Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 4(15)
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Уважаемые читатели!

 

2 июля 2012 года исполнилось 10 лет со дня основания кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии под руководством доктора медицинских наук, профессора Эдмонда Георгиевича Эйдемиллера. Кафедра является лидером в области семейной психотерапии, групповой аналитически ориентированной психотерапии, перинатальной психологии и психотерапии, клинической психологии семьи.

Э.Г. Эйдемиллер известен тем, что создавал вместе с В.К. Мягер, А.И. Захаровым и Т.М. Мишиной семейную психотерапию в СССР. В 1990 году вышла первая в СССР монография «Семейная психотерапия» двух авторов — врача-психотерапевта Э.Г. Эйдемиллера и психолога В. Юстицкого.

Такое творческое взаимодействие врача и психолога неслучайно. С момента создания курса детско-подростковой психотерапии, на базе которого затем была организована кафедра, кредо ее руководителя Э.Г. Эйдемиллера состоит в том, что при постановке медицинского диагноза и при проведении психотерапии необходимо обязательное взаимодействие психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов. Как любит говорить Э.Г. Эйдемиллер: «Врач, который не знает медицинской психологии, не может быть хорошим психотерапевтом. В то же время медицинский психолог, который не знает психиатрии и психотерапии, не способен полноценно оказывать психологическую помощь детям, подросткам и взрослым».

Исходя из этого, на циклах, проводимых кафедрой, преподают и учатся, как врачи, так и психологи. Это способствует достижению взаимопонимания и налаживанию диалога между данными специалистами, который в клинических учреждениях часто невозможен или практически отсутствует.

Такое междисциплинарное взаимодействие Э.Г. Эйдемиллер считает особенно важным, когда речь идет об оказании психологической помощи. Он часто вспоминает 1990 год, когда три психотерапевта, Станислав Ледер, Виктор Анатольевич Ташлыков и он сам бурно обсуждали, что для психотерапии важнее — правильная постановка психиатрического диагноза, или знание таких особенностей личности пациента, как самооценка, образ-Я, система его отношений. Общий вывод состоял в том, что клинический диагноз обязательно должен быть дополнен результатами психологического исследования личности, ее семейного и социального окружения, что позволит понять пациента и как пациента, и как человека с проблемами, нуждающегося психологической помощи.

Отсюда становится понятным, почему кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии инициировала к своему юбилею издание спецвыпуска журнала «Медицинская психология в России», а редакционный совет журнала эту идею поддержал. Где, как не на страницах этого журнала, могут встречаться и плодотворно общаться врачи и психологи, обсуждая актуальные вопросы медицинской психологии и психотерапии!

Настоящий номер журнала открывает традиционная рубрика «История медицинской психологии», где помещены материалы об Андрее Евгеньевиче Личко, учеником которого являлся Э.Г. Эйдемиллер и другие авторы данного номера журнала. Далее представлены статьи заведующего и сотрудников кафедры Э.Г. Эйдемиллера, И.М. Никольской, И.В. Добрякова, М.Ю. Городновой, И.А. Колесникова, С.Э. Медведева, Н.В. Александровой, И.Л. Коломиец, каждый их которых — ведущий специалист в определенной области психиатрии, психотерапии и медицинской (клинической) психологии семьи и детства.

В рубрике «Центры подготовки и повышения квалификации медицинских психологов» дан подробный материал об истории и основных направлениях работы кафедры.

Кроме того, читатели могут ознакомиться с оригинальными статьями, которые для юбилейного выпуска подготовили коллеги и друзья кафедры (Ю.В. Попов, Ю.С. Шевченко, В. Юстицкис, А.М. Куликов, П.Н. Кротин, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Фесенко, Д.А. Шигашов), а также ее ученики, уже превратившиеся в друзей и коллег (И.А. Агеева, И.А. Аринцына, М.П. Билецкая, Н.Л. Васильева, Е.В. Куфтяк, В.Л. Кокоренко, И.Ю. Маргошина, А.В. Сидоров).

Ю.В. Попов и С.К. Нартова-Бочавер представили рецензии на книги сотрудников кафедры. В рубрике «Авторефераты диссертаций» помещены шесть авторефератов аспирантов, соискателей и учеников кафедры.

В спецвыпуске можно найти практически все традиционные рубрики журнала «Медицинская психология в России». Вместе с тем, основной акцент сделан на оказании психологической (психотерапевтической) помощи личности и семье. Глубокое убеждение заведующего кафедрой Э.Г. Эйдемиллера и ее сотрудников состоит в том, что основная тенденция развития современной медицинской психологии состоит в переносе внимания с вопросов психологической диагностики на вопросы оказания психологической помощи, с оказания помощи отдельной личности на оказание помощи личности в семейном окружении.

Поздравляем заведующего и сотрудников кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с юбилеем и желаем дальнейших творческих успехов!

 

Редколлегия журнала «Медицинская психология в России»

 

 

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения