Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

«Кризисный пациент: клиника, диагностика, лечение»
(XVI Клинические Павловские чтения, Санкт-Петербург, 2012)

Винокур В.А. (Санкт-Петербург)

 

 

Винокур Владимир Александрович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, Президент Санкт-Петербургского Балинтовского общества, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации.

E-mail: vavinokur@mail.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Темой Клинических Павловских чтений, ставших уже традиционными и проводившимися в Санкт-Петербурге в 16-й раз, явились различные аспекты диагностики и ведения кризисных пациентов.

Анализируя проблему кризисных состояний человека, можно описать ее краткой цитатой А. Адлера: «… Весь мир подвешен на тонкой нити и эта нить – наша человеческая психика». Сегодня это предмет очень живых дискуссий среди психологов, психиатров, других специалистов по психическому здоровью, что такое кризис – ситуация? определенное переживание? состояние человека? клинический диагноз? Это предполагает необходимость тщательной диагностической оценки его состояния и необходимость рассмотреть жизненные события и актуальную ситуацию человека, исходя из возможности прогнозирования кризисных состояний у разных людей и оценки того, находится ли в кризисе данный человек в настоящее время и каков характер этого состояния, что будет определять его антикризисную терапию.

Кризис понимается психологами как переживание утраты субъективного смысла жизни, важнейших ориентиров и ценностей, восстановление которых невозможно без личностной реконструкции. Переживание кризиса – это определенная рациональная схема принятия его как неизбежные (не обязательно – негативные) жизненные изменения, необратимые и не контролируемые прежними поведенческими стилями. Поэтому человеку требуется новая система деятельности, позволяющая справиться с новыми жизненными обстоятельствами и вернуть утраченный смысл существования. Эффективность преодоления кризисной ситуации зависит не только от ее особенностей или личностных характеристик, но и от того, каковы критерии ее успешного преодоления и, соответственно, какова модель практического совладания с фрустрацией у данного человека: снижение тревоги и чувство психического комфорта, достижение социально значимой и одобряемой цели или сохранение физического здоровья. Поэтому преодоление кризиса, успешное с точки зрения социального положения человека (например, достижение престижного статуса в социуме) может оказаться неуспешным с точки зрения адаптации в соматической сфере и сохранения здоровья.

Кризисные ситуации могут быть возрастными, экзистенциальными (кризисы развития), ситуационными (кризисы обстоятельств) и другими, влекущими изменение субъективной картины мира и разрушение иллюзий по поводу нее. Кризис – это появление ситуации или проблемы в жизни, решения которой невозможно избежать и в то же время ее невозможно решить привычными для человека способами.

Кризисные состояния в настоящее время привлекают активное внимание психиатров в связи с высокой актуальностью проблемы суицидального поведения, в частности, периодическими волнами детско-подростковых суицидов, отмечавшихся в России в последние годы. Психиатры рассматривают личностный кризис как состояние не просто выраженной, но нередко достигающей экстремальной степени дезинтеграции (на интрапсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне), возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни человека, что приводит к его девиантному поведению, психическим и психосоматическим расстройствам. Диагностика кризисных состояний предполагает составление многоосевого диагноза, включающего социальные, патопсихологические и физиологические характеристики, а также сочетание клинической и психодиагностической оценок состояния человека в кризисе. Среди наиболее частых диагнозов по МКБ-10 в этих случаях можно отметить легкие депрессивные эпизоды и пролонгированные депрессивные расстройства, невротические, в частности, конверсионные и соматоформные расстройства, реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации, расстройства зрелой личности и поведения, включая сюда прежде всего их параноидные и диссоциальные варианты. В социальной оси кризисных состояний можно отметить снижение трудоспособности и различных вариантов социальной активности, а также снижение качества жизни на фоне кризисной ситуации. Такой подход к диагностике кризисных состояний позволяет не только точнее устанавливать характер расстройств у данного пациента, но и точнее определять мишени для терапии, проводить ее более успешно. Это позволяет также более качественно прогнозировать развитие кризисных состояний при наличии факторов риска и, соответственно, их предупреждать, формируя социальный антикризисный акцент в оказании такой помощи. Многолетний опыт организации такой работы в Санкт-Петербурге, ориентированной прежде всего на антикризисную превенцию, опирается во многом на вовлечение в нее врачей различных специальностей и других специалистов по психическому здоровью, дестигматизацию психиатрической и психотерапевтической помощи, повышение информированности широких слоев населения в вопросах кризисных состояний, в частности, через СМИ, определение групп повышенного риска, подготовку специалистов по оказанию антикризисной помощи и профилактике кризисных состояний.

 

 

Ссылка для цитирования

Винокур В.А. «Кризисный пациент: клиника, диагностика, лечение» (XVI Клинические Павловские чтения, Санкт-Петербург, 2012) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения