В.И. Гарбузов

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Памяти Виленина Исааковича Гарбузова (1930—2013)

Фесенко Ю.А. (Санкт-Петербург)

 

 

Фесенко Юрий Анатольевич

–  доктор медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», профессор факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии и кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, чл.-корр. РАЕ.

E-mail: yaf1960@mail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Виленин Исаакович Гарбузов (1930-2013)

 

28 апреля 2013 года ушел из жизни Виленин Исаакович Гарбузов.

Виленин Исаакович родом из Белоруссии. Ребенок военного времени. Вместе с братом (сегодня — известным онкологом Москвы) воспитывался одной матерью.

 

В.И. Гарбузов Вступление к книге воспоминаний.

«Итак, это художественное произведение, но оно отражает, буквально, моё детство и годы юности, которых мы были лишены, потому что для меня в одиннадцать лет началась Великая Отечественная война, настал 1941-й год, и я успел закончить лишь четыре класса начальной школы. А потом эвакуация, и на одном из последних товарных поездов, на платформах, вывозящих какие-то станки, я, моя мать-инвалид, мой младший брат семи лет — мы эвакуировались, пережили жуткую бомбёжку на станции Бахмач, когда у нас выгорели волосы на голове, и помню девочку, у которой был разорван осколком бомбы живот, и она сделала несколько шагов к матери, а та в ужасе отступала от неё… И я не забуду эту станцию, усеянную трупами, и я не забуду 1941-й год немцам… И я не прощаю Германии Гитлера и 1941—1945 годы…

В эвакуации, в таджикском городе Канибадаме, однажды в жаркий день, когда я был одет в старый шерстяной джемпер, поскольку ничего другого из одежды у меня не было, в пятом классе школы, от жары у меня из-под джемпера вылезли вши… И все бежали от меня, как от прокажённого. А потом меня свалила тропическая малярия, и спасла меня сестра матери, медсестра госпиталя, добыв для меня хинин. Но школу я больше не посещал. Я разносил грузы на рынке, а потом, уже в 1943-м году, уходил в тайгу на Дальнем Востоке, куда мы переехали из Таджикистана, добывать щепу от пней… Вскапывал землю, накопил верхушки от картофеля и высадил в подготовленную почву. В общем, выживал, помогая, как мог, выжить матери и брату.

Наконец, эта война, которой, казалось, никогда не будет конца, закончилась, и в товарном вагоне мы вернулись из эвакуации на Родину, в Белоруссию, где в пятнадцать лет я начал работать, вначале обвальщиком, а затем в обжарке и в коптильне, в колбасном цехе мясокомбината. Достигнув возраста восемнадцати лет, я объявил для себя «состояние войны» и, собрав учебники у тех, кто благополучно закончил 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й классы, за четыре месяца освоил всё пропущенное, позволит себе лишь четыре часа сна в сутки, и был принят, с испытательным сроком, в десятый класс вечерней школы рабочей молодёжи.

Добравшись до Ленинграда в теплушке с лошадью, я поступил по конкурсу в Первый Медицинский институт имени академика И. П. Павлова, который окончил с отличием.

Но повесть эта не обо мне и моих товарищах, также в основном успевших закончить в 1941-м году лишь начальную школу. И хотя имена их вымышлены, они были… Как и был городишко в Белоруссии между лесом и рекой Сож, где мы и родились. И было всё, о чём я пишу, включая наш прогон скота от Пинска до Гомеля, с бродом черед Случь, через леса и болота…

И я напишу честно о каждом из нас. Мы вырастали без отцов, но были мужественны в то трудное и неприметное время. О первых пяти годах после войны написано мало, было глухое время и мы выросли, не зная юности. Мы были детьми и сразу стали взрослыми. Мы были детьми и сразу стали ответственными. Мы запомнили, как рано постарели наши матери … И мы помним, как ушли и не вернулись наши отцы. И мы помним голод и холод, мечту о победе над смертельным врагом.

 

Приехав в Ленинград в голодные и необустроенные послевоенные годы, с первого раза поступил и в 1955 году окончил с отличием 1-й Ленинградский медицинский институт, проработав медбратом «Скорой помощи» в последние два года обучения. Студенческие годы запомнились Вилену Исааковичу лекциями и практическими занятиями, проводимыми корифеями ленинградской науки, учиться у которых счел бы за честь любой студент-медик. И на этом фоне — постоянное чувство голода («Мама помогать не имела возможности — не было денег, а на руках — младший сын Макс. Так что жил на стипендию. Может и из-за этого тоже учился на «отлично», ведь повышенная стипендия не давала умереть с голода!»).

После работы в северных районах СССР, куда начинающей доктор попал по распределению и уехал вместе с молодой женой — коренной ленинградкой Валентиной (г. Кандалакша Мурманской области, где работал единственным врачом большого городского района — Лесозавода № 6 с 1955 по 1960 год), В.И. Гарбузов вернулся в город на Неве. Проработав год участковым педиатром детской поликлиники № 26, прошел специализацию и стал детским неврологом. Работая неврологом в этом же учреждении, окончил ординатуру по психоневрологии и психотерапии в Ленинградском педиатрическом медицинском институте (на кафедре психиатрии, возглавляемой профессором С.С. Мнухиным).

В 1968 году стараниями В.И. Гарбузова, по решению Министерства здравоохранения СССР, куда он лично ездил неоднократно, обосновывая важность своей идеи, при поликлинике № 26 Выборгского района Ленинграда открылось амбулаторное отделение по лечению неврозов у детей, единственное в своем роде на всей территории страны, которое Виленин Исаакович, к тому времени — врач  высшей категории, и возглавил. Он заведовал отделением с 1968 по 1990 год. Начав работать над написанием кандидатской диссертации (в 1963 году под руководством С.С. Мнухина), В.И. Гарбузов защитил ее в 1972 году («Навязчивые состояния у детей и подростков»), став ведущим специалистом в данной области. В диссертационной работе были представлены уникальные данные по диагностике и лечению одной из самых ярких по проявлению клинических форм невроза навязчивых состояний у детей — трихотилломании, и она стала пионерской в описании патогенеза этого страдания.

Виленин Исаакович так пишет об этом страдании: «В практике психотерапевтов встречается удивительное явление — ребенок автоматически выдергивает волосы у себя на голове, а также выдергивает брови и ресницы. В медицинской практике это называется трихотилломанией. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета — для чего. Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение, нащупав и выдернув очередной волосок или ресничку. Он и сам недоумевает, глядя в зеркало на результат своих действий. Он обещает больше не делать этого, держится какое-то время. Но вот он отвлекся, читает или смотрит телевизионную передачу, а пальцы автоматически уже в волосах…

Трихотилломания — это своеобразная разновидность невроза навязчивых состояний. Известно, что к волосам на голове, бровям, ресницам, как и к бороде, у человека издревле особое отношение. Остричь человека, обрезать ему бороду нередко считалось оскорблением, бесчестьем, потерей достоинства. Увидеть себя в сновидении остриженным означало предвестие беды, болезни. В древности давали Богу обет не стричься, не бриться, чтобы он спас, отвел беду. Существовал обет, например, не стричь бороду до победы над врагом.

Известен случай, когда спортсменка, проиграв в борьбе за первое место на Олимпийских играх, остриглась наголо, наказав себя таким образом. Так и ребенок неосознаваемо лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства вины или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения. Дети с трихотилломанией, которых не любят собственные или приемные родители (неприятие!), неосознаваемо воспринимают такое неприятие как собственную виновность, никчемность. Дети не ищут виновных на стороне, они считают, что, раз их не любят, значит, они плохие. В других случаях это дети, остро переживавшие свою истинную или мнимую несостоятельность, презиравшие себя. Так все непросто с неврозом у человека уже с самого раннего возраста.

Случай из жизни: восьмилетняя девочка выдергивает волосы на голове, ресницы и брови. Рисует принцесс с пышными волосами, густыми ресницами и бровями. Началось все после того, как мать девочки перенесла тяжелую операцию. Девочка, не имевшая отца, жила у тети, тосковала и, слыша тревожные разговоры взрослых, испытывала страх за мать. Она отказалась от волос, бровей и ресниц, как раз придавая большое значение им и как бы принося в жертву самое дорогое во имя того, «чтобы мама была здорова», как бы откупаясь такой жертвой от возможной беды. И все это — неосознаваемо. С удивлением и страхом мать сообщала врачу: «Она шарит рукой по голове и векам, ищет чуть подросший волосок или ресничку и выдирает их». Да, такую вот форму принял невроз у ребенка.

Таким образом, при трихотилломании имеет место символический ритуал навязчивых действий. Обезобразив себя, ребенок ощущает неосознаваемое удовлетворение, защищая таким, психозащитным, образом свое чувство достоинства: «Я плохой, я в чем-то виноват, но я сам наказываю себя!»

Сотрудниками отделения по лечению неврозов у детей были известные сегодня в России и за рубежом специалисты по детской психиатрии и психотерапии, состоявшиеся как ученые именно в годы работы под руководством Вилена Исааковича, причем в самых разных направлениях этой области медицины. Это: к.м.н., д.пс.н. А.И. Захаров (детские страхи, семейная психотерапия), к.м.н. А.Ц. Гольбин (патология сна у детей и, позже, у взрослых), д.м.н. В.Е. Каган (детский аутизм, половое воспитание детей и подростков), к.пс.н. А.Ю. Панасюк (автор адаптированного для детского возраста теста Векслера), А.А. Щеголев (прекрасный преподаватель и лектор; тики, энурез у детей, принципы воспитания детей) и др.

Приведу текст письма Альфреда Александровича Щеголева, который он прислал мне, узнав об уходе В.И. Гарбузова: «С Виленом Исааковичем Гарбузовым связана большая часть моей профессиональной жизни. После окончания ЛПМИ в 1969 году, я начал работать под его руководством в открывшемся к тому времени Городском отделении по лечению неврозов у детей при поликлинике № 26. Молодые врачи знают, как трудно начинать самостоятельную врачебную деятельность без опытного шефа, доброжелательно помогающего тебе в освоении практической деятельности. Вилен Исаакович подходил на эту роль идеально. Никакого жесткого давления и чрезмерного контроля с его стороны как заведующего отделением, всегда разумное коллегиальное обсуждение возникавших вопросов и проблем, но при этом неукоснительное требование соблюдать сложившиеся порядки и нормы.

Выступление В.И. Гарбузова на конференции «Мнухинские чтения»,2008 г.

Выступление В.И. Гарбузова
на конференции «Мнухинские чтения»,
посвященной 40-летию отделения
по лечению неврозов у детей, 2008 г.

Со временем отношения «руководитель — подчиненный» сменились очень теплыми коллегиальными отношениями, не ограниченными сугубо профессиональной тематикой. Многое было предметами наших с ним разговоров и обсуждений. Наверное, из этих собеседований во многом выстраивалось мое профессиональное самочувствие и понимание происходивших вокруг нас перемен. Как-то само собой пришло осмысление того, что для психотерапевта очень важно не замыкаться исключительно на узко клинической тематике неврозов, а надо пытаться осмысливать их происхождение с обязательным учетом многообразия социальных факторов. Богатый жизненный и профессиональный опыт Вилена Исааковича, его увлекательные рассказы из собственной врачебной практики, «сочные» примеры из жизни удивительным образом обогащали понимание невротизма, делали его явлением многофакторным и глубоким. В последующем у меня были многочисленные специализации и усовершенствования по психотерапии на курсах в ГИДУВе, но должен сказать, что те девятнадцать лет, в течение которых я проработал в отделении неврозов в контакте с Виленом Исааковичем, сформировали у меня тот базис моего профессионализма, на который я опираюсь и по сей день.

Замечательны были его лекции для различного контингента слушателей. Он одинаково мастерски вовлекал в свое повествование и профессиональную аудиторию, и родительскую, и детскую. В этом особенно ярко проявлялся его несомненный талант лектора, преподавателя, учителя. Надо сказать, что он всегда был открыт для новых веяний в психотерапии и неврозологии. Помню, с каким почти юношеским интересом и пылом он осваивал китайскую премудрость иглорефлексотерапии, восторгаясь гениальностью древних восточных целителей. Его книга «Древние и новые каноны медицины» во многом была результатом этого его почти страстного увлечения. Свои книги он писал целеустремленно и сосредоточенно, не отвлекаясь по пустякам, полностью погружаясь в эту непростую работу. Думаю, что его «Концепция инстинктов» будет со временем настольной книгой практикующих психотерапевтов.

Очень талантливый человек, блестящий знаток своего дела, любящий отец и дед, добрый друг и коллега, он навсегда останется в светлой памяти тех, кто его знал и с ним общался, а его книги надолго переживут его земную жизнь».

Александр Георгиевич Гургенидзе, кандидат медицинских наук, доцент кафедры рефлексотерапии ГИДУВа (позже — Медицинской академии последипломного образования (МАПО), а сегодня — Северо-Западного медицинского университета им. И.П. Мечникова), тот, в чьей учебной группе в начале 80-х годов Вилен Исаакович усовершенствовался по иглорефлексотерапии, рассказал мне о его впечатлении об этом уникальном человеке, ставшего позже другом и самого Александра Георгиевича. «Провожу занятия в группе, а группа разношерстная: врачи из разных уголков страны (от Сибири, Урала до Средней Азии), мужчины и женщины, молодые и люди за 50—60 лет, и в перерывах слышу: «Это же тот Гарбузов!», «Гарбузов, и с нами учится!». Обратил внимание на зрелого, спокойного человека, ведущего себя достойно, но без «важности», чванства. И при этом — как прилежный ученик младших классов школы дотошно всё записывает каллиграфическим почерком, дотошно спрашивает, когда непонятно, первым из всех приобретает специальную литературу (в то время найти учебник или пособие по рефлексотерапии было почти невозможно, продавали «самиздат», т.е. отксерокопированные книги в самодельных переплетах, которые немало стоили). Меня всё это поразило! Особенно после того, как коллеги мне рассказали, что это за величина в ленинградской и союзной медицине. Позже мы подружились, и любая встреча с ним, беседа были для меня курсом познания жизни. Конечно же, он был учителем в самом высоком смысле: мудрый, глубокий и при этом — тонкий, с особым чувством юмора».

Кстати сказать, история с особым почерком Вилена Исааковича мне известна, как говорят, из первых рук. Врачи, а об этом все знают, имеют почерк ужасный в большинстве своем. Объясняют этот изъян обычно так: много пишем, причем еще со студенческих лет, когда записывать приходилось лекции, позже — делать записи в учебных историях болезни, а, став докторами, вести лечебные карты с написанием постоянных эпикризов (при поступлении, переводных, этапных, выписных). Заведующий отделением периодически берет лечебные карты своих подчиненных для контроля правильности их ведения. Однажды Вилен Исаакович сказал мне: «Юра, так писать нельзя! Это стыдно! Почерк — это не только характер человека, но и уровень его интеллекта! Я ведь тоже писал, «как кура лапой», и потратил не один год, чтобы исправить ситуацию: кропотливо, усердно выписывал тысячи слов. Смотри — у меня все буквы одна от другой, но стройными рядами!». И это действительно так! В то время он все свои книги писал от руки, потом отдавал машинистке, которая написанное перепечатывала. Я видел сотни страниц рукописного текста профессора, и на всех страницах — образец четкого, красивого почерка!

Ю.А. Фесенко вручает почетную грамоту В.И. Гарбузову, 2008 г.

Фото, сделанное на конференции, посвященной 40-летию отделения
по лечению неврозов у детей и подростков
(Ю.А. Фесенко вручает почетную грамоту основателю отделения В.И. Гарбузову), 2008 г.

 

В 1989 году отделение неврозов вошло в виде консультативного подразделения в состав Объединения «Детская психиатрия», а с 1990 года стало 2-м консультативным отделением по лечению неврозов и речевой патологии у детей и подростков Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия». Когда это произошло, Вилен Исаакович ушел с заведования и вел прием детей и подростков в качестве психотерапевта. С 1998 года по 2002 год заведующим отделением стал я. Учитель попросил меня оставить ему лишь четверть ставки и отдельный кабинет, поскольку трудился над своей самой дорогой для него, с его слов, книгой «Концепция инстинктов и психосоматическая патология». Эта книга увидела свет в 1999 году. И теперь во многих литературных источниках можно прочитать: «концепция инстинктов В.И. Гарбузова». Он искренне гордился этим.

В течение почти 20 лет В.И. Гарбузов преподавал, заведуя кафедрой психотерапии Санкт-Петербургского факультета социальной медицины Государственной Классической Академии им. Маймонида (Санкт-Петербургский филиал), а позже работая профессором кафедры психотерапии в Восточно-Европейском институте психоанализа. Он был блестящим лектором и педагогом, автором более 10 монографий и свыше 50-и научных работ по психотерапии, психосоматическим нарушениям и воспитанию детей.

Являясь одним из самых талантливых учеников основателя ленинградской школы детских психиатров Самуила Семеновича Мнухина, В.И. Гарбузов стал ведущим специалистом в области детской психотерапии по проблемам невроза навязчивых состояний у детей и подростков (он — основной автор уникальной монографии «Неврозы у детей и их лечение», вышедшей в 1977 году). Книга «Неврозы у детей и их лечение» сегодня — тоже раритет. Ссылки на нее встречаются в сотнях работ по проблематике неврозов.

В.И. Гарбузова можно с уверенностью считать и психологом, и педагогом, поскольку его статьи и книги всегда носили характер педагогического воздействия на детей, на родителей, на семью. Образцом этого стала книга «Воспитание ребенка», вышедшая в 1997 году одиннадцатитысячным тиражом, что в конце 90-х было редкостью для литературы подобного рода. В интереснейшей форме автор раскрывает основные проблемы семьи, говорит о роли ее членов, о типах неправильного воспитания, об отношениях с бабушкой и дедушкой, об условиях жизни детей (старших, младших, средних, близнецов, единственных в семье) в разных семьях (с отчимом, мачехой, без отца, при неблагоприятных условиях жизни), затрагивает тему установок и комплексов и их влияния на процесс воспитания.

На основе работ великих ученых К. Юнга, З. Фрейда, В.И. Гарбузов разработал оригинальную концепцию инстинктов (монография «Концепция инстинктов и психосоматическая патология» — 1999 год, которую я уже упоминал), считая, что роль инстинктов в личностной ориентации человека, его ценностях и потребностях недооценена. Автор концепции выделил семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства, которые и являются семью профилями личности, семью врожденными судьбоносными ориентациями. При этом в норме у человека может доминировать один или несколько из семи инстинктов, остальные же выражены слабее, но все они влияют на формирование личности человека.

В 2001 году В.И. Гарбузов написал монографию «Неврозы и психотерапия», в которой подвел итоги своей работы в области неврозов у детей и взрослых в течение 50 лет, оригинально изложив патогенез, основы диагностики и методы психотерапии неврозов, ссылаясь, в основном, на работы В.Н. Мясищева и З. Фрейда (по концепции неврозов как фиксированных установках, вызванных социальной дезадаптацией и психологической защитой).

Результатом полувековой трудовой деятельности профессора Гарбузова (более 6 тысяч детей, страдавших «детской» нервозностью или отличавшихся трудностью поведения) стала книга «Нервные и трудные дети» (2006) и сегодня пользующаяся повышенным спросом у специалистов в области деткой психоневрологии, у педагогов и родителей. Систематизированные автором за многие годы практики вопросы родителей в этой книге получили ответ, причем в форме как бы открытого приема детско-подросткового психоневролога и психотерапевта.

В своей книге «Инстинкты и судьба человека» (2007) индивидуальность человека впервые рассматривается В.И. Гарбузовым, начиная с ее фундаментальных истоков — семи инстинктов и до вершины психики — мировоззрения. Автор отвечает на вопросы, интересующие любого думающего человека: кто я? каков я? в чем мое призвание и смысл моей жизни? каким я родился? каким я стал и почему? какие судьбоносные ошибки я совершил? почему не удовлетворен собой и своей жизнью? как вернуться к своей врожденной натуре? к своему истинному призванию? как изменить себя, чтобы изменить свою жизнь и достичь удовлетворенности собой, своей жизнью, судьбой?

Последней работой Виленина Исааковича стала книга «Неврозы у детей», написанная совместно со мной. Книга вышла в Санкт-Петербургском издательстве «КАРО» накануне ухода профессора из жизни.

О ее выходе он знал, но увидеть не успел…

 

 

Ссылка для цитирования

Фесенко Ю.А. Памяти Виленина Исааковича Гарбузова (1930—2013) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 6 (23). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения