Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза

Луцкова Л.Н., Русина Н.А. (Ярославль)

 

 

Луцкова Людмила Николаевна

–  слушатель курса «Преподаватель высшей школы», кандидат медицинских наук, ассистент кафедры госпитальной терапии с профпатологией ЯГМА.

E-mail: lluckova@yandex.ru

Русина Наталья Алексеевна

–  кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России.

E-mail: psyholog@yma.ac.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования факторов, влияющих на учебную мотивацию у студентов Ярославской государственной медицинской академии. Показано, что в структуре учебной мотивации можно выделить сопутствующие профессиональному становлению будущих врачей компоненты, состав и выраженность которых зависят от гендерных и половых различий. В группах сравнения выявлены разные факторы, что свидетельствует о значительном влиянии половой принадлежности на структуру учебной мотивации студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: структура учебной мотивации, мотивация достижения, гендер, половые различия, студент.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение. Формирование учебной мотивации является одной из основных задач современного образования. Процесс формирования структуры учебной мотивации начинается с первых дней обучения в вузе, а эффективность обучения в каждом конкретном случае в большей степени зависит от структуры и силы мотивации. Изучение факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов, имеет большое значение для повышения эффективности высшего образования. При анализе учебной мотивации студентов важно не только выявить доминирующий мотив, но и учесть структуру мотивационной сферы. Мотивация не только детерминирует деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы психической деятельности. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. Мотивация достижения, рассматриваемая как мотивация к успеху или избеганию неудач, широко изучались в зарубежной психологии Дж. Аткинсоном, Д. Мак Клелландом и др. [1]. Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности [5,6]. Изучение вопросов, касающихся мотивации личности, является приоритетной областью психологии. Исследователями изучались различные аспекты проблемы: развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе [8], мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медицинского вуза [13], влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов, становление студентов в процессе обучения их в вузе [14], мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в ранней юности [11], психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе [12] и другие. Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с учебной мотивацией. Это определяется тем, что в системе «обучающий – обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимание лишь на «технологию» учебного процесса, и не принимая в расчет мотивацию. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятиями цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки. Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В работах Л.И. Божович отмечалось, что учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью личности занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей [4]. В исследовании Ю.М. Орлова отмечено, что «наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях» [9]. Исследователи учебно-профессиональной мотивации (А.А. Реан, В.А. Якунин, Н.Ц. Бадмаева) выделяют в ее структуре семь основных мотивов: коммуникативные (чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми и др.), мотивы избегания (чтобы не отставать от друзей, чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу и др.), мотивы престижа (чтобы быть в числе лучших студентов и др.), профессиональные (учусь, потому что мне нравится избранная профессия и др.), мотивы творческой самореализации (чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью и др.), учебно-познавательные (чтобы приобрести глубокие и прочные знания и др.), социальные (потому что полученные знания позволят добиться всего необходимого и др.) [2, 10]. На основании анализа научной литературы можно заключить, что мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, которые студент стремится достичь, и внутренней активности его личности. Высокий уровень учебной мотивации выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, уровня развития студенческого коллектива и т.д. Половая принадлежность определяет не только социальную половую роль, которую исполняет человек, но и мотивы его действий, стиль его поведения. Биологический пол является основой для дальнейшего социального конструирования гендерной идентичности личности. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности [3]. На различие в поведении мужчин и женщин оказывают влияние многочисленные психологические факторы: особенности восприятия, мышления, темперамента, нервной системы, взаимоотношений с окружающими и др. Психолог Сандра Бем предложила концепцию психологической андрогинии, которая внесла существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности [15]. Андрогиния – понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. В 1974 г. Сандра Бем в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинность-фемининность (мужественность-женственность). К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины – люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Андрогиния является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Гендерные особенности играют значительную роль в процессе профессионального становления [7,16]. Вопросы, связанные с половыми, гендерными и психологическими особенностями личности, все чаще входят в число наиболее активно обсуждаемых в современном обществе. Таким образом, все выше сказанное определяет актуальность данного исследования.

 

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие 100 студентов 5 и 6 курса лечебного факультета Ярославской государственной медицинской академии, которые были разделены на две группы сравнения: 1  группа – женщины, 2  группа – мужчины. Было обследовано 79 женщин (55 студенток 5 курса и 24 студентки 6 курса) и 21 мужчина (15 студентов 5 курса и 6 студентов 6 курса) в возрасте от 20 до 28 лет (в среднем 24 года). Предмет исследования: факторы, влияющие на учебную мотивацию студентов. Экспериментальные методы: диагностика учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан), диагностика гендерных характеристик – опросник Сандры Бэм «Маскулинность-фемининность» (мужественность-женственность). На добровольной основе проводилось анонимное психологическое тестирование участников исследования, регистрировались их пол, возраст и успеваемость. Полученные результаты заносились в индивидуальную регистрационную карту. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excel 2000 и пакет прикладных программ STATISTICA 7.0 StatSoft Inc. (США). Полученные в результате исследования данные были подвергнуты обработке с применением методов математической статистики. Для изучения взаимосвязи двух признаков использовался корреляционный анализ по Спирмену. С целью оценки влияния различных факторов на учебную мотивацию был проведен факторный анализ.

 

Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено, что среди его участников преобладали студенты с хорошей успеваемостью – 49% (49 чел.), у 34% (34 чел.) – была удовлетворительная успеваемость, у 17% (17 чел.) – отличная успеваемость. В группе женщин – студентов с отличной успеваемостью было 14 чел. (18%), а в группе мужчин отличников меньше – 3 чел. (14,3%). В таблице 1 представлено количественное распределение студентов с разной успеваемостью в двух группах сравнения.

Таблица 1

Количественное распределение студентов с разной успеваемостью
в двух группах сравнения

 

При исследовании мотивации достижения в двух группах сравнения выявлено преобладание студентов со средней мотивацией. Студентов с мотивацией достижения успеха больше в группе мужчин – 8 чел. (38,1%), чем в группе женщин – 17 чел. (21,5%). Студентов с мотивацией избегания неудачи значительно больше в группе женщин – 25 чел. (31,7%), чем в группе мужчин – 1 чел. (4,8%). Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о влиянии половых различий на мотивацию достижения.

Таблица 2

Количественное распределение студентов с разной мотивацией достижения
в двух группах сравнения

 

В двух группах сравнения у студентов с отличной успеваемостью преобладает мотивация достижения успеха, у студентов с хорошей успеваемостью преобладает средняя мотивация. У студентов с удовлетворительной успеваемостью: в группе мужчин преобладает средняя мотивация, а в группе женщин – преобладают мотивация избегания неудачи и средняя мотивация.

В процессе изучения гендерной идентичности студентов было выявлено преобладание андрогинного типа личности: 81% (17 чел.) среди мужчин, 85% (67 чел.) среди женщин. Маскулинный тип личности выявлен у 19% (4 чел.) мужчин и у 1% (1 чел.) женщин, фемининный тип личности выявлен только у женщин – 14% (11 чел.). В таблице 3 представлено количественное распределение студентов с разной успеваемостью по типам гендерной идентичности в двух группах сравнения.

Таблица 3

Количественное распределение студентов с разной успеваемостью
по типам гендерной идентичности в двух группах сравнения

 

При исследовании количественного распределения студентов с разной успеваемостью по типам гендерной идентичности было установлено, что в двух группах сравнения преобладали носители андрогинного типа личности (А) с хорошей успеваемостью: 10 чел. (47,6%) в группе мужчин и 30 чел. (38%) в группе женщин. Среди студентов с маскулинным типом личности (М) преобладали мужчины с удовлетворительной успеваемостью, у женщины с маскулинным типом личности была хорошая успеваемость. У носителей фемининного типа личности (F) была выявлена хорошая и отличная успеваемость, студентов с удовлетворительной успеваемостью в этой группе не было.

В ходе исследования было установлено, что в целом для студентов большое значение имеют профессиональные, коммуникативные и социальные мотивы (р < 0,05). Кроме того, были выявлены различия в структуре учебной мотивации студентов в двух группах сравнения: у женщин достоверно более значимыми оказались коммуникативные и профессиональные мотивы, а у мужчин – социальные и профессиональные мотивы (р < 0,05). При оценке интеркорреляционных связей наиболее сильная положительная корреляционная зависимость в группе женщин была выявлена между коммуникативными мотивами и мотивами престижа (r = +0,57, p < 0,05). В группе мужчин наиболее сильная положительная корреляционная зависимость наблюдалась между учебно-познавательными мотивами и мотивами творческой самореализации (r = +0,81, р < 0,05). В отличие от женщин, у мужчин отсутствовала корреляционная зависимость между успеваемостью и мотивацией достижения.

С целью оценки влияния различных факторов на учебную мотивацию студентов в двух группах сравнения был проведен факторный анализ. В качестве составляющих использовались 11 параметров: возраст, успеваемость, гендер, коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы, мотивация достижения. В группе женщин  в ходе факторного анализа с последующей ротацией интеркорреляционной матрицы было выделено 3 фактора, подлежащих интерпретации: 1) «личный престиж», состоящий из двух показателей: мотивов престижа (0,87) и коммуникативных мотивов (0,76); 2) «профессиональный успех», представленный тремя показателями: профессиональные мотивы (0,75), мотивация достижения (0,72), успеваемость (0,70); 3) «гендер», представленный показателем гендерной идентичности (0,82). В группе мужчин также выделено 3 фактора, подлежащих интерпретации: 1) «познание», состоящий из трех показателей: мотивов творческой самореализации (0,93), учебно-познавательных мотивов (0,84), социальных мотивов (0,82); 2) «мотивация достижения», представленный показателем мотивация достижения (0,93); 3) «социальное одобрение», состоящий из двух показателей: коммуникативные мотивы (0,79) и мотивы избегания (0,76).

 

Обсуждение. В результате проведенного исследования было выявлено, что среди его участников преобладали студенты с хорошей успеваемостью в двух группах сравнения. Студентов с отличной успеваемостью было больше в группе женщин. Изучение мотивации достижения в двух группах сравнения выявило преобладание студентов со средней мотивацией в двух группах сравнения. Кроме того, у мужчин, по сравнению с женщинами, преобладает мотивация достижения успеха. А у женщин, относительно мужчин, преобладает мотивация избегания неудачи. В двух группах сравнения мотивация достижения успеха преобладает у студентов с отличной успеваемостью.

В процессе изучения гендерной идентичности студентов было выявлено преобладание андрогинного типа личности в двух группах сравнения. Это обусловлено тем, что современные студенты в наибольшей степени ориентированы на стратегию приспособления в изменяющихся условиях, а у андрогинных индивидов маскулинные и фемининные черты представлены гармонично и взаимодополняемо, что повышает адаптивные возможности. Кроме того, для профессии врача очень важно формирование устойчивости к стрессам, что в большей степени характеризует андрогинный тип личности. Это позволяет врачам менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским, менять свое поведение в зависимости от ситуации, выходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки.

В результате проведенного исследования были выявлены различия в структуре учебной мотивации студентов в двух группах сравнения. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что половая принадлежность оказывает значительное влияние на структуру учебной мотивации студентов. В группе женщин более значимыми являются мотивы престижа (быть в числе лучших студентов, добиться одобрения родителей и окружающих, и др.) и коммуникативные мотивы (заводить знакомства и общаться с интересными людьми и др.). Это объясняется тем, что представительницам женского пола вообще свойственна большая потребность в социальных контактах, чем представителям мужского пола.

Для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации (узнавать новое, заниматься творческой деятельностью), учебно-познавательные мотивы (приобрести глубокие и прочные знания, заняться в будущем научной деятельностью по специальности и  др.) и социальные мотивы (полученные знания позволят добиться всего необходимого, от успехов в учебе зависит уровень материальной обеспеченности в будущем и др.). Полученные результаты отражают особенность  мужской психологии – мужчины направляют свою активность на конкретную творческую деятельность, они предпочитают «делать, а не говорить». Занятие творческой деятельностью, получение новых знаний для мужчин имеет большее значение, чем получение отличных оценок.

При проведении факторного анализа было установлено, что наибольшее влияние на учебную мотивацию у женщин оказывает фактор «личный престиж», для женщин наиболее актуальны мотивы престижа и коммуникативные мотивы. Существенное влияние на учебную мотивацию у женщин оказывает фактор «профессиональный успех», представленный профессиональными мотивами, мотивацией достижения и успеваемостью. Кроме того, в группе женщин на учебную мотивацию оказывает влияние фактор гендерной идентичности.

В группе мужчин наибольшее влияние на учебную мотивацию оказывает фактор «познание». Для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы. В группе мужчин мотивация достижения оказывает большее влияние на учебную мотивацию, что является отражением различий в мотивационной сфере студентов в двух группах сравнения – у мужчин, по сравнению с женщинами, преобладает мотивация достижения успеха. Кроме того, в группе мужчин на учебную мотивацию оказывает влияние фактор «социальное одобрение», состоящий из коммуникативных мотивов и мотивов избегания.

Таким образом, в ходе проведенного факторного анализа в группах сравнения выявлены разные факторы, влияющие на учебную мотивацию, что свидетельствует о значимости половых различий.

 

Выводы

1.   При исследовании мотивации достижения студентов медицинского вуза в двух группах сравнения выявлено преобладание студентов со средней мотивацией, кроме того, у мужчин, по сравнению с женщинами, преобладает мотивация достижения успеха. В двух группах сравнения мотивация достижения успеха преобладает у студентов с отличной успеваемостью.

2.   Выявлено преобладание андрогинного типа личности в двух группах сравнения: 81% (17 чел.) среди мужчин, 85% (67 чел.) среди женщин. Это обусловлено тем, что у андрогинных индивидов маскулинные и фемининные черты представлены гармонично и взаимодополняемо, что повышает адаптивные возможности будущего врача в современных условиях.

3.   В двух группах сравнения преобладали носители андрогинного типа личности с хорошей успеваемостью. Среди студентов с маскулинным типом личности преобладали мужчины с удовлетворительной успеваемостью, а у носителей фемининного типа личности была выявлена только хорошая и отличная успеваемость.

4.   В целом для студентов медицинского вуза большое значение имеют профессиональные, коммуникативные и социальные мотивы (р < 0,05).

5.   Выявлены половые различия в структуре учебной мотивации студентов-будущих врачей: у женщин достоверно более значимыми оказались коммуникативные и профессиональные мотивы, а у мужчин – социальные и профессиональные мотивы (р < 0,05).

6.   В группе женщин наиболее сильная положительная корреляционная зависимость наблюдалась между коммуникативными мотивами и мотивами престижа (r = +0,57,p < 0,05), а в группе мужчин – между учебно-познавательными мотивами и мотивами творческой самореализации (r = +0,81,р < 0,05). В отличие от женщин, у мужчин отсутствовала достоверная корреляционная зависимость между успеваемостью и мотивацией достижения.

7.   Факторный анализ показал, что наибольшее влияние на учебную мотивацию у женщин оказывает фактор «личный престиж». Для женщин наиболее актуальны мотивы престижа и коммуникативные мотивы.

8.   В группе мужчин наибольшее влияние на учебную мотивацию оказывает фактор «познание». Для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы.

9.   В двух группах сравнения выявлены разные факторы, что свидетельствует о значительном влиянии половой принадлежности на структуру учебной мотивации студентов.

 

    Литература

  1. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. – М.: Педагогика, 1996.
  2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. С. 151-154.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2006.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Казанцева Г.Н., Сидоров К.Р. Психодиагностика мотивации: методическое пособие. – Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2002.
  7. Козлова Н.В., Берестнева О.Г., Шелехов И.Л. Особенности личностного и профессионального становления студентов университета. Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 9 (87). С. 103-107.
  8. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. – Л., 1983.
  9. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. М., 1984.
  10. Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000.
  11. Сорокоумова Т.В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1990.
  12. Шишигина Т.Р. Психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Тверь, 1993.
  13. Шкуркин В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза. – М., 1981.
  14. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М. С.-Пет., 1994.
  15. Bem. S. Gender schema theory: a cognitive account of sex typing. Psycol. revew. 1981; 88: P. 354-364.
  16. D’Mello M. Gendered Selves and Identities of Information Technology Professionals in Global Software  Organizations  in  India.  Information  Technology  for  Development.  2006.  V. 12 (2). P. 131-158.

 

 

Ссылка для цитирования

Луцкова Л.Н., Русина Н.А. Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы