где они работали воспитателями не только для организации досуга, но и для закрепления в своих занятиях рекомендаций, полученных от врачей-психиатров. Таким образом, в стационаре создавался замкнутый цикл реабилитационной работы: врач — учитель — воспитатель — врач, что позволяло удерживать детей в обычном социуме. В этой работе нашли свое место и логопеды, которые занимались развитием речи и коррекцией нарушения школьных навыков: дисграфии, дислексии и др. и закреплением этих навыков. Необходимо отметить, что научно-теоретические воззрения Самуила Семеновича Мнухина, представленные в его основополагающих работах, опирались на богатейший клинический материал, анализ которого в каждом отдельном случае обязательно включал оценку симптомов в связи с установленным или предполагаемым их материальным субстратом, оценку степени родственности симптомов, образующих синдром и характерности его для конкретной болезни и для конкретного больного. Профессор настаивал на том, что необходимо учитывать, помимо возраста, уровень развития психики и личности больного в плане принципиальной возможности возникновения у него отдельных переживаний, в частности, и психотических форм в целом, поскольку психопатологические феномены редко бывают специфичными, тем более патогномоничными для какой-то болезни, и, если не видеть своеобразия и оттенков симптомов, которыми их наделяет та или иная нозологическая сущность, то семиологические сложности становятся трудно преодолимыми. На таком подходе к оценке больных и основывалось врачебная и научная работа Самуила Семеновича Мнухина. Диапазон научных интересов профессора Мнухина включал самые актуальные вопросы: резидуальные состояния детского возраста и вытекающие отсюда проблемы врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии, детского церебрального паралича, раннего аутизма и сходных состояний, детской шизофрении и органических психозов. Разрабатывая проблему детских резидуальных энцефалопатий, С.С. Мнухин в сотрудничестве с В.А. Ляндой, К.Н. Снежковой и С.В. Жолобовой описал гипотоническую форму церебральных гемипарезов у детей, в основе которой лежит поражение таламогипоталамических образований и гностических зон коры полушарий. Научные интересы профессора были и очень широки. Это касалось, в частности, изучения связей между психическими и соматическими расстройствами. Он описал психические нарушения у детей при истощающих соматических воздействиях (блокадные алиментарные дистрофии, дизентерии и др.), показал роль токсических диспепсий, тяжелых токсикозов беременности, глубоких степеней недоношенности в этиологии умственной отсталости. В процессе этих исследований ему удавалось интегрировать подходы, свойственные общей педиатрии, детской неврологии и психиатрии, что оказалось особенно важным при разработке проблемы детских резидуальных энцефалопатий, для которых характерно сочетание двигательных, трофических, эндокринных, речевых и других расстройств. Указанные подходы оказали значительное влияние и на работы С.С. Мнухина в области эпилепсии и олигофрении. Им были описаны особенности эпилептиформных припадков при разных формах психического недоразвития, впервые показано своеобразие психики и личности при разных типах гемипарезов. С.С. Мнухин построил систематику эпилепсии на основе клинико-патофизиологического анализа заболевания. С.С. Мнухин пришел к выводу, что сходство и различие форм эпилепсии определяется не клиническими проявлениями, а структурой психомоторных проявлений, их частотой, особенностями послеприпадочных проявлений и пр. Он описал молниеносные и кивательные припадки, припадки с непроизвольным смехом, моторной алалией, шизоформным синдромом, а также ощущения ложного присутствия, мучительной потребностью найти ускользающую мысль, галюцинаторной эхолалии. Кроме того, им была описана особая форма эпилепсии у детей, протекающая только в виде статусов. Он сам и его сотрудники выявили особенности припадочных состояний на фоне разных типов психического недоразвития, при разных формах детских церебральных параличей. Были подробно изучены картины, патогенез и возможности лечения гормонами молниеносных и кивательных припадков, исследованы соотношение фебрильных припадков и пароксизмальной церебральной гипертермии у детей, а также клинико-энцефалографические корреляции при эпилепсии (С.С. Мнухин, А.И. Барыкина, Д.Н. Исаев, Е.И. Богданова, И.Т. Викторов, А.И. Степанов, В.Н. Бондарев, В.М. Воловик, Б.Г. Фролов, Б.В. Воронков, Г.К. Поппе, Ю.Г. Демьянов, А.С. Ломаченков). При рассмотрении возможности развития у эпилептика шизофренического процесса (так называемая шизоэпилепсия), то вероятность сочетания двух различных и даже полярных по своей природе эндогенных психических заболеваний у одного больного представлялась ему весьма сомнительной. Сочетание «шизофреноподобной» симптоматики с припадками С.С. Мнухин предпочитал рассматривать как проявление общей причины — органического поражения подкорковых структур мозга, моделирующего формально шизофренические признаки и «ответственного» за судорожные пароксизмы. Диагноз «шизоэпилепсия» С.С. Мнухин считал надуманным и не в коей мере не отражающим ни в теоретическом, ни в чисто клиническом смысле понятия, составляющие этот термин. Существенный вклад в изучение общей психопатологии внесли работы С.С. Мнухина, посвященные клиническим разновидностям височной эпилепсии, в структуру которых входят прекрасно описанные им сложные психопатологические феномены. Признавая клиническую реальность генуинной эпилепсии, С.С. Мнухин настаивал на том, что она коренным образом отличается от симптоматической эпилепсии, что ей свойственны глубокие припадки и она обязательно, вне зависимости от типа течения, сопровождается специфическими интеллектуальными и характерологическими изменениями. С.С. Мнухин, изучая проблему психического недоразвития, установил связь между клиническими особенностями форм олигофрении и их патофизиологической сутью, что позволило ему создать клинико-физиологическую классификацию олигофрении. Эта классификация позже была дополнена атонической формой психического недоразвития, которую С.С. Мнухин связывал с недостаточностью инстинктивных проявлений, слабостью волевых побуждений и бледностью эмоций. Предложив клинико-физиологическую классификацию психического недоразвития, С.С. Мнухин значительно обогатил клинические представления о «недифференцированных» олигофрениях, показав роль силы или слабости нервных процессов в оформлении его клинических картин. С.С. Мнухин описал также особые психозы у олигофренов, развивающиеся на той же почве, что и сама олигофрения (это касается, в частности, астенической и атонической форм). Им была подчеркнута необходимость отграничения этих психозов от пропфшизофрении. Исследования в этом направлении под руководством С.С. Мнухина выполняли его ученики Д.Н. Исаев, А.И. Барыкина, Е.Д. Прокопова, Д.З. Жарницкая, С.И. Матусова, Л.Н. Лоткова, А.П. Коцюбинский, Б.Е. Микиртумов, К.Д. Ефремов, Г.К. Поппе и др. Ряд работ был посвящен разработке проблемы инфекционных психозов. В этом плане следует отметить исследования Р.Я. Голант, С.С. Мнухина, Е.И. Богдановой, Д.Н. Исаева, Л.В. Панфиленковой, а также С.С. Мнухина, Е.И. Богдановой и Э.В. Герасимовой о периодических психозах инфекционного и травматического генеза. Работами С.С. Мнухина и его сотрудников (Е.В. Клейнман, И.В. Яковлева-Шнирман,) показано, что наряду с явно экзогенными психозами с периодическим течением следует выделять периодический эндогенный психоз, связанный с первичной функциональной дефектностью межуточного мозга и выявляющийся в препубертатном и пубертатном возрасте. Кроме периодических психозов, были описаны менее прогностически благоприятные органические психозы с волнообразным течением и выходом в органический дефект. Выделение периодических и волновых органических психозов позволило вывести их из круга шизофрении. Следует отметить работы С.С. Мнухина, Е.И. Богдановой, Г.К. Поппе и Т.Н. Сахно о психогенных психозах, реактивных состояниях и истерии у детей. В.И. Гарбузов, под руководством С.С. Мнухина, выполнил работу, посвященную изучению навязчивых состояний у детей и подростков. Научные интересы С.С. Мнухина не ограничивались изложенными проблемами. Среди более ста его трудов есть также содержательные работы, касающиеся раннего детского аутизма и сходных с ним состояний, детской шизофрении и органических психозов разного генеза у детей, а, по сути, в них представлена вся детская психиатрия с ее возрастной спецификой и разнообразием существующих в ней проблем. В частности, С.С. Мнухин вместе со своими сотрудниками (А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) показал, что аутистические проявления при шизофрении, синдроме Каннера, органическом аутизме имеют различные клинические картины, происхождение и, вероятно, анатомо-физиологический субстрат. В отличие от синдрома Каннера и органического аутизма при шизофрении «…даже спустя годы картины нарушений психики остаются вполне характерными именно для шизофрении и несводимыми к органическому или олигофреническому дефекту». По мнению С.С. Мнухина, сходство между процессуальным и прочими аутистическими синдромами весьма поверхностное, терминологическое, в какой-то степени связанное с отсутствием общепринятых определений понятия аутизм. На частном примере дифференциальной диагностики некоторых разновидностей аутизма у детей прослеживается одна из сторон диагностического подхода С.С. Мнухина, сводящегося к тому, что болезнь — это сущность, а симптом — явление, которое существенно постольку, поскольку своеобразно. Являясь приверженцем петербургско-ленинградской психиатрической школы, С.С. Мнухин считал умение видеть оттенки, отличающие сходные симптомы и синдромы, основой дифференциальной диагностики, что имеет прямое отношение к отграничению и более четкому очерчиванию круга нозологических форм и, в конце концов, к более сдержанной и адекватной диагностике шизофрении, особенно в детском возрасте, когда наиболее отчетлива роль врожденных и ранних органических поражений мозга в этиологии, патогенезе и клиническом оформлении психических расстройств. С.С. Мнухин был не только клиницистом, но и активным организатором нервно-психиатрической помощи. Понимая свою ответственность за укрепление практического здравоохранения, он в ряде работ сформулировал задачи, стоящие перед организацией помощи детям, страдающим нервно-психической патологией. Профессор Мнухин стремился к более тесному взаимодействию детской психиатрии с педиатрией и неврологией, что способствовало бы подлинно синтетической оценке двигательных, психических, соматических и других нарушений. Своими содержательными публикациями о состоянии и задачах психиатрической помощи детям он, совместно с учениками и сотрудниками, ставшими в дальнейшем главными специалистами городов, республик, главными врачами больниц и диспансеров, участвовал в восстановлении после Великой Отечественной Войны служб психиатрической помощи в Ленинграде и во многих регионах нашей страны. С.С. Мнухин был и прекрасным педагогом, руководителем кафедры. На его ярких лекциях и клинических разборах слушатели становились сопричастными к размышлениям мудрого человека и блестящего профессионала. На них царил незабываемый дух клиницизма; слушателей поражал неподдельный интерес С.С. Мнухина не только к болезни пациента, но и к его судьбе в целом. Талантливый человек талантлив обычно во многом. Будучи талантливым ученым, выдающимся специалистом, он был, прежде всего, талантливым врачом, наделенным даром эвристического мышления. В каждом клиническом случае, который, на первый взгляд, мог показаться достаточно ординарным, С.С. Мнухин видел и раскрывал научную проблему, а его клинические заключения представляли собою яркие психиатрические очерки. Он умел говорить просто о сложном, ясно излагать свои теоретические взгляды, причем не навязывал их и никогда не прибегал к убеждению в своей правоте. Самуил Семенович создал школу, в которой было легко учиться, так как клинико-теоретические воззрения, предлагаемые им, воспринимались как само собой разумеющееся, ибо отражали клиническую реальность. Кроме того, в школе Самуила Семеновича учиться было приятно, так как к мнению о больном самого неопытного ученика относились уважительно и доброжелательно, равно как и к его персоне. Эту школу прошло практически все послевоенное поколение ленинградских психиатров. Многие его ученики и сотрудники стали крупными работниками в области общей и детской психиатрии — главными врачами больниц и диспансеров, главными специалистами городов, областей и республик (В.Н. Бондарев, И.Т. Викторов, А.А. Волков, А.Д. Гуринова, М.А. Гонопольский, Ш.Х. Донин, Д.Н. Исаев, В.Г. Капанадзе, А.А. Куракин, Л.П. Рубина, Ф.И. Случевский), заведующими кафедр крупнейших медицинских вузов (Д.Н. Исаев, Б.Е. Микиртумов, Ф.И. Случевский, Г.К. Ушаков). Им были подготовлены 3 доктора и 18 кандидатов медицинских наук. Плодотворная научная, врачебная и педагогическая деятельность С.С. Мнухина получила высокую оценку широкой общественности и была отмечена правительственными орденами и медалями. Он был членом правления и бессменным председателем детской секции Ленинградского общества невропатологов и психиатров. Личность Самуила Семеновича Мнухина, учителя многих поколений специалистов, всегда будет примером бескорыстного служения делу помощи страдающим детям и их семьям. Он был не только профессионалом высокого класса, но и широко образованным человеком, умеющим продуктивно работать, умеющим ценить личность пациента и его близких, человеком, обладающим большим чувством юмора. И самое важное — основным критерием любого дела для профессора С.С. Мнухина была человеческая порядочность. Имя выдающегося детского психиатра — Самуила Семеновича Мнухина решением топонимической комиссии города в 2009 году присвоено Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»».
Приложение 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|