Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Новое поколение студентов: психологические особенности,
учебная мотивация и
трудности в процессе обучения первого курса

Исаева Е.Р. (Санкт-Петербург)

 

 

Исаева Елена Рудольфовна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор психологических наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии с курсом общей и медицинской психологии Санкт-Петербургского Государственного медицинский университет им. акад. И.П. Павлова.

E-mail: isajeva@yandex.ru

 

Аннотация. В статье изложены результаты психологического исследования студентов первого курса. На примере первокурсников анализируются особенности личности и характерные тенденции нового поколения студентов. Проводится аналогия с обсуждаемыми в литературе психологическими чертами поколения «Z». Обозначены слабые места и преимущества нового поколения молодежи, которые обусловливают трудности в обучении и адаптации к ВУЗу, что необходимо учитывать преподавателям и психологам в учебном процессе, при проведении воспитательной работы и психологическом сопровождении. Делается вывод о том, что новое поколение молодежи и студентов имеют иные, по сравнению с предыдущими поколениями, требования к образованию, другие стандарты общения и отношение к учебе, к чему оказались не подготовлены профессорско-преподавательские коллективы. Обосновывается необходимость адаптации учебного материала к новой студенческой реальности, поиск релевантных форм обучения с учетом индивидуально-психологических характеристик и познавательных возможностей нового поколения.

Ключевые слова: студенты младших курсов, трудности обучения в медицинском вузе, психологическая адаптация первокурсников, психологическое сопровождение студентов, поколение «Z», психологические особенности нового поколения.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Актуальность. С конца 1990-х гг. в нашей стране началось серьезное и радикальное реформирование всей системы среднего общего и высшего профессионального образования, вызванное необходимостью вступления России в единое европейское образовательное пространство (Болонский договор, 1997 г.). За 10-15 лет в стране была проведена масштабная по своему охвату и глубине организационно-методическая работа, направленная на разработку новых стандартов и принципов обучения, потребовавшая колоссальных интеллектуальных усилий всех участников образовательного процесса в экстремально короткие временные сроки. Теперь, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что все ступени образования и все образовательные учреждения в России претерпели кардинальные и необратимые изменения. Пришло время приступить к внимательному изучению и анализу первых результатов, поскольку стали проявляться новые тенденции и первые отчетливые контуры последствий этих реформ внутри образовательного пространства. Так, например, новые формы и методы обучения в средней школе привели к появлению нового поколения абитуриентов и студентов в ВУЗах с новыми личностными качествами и новыми требованиями к образовательному процессу. Изменение характера довузовской подготовки повлекло за собой изменение и появление совершенно новых, в какой-то степени неожиданных проблем обучения в высшей школе.

ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Минздравсоцразвития РФ» в последние годы также столкнулся с этой проблемой. Особенно горячо проблему неподготовленности первокурсников к вузовскому формату обучения обсуждали кафедры младших курсов, которые первыми «встречали» бывших школьников в своих аудиториях. Вопрос «Как научить студентов учиться?» стал одним из наиболее актуальных и дискуссионных на Ученых Советах и Методических Советах Университета.

По инициативе учебной части Университета и Совета по учебно-воспитательной работе, курс общей и медицинской психологии проводит ежегодный мониторинг учащихся, затрагивающий вопросы психо-эмоционального состояния студентов, их удовлетворенности качеством учебного процесса и пр. В рамках ежегодного социально-психологического исследования студентов Университета нами была разработана программа психодиагностического исследования личности первокурсников.

Цель исследования — установление психологических особенностей пришедших на 1 курс молодых людей, определение уровня их учебной мотивации, оценка психологических ресурсов и эмоционального состояния первокурсников для своевременного выявления «группы риска» с точки зрения нарушений психологической адаптации.

С выявленной группой риска психологи работают в течение года, оказывая психологическое сопровождение и консультирование в рамках деятельности Психологической Службы Университета, созданной в 2007 году (в среднем проводится 190-215 индивидуальных консультаций в год).

Материал и методы исследования. В начале осеннего семестра 2011 г. психологами курса общей и медицинской психологии было обследовано 275 студентов 1 курса лечебного факультета СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Были использованы следующие методики: Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера − Ханина (1985), методика диагностики уровня социальной фрустрированности (УСФ, Л.И. Вассерман с соавт., 2004), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс – Р. Даймонд, 1954; 2002), «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ, В.И. Моросанова, 1998) и Личностный опросник «Big5» («Сквозной биполярный перечень», Goldberg L.R., 1992).

На основе анализа полученных данных был составлен среднестатистический портрет современного первокурсника, результаты этого исследования и выводы были представлены на Методическом Совете Университета.

Результаты исследования. Первокурсник-2011 как собирательный образ и общегрупповой портрет характеризуется следующими индивидуально-психологическими особенностями (см. рис. 1-4):

•  высокая личностная тревожность (m=46,6±9,3), впечатлительность, склонность к рефлексии и низкая стрессоустойчивость на фоне низкой ситуативной тревожности (m=29,2±8,2); в связи с этим в большинстве ситуаций чувствует себя беспомощным, нуждается руководящей и направляющей помощи взрослого;

•  при этом характеризуется высоким уровнем принятия себя (m=79,2±12,3) — «доволен собой», сформированы высокие запросы при отсутствии способов и навыков разрешения проблем;

•  выраженная индивидуалистичность, ориентация на себя (m=21,8±3,6); отсутствие интереса к окружающим; ставит свои интересы выше интересов других людей и всегда готов их отстаивать, стремится быть независимым и самостоятельным;

•  НЕ прилагает достаточных усилий для выполнения требований и принятых в обществе норм поведения (см. рис. 2);

•  наблюдается беспечность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, иначе говоря, живет одним днем, не заглядывая в будущее ( см. здесь и далее рис. 3-4);

•  НЕ умеет и не желает продумывать последовательность своих действий, чаще действует импульсивно, не может самостоятельно сформировать программу поведения, некритичен к своим действиям;

•  НЕ может организовать свое время, цели подвержены частой смене, планирование малореалистично;

•  снижены все механизмы саморегуляции (прогнозирование, контроль, моделирование, оценка результатов — см. рис. 4).

 

Рис. 1. Исследование уровня тревожности по методике Спилбергера – Ханина.

 

 

Рис. 2. Личностные характеристики первокурсников по методике «Big5».

 

 

Рис. 3. Параметры социально-психологической адаптации
по методике Роджерса – Даймонда.

 

 

Рис. 4. Стиль и механизмы психической саморегуляции
по методике В.И. Моросановой

 

 

Анализ результатов анкетирования выявил, что студенты плохо представляют себе обучение в медицинском вузе, слабо понимают, с какими трудностями им придется столкнуться, настроены чересчур оптимистично, и даже через 1 месяц обучения (анкетирование проходило в начале октября 2011 г.) по-прежнему сохраняют иллюзорные перспективы в отношении своих учебных достижений (см. рис. 5-10). На рисунках 5-10 представлены в качестве иллюстрации общего настроя первокурсников, несколько вопросов из анкеты.

 

 

На сколько Вы удовлетворены выбором учебного заведения?

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены
выбором учебного заведения?»

 

 

Насколько Вы удовлетворены своей учебной деятельностью?

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены
своей учебной деятельностью?»

 

 

Как Вы думаете, в ближайшие годы Ваша жизнь
улучшится или ухудшится?

Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете,
в ближайшие годы Ваша жизнь улучшится или ухудшится?»

 

 

Испытываете ли Вы неуверенность в отношении своего
будущего трудоустройства?

Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: Испытываете ли Вы
неуверенность в отношении своего будущего трудоустройства?

 

 

Как часто Вы читаете книги для удовольствия?

Рис. 9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы
читаете книги для удовольствия?»

 

 

Как часто Вы пользуетесь Интернетом?

Рис. 10. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы
пользуетесь Интернетом?»

 

Выявленные особенности личности и поведения студентов 1 курса, по нашему мнению, могут способствовать появлению определенных проблем в обучении, что подтвердилось и наблюдениями преподавателей других кафедр:

•  продуктивность занятий может быть снижена, т.к. при отсутствии посторонней помощи неизбежно будут возникать регуляторные сбои — ухудшение качества результатов при увеличении объема работы;

•  достаточно «радужные» представления и ожидания относительно обучения в Университете, переоценка своих возможностей и психических ресурсов может приводить к ухудшению психо-эмоционального и физического состояния при возникновении закономерных внешних трудностей;

•  первокурсники нуждаются в организующей и направляющей (контролирующей) помощи взрослого — в постановке перед ними задач, обязательно нужно напоминать и подталкивать, чтобы довел дело до конца, необходим внешний контроль их деятельности;

•  в целом, студент 1 курса несамостоятелен, не имеет навыков самоорганизации, некритичен к своим действиям, более чувствителен к наказанию, чем к поощрению.

 

Необходимо отметить, что, с одной стороны, результаты исследования соответствуют закономерностям и специфике психического развития подростков в данном возрастном периоде, но с другой стороны, — привносят новые данные о психологических особенностях нынешнего поколения студентов, которые удивительным образом перекликаются с «Концепцией четырех поколений» американских исследователей William Strauss и Neil Howe («Generations», 1991; цит. по: А. Антипов, 2008 и др.).

Сформировалось новое поколение людей, еще незрелое и безмятежное, зачастую мы смотрим на них как на инопланетян — непонятных, беспомощных. Но через 10-20 лет именно они составят основной трудоспособный класс нашего государства. Нам нужно внимательно всмотреться в этих будущих взрослых, от которых будет зависеть и наше будущее, и постараться понять, что они захотят взять от нас в Свое Будущее, а что выбросят как хлам за ненадобностью и неактуальностью. Многое из того, что было ценным для нашего поколения, перестало быть актуальным для них, утратило всякий смысл.

 

Рис. 11. Поколение «Z», или «Люди будущего» (William Strauss & Neil Howe, 1991)

 

Если обобщить литературные данные, наблюдения и полученные нами результаты исследования, то можно описать студентов нового поколения следующим образом.

Эти дети (рожденные во второй половине 90-х гг.) воспитывались и выросли в период относительной социальной и политической стабильности, в условиях так называемого «беспроблемного детства». В результате условий воспитания, нами же созданных, они не умеют решать проблемы, не прогнозируют последствия своих действий и риски. Западная система воспитания, на которую мы ориентировались все эти годы (игровая форма занятий, положительное подкрепление за малейшие достижения, отказ от принуждения и наказаний), принесла свои плоды — поощряя индивидуальность ребенка, оберегая его самооценку и неустанно поддерживая интерес к знаниям через игру, мы НЕ приучили подростков к упорству в достижении целей, не научили их переживать неудачи, бороться и преодолевать трудности. Поэтому выходя во взрослую жизнь и поступив, к примеру, в Медицинский Университет, где по-прежнему присутствуют суровые академические традиции и жесткие требования, молодые люди оказались в растерянности. Они не понимают, за что их ругают и чего от них хотят. Не понимают, почему (зачем?) нужно так интенсивно и тяжело учиться, записывать и выучивать наизусть огромное количество новых понятий, таблиц и классификаций. Тем более что в школе они были приучены не к конспектированию и чтению учебников, а к поиску информации в Интернете и выполнению тестовых заданий, основанных на принципе «угадай-ка». Вчерашние школьники столкнулись с первыми трудностями и оказались к ним не готовы.

Новое поколение студентов выросло в период бурного развития компьютерных технологий: детстве они не умели еще читать, но уже разбирались в кнопках папиного телефона. Они привыкли познавать мир через компьютерные игры, живому контакту предпочитают заочное, виртуальное общение в социальных сетях: там они быстрее находят друзей, чем в собственной учебной группе. Им легче делиться своим внутренним миром и обсуждать свои переживания, радости и сомнения с тысячей виртуальных собеседников, чем в личном общении с друзьями или родителями. Вероятно, этим обусловлено недостаточное развитие коммуникативных навыков, выявленное среди студентов 1 курса. Первокурсники нашего Университета не умеют вслух выражать свои мысли (например, ответ студента на зачете: «Я все понимаю, я это читал…, но только сформулировать не могу…, вот если Вы предложите какие-то варианты ответов — я сразу найду, какой правильный»).

По мнению специалистов, у современных детей и подростков преобладает «клиповое» мышление (М. Сандомирский, 2011), которое ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими порциями, т.е. объем информации должен умещаться на экране компьютера, только в этом случае  Z-дети ее поймут и  запомнят. Информация должна даваться легко, доступно и наглядно, т.к. они не могут долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, непоседливы и гиперактивны. Часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом могут быть одаренными.

 

Рис. 12. «Z–дети» живут и играют в Интернете. Люди все меньше общаются
в социальной реальности — и все больше в реальности виртуальной.

 

Современные подростки (начинающие студенты) плохо понимают фундаментализм предлагаемых лекторами знаний, не любят долгих монологов и пространных рассуждений, быстро утомляются и теряют интерес к докладчику. Для них информация имеет достаточно прикладной смысл, но поверхностное значение. Задали тему — «Сначала посмотрим, что об этом говорится в Википедии?» — так думает современный подросток. Нашел, прочитал, запомнил, файл закрыл. «Иметь об этом представление» и не более того.

В связи с этим возникает методологический вопрос, адресованный уже к профессорско-преподавательской аудитории: а до какого уровня глубины, широты и основательности действительно необходимо давать информацию по изучаемому предмету?

В соответствии с новым ФГОС студент должен быть «компетентным» (Васенев Ю.Б., 2007 и др.), иначе говоря, иметь представления и уметь воспользоваться конкретными знаниями в нужный момент. Т.е. молодой специалист, столкнувшись с какой-либо проблемой в своей профессиональной деятельности, должен легко сориентироваться в существующем информационном пространстве по данному вопросу. Очевидно, что самое простое действие — «загуглить», либо спросить на профессиональном сайте. Информация не задерживается надолго, но зато студенты всегда знают, где нужно ее искать. Складывается впечатление, что для современного поколения студентов характерен поверхностный подход к анализу информации и к принятию решений.

Следовательно, широкие, разрозненные, кратковременные знания и познавательные открытия студентов нам, преподавателям, необходимо постоянно систематизировать на занятиях и, что особенно актуально, подкреплять практическими заданиями (подготовкой тематических докладов, дискуссий, решением ситуационных задач), только тогда необходимые знания и навыки прочно закрепятся в репертуаре молодого специалиста. Из этого вытекает, что классическая форма обучения: учитель (преподаватель)  рассказал — учащийся (студент) выучил дома, на следующем занятии повторил (закрепление материала) — теряет свою актуальность вследствие вышеуказанных причин и условий. Более эффективной и релевантной для детей поколения «Z» становится следующая форма обучения: учитель (преподаватель) задал вопрос, поставил задачу — учащийся (студент) поискал в литературе (чаще в Интернете) — на занятии вместе обсудили и нашли решение. Примечательно, что именно так сейчас поставлено обучение в средней школе.

Снова возникает вопрос к профессорско-преподавательской аудитории: на сегодняшний день, в какой мере лекционный материал преподавателей ВУЗов соответствует этой форме обучения и познавательным запросам современных студентов?

Современные молодые люди смотрят на окружающий мир через очки ролевых компьютерных игр, для них предстоящая жизнь — это игра, где есть уровни, которые надо пройти, есть определенные условия и правила прохождения всех этапов (если что-то не получится, можно еще раз повторить, исправить). По словам М. Сандомирского, в этой игре главным становится потребление — информации, товаров, услуг, развлечений (М. Сандомирский, 2011). И первокурсники 2011 года, как показало исследование, поверхностно и легкомысленно относятся к учебе, с оптимизмом смотрят в будущее и естественно рассчитывают на успешное завершение каждого «уровня», даже не представляя всей серьезности и опасности реалий жизненного сюжета. Вероятно, вследствие противоречивости установок у первокурсников отмечается высокий уровень личностной тревожности: они уверены в себе, в своей незаурядности и способностях, но бессознательно чувствуют угрозу со стороны внешних условий.

Итак, мы сформулировали основные причины, из-за которых возникают трудности в обучении у первокурсников:

•  преобладает «клиповое» мышление;

•  не понимают сложный (сложно представленный) материал и не могут усваивать большие объемы информации;

•  быстро отвлекаются из-за «скучности» изложения или отсутствия игрового момента в обучении;

•  неразвитые коммуникативные навыки, не умеют говорить и выступать с четкими структурированными докладами;

•  не умеют самостоятельно находить решения и организовать свое время для занятий, распределить временные и психические ресурсы в процессе обучения.

Также мы попытались сформулировать главные преимущества современных первокурсников, которые необходимо учитывать преподавателям в процессе обучения:

•  ярко выраженный индивидуализм и интеллектуальный потенциал;

•  легко ориентируются в мировых информационных ресурсах и быстро находят нужную информацию.

Таким образом, проанализировав результаты эмпирического исследования, мы предлагаем акцентировать внимание преподавателей ВУЗов на следующих рекомендациях в учебно-воспитательной работе с первокурсниками:

•  Внедрение и усиление института кураторства.

•  Необходимо психологическое сопровождение (как индивидуальное, так и групповые, усилить тренинговые формы работы со студентами).

•  Необходимо обучать студента навыкам саморегуляции, самоорганизации, управлению временем и своими ресурсами.

•  Включать педагогические технологии по развитию критического мышления, вводить в обучение элементы соревновательности.

•  Включать в обучение интерактивные методы — дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод, проблемные лекции (возможно, с обсуждением через Интернет в режиме он-лайн).

•  Преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы студент мог сам выделять в них подцели, задачи и планировать их реализацию.

В итоге, нам — преподавателям ВУЗов — придется принципиально пересмотреть содержательную составляющую учебного материала. С учетом индивидуально-психологических особенностей нового поколения студентов потребуется «облегчать» учебный материал по содержанию, видоизменять формат изложения — приоритетными станут яркие, четкие и наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками; актуальной задачей становится создание узко-тематических фильмов (видеороликов) с наглядными примерами, экспериментами и клиническими случаями. Не удивлюсь, если скоро для повышения эффективности обучения в медицинских вузах появятся компьютерные игры по различным разделам медицины.

Неотвратимой реальностью становится использование в качестве контроля многоуровневых проверочных тестов (обучающих и аттестационных), ситуационных задач и кейсов, в режиме он-лайн.

Заключение. Современное образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному развитию и самосовершенствованию личности, должно быть направлено на воспитание человека, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего системой ценностей, участвующего в развитии гражданского общества (Закон «О высшем и послевузовском образовании», 1996; Приказ Минобрнауки РФ от 20.12.2010 и др.). Подход к образованию как способу формирования человеческого капитала, а также поддержание его на высоком уровне — задача, поставленная сегодня перед российскими ВУЗами и актуальная для всей нашей страны. Ключевым фактором образовательных реформ становится формирование интеллектуального и профессионального потенциала страны.

Но на этом пути высшая школа сталкивается не только с методологическими, но и с психологическими трудностями. Изменение требований к учебному процессу привело не только к пересмотру структуры и процесса обучения, но и к изменению отношения к учебе со стороны нового поколения первокурсников, а также к возникновению новых проблем во взаимодействии участников образовательного пространства. Проведенное нами социально-психологическое исследование студентов первого курса Медицинского университета высветило новые тенденции в личностных особенностях и поведении студентов нового поколения. Как оказалось, профессорско-преподавательский состав Медицинского Университета оказался не готовым к взаимодействию с ними.

Таким образом, в условиях реформ, реализуемых сегодня в системе высшего образования, в ответ на требования динамически меняющейся социальной среды, чрезвычайно повышается роль психолого-педагогического сопровождения процесса обучения. Особенно актуальной становится разработка психологически обоснованного управления обучением и развитием студента при решении задач высшего профессионального образования.

 

 

Ссылка для цитирования

Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения