|
Аннотация. Проблемы состояния здоровья людей сегодня — это и вызов науке, в том числе и психологической, поскольку много проблем теоретического плана и рекомендаций практике по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья людей остаются и сегодня нерешенными. Можно констатировать противоречия между высокой социальной значимостью здоровья молодого человека как интеллектуального и экономического потенциала нации и реально фиксируемой его тенденцией ухудшения. Особо актуальным представляется изучение особенностей социально-психологического здоровья детей-сирот, поскольку проблема социального сиротства в нашей стране приобретает все большую актуальность, о чем свидетельствуют различные статистические данные. Целью данной статьи является изучение особенностей социально-психологического здоровья детей-сирот (актуальный уровень) как основания разработки медико-социально-психологических практик в работе с данной категорией детей. В исследовании использованы психодиагностические методики: вопросник жизненного стиля и уровня здоровья, адаптированный Г.В. Залевским; Томский опросник ригидности Г.В. Залевского; опросники «Культурологические стремления», «Самооценка способностей» и «Сферы интересов учащихся» О.И. Моткова. Результаты исследования. Для социально-психологического здоровья детей-сирот характерно: низкая самооценка своих способностей и как результат — низкий интерес к различным видам деятельности, несформированность позитивного образа собственного Я, отсутствие абсолютного принятия самого себя с осознанием своих сильных и слабых сторон; низкий уровень освоения навыков продуктивного общения, отношения с окружающими имеют поверхностный характер, высокий уровень конфликтности, сложность установления доверительных отношений со сверстниками и со взрослыми; сложность понимания и описывания своих эмоциональных состояний и состояний других людей, невозможность свободно и открыто проявлять свои чувства, говорить о них. Выводы: при работе с детьми-сиротами для решения их психологических проблем необходимо изучение особенностей социально-психологического здоровья (актуальный уровень) как основания разработки медико-социально-психологических практик в работе с данной категорией детей, использовать творческие методы социальной работы, суть которых состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ключевые слова: социально-психологическое здоровье, жизнедеятельность, способы самопознания, система ценностей, социальная среда.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Здоровье — это абсолютная и непреходящая жизненная ценность всего человечества. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных), социальных факторов. Актуальность темы здоровья подтверждается существованием программ федерального и муниципального уровня по поддержанию здоровья человека. В частности, речь идет о физическом, психическом здоровье граждан (Федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Проект Федерального закона РФ «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» 13.01.2013 г.). Основываясь на существующих определениях [20], здоровье можно понимать как динамическое равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции. Составными элементами здоровья выступают: – психическое здоровье, включающее в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций; – психологическое здоровье как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [7]; – социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру, отражающая социальные связи, ресурсы, межличностные контакты [6]. Мы используем понятие социально-психологического здоровья. Под социально-психологическим здоровьем понимается стабильное функционирование психики, обеспечивающее гармонию между различными сторонами личности человека (наличие позитивного образа Я, владение рефлексией как способом самопознания, наличие потребности в саморазвитии), а также сформированность продуктивных форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой и сформированность системы ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи [4; 10; 12]. В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, обеспокоенность состоянием здоровья населения отмечена и на уровне правительств, создаются комплексные программы «Здоровье нации» [8], проводятся Всероссийские форумы (2007—2013) и т.д. Проблемы состояния здоровья людей сегодня — это и вызов науке, в том числе и психологической [1], поскольку еще очень много проблем теоретического плана и рекомендаций практике по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья людей остаются и сегодня нерешенными [3; 5; 21]. Неумолимая статистика свидетельствует о росте числа «болезней цивилизации» [22], а также и о том, что большинство известных человеку болезней молодеют, а некоторые из них — это вообще болезни молодых [19]. В то же время остаются открытыми вопросы об объяснительных моделях здоровья, эталонах здоровья и здорового человека (личности), здорового образа жизни, места здоровья в системе ценностных ориентаций молодежи и, в том числе, молодых предпринимателей [15]. Анализ научной литературы позволили выявить противоречия между высокой социальной значимостью здоровья молодого человека как интеллектуального и экономического потенциала нации и реально фиксируемой его тенденцией ухудшения. Особо актуальным представляется изучение особенностей социально-психологического здоровья детей-сирот, поскольку проблема социального сиротства в нашей стране приобретает все большую актуальность, о чем свидетельствуют различные статистические данные [9]. Кроме сиротства «учтенного», в последнее время все более серьезной становится проблема «скрытого» социального сиротства, обусловленного фактическим невыполнением родителями своих обязанностей и оставлением ребенком семьи, в результате чего он оказывается без присмотра взрослых и предоставлен сам себе, то есть становится безнадзорным [9; 24]. Психическая депривация затрудняет гармоничное развитие личности — нарушение социальной активности, произвольной регуляции собственного поведения, рефлексии, распознавания эмоций другого человека, формирования первичного образа другого [20; 23]. Ребенок не осваивает навыки продуктивного общения, его отношения с окружающими приобретают характер поверхностных, они нервозны, поспешны, часто ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. По мнению некоторых авторов, нарушения доверительности отношений ребенка с взрослым приводят к развитию застенчивости, неуверенности, высокого уровня тревожности. Как крайнее выражение последствия нарушения взаимодействия взрослого и ребенка наблюдаются в ситуации социального сиротства [2; 18]. Особенности социально-психологического здоровья детей-сирот изучались по следующим характеристикам: • Наличие позитивного образа собственного Я, т.е. абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном самоосознании, а также позитивного образа Другого — принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п., а следовательно, глубокое убеждение в ценности человеческой жизни — как своей, так и чужой. • Владение рефлексией как средством самопознания, умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто проявлять чувства без причинения вреда другим, осознавать причины и последствия своего поведения и действий окружающих. • Наличие потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, способствующий его дальнейшему развитию. • Сформированность и совершенство форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция), высокий уровень коммуникативных способностей. В нашем исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте 11—13 лет, оставшихся без попечения родителей (14 из них временно проживают в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Луч» г. Томск, 9 — воспитанники Детского дома № 4 г. Томска, участвующих в социально-реабилитационных программах центра «Луч») — экспериментальная группа, а также 21 ученик 6 класса средней общеобразовательной школы г. Томска — контрольная группа. Численность экспериментальной группы определена в соответствие с количеством детей, находящихся в реабилитационном центре на момент исследования. Соответственно экспериментальной группе представлена выборка контрольной группы детей. Анализ исследуемого детского контингента экспериментальной группы показал, что у 40% детей сиротство обусловлено фактором лишения родителей родительских прав, у родителей 25% детей решался вопрос о лишении родительских прав. Родители 22% детей скрывались от социальных служб, и только у 13% детей не было родителей. Диагностическое обследование детей экспериментальной группы проводилось с целью осуществления «входной» диагностики для определения актуального уровня социально-психологического здоровья детей. Для выявления особенностей социально-психологического здоровья были использованы следующие психодиагностические методики: – Вопросник жизненного стиля и уровня здоровья [25], адаптированный Г.В. Залевским [26]. Нами были использованы шкалы «Психологическое здоровье» (отражает способность испытуемого справляться с препятствиями, видеть позитивный образ будущего и позитивный образ собственного Я) и «Социальное здоровье» (отражает способность испытуемого выстраивать доверительные отношения, выражать собственные эмоции и быть эмпатийным к другим людям). – Томский опросник ригидности Г.В. Залевского. Направлен на диагностику психической ригидности. Используется для выявления психической ригидности как трудности корректировки отдельных элементов или программы поведения в целом в соответствии с объективными требованиями ситуации при различной степени их осознанности и принятия. Нами были использованы «Шкала общей ригидности» (дает представление о склонностях к широкому спектру фиксированных форм поведения, персеверациям, навязчивостям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности) и «Шкала сенситивной ригидности» (отражает эмоциональную реакцию человека на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым, своего рода неофобия. Это, несомненно, личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в эмоциональном отношении к соответствующим требованиям объективной действительности). – Опросник «Культурологические стремления», разработанный О.И. Мотковым. Определяет степень выраженности у обследуемого культурных и акультурных стремлений. Включает с себя шкалы «Нравственное стремление», «Эстетическое стремление», «Творческое стремление», «Психорегулятивное стремление», «Телеснорегулятивное стремление». – Опросник «Самооценка способностей» О.И. Моткова. Определяет уровень самооценки испытуемых, оценку ими своих способностей. Включает в себя следующие шкалы: «Способности к разным видам деятельности», «Коммуникативные способности», «Волевые способности». – Опросник «Сферы интересов учащихся» О.И. Моткова. Целью методики является изучение широты сфер интересов испытуемых, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству. Включает в себя такие шкалы, как «Общение», «Развлечение», «Творчество», «Деятельность, требующая активных действий». Результаты исследования Анализ особенностей культурологических стремлений (рис. 1) в младшем подростковом возрасте показал, что культурные стремления как обобщенный показатель по выборке в целом остаётся в пределах нормы (от 6 до 10 баллов). В целом, среднем показатели культурных стремлений по всем шкалам у группы детей из центра «Луч» выше, чем у группы детей из школы. Это означает, что дети-сироты в нашем исследовании проявляли большее стремление к творчеству, красоте, нравственности, желанию контролировать свои телесные и психоэмоциональные проявления. И, несмотря на то, что достоверность различий в показателях контрольной и экспериментальной групп не была подтверждена статистической проверкой сравнения средних по t-критерию для независимых выборок, мы можем наблюдать некую тенденцию к таким различиям.
Рис. 1. Сравнение результатов методики «Культурологические
стремления»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|