Организационная модель оказания психотерапевтической помощи детям и
подросткам в условиях крупного психиатрического учреждения
Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. (Санкт-Петербург)
|
Фесенко Юрий Анатольевич
– доктор медицинских наук, заместитель главного врача
по медицинской части СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения
«Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», профессор
факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной
педиатрической академии и кафедры коррекционной педагогики и коррекционной
психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина,
чл.-корр. РАЕ.
E-mail: yaf1960@mail.ru
|
|
Шигашов Дмитрий Юрьевич
– кандидат медицинских наук, главный врач СПб ГКУЗ
«Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»
имени С.С. Мнухина».
|
Аннотация. В статье описывается опыт организации психотерапевтической
работы в крупном детском психиатрическом центре. Показывается, что динамичная
организационная модель позволяет психотерапевтической службе занимать одно из
ключевых мест в общей структуре лечебной помощи, оказываемой детям и подросткам
в условиях мегаполиса. Приводятся данные о структуре психотерапевтической службы,
о методах психотерапевтической и психокоррекционной работы в кризисно-профилактическом
отделении и лечебно-консультативном отделении по лечению неврозов и речевой патологии
у детей и подростков.
Ключевые слова: Детский Телефон Доверия, неврозы, кризисные состояния,
психотерапия, психокоррекция, психотерапевтические техники.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»
(сегодня — СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения
«Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина»)
создавался с конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия.
Реорганизация психиатрической службы детского возраста Ленинграда
(Санкт-Петербурга) началась с того, что специалисты детско-подростковой
психиатрии были выведены из состава взрослых диспансеров, где им
приходилось работать до этого. Для организации их работы в новых
условиях, в дополнение к уже функционирующему детскому психиатрическому
стационару на 160 мест, было создано 6 межрайонных психоневрологических
диспансерных отделений, каждое их которых возглавил детский психиатр,
получивший в помощь медицинскую сестру социально-правовой помощи, а
также логопеда и психолога [1].
Со временем стало понятно, что созданная структура, хотя и привела
к улучшению качества оказания психиатрической помощи детскому населению
города, все же не давала возможности решить одну из основных проблем в
работе детского и подросткового психиатра — социально-психологическую.
Это привело к тому, что было принято несколько важных решений, определивших
в дальнейшем развитие той модели городской детско-подростковой психиатрии,
какой нет сегодня ни в России, ни в Европе.
Был создан телефон доверия — своего рода «опорный
пункт» неотложной психологической помощи, который ограничивал
свою деятельность в то время лишь консультациями психиатра и психолога.
Уже за год работы телефона доверия был выделен ряд проблем
психологического характера, с которыми обращались дети и их родители:
острая психологическая травма, острая семейная дезадаптация,
сексуальное, психологическое и физическое насилие, суицидальные
проблемы, острая социально неблагополучная ситуация и т.д. Стало
ясно, что ребенок в кризисной ситуации нуждается не только в телефонном
разговоре со специалистом и получении советов, но и в личном общении
с психиатром, психотерапевтом, психологом. Эта служба была расширена
путем создания психотерапевтического отделения (сегодня это —
кризисно-профилактическое отделение).
В задачи кризисного отделения входят создание эффективной системы
психологической и медицинской помощи детям и подросткам и их семьям на
территории Санкт-Петербурга:
– в ситуациях острого горя;
– пострадавшим от физического, эмоционального или
сексуального насилия;
– имеющим трудности в адаптации;
– имеющим нарушения поведения;
– имеющим проблемы общения;
– переживающим различного рода психологические
проблемы, в том числе, связанные с половым и социальным созреванием,
началом психического заболевания, с негативным личным опытом
самостоятельного решения имеющихся проблем;
– профилактика суицидального, отклоняющегося,
противоправного поведения у детей и подростков.
Одним из ведущих направлений работы кризисного отделения является
профилактика возникновения и формирования психических нарушений у детей
и подростков [2].
Для еще более успешного решения этих проблем в 2011 году на базе
кризисно-профилактического отделения была создана конфиденциальная
ежедневная, круглосуточная, многоканальная служба Детского Телефона
Доверия, осуществляющая прием звонков по нескольким телефонным номерам,
в том числе и по единому общероссийскому номеру, что существенным
образом расширяет возможности решения психологических проблем детей
и подростков.
Современный аппаратный комплекс службы обеспечивает возможность
автоматизированной связи диспетчеров телефона доверия (телефонных
психологов-консультантов) для экстренной передачи необходимой
информации со следующими структурами:
• Комитетом по вопросам законности, правопорядка
и безопасности Санкт-Петербурга
• Комитетом по социальной политике
Санкт-Петербурга
• Комитетом по делам молодежи
Санкт-Петербурга
• Комитетом по образованию
Санкт-Петербурга
• Центром по приему обращений граждан
(телефон 004)
• Службой Скорой медицинской
помощи (в том числе — психиатрической) [3].
Для обратившихся на телефон доверия существует возможность
получить консультации опытных специалистов высокой квалификации
— психотерапевтов и медицинских психологов, педагогов,
прошедших подготовку в области кризисных состояний. Большая
часть абонентов, обратившихся на Телефон Доверия по поводу
разнообразных трудных жизненных ситуаций, нуждаются в более
углубленной, длительной и комплексной психотерапевтической
помощи. После оказания психологической помощи по Детскому
Телефону Доверия, более 35% клиентов направляются на очные
приемы к специалистам кризисного отделения.
Кризисно-профилактическое отделение также работает круглосуточно,
помощь здесь предоставляется анонимно и бесплатно. В отделении
оказывается комплексная помощь детям, подросткам и их родителям:
психологическая, психотерапевтическая, педагогическая и
логопедическая. Проводится индивидуальная, семейная и групповая
психотерапия.
В отделении работают психиатры, психотерапевты, психологи,
педагогическая группа, логопед. Основными видами средствами помощи
являются: консультирование по телефону; очный прием детей и подростков,
родителей и членов их семей; психотерапия (индивидуальная, семейная,
групповая); педагогическая диагностика и коррекция; психодиагностика.
Основные техники, применяемые психотерапевтами — ролевые
игры, диалоги, игровая терапия, арттерапия, элементы психодрамы,
рациональная психотерапия, элементы гештальт-терапии.
Групповая психотерапия проводится 4 раза в неделю с группами
по 12-18 человек: арт-терапия, музыка-терапия, сказко-терапия,
лечебный театр. Психологи работают в группе общения из 5-6 детей,
имеющих трудностями адаптации в школьных учреждениях. Проводятся
групповые занятия (8-10 человек в группе) с использованием
киновидеотерапии на различные актуальные темы, тренинговые занятия
с родителями с целью повышения уровня родительской компетенции.
В отделении работает лечебный театр, в котором ставятся спектакли с
участием детей, страдающих аутизмом, и детей с трудностями в поведении
и общении со сверстниками. Для пациентов и волонтеров отделения
проводятся экскурсии по городу и пригородам, организовывается посещение
театров, музеев, концертов классической музыки.
В 1989-1990 г.г. в структуру Центра было включено отделение по
лечению неврозов у детей, созданное в 1968 году к.м.н. В.И. Гарбузовым
(городское отделение по лечению неврозов у детей при детской городской
поликлинике № 26). В 1989 году отделение неврозов вошло в виде
консультативного подразделения в состав Объединения «Детская
психиатрия», а с 1990 года стало 2-м консультативным
отделением по лечению неврозов и речевой патологии у детей и подростков
ЦВЛ «Детская психиатрия» [1].
Психотерапевты отделения неврозов и речевой патологии
консультируют детей, направляемых другими отделениями Центра,
специалистами педиатрической службы города и при самостоятельном
обращении родителей. Отделением осуществляется
консультативно-диагностическая помощь амбулаторным отделениям ЦВЛ
«Детская психиатрия», невропатологам города по
диагностике неврозов, неврозоподобных заболеваний и речевых расстройств
у детей и подростков, а также оказывается лечебная
психотерапевтическая, психологическая, логопедическая и медикаментозная
помощь детскому населению всего города.
Задачей отделения является реабилитация детей, страдающими
неврозами, неврозоподобной и речевой патологией, с адаптацией их
к условиям современной жизни в семье, в школе, других общественных
и детских учреждениях и коллективах.
Консультативно-диагностическая работа состоит из:
• Первичного приема детей
врачом-психотерапевтом. Основная задача врача —
постановка диагноза и выбор тактики обследования ребенка.
• Психологического обследования.
• Логопедического обследования.
• Электроэнцефалографического обследования.
• ЭХО-ЭГ-обследования (по показаниям) —
на отделении постоянно работает электроэнцефалографический кабинет.
• Повторного приема врачом-психотерапевтом,
целью которого являются уточнение диагноза, выбор тактики лечения
или обоснованный отказ в принятии на лечение в отделение.
Все сложные диагностические случаи консультируются заведующим
отделением. Особо сложные случаи для диагностики заболевания выносятся
на разборы консультантов отделения, на которых присутствуют все
специалисты отделения.
Основное направление лечебной работы — психотерапевтическое.
В отделении оказываются следующие виды помощи:
• Психотерапевтическая: индивидуальная
патогенетическая, поведенческая, позититвная, рациональная,
коррегирующая, игровая, гипносуггестивная и семейная.
• Психологическая: психологическое консультирование,
коррекция семейных отношений, семейная и групповая психотерапия
совместно с врачом-психотерапевтом и логопедом.
• Логопедическая: индивидуальная и групповая.
• Медикаментозная.
Среди наблюдавшихся в отделении неврозов в последние годы на
первом месте — специфические синдромы, далее — неврозы,
психосоматические состояния и реактивные состояния, психопатия и другие
поражения головного мозга. Специфика отделения заключается в выявлении,
обследовании, профилактике и коррекции больных с речевой патологией.
В отделении неврозов проводится комплексная терапия по лечению
заикания, включающая в себя медикаментозную терапию, логопедическую
коррекцию и психотерапию, что позволяет достичь наилучшего результата и
стойкой ремиссии.
Наибольшее количество часов приходится на проведение семейной
психотерапии. Это связано с тем, что в современной психотерапии работе
с семьей уделяется приоритетное внимание, а эффективность лечения
заметно возрастает [4; 5].
Врачи отделения тесно контактируют с врачами амбулаторных отделений
(некоторые дети находятся на двойном наблюдении и лечении), с врачами
школы интегрированного обучения, куда комиссионно отбирается 15-20 детей,
наблюдающихся в отделении неврозов.
В консультативно-диагностическом и лечебно-реабилитационном плане
отделение сотрудничает со всеми подразделениями Центра, с НИИ
им. Бехтерева, НИИ им. Сеченова, с клиникой неврозов
им. Павлова. Заключен договор со школьным отделением Государственного
Эрмитажа на проведение экспериментального цикла занятий для детей с
речевыми нарушениями. Сотрудники отделения работают по договору с Российским
научно-практическим центром по проблемам музейной педагогики
Государственного Русского музея (программа «Шаг навстречу»).
Консультантом отделения уже много лет является Эдмонд Георгиевич
Эйдемиллер, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии
Северо-Западного государственного медицинского университета имени
И.И. Мечникова. Психотерапевты и психологи отделения участвуют
в клинических разборах, проводимых профессором Э.Г. Эйдемиллером
и его сотрудниками, а также повышают свою квалификацию на циклах обшего
и тематического усовершенствования, проходящих на кафедре детской
психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ имени
И.И. Мечникова [6; 7].
Во всех диспансерных и стационарных отделениях Центра (6-ти
диспасерных и 5-ти стационарных), а также в отделении реабилитации на
базе прикладных искусств и ремёсел со школой интегрированного обучения
(на 100 мест) работают врачи-психотерапевты, оказывая психодиагностическую
и психотерапевтическую помощь детям и подросткам, наблюдающимся в
отделениях, тесно сотрудничая с психиатрами отделений, психологами,
педагогами.
В последние годы в диспансерных отделениях активно создаются и
начинают функционировать группы дневного пребывания детей с психическими
нарушениями и их родителей. Здесь все интенсивнее осуществляется
обучение родителей правильному общению с больным ребенком
(коммуникативный тренинг). С ними проводятся психотерапевтические
сессии и психокоррекционные занятия, целью которых является улучшение
межличностных отношений и укрепление связи
«врач-родитель-ребенок-партнеры».
Организация деятельности Центра все более ориентируется на
амбулаторную помощь, в условиях которой используются все виды
терапии, в том числе и психотерапевтическая. При этом принцип
преемственности между психотерапевтами отделений, психотерапевтами
и психиатрами, психотерапевтами и психологами остается одним из
ведущих в деятельности специалистов учреждения [8].
Неоднократно подчеркивалось, что структура любой организации,
оказывающей помощь детскому и подростковому населению в условиях
крупного города не должна быть статичной. Развиваясь, используя
новые формы работы, организационная схема, принятая в СПб ГКУЗ
«Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»
имени С.С. Мнухина», по оценкам российских и зарубежных
коллег, динамична и эффективна.
Литература
1. Рубина Л.П., Фесенко Ю.А. История детской
психиатрии Санкт-Петербурга. – СПб: ИПЦ Каро, 2007. –
142 с.
2. Яковенко В.В., Бердышев И.С. Кризисные
проблемы семей с опекаемыми детьми // Современные аспекты клиники,
диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской
психиатрической практике/ Материалы конфер. «IX Мнухинские
чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. –
С. 227-229.
3. Шигашов Д.Ю., Яковенко В.В., Фесенко Ю.А.
Детский телефон доверия с единым общероссийским номером в
структуре кризисного отделения «Центр восстановительного
лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина»
// Взаимодействие специалистов в области психического здоровья детей
и подростков по преодолению агрессивных факторов социальной среды /
Материалы конфер. «X Мнухинские чтения» 17 ноября
2011. – СПб, 2011. – С. 276-282.
4. Подосокорская Л.Л. Современные методы
психологической коррекции в детско-подростковой психиатрии
Санкт-Петербурга // Междисциплинарный подход в детской неврозологии
(успехи детской психиатрии, неврологии, психотерапии и клинической
психологии) / Материалы междунар. конфер. «VII Мнухинские
чтения» 6 ноября 2008. – СПб, 2008. –
С. 108-110.
5. Николайчук О.М. Краткосрочная семейная
психотерапия как современный метод лечения в детско-подростковой
психиатрии // Междисциплинарный подход в детской неврозологии (успехи
детской психиатрии, неврологии, психотерапии и клинической психологии)
/ Материалы междунар. конфер. «VII Мнухинские
чтения» 6 ноября 2008. – СПб, 2008. –
С. 93-94.
6. Эйдемиллер Э.Г. Котерапия в групповой
и семейной психотерапии детей, подростков и взрослых // Современные
аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в
детской психиатрической практике/ Материалы конфер.
«IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010.
– СПб, 2010. – С. 220-227.
7. Александрова Н.В., Городнова М.Ю. Модель
«обучающей супервизии» в практике последипломного
обучения детского психиатра // Современные аспекты клиники,
диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской
психиатрической практике / Материалы конфер. «IX Мнухинские
чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. –
С. 13-18.
8. Шигашов Д.Ю., Фесенко Ю.А. и др. Наследие
профессора С.С. Мнухина: из века 20-го в век 21-й.
VIII Мнухинские чтения. – СПб: Нева-Трейд, 2009. –
264 с.
Ссылка для цитирования
УДК 616.89-083-053.2/.5
Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. Организационная модель оказания психотерапевтической
помощи детям и подросткам в условиях крупного психиатрического учреждения [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16).
– URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|