Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Медико-социальный портрет и качество жизни
студенток старших курсов педиатрического факультета

Белозерова О.В. (Ярославль)

 

 

Белозерова Ольга Владимировна

–  кандидат медицинских наук, доцент, кафедра факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ.

E-mail: olga-blz@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования качества жизни студенток старших курсов педиатрического факультета. Показано, что студентки-старшекурсницы имеют самые высокие показатели качества жизни по шкалам физического функционирования, ролевого физического функционирования, самые низкие показатели – по шкалам жизнеспособности, социального функционирования. Установлено, что качество жизни студенток-четверокурсниц неоднородно в течение месячного блока обучения с ухудшением показателей как физического (ролевое физическое функционирование), так и психологического (жизнеспособность, ролевое эмоциональное функционирование) компонентов здоровья.

Ключевые слова: качество жизни, студентки.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Качество жизни (КЖ) – интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии (Новик А.А., Ионова Т.И., 2007). Популяционные исследования, проводимые в нашей стране, немногочисленны и практически не охватывают большую группу студенческой молодежи.

Цель исследования: изучение КЖ девушек-студенток старших курсов педиатрического факультета.

Дизайн исследования: протестированы 74 студентки 6 курса (одномоментно) и 52 студентки 4 курса (исследование продольное с интервалом в 1 месяц: точка 0 – начало блока по дисциплине «Детские болезни», точка 1 – окончание указанного блока).

Инструмент исследования: социо-демографическая карта, опросник качества жизни SF-36. Время проведения тестирования – весенний семестр 2010 года, место проведения – учебная аудитория. Со всех респонденток получено добровольное информированное согласие. Для анализа использовали статистическое программное обеспечение «Statistica 7.0». Статистическую значимость различий между показателями по шкалам SF-36 определяли с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты и их обсуждение: Обобщенный медико-социальный портрет студентки 6 курса: средний возраст 23 года, не замужем (в 70 % случаев), не работающая во внеучебное время (65 %), не курящая (85 %), имеющая местом регистрации другие регионы Российской Федерации (60 %), проживающая в общежитии (54 %). 1/10 часть респонденток воспитывает детей. Работающие в основном имеют физический характер труда. Половина опрошенных имеют хронические заболевания без обострения в настоящее время в 3/4 части случаев. В структуре хронической патологии заболевания верхних отделов желудочно-кишечного тракта занимают первое место. Медико-социальный портрет студентки 4 курса (средний возраст 21 год) по многим параметрам аналогичен указанному выше, но закономерно отмечено большее количество незамужних (94 %), меньшее количество воспитываемых в семье детей (2 %). Половина респонденток при обучении на блоке перенесла острую респираторную инфекцию.

Показатели качества жизни старшекурсниц отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Средние показатели шкал опросника качества жизни SF-36
студенток старших курсов педиатрического факультета

Примечание. Шкалы опросника: ФФ – физическое функционирование, РФФ – ролевое физическое функционирование, Б – боль, ОЗ – общее здоровье, Ж – жизнеспособность, СФ – социальное функционирование, РЭФ – ролевое эмоциональное функционирование, ПЗ – психологическое здоровье.

 

У студенток 4 курса в точке 0 (начало блока) самое высокое значение шкал опросника КЖ наблюдается по шкале физического функционирования ФФ (таблица 1).  Далее имеет место распределение шкал в убывающей последовательности: РФФ, Б, РЭФ, ПЗ, ОЗ, Ж, СФ. Самое низкое значение получено по шкале социального функционирования СФ. Тестирование указанного контингента через месяц  (точка 1) показало, что по всем шкалам наблюдается отчетливое снижение показателей качества жизни, высокодостоверное (р < 0,01) по шкалам ФФ, РФФ (физический компонент здоровья), Ж, РЭФ (психологический компонент здоровья). В соответствии с международными стандартами исследования качества жизни, к клинически значимым могут быть отнесены результаты, где помимо критерия достоверности отмечается разница в абсолютных показателях в 10 баллов и более, поэтому клинически значимые различия получены по шкалам РФФ (83,65 ± 3,69 и 62,5 ± 5,66, р < 0,01), Ж (59,33 ± 2,38 и 49,20 ± 2,67, р < 0,01), РЭФ (70,04 ± 5,02 и 50,25 ± 5,68, р < 0,01).

Показатели по всем шкалам опросника КЖ студенток 6 курса чуть меньше, чем студенток 4 курса в точке 0, но статистически значимых различий не обнаружено.

Заключение:

–  группы студенток 6 и 4 курса сопоставимы по многим медико-социальным характеристикам;

–  студентки-старшекурсницы имеют самые высокие показатели качества жизни по шкалам физического функционирования ФФ, ролевого физического функционирования РФФ, самые низкие показатели – по шкалам жизнеспособности Ж, социального функционирования СФ;

–  качество жизни студенток-четверокурсниц неоднородно в течение месячного блока обучения с ухудшением показателей как физического (ролевое физическое  функционирование), так и психологического (жизнеспособность, ролевое эмоциональное функционирование) компонентов здоровья.

 

    Литература

  1. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. – Москва, 2007. – 320 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Белозерова О.В. Медико-социальный портрет и качество жизни студенток старших курсов педиатрического факультета. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы