Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза
Луцкова Л.Н., Русина Н.А. (Ярославль)
|
Луцкова Людмила Николаевна
– слушатель курса «Преподаватель высшей школы»,
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры госпитальной терапии с
профпатологией ЯГМА.
E-mail: lluckova@yandex.ru
|
|
Русина Наталья Алексеевна
– кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой
педагогики и психологии с курсом ИПДО ГБОУ ВПО Ярославская государственная
медицинская академия Минздравсоцразвития России.
E-mail: psyholog@yma.ac.ru
|
Аннотация. В статье представлены результаты исследования факторов,
влияющих на учебную мотивацию у студентов Ярославской государственной
медицинской академии. Показано, что в структуре учебной мотивации можно
выделить сопутствующие профессиональному становлению будущих врачей
компоненты, состав и выраженность которых зависят от гендерных и половых
различий. В группах сравнения выявлены разные факторы, что свидетельствует
о значительном влиянии половой принадлежности на структуру учебной мотивации
студентов медицинского вуза.
Ключевые слова: структура учебной мотивации, мотивация достижения,
гендер, половые различия, студент.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение. Формирование учебной мотивации является одной из
основных задач современного образования. Процесс формирования структуры
учебной мотивации начинается с первых дней обучения в вузе, а
эффективность обучения в каждом конкретном случае в большей степени
зависит от структуры и силы мотивации. Изучение факторов, влияющих
на учебную мотивацию студентов, имеет большое значение для повышения
эффективности высшего образования. При анализе учебной мотивации
студентов важно не только выявить доминирующий мотив, но и учесть
структуру мотивационной сферы. Мотивация не только детерминирует
деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы психической
деятельности. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития
как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей
среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и
силе) тех или иных мотивов. Мотивация достижения, рассматриваемая как
мотивация к успеху или избеганию неудач, широко изучались в зарубежной
психологии Дж. Аткинсоном, Д. Мак Клелландом и др. [1].
Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание
достичь успеха, и страх перед неудачей. В отечественной психологии
мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор
жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности
[5,6]. Изучение вопросов, касающихся мотивации личности, является
приоритетной областью психологии. Исследователями изучались различные
аспекты проблемы: развитие мотивации к овладению профессией в период
обучения в вузе [8], мотивы как фактор эффективности учебной
деятельности студентов медицинского вуза [13], влияние мотивации и
интеллекта на уровень учебной активности студентов, становление
студентов в процессе обучения их в вузе [14], мотивационный компонент
психологической готовности к выбору профессии в ранней юности [11],
психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной
деятельности в процессе обучения в вузе [12] и другие. Одной из проблем
оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является
изучение вопросов, связанных с учебной мотивацией. Это определяется
тем, что в системе «обучающий – обучаемый» студент
является не только объектом управления этой системы, но и субъектом
деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя
подходить односторонне, обращая внимание лишь на «технологию»
учебного процесса, и не принимая в расчет мотивацию. Рассматривая
мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие
мотив тесно связано с понятиями цель и потребность. В личности
человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера.
В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений:
потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.
Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и
динамичностью. В работах Л.И. Божович отмечалось, что учебная
мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими
могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой
деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы,
связанные с потребностью личности занять определенную позицию в
системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит
развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов,
изменение ведущих доминирующих потребностей [4]. В исследовании
Ю.М. Орлова отмечено, что «наибольшее влияние на
академические успехи оказывает познавательная потребность в
сочетании с высокой потребностью в достижениях» [9].
Исследователи учебно-профессиональной мотивации (А.А. Реан,
В.А. Якунин, Н.Ц. Бадмаева) выделяют в ее структуре семь
основных мотивов: коммуникативные (чтобы заводить знакомства и
общаться с интересными людьми и др.), мотивы избегания (чтобы не
отставать от друзей, чтобы избежать осуждения и наказания за плохую
учебу и др.), мотивы престижа (чтобы быть в числе лучших студентов
и др.), профессиональные (учусь, потому что мне нравится избранная
профессия и др.), мотивы творческой самореализации (чтобы узнавать
новое, заниматься творческой деятельностью и др.), учебно-познавательные
(чтобы приобрести глубокие и прочные знания и др.), социальные
(потому что полученные знания позволят добиться всего необходимого
и др.) [2, 10]. На основании анализа научной литературы можно заключить,
что мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей,
которые студент стремится достичь, и внутренней активности его личности.
Высокий уровень учебной мотивации выражается в принятии студентом целей
и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Как показывают
социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности
неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных
особенностей студентов, уровня развития студенческого коллектива и т.д.
Половая принадлежность определяет не только социальную половую роль,
которую исполняет человек, но и мотивы его действий, стиль его
поведения. Биологический пол является основой для дальнейшего
социального конструирования гендерной идентичности личности. Гендерная
роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей
индивидов в зависимости от их половой принадлежности [3]. На различие в
поведении мужчин и женщин оказывают влияние многочисленные
психологические факторы: особенности восприятия, мышления,
темперамента, нервной системы, взаимоотношений с окружающими и др.
Психолог Сандра Бем предложила концепцию психологической андрогинии,
которая внесла существенные коррективы в представления о маскулинности
и фемининности [15]. Андрогиния – понятие, обозначающее людей,
успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно
женские психологические качества. В 1974 г. Сандра Бем в рамках
концепции андрогинии предложила тест маскулинность-фемининность
(мужественность-женственность). К первой группе относятся маскулинные
индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как
честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные
индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как
мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины –
люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты.
Андрогиния является важной психологической характеристикой человека,
определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от
ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессам,
способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности.
Гендерные особенности играют значительную роль в процессе
профессионального становления [7,16]. Вопросы, связанные с половыми,
гендерными и психологическими особенностями личности, все чаще входят в
число наиболее активно обсуждаемых в современном обществе. Таким
образом, все выше сказанное определяет актуальность данного
исследования.
Материалы и методы исследования. В исследовании принимали
участие 100 студентов 5 и 6 курса лечебного факультета Ярославской
государственной медицинской академии, которые были разделены на две
группы сравнения: 1 группа – женщины, 2 группа
– мужчины. Было обследовано 79 женщин (55 студенток 5 курса
и 24 студентки 6 курса) и 21 мужчина (15 студентов 5 курса и 6 студентов
6 курса) в возрасте от 20 до 28 лет (в среднем 24 года). Предмет
исследования: факторы, влияющие на учебную мотивацию студентов.
Экспериментальные методы: диагностика учебной мотивации студентов
(А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой),
диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан), диагностика
гендерных характеристик – опросник Сандры Бэм
«Маскулинность-фемининность» (мужественность-женственность).
На добровольной основе проводилось анонимное психологическое тестирование
участников исследования, регистрировались их пол, возраст и успеваемость.
Полученные результаты заносились в индивидуальную регистрационную
карту. Для обработки результатов исследования использовалась программа
Microsoft Excel 2000 и пакет прикладных программ STATISTICA 7.0
StatSoft Inc. (США). Полученные в результате исследования данные были
подвергнуты обработке с применением методов математической статистики.
Для изучения взаимосвязи двух признаков использовался корреляционный
анализ по Спирмену. С целью оценки влияния различных факторов на
учебную мотивацию был проведен факторный анализ.
Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено,
что среди его участников преобладали студенты с хорошей успеваемостью
– 49% (49 чел.), у 34% (34 чел.) – была удовлетворительная
успеваемость, у 17% (17 чел.) – отличная успеваемость. В
группе женщин – студентов с отличной успеваемостью было
14 чел. (18%), а в группе мужчин отличников меньше –
3 чел. (14,3%). В таблице 1 представлено количественное распределение
студентов с разной успеваемостью в двух группах сравнения.
Таблица 1
Количественное распределение студентов с разной успеваемостью
в двух группах сравнения
При исследовании мотивации достижения в двух группах сравнения
выявлено преобладание студентов со средней мотивацией. Студентов с
мотивацией достижения успеха больше в группе мужчин – 8 чел.
(38,1%), чем в группе женщин – 17 чел. (21,5%). Студентов с
мотивацией избегания неудачи значительно больше в группе женщин –
25 чел. (31,7%), чем в группе мужчин – 1 чел. (4,8%).
Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о влиянии половых
различий на мотивацию достижения.
Таблица 2
Количественное распределение студентов с разной мотивацией
достижения в двух группах сравнения
В двух группах сравнения у студентов с отличной успеваемостью
преобладает мотивация достижения успеха, у студентов с хорошей
успеваемостью преобладает средняя мотивация. У студентов с
удовлетворительной успеваемостью: в группе мужчин преобладает
средняя мотивация, а в группе женщин – преобладают мотивация
избегания неудачи и средняя мотивация.
В процессе изучения гендерной идентичности студентов было выявлено
преобладание андрогинного типа личности: 81% (17 чел.) среди
мужчин, 85% (67 чел.) среди женщин. Маскулинный тип личности
выявлен у 19% (4 чел.) мужчин и у 1% (1 чел.) женщин,
фемининный тип личности выявлен только у женщин – 14%
(11 чел.). В таблице 3 представлено количественное распределение
студентов с разной успеваемостью по типам гендерной идентичности в
двух группах сравнения.
Таблица 3
Количественное распределение студентов с разной успеваемостью
по типам гендерной идентичности в двух группах сравнения
При исследовании количественного распределения студентов с разной
успеваемостью по типам гендерной идентичности было установлено, что в
двух группах сравнения преобладали носители андрогинного типа личности
(А) с хорошей успеваемостью: 10 чел. (47,6%) в группе мужчин и
30 чел. (38%) в группе женщин. Среди студентов с маскулинным
типом личности (М) преобладали мужчины с удовлетворительной
успеваемостью, у женщины с маскулинным типом личности была хорошая
успеваемость. У носителей фемининного типа личности (F) была выявлена
хорошая и отличная успеваемость, студентов с удовлетворительной
успеваемостью в этой группе не было.
В ходе исследования было установлено, что в целом для студентов
большое значение имеют профессиональные, коммуникативные и социальные
мотивы (р < 0,05). Кроме того, были выявлены различия
в структуре учебной мотивации студентов в двух группах сравнения:
у женщин достоверно более значимыми оказались коммуникативные и
профессиональные мотивы, а у мужчин – социальные и профессиональные
мотивы (р < 0,05). При оценке интеркорреляционных связей
наиболее сильная положительная корреляционная зависимость в группе
женщин была выявлена между коммуникативными мотивами и мотивами престижа
(r = +0,57, p < 0,05). В группе мужчин
наиболее сильная положительная корреляционная зависимость наблюдалась
между учебно-познавательными мотивами и мотивами творческой
самореализации (r = +0,81, р < 0,05).
В отличие от женщин, у мужчин отсутствовала корреляционная зависимость
между успеваемостью и мотивацией достижения.
С целью оценки влияния различных факторов на учебную мотивацию
студентов в двух группах сравнения был проведен факторный анализ. В
качестве составляющих использовались 11 параметров: возраст,
успеваемость, гендер, коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы
престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации,
учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы, мотивация достижения.
В группе женщин в ходе факторного анализа с последующей
ротацией интеркорреляционной матрицы было выделено 3 фактора,
подлежащих интерпретации: 1) «личный престиж»,
состоящий из двух показателей: мотивов престижа (0,87) и
коммуникативных мотивов (0,76); 2) «профессиональный
успех», представленный тремя показателями: профессиональные
мотивы (0,75), мотивация достижения (0,72), успеваемость (0,70);
3) «гендер», представленный показателем гендерной
идентичности (0,82). В группе мужчин также выделено 3 фактора,
подлежащих интерпретации: 1) «познание», состоящий
из трех показателей: мотивов творческой самореализации (0,93),
учебно-познавательных мотивов (0,84), социальных мотивов (0,82);
2) «мотивация достижения», представленный показателем
мотивация достижения (0,93); 3) «социальное
одобрение», состоящий из двух показателей: коммуникативные
мотивы (0,79) и мотивы избегания (0,76).
Обсуждение. В результате проведенного исследования было
выявлено, что среди его участников преобладали студенты с хорошей
успеваемостью в двух группах сравнения. Студентов с отличной успеваемостью
было больше в группе женщин. Изучение мотивации достижения в двух
группах сравнения выявило преобладание студентов со средней мотивацией
в двух группах сравнения. Кроме того, у мужчин, по сравнению с женщинами,
преобладает мотивация достижения успеха. А у женщин, относительно мужчин,
преобладает мотивация избегания неудачи. В двух группах сравнения
мотивация достижения успеха преобладает у студентов с отличной
успеваемостью.
В процессе изучения гендерной идентичности студентов было выявлено
преобладание андрогинного типа личности в двух группах сравнения. Это
обусловлено тем, что современные студенты в наибольшей степени
ориентированы на стратегию приспособления в изменяющихся условиях, а у
андрогинных индивидов маскулинные и фемининные черты представлены
гармонично и взаимодополняемо, что повышает адаптивные возможности.
Кроме того, для профессии врача очень важно формирование устойчивости
к стрессам, что в большей степени характеризует андрогинный тип личности.
Это позволяет врачам менее жестко придерживаться полоролевых норм,
свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским, менять
свое поведение в зависимости от ситуации, выходя за пределы стереотипного
мировосприятия и самооценки.
В результате проведенного исследования были выявлены различия
в структуре учебной мотивации студентов в двух группах сравнения.
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что половая
принадлежность оказывает значительное влияние на структуру учебной
мотивации студентов. В группе женщин более значимыми являются мотивы
престижа (быть в числе лучших студентов, добиться одобрения родителей и
окружающих, и др.) и коммуникативные мотивы (заводить знакомства и
общаться с интересными людьми и др.). Это объясняется тем, что
представительницам женского пола вообще свойственна большая потребность
в социальных контактах, чем представителям мужского пола.
Для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой
самореализации (узнавать новое, заниматься творческой деятельностью),
учебно-познавательные мотивы (приобрести глубокие и прочные знания,
заняться в будущем научной деятельностью по специальности и
др.) и социальные мотивы (полученные знания позволят добиться всего
необходимого, от успехов в учебе зависит уровень материальной
обеспеченности в будущем и др.). Полученные результаты отражают
особенность мужской психологии – мужчины направляют
свою активность на конкретную творческую деятельность, они
предпочитают «делать, а не говорить». Занятие
творческой деятельностью, получение новых знаний для мужчин
имеет большее значение, чем получение отличных оценок.
При проведении факторного анализа было установлено, что
наибольшее влияние на учебную мотивацию у женщин оказывает
фактор «личный престиж», для женщин наиболее актуальны
мотивы престижа и коммуникативные мотивы. Существенное влияние на
учебную мотивацию у женщин оказывает фактор «профессиональный
успех», представленный профессиональными мотивами, мотивацией
достижения и успеваемостью. Кроме того, в группе женщин на учебную
мотивацию оказывает влияние фактор гендерной идентичности.
В группе мужчин наибольшее влияние на учебную мотивацию
оказывает фактор «познание». Для мужчин наиболее
значимыми являются: мотивы творческой самореализации,
учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы. В группе
мужчин мотивация достижения оказывает большее влияние на учебную
мотивацию, что является отражением различий в мотивационной сфере
студентов в двух группах сравнения – у мужчин, по сравнению
с женщинами, преобладает мотивация достижения успеха. Кроме того,
в группе мужчин на учебную мотивацию оказывает влияние фактор
«социальное одобрение», состоящий из коммуникативных
мотивов и мотивов избегания.
Таким образом, в ходе проведенного факторного анализа в группах
сравнения выявлены разные факторы, влияющие на учебную мотивацию,
что свидетельствует о значимости половых различий.
Выводы
1. При исследовании мотивации достижения
студентов медицинского вуза в двух группах сравнения выявлено
преобладание студентов со средней мотивацией, кроме того, у мужчин,
по сравнению с женщинами, преобладает мотивация достижения успеха.
В двух группах сравнения мотивация достижения успеха преобладает у
студентов с отличной успеваемостью.
2. Выявлено преобладание андрогинного типа
личности в двух группах сравнения: 81% (17 чел.) среди мужчин,
85% (67 чел.) среди женщин. Это обусловлено тем, что у андрогинных
индивидов маскулинные и фемининные черты представлены гармонично и
взаимодополняемо, что повышает адаптивные возможности будущего врача в
современных условиях.
3. В двух группах сравнения преобладали
носители андрогинного типа личности с хорошей успеваемостью. Среди
студентов с маскулинным типом личности преобладали мужчины с
удовлетворительной успеваемостью, а у носителей фемининного типа
личности была выявлена только хорошая и отличная успеваемость.
4. В целом для студентов медицинского вуза
большое значение имеют профессиональные, коммуникативные и
социальные мотивы (р < 0,05).
5. Выявлены половые различия в структуре
учебной мотивации студентов-будущих врачей: у женщин достоверно
более значимыми оказались коммуникативные и профессиональные
мотивы, а у мужчин – социальные и профессиональные
мотивы (р < 0,05).
6. В группе женщин наиболее сильная
положительная корреляционная зависимость наблюдалась между
коммуникативными мотивами и мотивами престижа
(r = +0,57,p < 0,05), а в группе мужчин –
между учебно-познавательными мотивами и мотивами творческой
самореализации (r = +0,81,р < 0,05). В
отличие от женщин, у мужчин отсутствовала достоверная корреляционная
зависимость между успеваемостью и мотивацией достижения.
7. Факторный анализ показал, что наибольшее
влияние на учебную мотивацию у женщин оказывает фактор
«личный престиж». Для женщин наиболее актуальны
мотивы престижа и коммуникативные мотивы.
8. В группе мужчин наибольшее влияние на
учебную мотивацию оказывает фактор «познание». Для
мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации,
учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы.
9. В двух группах сравнения выявлены
разные факторы, что свидетельствует о значительном влиянии половой
принадлежности на структуру учебной мотивации студентов.
Литература
- Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. – М.:
Педагогика, 1996.
- Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие
умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004.
С. 151-154.
- Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского
поведения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
– М.: Педагогика, 2006.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
- Казанцева Г.Н., Сидоров К.Р. Психодиагностика мотивации:
методическое пособие. – Ижевск: Издательский дом Удмуртский
университет, 2002.
- Козлова Н.В., Берестнева О.Г., Шелехов И.Л. Особенности
личностного и профессионального становления студентов университета.
Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 9 (87).
С. 103-107.
- Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в
период обучения в вузе. – Л., 1983.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности
учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол.
н. М., 1984.
- Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая
психология. – СПб.: Питер, 2000.
- Сорокоумова Т.В. Мотивационный компонент психологической
готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте. Автореф.
дис. … канд. психол. наук. – М., 1990.
- Шишигина Т.Р. Психологическая подготовка студентов к будущей
профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. Автореф.
дис. … канд. психол. наук. – Тверь, 1993.
- Шкуркин В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной
деятельности студентов медвуза. – М., 1981.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов.
– М. С.-Пет., 1994.
- Bem. S. Gender schema theory: a cognitive account of sex
typing. Psycol. revew. 1981; 88: P. 354-364.
- D’Mello M. Gendered Selves and Identities of
Information Technology Professionals in Global Software Organizations
in India. Information Technology for Development. 2006.
V. 12 (2). P. 131-158.
Ссылка для цитирования
Луцкова Л.Н., Русина Н.А. Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию
студентов медицинского вуза. [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http://
medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|