В.И. Гарбузов

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Психофизиологический компонент как ресурс
профессионального развития медицинских работников*

Петраш М.Д. (Санкт-Петербург)

 

 

Петраш Марина Дмитриевна

Петраш Марина Дмитриевна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, психолог городской станции скорой медицинской помощи.

E-mail: mp.07@bk.ru

 

Аннотация. Статья посвящена изучению ресурсов сохранения психологического благополучия и психологического здоровья у медицинских работников (врачей трансфузиологов и медицинских сестер стационаров). В представленном исследовании психофизиологический компонент описывает активный подход к выработке действий, направленных на сохранение своего здоровья, поддержание жизненного тонуса, способности к восстановлению физиологического потенциала. Проведено исследование психофизиологического компонента как ресурса профессионального развития в группах с разным уровнем квалификации: врачей и медсестер, а также в группах с разной выраженностью психофизиологического компонента. Психофизиологический компонент рассмотрен во взаимосвязи с факторами профессионального развития и профессионального функционирования, с параметрами синдрома эмоционального выгорания и личностными характеристиками медицинских работников. Выявлены особенности психологического содержания профессиональной ситуации развития в зависимости от выраженности психофизиологического компонента: при низкой способности к восстановлению психофизиологического потенциала отмечается низкая оценка профессионального развития, повышение параметров синдрома «эмоционального выгорания», снижение выраженности эмоционально-волевых характеристик, повышение личностной тревожности. Высокая способность к восстановлению психофизиологического потенциала способствует позитивной оценке ситуации профессиогенеза, снижению выраженности составляющих синдрома «эмоционального выгорания», большей выраженности эмоционально-волевых характеристик, среднему уровню личностной тревожности. Показана роль психофизиологического компонента в профессиональном развитии и его влияние на профессиогенез медработников. Обнаружено, что психофизиологический компонент является ресурсом в профессиональном развитии медсестер. Выявлен кризисный характер профессионального развития у медработников со сниженными возможностями восстановления психофизиологического потенциала. Полученные результаты позволяют рассматривать психофизиологический компонент, в качестве индикатора психологических ресурсов и профессиональных кризисов: кризисный характер профессионального развития находит свое отражение в снижении параметра, в то время как высокие его значения можно рассматривать в качестве ресурса.

Ключевые слова: психофизиологический компонент, профессиональное развитие, психологические ресурсы, профессиональные кризисы, медсестры, врачи-трансфузиологи.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

_______________________

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, в рамках научного проекта № 13-06-00837а «Комплексное изучение потенциалов и ресурсов личности в разные периоды взрослости и старения»

 

 

Введение

Профессиональное развитие человека, независимо от профессии, проходит ряд общих закономерностей и опирается на общее психическое развитие. В процессе профессионального развития человек сталкивается с определенными трудностями, невозможность разрешения которых неизбежно приводит к профессиональным кризисам [6; 12]. Современная психологическая парадигма исходит из того, что для преодоления кризисов профессионалу необходимо задействовать определенные ресурсы.

Несмотря на частое употребление термина «ресурсы», в литературе можно встретить весьма туманные определения этого понятия. Опираясь на определение Кожевниковой Е.Ю., ресурсы рассматриваются в психологии как элемент механизмов преодоления, и как фактор преодоления, связанный с достижением позитивных результатов [7], а психологические ресурсы определяются как внутренние возможности, на которые человек опирается при решении проблем и преодолении кризисов.

Профессиональная деятельность, будучи одной из важнейших сфер самореализации и самоосуществления, не может не оказывать влияния на психологическое функционирование человека. Сравнительные исследования демонстрируют, что каждая профессия имеет свою психологическую специфику и, как можно предположить, задействует различные ресурсы. В настоящей статье мы обратились к проблеме профессионального развития работников здравоохранения и используемым ими ресурсам. Вопреки всем жизненным трудностям, сложным социально-экономическим условиям в стране, а также снижению престижа, профессия медицинского работника относится к числу важных, а суть деятельности связана с повышенным уровнем психологических и физических затрат. Помимо того, что работники здравоохранения испытывают на себе проблемы современной общественной жизни, по роду деятельности им приходится сталкиваться с различными проблемами пациентов и их родственников, что обуславливает высокое психоэмоциональное напряжение. Значительные нервно-эмоциональные нагрузки существенно повышают вероятность развития негативных изменений функционального состояния, которые проявляются в снижении уровня или срывах психической и психофизиологической адаптации. Наблюдаемое у них истощение функциональных резервов может сопровождаться формированием синдрома «эмоционального выгорания», который представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще профессионального, поведения. Рассматривая выгорание с позиций ресурсного подхода, этот феномен можно определить как исчерпание физических, физиологических, психических ресурсов [2; 14]. В этой связи изучение психофизиологического компонента профессионального функционирования личности в качестве ресурса профессионального развития представляется актуальным.

Для того чтобы противостоять возникшим трудностям, помимо владения разнообразным арсеналом средств профессионального медицинского воздействия, важно иметь представление об индивидуальной устойчивости к восприятию сложных ситуаций, обладать высокой работоспособностью, умениями работать в условиях дефицита времени, быть устойчивыми к стрессу, уметь преодолевать отрицательные эмоциональные состояния, справляться с последствиями синдрома «эмоционального выгорания». Существенная роль в данном контексте отводится психофизиологическому компоненту, необходимому для создания среды, благоприятствующей развитию человека, его профессионального развития, в том числе и сохранности здоровья. В представленном исследовании психофизиологический компонент описывает активный подход к выработке действий, направленных на сохранение своего здоровья, поддержание жизненного тонуса, способности к восстановлению физиологического потенциала, потому обозначен нами как «Психофизиологический потенциал» или способность к восстановлению психофизиологического потенциала.

Проведенное исследование ставило своей целью изучение взаимосвязи психофизиологического компонента с факторами профессионального развития и профессионального функционирования, с параметрами синдрома эмоционального выгорания и личностными характеристиками медицинских работников.

Материалы и методы

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики: диагностика профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой [3]; «Интегративный тест тревожности» (ИТТ) Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. [1], для данного исследования использовалась одна часть методики, которая измеряет уровень тревожности как личностно-типологическую характеристику; опросник Большая Пятерка [13].

Анализ выраженности способности восстановления психофизиологического потенциала проводился с помощью опросника «Факторы профессионального развития» Петраш М.Д. [10]. Опросник содержит 2 группы параметров: первая группа — это показатели профессионального развития личности: удовлетворенность профессиональной деятельностью и направленность на самореализацию. Вторую группу составляют факторы, влияющие на показатели профессионального развития (показатели профессионального функционирования личности) — это параметры психофизиологического восстановления; а также ряд социально-психологических факторов: целеустремленность, самоконтроль поведения и межличностное взаимодействие. При этом учитывалось, что низкие показатели профессионального развития указывают на кризисный характер профессиогенеза.

Показатели профессионального развития личности:

«Удовлетворенность профессиональной деятельностью». Высокие значения по параметру отражают степень удовлетворенности своим профессиональным развитием, то, насколько человек нашел себя в профессии и доволен работой, которую приходится выполнять в рамках профессиональной деятельности. Низкие показатели свидетельствуют о несовпадении профессиональных ожиданий и реальной действительности, с которой человек сталкивается в процессе деятельности. Отмечается негативная оценка социально-профессиональной ситуации развития.

«Самореализация в профессии» (смысл профессиональной деятельности). Высокие показатели указывают на наличие устоявшихся жизненных взглядов и жизненных целей, на наличие смысла в профессиональной деятельности. При низких показателях отмечается низкая оценка самореализации в профессии, появляется недовольство собой, своим профессиональным развитием.

Показатели профессионального функционирования личности:

Фактор «Психофизиологический потенциал» (Способность к восстановлению психофизиологического потенциала) — отражает уровень резервных возможностей, способность к восстановлению своего потенциала (связанного с оценкой здоровья). Фактор содержит утверждения, описывающие активный подход к выработке действий, направленных на сохранение своего здоровья, поддержание жизненного тонуса, способности к восстановлению физиологического потенциала.

Фактор «Целеустремленность». Выраженность параметра отражает наличие активной жизненной позиции у человека, проявляющейся в стремлении к профессиональному росту, совершенствовании профессиональных знаний и навыков.

Фактор «Самоконтроль поведения». Выраженность фактора характеризует способность человека к организованности, высокому самоконтролю поведения, который, в свою очередь, способствует осознанному выбору допустимых и наиболее приемлемых форм межличностного взаимодействия.

Фактор «Межличностное взаимодействие» выявляет коммуникативные способности профессионала: умение устанавливать контакты с разновозрастными коллегами, умение сотрудничать, делиться своим опытом и знаниями с коллегами, склонность к конфликтам. Математическая обработка производилась с помощью статистического пакета SPSS 19,0. Теоретический анализ проблемы, а также данные проведенных ранее исследований в контексте профессионального развития взрослого человека [4; 5; 8], позволили предположить, что, в зависимости от выраженности психофизиологического компонента, актуальная ситуация профессионального развития будет отличаться своим психологическим наполнением. Мы считаем, что выраженность индивидуально-психологических факторов профессионального развития, в частности, психофизиологического компонента, может выступать индикатором психологических ресурсов и профессиональных кризисов в профессиональной деятельности. Под профессиональными кризисами понимаются периоды в профессиональном развитии личности, связанные с перестройкой смысловой структуры профессиональной деятельности, характеризующиеся активизацией адаптационных процессов и активным личностным переструктурированием [9]. В свою очередь, вклад психофизиологического компонента в профессиональное развитие врачей и медсестер будет отличаться.

Характеристика выборки

В рамках представленного исследования приняли участие врачи трансфузиологи и медицинские сестры, работающие в стационарах г. Санкт-Петербурга в количестве 105 человек (55 медсестер и 50 врачей).

Результаты и их обсуждение

Изучение психофизиологического компонента как ресурса профессионального развития проводился в группах с разным уровнем квалификации: врачей и медсестер, а также в группах с разной выраженностью психофизиологического компонента.

В ходе исследования изучена актуальная ситуация профессионального развития медицинских работников, которая включает информацию об удовлетворенности профессиональной деятельностью и стремлении к самореализации в профессии, о способности к восстановлению психофизиологического потенциала, целеустремленности, межличностном взаимодействии и самоконтроле поведения. Проанализированы данные о степени выраженности синдрома эмоционального выгорания, личностной тревожности, а также рассмотрены личностные характеристики медицинских работников. Выявлены особенности профессиогенеза в квалификационных группах (медсестер и врачей).

Результаты анализа ситуации профессионального развития показали, что в квалификационных группах, как у врачей, так и у медсестер отмечается «средняя» удовлетворенность своим профессиональным развитием, однако медсестры более позитивно оценивают свою профессиональную жизнь, о чем свидетельствует повышение значений всех параметров профессионального развития и профессионального функционирования, в отличие от врачей. В нашем исследовании приняли участие медсестры, которые помимо своих профессиональных функций занимают руководящую должность — старшие медсестры отделений. Таким образом, большая удовлетворенность профессиональной ситуацией развития у медсестер может объясняться возможностью карьерного роста, которая весьма ограничена для большинства работников среднего звена. Медсестры, принявшие участие в нашем исследовании, отличаются наиболее развитыми коммуникативными способностями (параметр «межличностное взаимодействие» (р≤0,001)), они умеют устанавливать контакты с людьми вне зависимости от возраста, стремятся к сотрудничеству и легко адаптируются в коллективе. Данный факт может объясняться тем, что деятельность медсестер связана с большим «коммуникативным погружением», поскольку им приходится постоянно взаимодействовать с пациентами, их родственниками и врачами. Можно сказать, что они выступают своеобразным «буфером», что и определяет необходимость развития коммуникативных способностей, которые должны быть развиты на достаточно высоком уровне, поскольку необходимо сохранять контроль над эмоциями, уметь сдерживаться в ответ на резкие замечания пациентов и их родственников, конструктивно воспринимать критику со стороны врачей и более опытных коллег. Следует отметить, что меньшая выраженность коммуникативных характеристик у врачей объясняется спецификой деятельности врачей-трансфузиологов, которые работают с кровью и кровезаменителями: переливание и заготовка крови, гемодиализ, плазмоферез и пр. Другими словами, большую часть времени они заняты работой с жидкостями организма и в меньшей степени контактируют непосредственно с пациентами. Выявлена значимая тенденция более высокого самоконтроля поведения у медсестер (р=0,058). Различий по выраженности параметра психофизиологического восстановления у врачей и медсестер не выявлено, однако отмечается слабо выраженная тенденция большего проявления этого параметра у медсестер (р=0,084).

Обобщая данные сравнительного анализа, можно предположить, что психофизиологический компонент наиболее значим в профессиональной деятельности медсестер и оказывает влияние на удовлетворенность профессиональной деятельностью, самореализацию в профессии.

Для проверки выдвинутого выше предположения мы рассмотрели ситуацию профессионального развития в группах с разной степенью выраженности параметра «психофизиологический потенциал». С целью выявления вклада психофизиологического компонента в профессиональное развитие медицинских работников было выделено три группы. Первая и третья группы по выраженности изучаемого параметра отражают две полярные группы: 1 группа — испытуемые со сниженными возможностями восстановления психофизиологического потенциала (N=30); 3 группу составили участники исследования с высоким уровнем резервных возможностей и способностью к восстановлению психофизиологического потенциала (N=38). Поскольку вторая группа представлена испытуемыми со средней степенью выраженности параметра (N=37), данные в статье не рассматриваются.

В группе со сниженными возможностями восстановления психофизиологи-ческого потенциала (1 группа) отмечается негативная оценка социально-профессиональной ситуации развития: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью (р≤0,001), стремления к самореализации (р≤0,001), целеустремленности (р≤0,001), самоконтроля поведения (р≤0,001) и удовлетворенности межличностным взаимодействием (р≤0,001). При низкой оценке самореализации в профессии возникает недовольство собой, своим профессиональным развитием. Невозможность реализоваться в профессии порождает возникновение «кризиса профессиональной самореализации». Отмечается наибольшая выраженность эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Высокий уровень личностной тревожности как у врачей, так и у медсестер. У врачей доминирует астенический компонент, свидетельствующий об усталости, расстройствах сна, вялости и пассивности, быстрой утомляемости, в то время как у медсестер отмечается эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в сниженном эмоциональном фоне, эмоциональная напряженность, возможно, неудовлетворенность жизненной ситуацией. У врачей, в отличие от медсестер, в большей степени проявляется негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятии с себя ответственности (р=0,043). Негативная оценка ситуации профессионального развития у врачей, по всей видимости, также связана с особенностями их деятельности. С одной стороны, врачи-трансфузиологи не испытывают сильного коммуникативного погружения, с другой — на них возлагается серьезная административная и юридическая ответственность за соответствие выпускаемой им продукции и проводимых иммуногематологических исследований установленным стандартам качества. А постоянное напряжение, связанное с соблюдением техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима, с необходимостью грамотного применения современных методик, обеспечивающих высокое качество компонентов крови, предназначенных для переливания, и другие факторы профессиональной среды способствует редукцированию личных достижений.

У испытуемых с высоким уровнем резервных возможностей и способностью к восстановлению психофизиологического потенциала (3 группа) показана наиболее благоприятная картина профессиогенеза, характеризующаяся позитивной оценкой своего профессионального развития, при котором специалисты испытывают удовлетворенность от выполняемой деятельности. Отмечается наличие выработанных для себя жизненных целей, стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию. При благоприятной ситуации профессионального развития повышается осмысленность жизни. Профессиональная жизнь признается сложившейся. Показатели всех параметров эмоционального выгорания имеют среднюю степень выраженности. Личностная тревожность соответствует нормальному уровню. Однако у медсестер отмечается повышение по шкалам «тревожная оценка перспективы» и «эмоциональный дискомфорт». Можно говорить об общей озабоченности будущим на фоне повышенной эмоциональной чувствительности. Медсестры, в отличие от врачей, склонны рассматривать социальную среду как основной источник напряжений (р=0,044).

Интересная картина выявлена при регрессионном анализе. Так, у врачей в качестве предикторов удовлетворенности профессиональной деятельностью выступают «психофизиологический потенциал» и «самоконтроль поведения» (32,6% объясненной дисперсии). Успешную самореализацию в профессии обеспечивают целеустремленность и психофизиологический потенциал (65,1%).

В группе медсестер факторы распределились несколько иначе: предикторами удовлетворенности профессиональной деятельностью выступают факторы профессионального функционирования «психофизиологический потенциал», «межличностное взаимодействие» и «самоконтроль поведения» (58,7%). В свою очередь, «психофизиологический потенциал», «самоконтроль поведения» и «целеустремленность» являются прогностическими факторами самореализации в профессии. По данным регрессионного анализа их вклад в «самореализацию» составил 65,1% объясненной дисперсии. Регрессионный анализ, проведенный в группах с разной способностью к восстановлению психофизиологического потенциала (табл. 1), показал существенный вклад компонента в профессиональное развитие медсестер и его отсутствие в группе врачей.

 

Таблица 1

Объясненный процент дисперсии в группах c разной выраженностью способности
к восстановлению психофизиологического потенциала

 

Обобщая данные, можно говорить о том, что психофизиологический компонент во многом предсказывает и определяет удовлетворенность профессиональной деятельностью и самореализацию в профессиональном развитии медсестер. Таким образом, способность к восстановлению психофизиологического потенциала является одним из предикторов удовлетворенности профессиональной деятельностью и самореализации в профессии, т.е. является ресурсом профессионального развития.

Далее, проанализировав личностные характеристики, которые выступают в качестве внутренних ресурсов человека, мы выявили различия, которые отражают психологическое содержание профессионального развития в рассматриваемых группах.

В таблице 2 представлены данные дисперсионного анализа показателей личностных характеристик.

Значимые различия затрагивают параметры экстраверсии, самосознания, эмоциональной стабильности, а также показатели личностной тревожности: эмоциональный дискомфорт, астенический компонент, фобический компонент, тревожная оценка перспективы и общий показатель тревожности. Выявленные различия позволяют говорить о том, что в случае низкой способности к восстановлению психофизиологического потенциала отмечается интровертированная направленность личности, снижение социальной активности, а также склонность к аффективным вспышкам. Высокий уровень общей тревожности свидетельствует о наличии дезадаптации как в интер/итраиндивидуальных отношениях, так и о наличии дисгармонии со средой в целом. Сниженный эмоциональный фон, эмоциональная напряженность, преобладание в структуре тревожности усталости, расстройств сна, пассивности и быстрой утомляемости, общая озабоченность будущим на фоне эмоциональной чувствительности характеризуют состояние человека, неспособного восстанавливать свои возможности. Следует отметить, что все перечисленные характеристики являются факторами, снижающими одно из профессионально важных качеств медицинского персонала — коммуникативную компетентность [11]. Корреляционный анализ выявил обратную взаимосвязь параметра «психофизиологический потенциал» со всеми параметрами тревожности, в том числе и с общим показателем (0,001≤р≤0,05), за исключением параметра «социальная реакция защиты», т.е. на фоне эмоционального дискомфорта испытуемые не склонны рассматривать среду в качестве источника тревожных напряжений и неуверенности в себе. Личностные факторы «экстраверсия», «самосознание» и «эмоциональная стабильность» положительно взаимосвязаны с параметром «психофизиологический потенциал». Т.е. можно говорить о том, что способность к восстановлению психофизиологического потенциала способствует повышению социальной активности, волевому усилию, а также сохранению контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. С другой стороны, перечисленные личностные характеристики могут выступать в качестве факторов, способствующих формированию способности к восстановлению психофизиологического потенциала.

 

Таблица 2

Показатели личностных характеристик в группах с разной выраженностью способности к восстановлению психофизиологического потенциала

 

Проведенное исследование показало, что психофизиологический компонент вносит существенный вклад в профессиональное развитие медработников. Причем, в качестве ресурса он проявляется у медсестер.

Сопоставление показателей личностных характеристик и профессионального развития, позволяют говорить о различном психологическом наполнении актуальной ситуации профессионального развития в группах с разной способностью к восстановлению психофизиологического потенциала (табл. 3).

 

Таблица 3

Показатели индивидуально-психологических характеристик профессионального развития в группах с разной выраженностью способности к восстановлению психофизиологического потенциала

 

Итак, в ходе исследования нами показано, что при низкой выраженности психофизиологического компонента профессиональное развитие носит кризисный характер, проявляющийся в негативной оценке своего профессионального развития, исчерпании психофизиологических ресурсов (повышение параметров эмоционального выгорания). У врачей, в отличие от медсестер, в большей степени проявляется негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятии с себя ответственности. Эмоциональная неуравновешенность, снижение волевого контроля и социальной активности, а также повышение уровня личностной тревожности свидетельствуют о кризисном характере профессионального развития.

В случае высокой способности к восстановлению психофизиологического потенциала отмечается позитивная оценка своего профессионального развития, отмечается удовлетворенность профессиональной деятельностью, снижение всех составляющих синдрома «выгорания». Эмоциональная стабильность, волевые характеристики, социальная активность и средний («нормальный») уровень тревожности выступают в качестве характеристик, способствующих конструктивному разрешению трудных ситуаций и развитию в профессии.

Выводы

Проведенное исследование выявило особенности психологического содержания профессиональной ситуации развития в зависимости от выраженности психофизиологического компонента: при низкой способности к восстановлению психофизиологического потенциала отмечается низкая оценка профессионального развития, повышение параметров синдрома «эмоционального выгорания», снижение выраженности эмоционально-волевых характеристик, повышение личностной тревожности. Высокая способность к восстановлению психофизиологического потенциала способствует позитивной оценке ситуации профессиогенеза, снижению выраженности составляющих синдрома «эмоционального выгорания», большей выраженности эмоционально-волевых характеристик, среднему уровню личностной тревожности.

Показана роль психофизиологического компонента в профессиональном развитии и его влияние на профессиогенез медработников: сниженная способность к психологическому восстановлению ведет к исчерпанию физических, физиологических и психических ресурсов. Обнаружено, что психофизиологический компонент является ресурсом в профессиональном развитии медсестер.

Выявлен кризисный характер профессионального развития у медработников со сниженными возможностями восстановления психофизиологического потенциала. Полученные результаты позволяют рассматривать психофизиологический компонент в качестве индикатора психологических ресурсов и профессиональных кризисов: кризисный характер профессионального развития находит свое отражение в снижении параметра, в то время как высокие его значения можно рассматривать в качестве ресурса.

Необходимо отметить, что выводы носят общий, предварительный характер. Для создания более ясной картины роли психофизиологического компонента в профессиональном развитии специалиста (медицинских работников и представителей других профессиональных сред), необходимо более дифференцировано подойти к исследованию данной проблемы. Что и предполагается осуществить в рамках гранта, посвященного «Комплексному изучению потенциалов и ресурсов личности в разные периоды взрослости и старения».

 

Литература

1.   Бизюк А.М., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ) // Методические рекомендации. – СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2001. – 16 с.

2.   Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕРСЭ, 2006. 528 с.

3.   Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер. 2008. – 336 с.

4.   Головей Л.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д. Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека // Акмеология . – 2009. – № 4(32). – С. 31–39.

5.   Головей Л.А., Петраш М.Д. К проблеме развития субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2007. – С. 76–84.

6.   Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. – М.: МППИ, 2004. – 320 с.

7.   Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2006.

8.   Манукян В.Р., Петраш М.Д. Психологические ресурсы преодоления возрастных и профессиональных кризисов средней взрослости // Психология зрелости и старения. – 2010. – № 2(50). – С. 5–23.

9.   Петраш М.Д. К вопросу о совладающем поведении субъекта деятельности в разные периоды взрослости // Психология человека в современном мире: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна) / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко и др. – М.: Изд-во «ИПРАН», 2009. – Т. 3. – С. 91–98.

10.   Петраш М.Д. Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности // Экспериментальная психология. – 2011. – № 4. – С. 88–100.

11.   Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. – СПб.: ГОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова, МЗ РФ. – 2001.

12.   Сыманюк Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. – М.: Изд-во МППИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 320 с.

13.   Яничев Д.П. Когнитивные аспекты самовосприятия личностных черт у пациентов с невротической и неврозоподобной симптоматикой: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2006.

14.   Burke R., Greengalass E. Sex differences in psychological burnout in teachers // Human Relations. – 1995. – V. 48(2). – P. 187–202.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07

Петраш М.Д. Психофизиологический компонент как ресурс профессионального развития медицинских работников [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 6 (23). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения