Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 4(15)
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Психоанализ: суть психологической работы

Васильева Н.Л. (Санкт-Петербург)

 

 

Васильева Нина Леонидовна

–  доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: ninavasilyeva@yandex.ru

 

Аннотация.В статье утверждается, что центром психотерапевтической работы в психоанализе является субъективный мир личности. Рассматривается психоаналитический взгляд на проблему «отношений». Представлена психологическая работа с ребенком в формате психоаналитической психотерапии.

Ключевые слова: психотерапия, психоаналитический подход, объектные отношения, контрперенос, субъективный мир.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Благодарность

Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова с момента своего основания (еще как кафедра СПбМАПО) обучала курсантов лечению детей и подростков методами психотерапии. Сейчас, когда психотерапия является общепризнанным и традиционным средством терапии психически больных пациентов, трудно поверить, что в свое время преподавание этого метода было чрезвычайно прогрессивным методом обучения и выгодно отличало эту кафедру от других подобных кафедр в медицинских ВУЗах.

От всей души благодарю всех сотрудников кафедры и её бессменного заведующего Эдмонда Георгиевича Эйдемиллера за тот неоценимый вклад, который кафедра внесла и продолжает вносить в развитие и распространение методов психотерапии.

 

 

Вступление

В последние десятилетия одним из направлений, которое привлекает внимание психотерапевтов и психологов-консультантов, стал психоанализ. Психоаналитическое направление в работе с взрослыми и с детьми в настоящее время является популярным методом психологической помощи.

В данной статье на примере описания клинического случая ребенка, мы рассмотрим формы лечения проблемного поведения, которые традиционно предлагаются в отечественной психиатрии и психотерапии, а также те покажем те возможности, которые открывает перед пациентом психоаналитическая психотерапия.

Случай Антона

Антон, 8 лет. К психологу был направлен врачом-психиатром. С возраста 5 лет несколько раз убегал из дома, неоднократно воровал деньги у бабушки и вел себя агрессивно по отношению к родителям. В школе учился плохо, часто говорил неправду, отношения с одноклассниками у него были конфликтными.

Семья Антона была социально благополучной. Оба родителя — врачи высокой квалификации. Они считали поведение сына патологическим и отвели его к врачу-психиатру 2 года назад, когда мальчику было 6 лет. На консультации мальчик заявил, что украл деньги, потому что его убедил в этом какой-то голос, который он слышал. Антону был назначен курс нейролептиков. После этого, по мнению родителей, с мальчиком стало легче контактировать и договариваться. Однако когда родители уехали в отпуск и Антон остался с бабушкой, он опять украл у неё деньги и убежал из дома. По возвращении родители опять повели мальчика к психиатру. Антону вновь был назначен курс медикаментозного лечения, но на этот раз он был еще дополнительно направлен к психологу.

Биологический и социальный подходы к пониманию происхождения психических расстройств

В практике работы с детьми существует две основные точки зрения на происхождение поведенческих расстройств. Первой возможной причиной появления нарушенного поведения может являться психическое заболевание, в этом случае основная форма лечения — медикаментозная терапия. Также нарушенное поведение может являться следствием неправильного воспитания ребенка, например, царящей в семье атмосферы вседозволенности или же, наоборот, избыточной строгости.

У родителей Антона присутствовали обе эти точки зрения. Папа был склонен считать, что у сына — психотическое расстройство, и его воспитание требует мягкости и терпения, строгостью же больному ребенку можно только навредить. Мама расценивала поведение мальчика как следствие распущенного воспитания и настаивала на усилении строгости по отношению к сыну.

Таким образом, в зависимости от точки зрения, изменению должны были подлежать либо биохимические процессы в организме ребенка, либо окружающая его внешняя среда и стиль воспитания мальчика.

Концепция отношений В.Н. Мясищева

Психотерапия может предложить еще один вариант лечения, а именно, изменение системы отношений пациента. Это направление уходит корнями в теорию этиопатогенетической психотерапии В.Н. Мясищева, которая была разработана им в 60-е годы XX века. Патогенетическая психотерапия, направленная на изменение системы отношений, стала немедикаментозной альтернативой для больных неврозами и другими психическими расстройствами. Патогенетическая психотерапия подчеркивала психологические механизмы развития неврозов. Для понимания происхождения симптомов пациента следует узнать его взгляды на самого себя и на других людей, историю развития его отношений со значимыми «Другими». Целью патогенетической психотерапии является, во-первых, осознание пациентом того, что именно его отношения с другими и к другим способствовали развитию невроза; а, во-вторых, — изменение отношения пациента к самому себе, к людям вокруг и к миру в целом. Применение патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева в практике лечения психических расстройств способствовала тому, что психологические механизмы, лежащие в основании неврозов, смогли стать фокусом лечебной работы.

В то же время, если в работе с взрослыми пациентами внутриличностный конфликт и противоречия в системе значимых психологических отношений могут быть обсуждаемы, то в работе с детьми чаще используются невербальные методы и, прежде всего, игровая психотерапия, которая направлена на уменьшение эмоционального напряжения и на изменение системы взаимоотношений «ребенок-родители». Таким образом, психотерапевтический подход к проблемам Антона заключался бы в проведении с ним игровой психотерапии, индивидуальной или групповой. Основная цель — уменьшение эмоционального напряжения ребенка, изменение характера взаимодействия между ребенком и родителями. Эта работа должна была бы быть дополнена работой с родителями, направленной на изменение стиля воспитания сына.

Игровая форма психотерапевтической работы, безусловно, привела бы к улучшениям и к изменению поведения мальчика. Но являлось ли бы это достаточным? Все ли аспекты психики индивидуума здесь учтены?

Субъективный мир личности

В отечественной школе психологии всегда было принято рассматривать личность человека через призму его взаимоотношений с внешней реальностью и к внешней реальности. Другими словами, описание психического относится к динамике взаимодействия с внешним миром. Психоанализ же, не отвергая важности внешних параметров развития, настаивает на признании ведущей значимости внутриличностного взаимодействия психических сил. В психоанализе описание психического относится преимущественно к внутренней динамике психических сил, то есть к описанию отражения внешнего мира во внутренней структуре психики.

Возьмем, к примеру, параметр «межличностных отношений». Межличностные отношения рассматриваются и в психоаналитических концепциях, и в отечественной психологической школе, как имеющие исключительную важность для формирования психики человека. Однако отечественная психология в данной области делает акцент на совместной деятельности ребёнка и взрослого. А в психоанализе (в частности, в психоаналитической школе «объектных отношений») акцент делается не на содержании общения, а на «чистом» отношении взрослого к ребёнку, которое интериоризируется и формирует детское самосознание. Главное не то, что делает взрослый для ребёнка, а то, как он «живёт в нём». Отношения рассматриваются не только как межличностные события, но и как отражение внешних взаимоотношений в субъективном мире человека. Образы значимых других, являющиеся отражением межличностных взаимодействий во внутреннем мире человека, в психоанализе носят название «внутренних объектов».

Возвращаясь к теме «межличностных отношений», изменению, с точки зрения психоанализа, подлежит характер «внутренних объектов» у ребенка. Не стиль воспитания или изменение характера межличностных взаимоотношений ребенка с родителями (хотя это, безусловно, является важной частью работы с семьей), а изменение у ребенка его «внутренних объектов» — образов значимых других (родителей), существующих во внутреннем мире самого ребенка.

«Внутренние объекты» — это один из параметров субъективного мира личности. Субъективный мир — это психическая модель мира, которая находит свое отражение в когнитивных и аффективных структурах психики и имеет осознаваемый и неосознаваемый уровни. Это глубоко личный мир мыслей, фантазий и чувств, многие из которых трудно или невозможно выразить даже самому себе, не говоря уже о других людях. Это мир многоуровневый, где слои четко сформулированных сознательных установок переходят в фантазии и мысли, свободные от социальных запретов и ценностей, где также существуют слои желаний и чувств, полностью неосознанные самим человеком.

Субъективный мир формируется в процессе развития как следствие процессов биологической и психологической адаптации, на основе реального жизненного опыта человека. Становление субъективного мира личности неразрывно связано с опытом взаимодействия со значимыми взрослыми. Например, если мать реагирует на потребности ребенка с сочувствием и пониманием, то у него выработается образ матери как хорошего родителя, и образ себя как заслуживающего заботы. Очевидно, что взаимодействие будет другим в случае, если мама представляет младенца как злонамеренное существо, не дающее ей ни минуты отдыха. Образы себя и значимых других, формирующиеся в результате этих взаимодействий, становятся частью субъективного мира личности и оказывают влияние на восприятие личностью внешней реальности. Влияние это выходит далеко за пределы детства, окрашивая восприятие мира и взаимоотношения уже взрослого человека. Таким образом, субъективный мир личности вызывает субъективные искажения в восприятии и переживании объективного мира. Через «внутренние объекты» реальность субъективная становится не менее значимой для отражения индивидом действительности, чем реальность объективная.

Именно субъективный мир личности является предметом работы в психоанализе. Взрослый пациент раскрывает его через продуцирование свободных ассоциаций, рассказы о своей повседневной или прошлой жизни, через сообщение своих сновидений. У ребенка характер «внутренних объектов» выявляется с помощью символической деятельности, такой, как игра или рисунки.

Большой вклад в понимание характера «внутренних объектов» вносит также качество отношений переноса и контрпереноса.

Перенос и контрперенос

Концепция переноса и контрпереноса — это еще одно ценное обретение для психотерапии, привнесенное психоанализом. Понимание важности терапевтических отношений существует и в неаналитических направлениях психотерапии, однако речь в них идет скорее о доверии пациента к терапевту, о его вере в возможность врача понять и помочь. Это, скорее, соотносится с концепцией «рабочего альянса» в психоанализе. В концепциях же «переноса» и «контрпереноса» имеется в виду не отношения с терапевтом как с реальной фигурой, а отношения к психотерапевту как к «фантазийной» фигуре. Перенос и контрперенос — это такая область отношений пациента к психоаналитику, которая отражает мир его «внутренних объектов», раскрывает его ощущения от тех людей, с которыми он взаимодействовал в прошлом (у взрослых пациентов) или взаимодействует сейчас (у пациентов-детей). Взаимоотношения аналитика с пациентом являются в психоанализе важнейшим коррекционным средством, потому что позволяют сместить фокус центральных конфликтов пациента в ситуацию «здесь и теперь». А изменение взаимоотношений пациента с психоаналитиком «здесь и теперь» способно привести к изменениям в отношениях пациента с важными людьми из его реального окружения. Истинное знание появляется не через объяснения, а через получение нового опыта.

Паттерны переноса и контрпереноса становятся более явными и четкими при обеспечении долговременности контакта. Ситуация психоанализа создает возможность долгосрочного, многократного и систематического наблюдения за внутренним миром пациента и одновременно с этим возможность изменения «внутренних объектов» пациента.

Работа аналитика в процессе лечения заключается в том, чтобы допустить выражение разнообразных аспектов переноса и суметь вынести и ответить на них таким образом, чтобы не оставить пациента без психологических защит и в то же время не перевозбудить его формирующейся иллюзией «хороших» взаимоотношений с психоаналитиком. Роль аналитика похожа на роль родителя, который должен и стимулировать ребенка в обретении нового опыта, ведущего к независимости, и в то же время останавливать и защищать его от бессмысленных страданий на этом пути.

Психоаналитическая психотерапия Антона

Антон производил впечатление спокойного, приятного ребенка. На первой встрече с психологом он вел себя крайне застенчиво, общался с психологом неохотно и на большинство вопросов отвечал: «Не знаю». Прежде, чем ответить на любой вопрос, он непременно смотрел на отца, ища его поддержки.

Как уже ранее указывалась, единодушия между родителями Антона не существовало. Отец по отношению к сыну был заботливым, но слишком потворствующим, мать же, наоборот, была критичной и обвиняющей. Между родителями существовали постоянные и значительные разногласия, которые, как это часто бывает, были вынесены в воспитательную сферу, и которые мальчик научился обращать в свою пользу.

Итак, с одной стороны, Антон в своей семье был наделен избыточной властью, манипулируя родителями так, как ему было выгодно. С другой стороны, вне семьи он превращался в маленького испуганного мальчика, полностью от них зависимого.

Антон стал проходить психоаналитическую психотерапию с частотой сессий два раза в неделю.

Большую часть времени он играл с фигурками животных и моделями машин. Преобладающей темой его игр была победа супергероя над всем и вся. Игра заключалась в постоянных победах его героев над врагами. Причем, все персонажи вокруг расценивались Антоном именно как враги, их необходимо было разбить и уничтожить, что он и делал в своих играх. Этот сюжет повторялся многократно, отличались только персонажи. Игры Антона можно было понять как сообщение мальчика о его ощущениях во взаимодействии с другими: о постоянном ощущении угрозы, когда невозможно сосуществовать рядом с другим, а можно только победить или быть побежденным. Правда, ощущение это передавалось им не напрямую (как выражение собственного бессилия), оно было трансформировано в желание уничтожать и делать жертвами других. Иными словами, постоянная необходимость Антона доказывать свое превосходство, была не чем иным, как психологической защитой.

Игры Антона в контексте психотерапии служили его защитой от присутствующего «здесь и теперь» опасного другого, — от меня (его психотерапевта). Первое время Антон разыгрывал эти сцены сам, отдавая мне роль пассивного и безучастного наблюдателя. Постепенно он стал включать меня в свои игры, как своего противника, и в течение многих месяцев мне было суждено постоянно проигрывать. Компульсивное желание побеждать заставляло мальчика хитрить и обманывать в играх. Попытки показать ему ситуацию ни к чему не приводили: он просто не обращал внимания на комментарии. Антон заставлял меня чувствовать себя беспомощной и проигравшей и как участницу игр, и как психоаналитика. Эти чувства были моими собственными реальными чувствами, и, тем не менее, чувства эти были «отданы» мне Антоном, «вкладывались» им в меня. В ситуации невозможности понять и выразить свои переживания словами, Антон, таким образом, сообщал мне о том, насколько ему тяжело постоянно ощущать себя проигравшей стороной и быть неспособным изменить ситуацию. Моё контрепереносное чувство показало мне оборотную сторону компульсивной агрессивности и всемогущества Антона, позволило мне ощутить и понять его глубинные чувства. Однако смысл контреперноса — не только в том, чтобы психотерапевт сумел прочувствовать то, что пациент не может выразить словами, но и в том, чтобы он мог преодолеть эти чувства, не убегая от них, не защищаясь и не давая сдачи. Способность психотерапевта справляться с контрпереносными чувствами — необходимое условие психоаналитического лечения пациента.

Итак, манипулятивное и конфликтное поведение Антона скрывало за собой его чувство беспомощности. Переживание этого чувства в контрпереносе позволило мне поделиться с Антоном своим ощущением того, как тяжело испытывать беспомощность и постоянно ощущать себя неудачником. Антон смог услышать это сообщение, и, начиная с этого момента, характер сессий стал меняться. Чувство беспомощности, разделённое с другим человеком, постепенно стало им принято и озвучено. Тем самым психоаналитический сеттинг создал возможность с течением времени изменить характер объектных отношений Антона. Его «внутренние объекты» стали более мягкими и снисходительными. Перестав воспринимать отношение к себе как беспощадное и враждебное, Антон и сам стал способен к сочувствию по отношению к другим.

Через полтора года психоаналитической психотерапии стали заметны изменения в поведении мальчика: Антон стал учиться гораздо лучше, эпизоды плохого и асоциального поведения прекратились, у него появились друзья среди одноклассников. Периодические конфликты с родителями по-прежнему остаются, но родители признают свою долю участия и продолжают работать над этим. Один раз в месяц мы с ними регулярно встречаемся, чтобы поговорить об их трудностях и ресурсах в воспитании сына. На своих сессиях Антон стал в большей степени использовать не только игры, но и слова: он стал способен разговаривать о своих неудачах и надеждах. В играх он может придерживаться правил, и иногда я у него даже выигрываю.

Обсуждение

В настоящее время, когда существующие и вновь появляющиеся технологии в любой области нацелены на быстрейшее получение результатов, психоаналитическая психотерапия может показаться процессом весьма длительным (напомню цифру «полтора года»). Действительно, для того, чтобы происходящие изменения стали частью личности пациента (как у детей, так и у взрослых), требуется значительный временной период. Однако то, что индивидуум приобретает в результате психоаналитической психотерапии, остается с ним как устойчивые и неотъемлемые для него теперь личностные образования. Катамнестическое исследование взрослых, проходивших интенсивную психоаналитическую психотерапию в детском возрасте, показало: большинство участников считали, что психотерапия, которую они проходили в детстве, продолжала оказывать позитивное влияние и на их взрослую жизнь. Эти бывшие пациенты основным достижением своей детской психотерапии считали не избавление от симптоматического поведения; главным для них было другое достижение, а, именно, оставшаяся на всю жизнь способность справляться с чувствами тревоги, стресса или подавленного настроения, сформированные навыки самоанализа [8; 9].

Мы привели в качестве примера только один параметр субъективного мира — «объектные отношения» пациента. Однако существует и много других параметров субъективного мира личности. Психоанализ обращается к таким его аспектам, как внутренний конфликт между подсистемами Ид, Эго и Суперэго, особенности психосексуального развития и т.п. [3; 7]. Мы не будем представлять здесь эти характеристики психики Антона и работу с ними. Важно сказать, однако, что на сессиях с Антоном затрагивались различные переживания и различные внутренние конфликты Антона.

Традиционно принято считать, что центральным предметом, который рассматривается в психоанализе, является сексуальная составляющая психической организации. Действительно, первым положением З. Фрейда о развитии явился его постулат о психосексуальном развитии — биологически детерминированном последовательном созревании организма и психики, развертывающемся в независимом от культурных условий неизменном порядке. Однако важно помнить, что в психоанализе индивидные характеристики рассматривались не для познания человеческой биологии, а как символические, представленные в психике человека. Это означает, что акцент с изучения индивидных характеристик как отражения объективной реальности перенесен на субъективное их восприятие самим человеком. Это объясняет, почему в психоанализе в поле детального рассмотрения попадают не все индивидные характеристики человека, а только потенциально конфликтные, участвующие в формировании личностной патологии. Поскольку сексуальные составляющие Ид всегда связаны с необходимостью социализации природных свойств индивида, и с потенциальной конфликтностью сексуальных проявлений человека в социуме, то они часто находятся в центре анализа личности пациента. Однако исследования показывают, что в субъективном отражении индивидных характеристик большое значение имеют самые разнообразные телесные ощущения и их индивидуальная концептуализация [4]. Психоаналитическая работа направлена на познание и изменение различных (конфликтных) аспектов субъективного мира личности.

Признание важности субъективного отношения личности к реальности присуще и отечественной психологии. Используемые термины не всегда назывались именно так, однако категории субъективного измерения психики исследовались многими авторами довольно давно. Ранее в этой статье мы уже писали о патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева. Современные исследователи наследия В.Н. Мясищева утверждают, что патогенетическая концепция неврозов и психотерапии содержала в скрытом виде понятие бессознательного и психодинамического конфликта, который в публикациях В.Н. Мясищева назывался «внутриличностным противоречием» [5]. Посредством концепции «отношений» В.Н. Мясищев сохранил и развил понятие субъективного измерения психики. Психологи последующих поколений также внесли свой вклад в признание того, что одни и те же объективные явления мира могут восприниматься разными людьми совершенно по-разному, что их субъективное восприятие по-разному окрашивает и сходные внешние ситуации [1; 2; 6 и др.]

Таким образом, психоаналитическое понимание личностных проблем не противоречит современному отечественному их пониманию. Психоанализ предоставляет возможность практической работы с различными сторонами субъективного мира личности, причем как с сознательными, так и с бессознательными его аспектами.

Резюме

Подводя итог сказанному, повторим, что использование психоаналитического подхода в практике психотерапии дает возможность работать с субъективной картиной мира пациентов. Психоаналитические концепции ставят параметр субъективного мира человека в центр психотерапевтической работы, и значительно расширяют горизонты понимания происходящего в субъективном мире. А психологическая работа в поле аналитических взаимоотношений (переноса и контрпереноса) приводит к возможности изменений в субъективном мире пациента.

 

Литература

1.   Брушлинский А.В., Сергиенко Е.А. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии. // Ментальная репрезентация: динамика и структура. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – С. 5-22.

2.   В.Н. Мясищев и медицинская психология: к 110-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Б.Д. Карвасарский [и др.] // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2004. – Т. 1, № 1. – С. 22-25.

3.   Васильева Н.Л. Теория и методология современного детского психоанализа. – СПб., Изд-во СПбГУ, 2005. – 159 с.

4.   Васильева Н.Л. Факторы развития в психоаналитической теории личности и в имплицитных теориях // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 128-137.

5.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 185 с.

6.   О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности / Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. [и др.] // Вопросы психологии. – 1979. – № 4. – С. 35-46.

7.   Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / пер. с англ. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – 528 с.

8.   Midgley N. Memories of Therapy: A Qualitative Study of Retrospeсtive Accounts of Child Psychoanalysis. Psych. Doct. Dissertation, University College London, 2003.

9.   Target M., Fonagy P. Predictors of outcome in child psychoanalysis: a retrospective study of 763 cases at the Anna Freud Centre // Journal of American Psychoanalytic Association. – 1996. — Vol. 44. — P. 27-77.

 

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07

Васильева Н.Л. Психоанализ: суть психологической работы [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения